/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииСельская ремесленная учебная мастерская им. Воденикова (к 110-летию со дня образования)

Сельская ремесленная учебная мастерская им. Воденикова (к 110-летию со дня образования)

             

В последнее время в процессе реформирования системы образования в России все чаще обозначается необходимость возрождения начального профессионального образования, представленного в прошлом ремесленными школами, училищами, мастерскими, готовившими кадры для обслуживания промышленных предприятий страны. Сегодня на федеральном и региональном уровнях власти признается важность подобной подготовки квалифицированных специалистов для успешного развития современной социально-экономической сферы. К тому же в деятельности малого и среднего предпринимательства отмечается растущий спрос на специалистов, подготовленных с учетом опыта обучения ремесленным профессиям. Однако опыт подготовки профессиональных кадров, сложившийся на территории России, практически не систематизировался, и не обосновывалась сама возможность его применения на современном этапе. Поэтому исследование процесса подготовки квалифицированных специалистов представляется актуальным и обеспечивает возможность разработки механизмов использования прошлой практики ремесленного образования в условиях современной профессиональной школы.

Целью данной публикации является анализ особенностей организации образовательного процесса в одном из типов низших профессиональных учебных заведений — сельской ремесленной учебной мастерской. Впервые они были организованы в 1896 году в Уфимской губернии и Санкт-Петербурге. Их дальнейшему распространению способствовало утверждение Государственным Советом в 1897 году Положения о сельских ремесленных учебных мастерских. Задачей этого типа учебных заведений было осуществление подготовки рабочих для сельского хозяйства, способных ухаживать, управлять земледельческими машинами и орудиями, производить их ремонт, изготавливать новые несложные детали машин и другой сельскохозяйственный инвентарь. Учредителями мастерских могли быть правительство, органы местного самоуправления, а также частные лица и общества. Создание таких учебных заведений было не из дешевых, учитывая дотацию в размере 10 тысяч рублей, которую предоставляло царское правительство, а также расходы земств и отдельных меценатов на их обустройство и содержание. В своей деятельности учебные мастерские руководствовались собственными уставами, которые, как правило, передавали содержание Положения 1897 года, а также могли учитывать местные особенности. Положением предполагалось, что в мастерских могли создаваться плотницко-столярные и кузнечно-слесарные отделения. Однако учредители учебных мастерских, с учётом материальных ресурсов и местных нужд, не ограничивались указанным перечнем ремёсел, обустраивая чугунно-литейные, малярные, колёсные, обойные, экипажные, жестяные, кровельные, механические, токарные и другие отделения. Сначала мастерские находились в ведении Министерства финансов, а с 1905 года — Министерства торговли и промышленности. К началу 1917 года в России функционировало 125 сельских ремесленных учебных мастерских, из которых только 6 являлись казёнными.

Сельская ремесленная учебная мастерская имени А. Д. Воденикова открылась 30 августа 1908 года (по старому стилю) в селе Глебове Рыбинского уезда Ярославской губернии. Учреждена была на средства, пожертвованные Ольгой Александровной Глазовой в память об её отце, Александре Дмитриевиче Воденикове — уроженце села Глебова, купце 1-ой гильдии, коммерции советнике (занимался торговлей колониальными товарами), потомственном почётном гражданине, большом благотворителе (имел большую недвижимость в городе Санкт-Петербурге). О. А. Глазова внесла на обеспечение учебной мастерской 385 тысяч рублей процентными бумагами. Также ею было израсходовано: на постройку зданий — более 87 тысяч рублей, на оборудование мастерской до 1 января 1917 года — около 61 тысячи рублей. Таким образом, Ольга Александровна на учебную мастерскую имени А. Д. Воденикова израсходовала процентными бумагами и деньгами 533 тысячи рублей.

Место для учебной мастерской в селе Глебове, на высоком берегу реки Волги, в количестве около пяти десятин выделило бесплатно по приговору от 27 декабря 1906 года Глебовское сельское общество. 30 июня следующего года состоялась закладка зданий мастерской, а 30 августа 1908 года — освящение и открытие нового учебного заведения. По плану гражданского инженера А. В. Кенель для мастерской были построены: каменный двухэтажный дом с пристройкою, где размещались: на нижнем этаже — слесарная и столярная мастерские, комната для готовых изделий, комната для склада материалов, на верхнем этаже — спальни учеников, рисовально-чертёжный класс, комната для учебных пособий и вечерних занятий, помещение для больных учеников, столовая, кухня и др.; каменное здание для кузницы и литейной; деревянное одноэтажное здание, где находились квартиры управляющего и трёх мастеров; деревянная баня и прачечная; два деревянных сарая для хранения материалов и сельскохозяйственных машин, а также жилое помещение для литейного мастера; деревянный ледник и колодец. При колодце был поставлен ручной насос, посредством которого легко и быстро вода по трубам поднималась наверх. Мастерская имела собственный огород и сад. Весь отведённый участок был обнесен забором. Также следует отметить хорошее оборудование мастерской. Это различные станки и приборы, дававшие возможность изготавливать многие сельскохозяйственные орудия труда на заводских началах. В 1911 году в мастерской было устроено собственное электрическое освещение от двигателя в 15 лошадиных сил. В апреле 1912 года поставлены 60 аккумуляторов, благодаря которым появилась возможность освещать все помещения в основном здании, а также квартиры управляющего, мастеров и двор с 6 часов вечера и до утра.1

