/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииПолитика «перестройки» и Ярославский край. Взгляд через 30 лет

Политика «перестройки» и Ярославский край. Взгляд через 30 лет

Курс на «перестройку» был взят на апрельском пленуме ЦК КПСС ровно 30 лет назад в 1985 году. Основным инициатором нового направления развития страны и реализатором данных идей на практике стал М. С. Горбачев, на тот момент только что занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС после смерти К. У. Черненко. Выступая на пленуме 23 апреля, М. С. Горбачев, с одной стороны, подтвердил преемственность стратегического курса развития СССР и сохранение генеральной линии, направленной на совершенствование общества развитого социализма, с другой — признал наличие немалого количества трудностей и неблагоприятных тревожных тенденций в экономике. Так же были проанализированы и озвучены основные причины этих трудностей: своевременно не была должным образом оценена необходимость ускорения интенсификации развития производства, перемен в методах хозяйствования, не проявлялась настойчивость в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Для их преодоления генеральным секретарем ЦК было предложено следующее: интенсификация экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестройка управления и планирования, повышение организованности и дисциплины, активизация человеческого фактора, широкое внедрение достижений научно-технической революции в производство. Конечной целью данных преобразований должно было стать ускорение социально-экономического прогресса в стране. Именно принятие этих мер и, как следствие, начавшиеся коренные изменения, прежде всего в экономической сфере (но повлекшие за собой изменения во всех остальных сферах) и дали начало новому этапу в жизни советского общества, растянувшемуся на несколько лет, завершившемуся развалом Советского Союза в 1991 году и получившему название «перестройки».

Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв с руководителями Ярославской области. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв с руководителями Ярославской области. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Среди основных мероприятий «перестройки» можно назвать следующие: борьба с коррупцией; антиалкогольная кампания; введение госприемки; принятие Постановления Совета министров СССР от 23 мая 1986 года «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами», Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 года; введение кооперативов как новой формы собственности; принятие Закона «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года, нового Закона о собственности в СССР весной 1990 г.; провозглашение политики гласности и проведение Первого съезда народных депутатов СССР в июне 1989 года. Изначально в 1985—1986 гг. это были отдельные робкие шаги и полумеры, переросшие к 1987 — 1988 гг. в более глубокие изменения и приведшие к дестабилизации обстановки в стране в целом к началу 1990-х годов.

Ярославль и Ярославскую область также не обошли стороной задуманные преобразования, в результате чего она в полной мере ощутила на себе такие «побочные явления „перестройки“» как стагнация промышленного производства, сокращение сельскохозяйственного производства, продовольственные трудности и, как следствие, нарастание социальной напряженности и рост общественно-политической активности ярославцев.

Итоги апрельского пленума ЦК КПСС, положившего начало процессу «перестройки», были обсуждены на очередном пленуме Ярославского областного комитета КПСС в начале мая 1985 года, в результате чего была принята соответствующая программа мероприятий по области с целью претворения в жизнь задуманных преобразований. Ее основными пунктами были: повышение ответственности кадров за соблюдение государственной и плановой дисциплины; усиление контроля со стороны партии за выполнением установленных заданий каждым трудовым коллективом; концентрация основных усилий на решении ключевых проблем экономического и социального развития, всемерной интенсификации производства и земледелия, развитии подсобных хозяйств предприятий, коллективного садоводства и огородничества; обращение пристального внимания на выполнении планов жилищного строительства, повышении качества товаров народного потребления, улучшении медицинского, торгового, транспортного обслуживания населения; направление усилий на повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, экономию всех видов энергии, сырья и материалов; борьба с волокитой в партийной работе, с формализмом и пустословием в политико-воспитательной и идеологической работе, с пьянством и алкоголизмом среди населения. Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, становится очевидным тот факт, что «перестройка» изначально планировалась во всех сферах жизни общества, как экономической, так и общественно-политической. И хотя изменения во второй рассматривались скорее как одно из необходимых условий скорейшего достижения задуманных высоких результатов в сфере экономики, очень скоро они вышли на первое место.

