Загружаю выставку

Дорогой посетитель!

Мы всегда рады, когда население интернета интересуется материалами, которые публикуются на нашем сайте. Мы стараемся подавать информацию максимально понятно и красиво. К сожалению, такой подход не позволяет правильно отображать материал в устаревших браузерах. Ваш браузер принадлежит к их числу. Вы можете обновить свой браузер или установить другой на выбор:

Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 10 или 11 (не работает в Windows XP)

Дорогой посетитель!

Для того, чтобы иметь возможность посмотреть выставку, в вашем браузере должна быть доступна возможность исполнения javascript кода. Пожалуйста, включите javascript для дальнейшей работы. Если вы не знаете, как это сделать, щелкните по этой ссылке для получения подробных инструкций.

Часть 1: подготовка к строительству

Часть 2: строительство

«Превратим город Ярославль в самый красивый благоустроенный город на Волге»

К 70-летию строительства Которосльной набережной в Ярославле (1944-2014)

«Из груд железа, песка и камней не хуже чем Волжская прежняя, вырастет через 70 дней новая набережная»

Сегодня Ярославль — это красивый, благоустроенный город, имеющий множество парков и скверов для отдыха горожан, зеленые бульвары для прогулок, обустроенные набережные, ставшие одной из ярких достопримечательностей для гостей и гордостью для жителей города. Однако так было не всегда. Много сил, времени и средств было потрачено, чтобы придать городу вид, которым мы продолжаем любоваться в настоящее время. В этом году исполняется 70 лет со дня создания Которосльной набережной и сквера на верхней части стрелки рек Волга и Которосль.

27 июля 1944 года на заседании бюро Ярославского городского комитета ВКП (б) было принято решение о строительстве новой набережной в г. Ярославле, которая должна была соединить Американский мост через реку Которосль (ныне мост, соединяющий Московский проспект с Богоявленской площадью) и Стрелку, а также Дом управления Ярославской железной дороги и завод «Красный Маяк» (Матросский спуск). Этот проект подразумевал оформление набережной Которосли по образцу набережной реки Волги (с асфальтированием дорог и озеленением зон отдыха) и реконструкцию Стрелки с превращением ее в городской парк.

Выписка из протокола № 232 заседания бюро Ярославского городского комитета ВКП (б) от 27 июля 1944 года

ЦДНИ ГАЯО. Ф. 273, оп. 68, ед. хр. 801, л. 47, 51

Согласно решению бюро горкома ВКП (б) 5 августа 1944 года было проведено специальное собрание Ярославского городского партийного актива, посвященное возведению новой набережной, на котором прошло обсуждение основных вопросов и программы строительства. Данное мероприятие рассматривалось как начало реализации генерального плана по благоустройству города, проводимого в жизнь силами городских организаций, учреждений и предприятий. Для выполнения массовых заданий и черновых работ предполагалось привлечь жителей города, а работы, требующие определенной квалификации, должны были выполняться специалистами различных профессий.

Возведение набережной преследовало определенную цель: облагородить ту часть Ярославля, через которую проходил (и проходит сейчас) один из путей въезда в город. Как заявил в своем докладе на собрании А. Н. Ларионов, секретарь Ярославского обкома ВКП (б), «на правой стороне берега, под кремлем, лежит огромная свалка металлолома, дискредитирующая город Ярославль и его руководителей, в след за этой свалкой — овраг с городскими нечистотами, причем там такое зловоние, что невозможно пройти мимо, к этому прибавляются дома, различные склады, трущобы, грязь». По его словам, гостям города эта свалка сразу бросается в глаза и «человек, не посмотрев на Волжскую набережную, начинает судить о Ярославле с того, что он увидел при въезде в город». Помимо этого, строительство набережной несло и культурную нагрузку: набережная должна была проходить мимо 10 памятников старины г. Ярославля, тем самым давая возможность жителям и гостям прикоснуться к богатой истории ярославской земли. Также на собрании было принято решение приступить к благоустройству верхней части Стрелки, расположенной у города (она должна была опоясывать вновь построенную набережную). Что касается нижнего яруса, то на тот момент возникала угроза возможности его затопления в ходе строительства ГЭС в г. Горьком. Постановили начать строительство 19 августа 1944 года и полностью закончить его к 27-й годовщине Октябрьской революции (7 ноября 1944 года).

Общий вид берега реки Которосль у Американского моста до строительства набережной. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Свалка металлолома на берегу реки Которосль. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Свалка металлолома на берегу реки Которосль. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Резолюция собрания Ярославского городского партийного актива от 5 августа 1944 года.

ЦДНИ ГАЯО. Ф. 273, оп. 68, ед. хр. 806, л. 3

Начало работ по уборке мусора на месте строительства новой набережной.

Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Для осуществления общего руководства работами по благоустройству было создано специальное управление — Штаб строительства новой набережной в г. Ярославле. Во главе строительства встал начальник областного управления НКВД Владимир Владимирович Губин, а главным инженером был назначен Александр Васильевич Федоров — главный архитектор города Ярославля. Проект новой набережной был разработан в очень короткие сроки — в течение 3-х дней; в 6 дней была закончена его инженерная часть. Над созданием образа трудились лучшие архитекторы и инженеры города Ярославля. Новая набережная должна была включить в себя проезжую асфальтированную часть, газоны, пешеходные дорожки с чугунными перилами. По словам А. В. Федорова отличительной чертой ее должна была стать криволинейность, живописные подъемы, что «раскроет перспективу на широкий волжский простор, на места с памятниками архитектуры». Дальнейший план благоустройства набережной предполагал постройку перекидных мостов, создание сквера с цветниками и беседками.