Водениковская учебная мастерская состояла в ведении Министерства торговли и промышленности по учебному отделу и руководствовалась уставом, утверждённым 28 мая 1908 года. Её программа практических работ была составлена таким образом, чтобы по возможности научить своих воспитанников — и тех, кто по окончании курса обучения изберут родом своих занятий ремесло, и тех, кто займётся хлебопашеством — всем тем приёмам механической обработки материалов, которые могли бы понадобиться им в сельском обиходе. Чтобы последние, с одной стороны, были в состоянии улучшить своё хозяйство, а с другой стороны, в холодное время года, свободное от земледельческих трудов и забот, использовать его как для улучшения своей домашней обстановки, так и для увеличения семейного дохода. Однако, несмотря на устав мастерской, согласно которому она должна была готовить опытных специалистов для сельского хозяйства, условия местной жизни и обстоятельства времени вынудили дополнить её учебную программу. Вследствие слабого развития земледелия в Глебовской волости и близлежащих окрестностях большинство окончивших курс обучения уходили на заработки на фабрики и заводы больших городов, поэтому организация учебных практических работ ремесленной мастерской была значительно расширена таким образом, чтобы дать ученикам знания для эффективной работы не только в сельском хозяйстве, но и на промышленных предприятиях. «Так, например, воспитанники мастерской производили как сельскохозяйственные изделия: грабли, лопаты, бороны, плуги, соломорезки, сеялки, веялки, молотилки, так и предметы механико-технических производств: двигатели внутреннего сгорания, насосы, электромоторы, токарные станки простые и винторезные с приспособлениями для фрезеровки и других специальных работ, машины для обработки металла и дерева. Ученики изготавливали разного рода мебель и предметы домашнего обихода, а также производили чугунное и медное литьё». Изделия учеников демонстрировались на ярмарках, которые устраивались в селе Глебове. В специально возведённом для этого павильоне выставлялась продукция мастерской для её осмотра и продажи лицам, посетившим ярмарку. Также во время ярмарки производилось испытание сельскохозяйственных машин с целью заинтересовать покупателей продукцией, выпускаемой Водениковской мастерской. В 1915 году все работы, производимые в слесарной мастерской — изготовление сельскохозяйственных орудий, машин, частей к ним и др. — пришлось приостановить и заняться почти исключительно заказами Государственной обороны. По этой причине учебная мастерская получила дополнительное оборудование, а управляющий и кузнечный мастер для правильного исполнения военных заказов были направлены в Петроград с целью изучения постановки дела на столичных заводах. Все поступающие заказы для обороны страны выполняли ученики слесарной мастерской всех четырёх классов. Работали в две смены, по 8 часов каждая. Рабочий день в слесарной мастерской продолжался по 16 часов, начиная с 7 утра и до 23 часов вечера без перерыва.

Основательница сельской ремесленной мастерской имени А. Д. Воденикова О. А. Глазова, учреждая данное учебное заведение, «желала и надеялась, что окончившие его ученики будут оставаться в деревне и не уйдут в город». Между тем, из отчёта о деятельности мастерской за 1914 год следует, что из 45 учеников, окончивших обучение в 1912–1914 годах, большинство работало в Петрограде на заводах и фабриках, где получало до 5 рублей в день. В деревне осталось работать 5 человек, из которых только один устроил у себя дома собственную столярную мастерскую. Причину столь малого количества оставшихся в деревне учеников следует искать в бедности их родителей, не имеющих каких-либо средств для устройства своих небольших мастерских. Окончившие Водениковскую мастерскую ученики охотно принимались на заводы, фабрики, мастерские в столицах и других городах России, где труд их расценивался весьма высоко.