Итак, к началу «перестройки» ярославская промышленность, как и в целом по стране, подошла с целым комплексом проблем. Промышленность области не выполнила план четырех месяцев текущего года по выпуску продукции и производительности труда. Более 30 крупных предприятий области вынуждены были пойти на корректировки планов в сторону их уменьшения, а это в свою очередь по цепной реакции привело к новому снижению производства. Почти половина предприятий не выполнила обязательства по поставкам, а соответственно не был выполнен и план розничного товарооборота. Достаточно остро стояла также проблема с трудовой дисциплиной (прогулами, пьянством, хищением собственности) и обеспечением промышленности квалифицированными кадрами, все это еще усугублялось трудностями с общей нехваткой рабочих рук. Кроме того устарела материальная база большинства предприятий, что требовало срочного вложения средств на модернизацию. Особенно остро вышеперечисленные проблемы стояли на таких крупнейших предприятиях области, как объединение «Автодизель», комбинате «Красный Перекоп», объединении «Лакокраска», шинном заводе, льнокомбинате «Тульма» и других. Треть предприятий области в 1985–1986 годах допустила опережение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда.

Несмотря на принятые на апрельском пленуме ЦК решения об ускорении научно-технического прогресса и внедрении его разработок в промышленность, на практике все проходило довольно медленно и со скрипом. Бюро Ярославского обкома отмечало, что слабо осуществлялось научное руководство и надзор за процессами, переданными в эксплуатацию, освоение новых мощностей не укладывалось в назначенные сроки, слишком растягивались по времени работы от начала разработки процессов до их освоения и промышленного внедрения (что могло доходить до 10–15 лет), не находили проработки вопросы использования побочных продуктов и отходов производства. Что касается введения госприемки (то есть приема готовой продукции предприятия специализированной государственной комиссией), то она вместо улучшения качества продукции, чуть не привела к парализации производства в Ярославле, так как скопилось несколько тысяч тонн продукции не соответствующей стандартам. А переход ряда предприятий на самофинансирование и самоокупаемость выявил слабую подготовленность к работе в новых условиях хозяйствования. В результате Ярославская область к 1987 году не только не выполнила задания по поставкам товаров в другие области, но и не обеспечила собственные потребности.

М. С. Горбачёв в выставочном комплексе ЦНТИ. Фото из фондов ЦДНИ

М. С. Горбачёв в выставочном комплексе ЦНТИ. Фото из фондов ЦДНИ

Хотя в сельское хозяйство были сделаны большие капиталовложения, здесь так же на лицо был целый комплекс проблем. Темпы роста производства сельскохозяйственной продукции не соответствовали заданиям Продовольственной программы, накопленный в отрасли производственный потенциал использовался не в полную силу. Все еще больше усугублялось существующими демографическими проблемами и отсутствием специалистов экономистов и зоотехников. Как итог, за 1981–84 года государство не дополучило против плана значительное количество продуктов земледелия и животноводства, не были выполнены планы по продаже молока, картофеля, овощей, льнопродукции. До одной пятой всех хозяйств области работало нерентабельно. Серьезным тормозом во внедрении прогрессивных форм организации труда являлся низкий уровень механизации ферм. И даже созданные для улучшения дел в сельском хозяйстве районные агропромышленные объединения (РАПО), призванные объединить усилия сельского хозяйства и его партнеров, не только не улучшили ситуацию, а наоборот, привели лишь к усилению бюрократизма на местах. А сохранение старых методов управления приводило лишь к еще большему уменьшению эффективности сельскохозяйственного производства. В целом по области темпы роста производства валовой продукции сельского хозяйства в 1981–1984 годах были гораздо ниже, чем это было предусмотрено Постановлением ЦУ КПСС и Совета Министров СССР по Нечерноземью. Например, четырехлетний план по продажу государству картофеля в Переславском районе был выполнен лишь на 24%, льноволокна по Некоузскому району — на 32%. Особенно остро в области к середине 1980-х годов встала проблема с обеспечение населения молоком в связи с массовым недовыполнением планов хозяйствами Любимского, Гаврилов-Ямского, Пошехонского, Ростовского и Переславского районов.

Дополнительному производству сельскохозяйственной продукции должно было способствовать коллективное садоводство и огородничество, создание и деятельность садоводческих товариществ. Однако и в этом вопросе запросы трудящихся не удовлетворялись полностью из-за существовавшей бюрократической волокиты.

В итоге к концу 1985 года в области, как и в целом по стране, начала ощущаться острая нехватка некоторых продуктов питания, в частности хлеба и молока. Нехватка сырья и сбои в работе предприятий создали напряженную обстановку в Ярославле, Андропове, Ростове и Тутаеве в обеспечении населения хлебом и хлебобулочными изделиями. Власти вынуждены были вводить ограничения на потребление вышеуказанных товаров, а органы прокуратуры усилить контроль за осуществлением действующих законов об ответственности за скармливание скоту хлеба и других продуктов. С перебоями была организована торговля маргарином, пряниками, сахаром, рыбой и крупами. А областная контора Госбанка к концу 1986 года констатировала тот факт, что существуют серьезные недостатки в обеспечении трудящихся области необходимыми товарами и услугами, продолжается несоответствие между ростом денежных доходов и расходов населения и отмечается систематический рост выпуска денег в обращение.

М. С. Горбачёв в совхозе Киргизстан Ростовского района. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

М. С. Горбачёв в совхозе Киргизстан Ростовского района. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

М. С. Горбачёв в овцеводческом комплексе совхоза Киргизстан Ростовского района. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

М. С. Горбачёв в овцеводческом комплексе совхоза Киргизстан Ростовского района. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Одной из ярких черт эпохи «перестройки», запомнившейся всем гражданам СССР, стала проводимая правительством антиалкогольная кампания, направленная на борьбу с пьянством среди населения и, как следствие, на повышение трудовой дисциплины и производительности труда. В соответствии с принятым ЦК КПСС в мае 1985 года Постановлением «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» Ярославским обкомом КПСС был разработан и стал активно внедряться долгосрочный Комплексный план антиалкогольной борьбы. В соответствии с этим планом при горкомах и райкомах КПСС стали создаваться рабочие группы, был укреплен состав и активизирована деятельность комиссий по борьбе с пьянством при областных, городских, районных и поселковых исполкомах. Профкомам было вменено в обязанность строго следить за неукоснительным применением в отношении алкоголиков таких мер, как лишение премий и вознаграждений, путевок в дома отдыха и санатории и других льгот, следить за недопустимостью употребления спиртных напитков на предприятиях, в учреждениях, на банкетах и приемах. Был введен запрет на продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Обкому ВЛКСМ было поручено следить за полным устранением употребления спиртных напитков учащимися, в студенческой среде, в молодежных общежитиях. В целом по области была ограничена продажа винно-водочных изделий, проводилась широкая пропагандистская кампания. Именно тогда был создан Ярославский областной Совет Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость (ВДОБТ) в русле претворения в жизнь Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.05.85 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», существующий и по сей день. Основными направлениями его деятельности являлись и являются широкая пропаганда здорового образа жизни, профилактическая работа с целью ограждения населения от приобщения к алкоголю, табаку, наркотическим веществам, лечебно-оздоровительная работа, организация медико-социальной помощи нуждающимся, привлечение внимания правительственных структур города и области к проблемам алкоголизации населения.

Однако, как отмечалось на заседании бюро обкома, из-за нескоординированности работы разных структур, непоследовательности проводимых действий, отсутствия систематического и глубокого анализа причин данного явления и перегибов на местах, данная кампания не принесла ожидаемых результатов, а вызывала лишь недовольство населения. Так по-прежнему на высоком уровне остались прогулы и увольнения с предприятий на почве пьянства, отмечался рост бытовых преступлений по той же причине, участились случаи самогоноварения и наркомании. А сокращение объема продаж винно-водочных изделий не стало для руководителей торгующих организаций поводом для энергичных поисков путей увеличения продаж продовольственных и промышленных товаров.