Следует отметить, что особенность учебного процесса в ремесленных мастерских заключалась в том, что ученики не изучали общеобразовательных или специальных дисциплин, а получали практическую подготовку во время изучения ремёсел и при работе с сельскохозяйственными механизмами. Положением предусматривалась лишь необходимость овладения навыками черчения и рисования. Внедрение в учебный процесс мастерских образовательных предметов было явлением единичным и объяснялось, во-первых, низким уровнем начального образования учащихся, а во-вторых — активным развитием технологий и техники, которое требовало получения более-менее приличных знаний по точным наукам. Полный курс обучения в сельской ремесленной учебной мастерской им. А. Д. Воденикова продолжался четыре года и распределялся на четыре класса. В первые два года шло общее обучение всем ремёслам: слесарному, кузнечному, литейному, плотницко-столярному и модельно-столярному. В последующие два года ученики проходили обучение уже по специальным ремёслам: слесарно-механическому, кузнечному, литейному и столярно-модельно-токарному. Учебная программа по профессиям предусматривала выполнение учащимися работ по возрастанию уровня сложности.

Кроме указанных ремёсел во всех классах преподавали также черчение и рисование. Время, отведённое ученикам на работы в мастерской, на уроки черчения и рисования, не превышало восьми часов в день, не считая двухчасового перерыва на обед и отдых, а также ежедневных вечерних занятий русским языком, арифметикой, геометрией, технологией по одному часу в день. Раз в неделю по вечерам священник церкви села Глебова Д. Н. Соловьёв проводил со всеми учениками духовно-нравственные беседы, а священник села Ивановского П. П. Меценатов обучал их пению молитв и светских песен. Для наилучшего препровождения свободного и праздничного времени ученики, совместно с воспитателем или управляющим, посещали богослужения в церкви села Глебова, устраивали прогулки по берегу реки Волги, в лес, играли в городки, мяч, зимой катались на санках, лыжах, коньках. Желающие могли играть на музыкальных инструментах — собственных или приобретённых мастерской. Для ремесленной мастерской было весьма важно, чтобы окончившие курс обучения ученики, кроме знаний, приобрели твёрдые нравственные устои, весьма важные для дальнейшей жизни. Особый воспитатель в течение всего дня следил за поведением учеников, чтобы они не опаздывали на занятия, не грубили старшим и своим товарищам, не курили и др. Ученикам, нарушившим установленные правила поведения, делался выговор или замечание. Более серьёзные проступки разбирались на Совете и принимались воспитательные меры: ученик оставался без отпуска домой во время праздничных каникул, вызывались родители, понижался балл за поведение, ученик лишался права бесплатного проживания в общежитии, а в особых случаях — исключался.

Всем ученикам, окончившим полный курс обучения, выдавали удостоверения от сельской ремесленной учебной мастерской имени А. Д. Воденикова за подписью почётного смотрителя, управляющего мастерской, всех мастеров и учителя С. С. Масленникова.2

Обучение в мастерской осуществлялось бесплатно. По вероисповеданию все ученики были православные, что требовал § 9 Устава мастерской, преимущественно из бедных крестьян села Глебова и Глебовского сельского общества, «что имелось целью при учреждении данного учебного заведения», и окончивших полный курс обучения в Водениковском двухклассном училище. Однако при наличии свободных мест принимались лица и из других местностей. Из отчёта мастерской за 1914 год видно, что по сословиям ученики делились: крестьян 92%, мещан 7%, духовного звания 1%. По занятиям родителей было больше всего лиц, занимающихся сельским хозяйством — 49%, за ними шли приказчики и ремесленники — 37%, находящихся на службе — 8%, занимающихся торговлей и промышленностью — 6%.

Как правило, в первый низший класс мастерской зачислялись подростки не моложе 14 лет, а также, в исключительных случаях, не достигшие этого возраста. Общий приём учащихся производился в июле, а с 1 августа уже начинались занятия. При мастерской имелось общежитие для учеников, где они получали полное содержание: кровать с постельными принадлежностями, обед и ужин из двух блюд, и два раза в день чай с хлебом. Одеждой и нательным бельём учащиеся не обеспечивались. Последнее выдавалось только, если изыскивались на это средства. Например, из 69 учеников, обучавшихся в 1911 году, только четверо жили у своих родителей в селе Глебове, а остальные 65 помещались во вновь отстроенном здании общежития. Плата за проживание в нём в размере трёх рублей (позднее пяти) взималась с учеников из обеспеченных семей. Дети бедных родителей пользовались общежитием бесплатно. Для наблюдения за здоровьем учеников за особую плату приглашался фельдшер Глебовского фельдшерского пункта В. А. Лавров. Он осматривал их при поступлении, прививал оспу, оказывал необходимую медицинскую помощь, производил дезинфекцию помещений учебной мастерской. Занимался лечением учащихся и врач Копринского врачебного пункта. Для больных имелась отдельная комната и необходимые принадлежности для их лечения. При мастерской с весны 1909 года были устроены небольшой сад и обширный огород. В саду произрастали яблони и ягодные кусты: малина и смородина разных сортов. Огород занимал площадь около десятины, где, главным образом, высаживались картофель и капуста. Выращенные продукты шли на пропитание учеников в общежитии. 3

Почётным смотрителем учебной мастерской имени А. Д. Воденикова состоял действительный статский советник Николай Николаевич Медведев. Управляющим 13 сентября 1908 года был назначен окончивший курс обучения на механико-оптическом отделении при ремесленном училище цесаревича Николая в Петербурге Иван Григорьевич Ухов. Наблюдение за деятельностью Глебовской мастерской, за правильною постановкой в ней учебного дела и за расходованием отпускаемых на её содержание сумм вверено было фабричному инспектору Ярославской губернии. Кроме этого наблюдения общий надзор за оборудованием мастерских и практическими занятиями исполнял мастер механико-оптического и часового отделения при ремесленном училище цесаревича Николая Норберт Болеславович Завадский, который лично осматривал работы учеников и давал необходимые и полезные указания. Он же, во время своих приездов в учебную мастерскую, показывал ученикам опыты с объяснениями по физике и химии.

Ремесленная учебная мастерская имени А. Д. Воденикова была учреждена в Ярославской губернии, в которой значительная часть крестьянского мужского населения отдельных её уездов уходила в столицы, где поступала в торговые заведения и трактиры. «Посылаемые дети в возрасте 12–14 лет, оставаясь без хорошего руководителя и нравственного воспитания, скоро начинали терять эту нравственность. Пробыв в столице 3–4 года, они становились испорченными людьми, вредными для общества и государства, и уже не могли быть полезными своей семье и своей деревне. Покойный А. Д. Водеников, в память которого была устроена мастерская, прожив в Петербурге 86 лет, видел и знал это печальное явление…. Под конец своей жизни он думал устроить на своей родине, в селе Глебове, ремесленное училище, чтобы отвлечь молодое поколение от пороков отхожего промысла». Его дочь, Ольга Александровна Глазова, исполнила заветное желание отца, учредив ремесленную учебную мастерскую преимущественно для крестьян Глебовского сельского общества. Чтобы получив ремесленное образование, юноши могли у себя на родине заниматься сельским хозяйством, а в свободное время — подходящим ремеслом. А если, всё же, после окончания курса обучения в мастерской, молодые люди и имели желание отправиться в отхожий промысел, то «уходили бы взрослыми, зрелыми и подготовленными для добывания средств к жизни».

«Учебная мастерская имени А. Д. Воденикова имела своей целью поднять благосостояние местного населения, улучшить культуру и промышленность в Ярославской губернии и охранить население от пороков….«4

Ваганова Е.И.
зав. отделом ИО и ПД филиала ГКУ ЯО ГАЯО в г. Рыбинске (Статья подготовлена по материалам филиала)

  1. Отчёт сельской ремесленной учебной мастерской имени А. Д. Воденикова в селе Глебове Рыбинского уезда Ярославской губернии за 1911 год. С.-Петербург, 1912. С. 5,7–18. Отчёт сельской ремесленной учебной мастерской имени А. Д. Воденикова в селе Глебове Рыбинского уезда Ярославской губернии за 1916 год. Рыбинск, 1917. С. 3. Отчёт сельской ремесленной учебной мастерской имени А. Д. Воденикова в селе Глебове Рыбинского уезда Ярославской губернии за 1914 год. Петроград, 1915. С. 61, 62.
  2. Отчёт сельской ремесленной учебной мастерской имени А. Д. Воденикова в селе Глебове Рыбинского уезда Ярославской губернии за 1916 год. Рыбинск, 1917. С. 4, 6–8. Отчёт сельской ремесленной учебной мастерской имени А. Д. Воденикова в селе Глебове Рыбинского уезда Ярославской губернии за 1914 год. Петроград, 1915. С. 10–11, 22, 24,29–30,35, 50. Филиал ГКУ ЯО «Государственный архив Ярославской области» в г. Рыбинске — далее РбФ ГАЯО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 2. Л. 2, 17 об, 30.
  3. РбФ ГАЯО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 2. Л. 17–18. Отчёт сельской ремесленной учебной мастерской имени А. Д. Воденикова в селе Глебове Рыбинского уезда Ярославской губернии за 1914 год. Петроград, 1915. С. 27. Отчёт сельской ремесленной учебной мастерской имени А. Д. Воденикова в селе Глебове Рыбинского уезда Ярославской губернии за 1911 год. С.-Петербург, 1912. С. 6, 34–37.
  4. Отчёт сельской ремесленной учебной мастерской имени А. Д. Воденикова в селе Глебове Рыбинского уезда Ярославской губернии за 1911 год. С.-Петербург, 1912. С. 26–27, 30, 40, 41.

/ 27 августа 2018 г.