Таким образом, первые годы «перестройки» и робкие попытки реформ выглядели не слишком утешительно как в масштабах всей страны, так в границах Ярославского края. Стало очевидно, что задуманные нововведения шли вразрез с устоявшимися методами управления, а введение элементов демократии и рынка требовали коренных изменений в стиле и методах работы руководящих кадров. Скопившийся клубок жизненно важных проблем и противоречий заставил советское руководство пойти дальше по пути глубокого реформирования и перестройки всей системы в духе демократического социализма. Согласно решениям январского Пленума ЦК КПСС 1987 года был подтвержден общий курс на «перестройку» (данный термин впервые был официально зафиксирован в партийных документах, до этого он употреблялся только в устных выступлениях и СМИ) и максимальную демократизацию всех сфер жизни общества, усиление социальной ориентации экономики. Новые преобразования в экономике также были окончательно закреплены в принятом в июне 1987 года Законе «О государственном предприятии (объединении)», заложившем новые принципы управления народным хозяйством, а именно: планирование снизу, оптовая торговля средствами производства, самофинансирование предприятий и самоокупаемость, установление цен на продукцию по договоренности сторон, право коллектива самостоятельно распоряжаться хозрасчетным доходом. А принятие в феврале 1987 года Постановления Совета Министров СССР «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» и в мае 1988 года «Закона о кооперации» закрепили по сути дела новую форму хозяйствования и разрешили кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей. Данные шаги были предприняты с надеждой на то, что кооперативы улучшат качество обслуживания граждан и ликвидируют товарный дефицит. То есть январский Пленум ЦК, июньский Пленум ЦК и принятие вышеуказанного закона завершили выработку целостной концепции «перестройки» и перевели ее реализацию в практическую плоскость.

Горбачёв в Ростовском горкоме КПСС. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Горбачёв в Ростовском горкоме КПСС. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Однако на деле все оказалось гораздо прозаичнее, чем на бумаге. Вместо ожидаемых темпов роста по Ярославской области к концу 1987 года отмечался спад производства продукции и производительности труда, вместо перевыполнения — каждое второе предприятие не выполняло план по договорным поставкам, отставал и выпуск товаров народного потребления, отмечались постоянные срывы поставок предприятиями-смежниками и как следствие простои в работе. Ситуация усугублялась еще и начавшейся кадровой чехардой как в сельском хозяйстве, так и на ведущих промышленных предприятиях области. А введение многосменного режима работы на промышленных предприятиях не привело к ожидаемому росту производительности. Как отмечало само бюро обкома, коллективы оказались просто не готовы к работе в новых условиях хозяйствования, а претворение в жизнь идей «перестройки» сводилось лишь к тому, что новые методы хозяйствования пытались втиснуть в старые рамки организации производства и труда.

Тоже самое можно было наблюдать и в сельском хозяйстве. Интенсивные технологии внедрялись медленно, слабо решались вопросы социального переустройства села, плохо распространялся лучший опыт. В итоге область к концу 1987 года заняла одно из последних мест среди соседних областей по основным показателям продуктивности животноводства. Все это в совокупности не могло не сказаться на жизни населения края, которое плохо обеспечивалось продовольственными и промышленными товарами и недополучало необходимого бытового и медицинского обслуживания. А принятая в области «Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986–2000 годы», предусматривавшая увеличение объемов производства непродовольственных товаров к 2000 году на 65, 8%, товаров легкой и текстильной промышленности на 46%, не только не была выполнена, но и наметился резкий спад объемов производства.

М. С. Горбачёв беседует с рабочими совхоза Киргизстан Ростовского района. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

М. С. Горбачёв беседует с рабочими совхоза Киргизстан Ростовского района. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Что же касается «перестройки» в общественной и политической жизни, то здесь важным событием стала проведенная 28 июня-1 июля 1988 года XIX Всесоюзная конференция КПСС, принявшая целый пакет резолюции («О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны», «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе»). Все это вместе взятое послужило толчком к коренным преобразованиям во внутриполитической жизни страны в целом и Ярославской области в частности. Расширение внутрипартийной демократии, разрешение выдвигать на руководящие посты беспартийных, послабления цензуры и провозглашение гласности, проведение выборов в Советы на альтернативной основе, а также созыв нового органа государственной власти — Съезда народных депутатов, избиравшегося населением и общественными организациями привели, с одной стороны, к превращению КПСС из государственной структуры в политическую партию, а с другой стороны — к росту общественно-политической активности жителей СССР, в том числе и ярославцев.

На очередном заседании Ярославского областного комитета КПСС было принято решение о сокращении и реструктуризации отделов, сокращении числа работников с целью усиления политического характера партийного руководства. Были предприняты попытки коренной перестройки стиля, форм и методов работы. Однако все эти меры уже оказались несвоевременны, а сложившаяся тяжелая экономическая ситуация в области лишь способствовала взрыву народного недовольства.

Ярославцы одними из первых бурно отреагировали на назревающие серьезные внутриполитические перемены, и именно в Ярославле 23—24 сентября 1989 года состоялась областная учредительная конференция нового общественного движения «Ярославский Народный фронт (ЯНФ) — движение содействия перестройке», а 22 октября 1989 г. Учредительный съезд Народного Фронта РСФСР (куда вошел и ЯНФ) — конфедерации массовых общественно-политических организаций, выступавших за обновление советского общества на платформе демократического социализма. Движение, изначально возникшее стихийно как ответ народных масс на происходившие в стране в целом и в области в частности события, на протяжении нескольких месяцев крепло и развивалось, и к моменту Учредительного съезда уже было известно широкой массе ярославцев своими конкретными делами. Основной формой работы ЯНФ стали регулярные дискуссии, проходившие на стадионе «Шинник» и собиравшие от 5 до 10 тысяч человек. Подобные митинги-встречи стали наглядным примером внедрения на деле политики гласности, «одним из маленьких воплощений демократии» и борьбы за правовое государство, они прочно вошли в жизнь ярославцев, став традицией.

Митинг протеста ЯНФ. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО Митинг протеста ЯНФ. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Митинг протеста ЯНФ. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Добившись массовой народной поддержки, ЯНФ весной 1989 года также решил попробовать свои силы на центральном уровне, выдвинув несколько своих кандидатов (лидеров Народного фронта) для участия в выборах на I съезд народных депутатов. Среди них были известные в городе лица, как-то: подполковник советской армии, кандидат военных наук, выпускник военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, летчик-штурман первого класса Подзирук В.С.; директор колхоза «Дзержинский» Д. А. Стародубцев; преподаватель философии ЯРГУ И. Б. Шамшев (выдвинут коллективами университета, ПТНИИ, НИИМСКа, библиотеки Крылова, областной библиотеки Некрасова, редакции газеты «Юность»). Все они были поддержаны населением, в отличие от кандидатур, выставленных партийным аппаратом области, и приняли участие в работе I съезда народных депутатов в Москве.

Митинг протеста ЯНФ. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО Митинг протеста ЯНФ. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Митинг протеста ЯНФ. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Так в конце 1980-х — начале 1990-х Ярославский Народный Фронт активно участвовал в подготовке к выборам в Верховный Совет, республиканский и местный Советы, провел несколько акций в поддержку Б. Н. Ельцина и демократических преобразований в стране, в защиту прав военнослужащих; принял активное участие в проведении референдума по сохранению СССР, не говоря уже о множестве достижений местного уровня. Однако резкая смена политического строя в стране развела вчерашних союзников по разные стороны баррикад, втянув их в общероссийские политические события. Например, один из лидеров ЯНФ И. Шамшев, будучи сторонником Б. Ельцина, участвовал в поддержке расстрела российского парламента в октябре 1993 года, среди защитников которого оказался другой лидер ЯНФ Е. Ковалев.

Таким образом, к моменту распада Советского Союза и началу кардинальных внутриполитических и экономических преобразований 1990-х гг. Ярославль и Ярославская область подошли с целым грузом экономических проблем, проблем с обеспечением населения продуктами питания и предметами первой необходимости и, как следствие, бурным ростом общественно-политической активности граждан. Жизнь ярославцев в годы перестройки является, пожалуй, ярким примером перестроечной жизни большинства граждан СССР. За долгие годы изолированности, существования административно-командной системы, перекосов в экономике и нежелания что-либо менять в годы «брежневского застоя» к 1985 году накопился целый комплекс проблем и противоречий, требовавший немедленного решения. Взятый М. С. Горбачевым курс на «перестройку» как раз и был призван произвести эти изменения, но в рамках существующего режима. Однако результаты показали (и это ярко видно и на примере Ярославской области), что попытка внести элементы рынка в старую систему административного командования и элементы демократии при сохранении безусловного доминирования КПСС не увенчались успехом. А накапливающиеся как снежный ком экономические трудности привели лишь к все более возрастающему недовольству населения. И к 1991 году сложился клубок противоречий, требовавший принятия радикальных решений, которые уже не могли пройти безболезненно.

Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О.Н.

/ 14 марта 2015 г.