Федоров Александр Васильевич — главный инженер строительства новой набережной. Фото из газеты «Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 34 от 7 ноября 1944 года

Губин Владимир Владимирович — начальник строительства набережной

Характеристика на главного архитектора города Ярославля Федорова А. В.

ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272, оп. 35, ед. хр. 14179, л. 6

Эскизы новой набережной.

«Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 4 от 25 августа 1944 года, № 5 от 27 августа 1944 года, № 6 от 29 августа 1944 года

Для освещения хода строительства новой Которосльной набережной в средствах массовой информации, городским комитетом партии было принято решение о выходе специального выпуска газеты «Северный рабочий». Специальный номер газеты стал выходить ежедневно тиражом 500 экземпляров. На его страницах печатались статьи об успехах работников народной стройки, поднимались важные вопросы обеспечения строительства, издавались приказы Штаба строительства новой набережной и обсуждались многие другие вопросы. Газета выходила с 19 августа по 7 ноября 1944 года.

Первые номера ежедневной газеты «Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле»

Приказ № 1 начальника строительства ярославской набережной.

«Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 1 от 19 августа 1944 года

Горожане, работающие на строительстве набережной, читают газету «Северный рабочий. На строительстве новой набережной в Ярославле».

Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

«Если ты любишь свой город родной усилья на стройке удвой и утрой!»

Новый 1944 год принес и новые надежды на приближение долгожданной победы в Великой Отечественной войне. Линия фронта была отодвинута далеко от Ярославля, советские войска освобождали Восточную Европу. В этих условиях строительство новой набережной было воспринято ярославцами как подарок уставшему от войны и лишений городу и так ожидаемым дома защитникам-фронтовикам, сыновьям, братьям, мужьям, которые должны были вернуться с победой. Поэтому благоустройство Которосльной набережной являлось личным делом каждого ярославца, в которое вкладывали не только частичку своего труда, но и частичку своей души. За 75 дней строительных работ в них поучаствовал практически каждый дееспособный житель города. После работы на производстве и в выходные дни на трассу выходили все — и старые и молодые.

19 августа 1944 года было начато строительство новой ярославской набережной и закончено в установленный партией срок к 27-й годовщине Октябрьской революции, то есть за 2,5 месяца.

Сообщение Управления строительства новой набережной в г. Ярославле. «Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 25 от 5 октября 1944 года

Сводка штаба строительства.

«Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 10 от 5 сентября 1944 года

По сообщению Управления строительства новой набережной был выполнен следующий объем работ:

— земляные работы — 53. 000 кубометров;
— перемощено булыжной мостовой — 2. 000 кв. метров;
— заасфальтировано проезжей части тротуаров и пешеходных дорожек — 33. 000 кв. метров;
— изготовлено и установлено решеток — 2. 000 погонных метров;
— построен железный пешеходный мост протяжением — 50 метров;
— построены два деревянных моста;
— построено 4 железобетонных лестницы;
— посажено многолетних деревьев — 520 штук;
— посажено кустов и декоративных деревьев — 5.000 штук.

Начало строительства новой набережной. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

На строительстве новой набережной. Земляные работы. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

На строительстве новой набережной. Высадка зеленых насаждений. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

На строительстве новой набережной. Укрепление откосов. Фото из фонда ЦДНИ ГАЯО

В результате проделанной огромной работы бывшая свалка мусора на Михайловском поле и пустырь на Стрелке были превращены в благоустроенные озелененные бульвары для отдыха трудящихся, новая набережная протянулась от Американского моста (ныне — мост через р. Которосль) до Стрелки и от Дома управления Ярославской железной дороги до Матросского спуска. От площади Подбельского (ныне площадь Богоявления) к Американскому мосту был заново сделан тротуар, асфальтовая дорожка к берегу, на берег с дамбы была спущена аккуратная лестница. На самой набережной кустами и деревьями были отделены друг от друга тротуар и проезжая дорога. От Спасского монастыря к Подзеленскому спуску протянулись асфальтовые дорожки, линии молодых лип, кустов декоративной смородины и шиповника. Новая набережная, огибая Стрелку, у Арсенала плавно сливалась со старой Волжской набережной. Сама Стрелка была превращена в хороший сквер. Асфальт и новые решетки украсили также участок Волжской набережной от Дома управления железной дорогой до Матросского спуска.

Строительные работы у стен Спасского монастыря. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Строительство новой набережной. У стен Спасского монастыря. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Строительство деревянного моста на новой набережной. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Строительные работы в районе Стрелки. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

В постановлении бюро городского комитета ВКП(б) от 29 августа 1944 года особо подчеркивалось, что участие граждан в строительстве возможно только на основе добровольности и личного желания, но не смотря на это недостатка в рабочей силе не было. На волне высокого патриотического подъема Ярославцы отработали на строительстве набережной 120000 человеко-дней. С самого начала было развернуто широкое социалистическое соревнование за досрочное окончание работ. Лучшие бригадиры и строители получили премии. Девушки из передовых бригад в качестве поощрения получали труднодоступные в военные годы косметические средства. Не смотря на тяжелые военные условия и нехватку материальных ресурсов, со стороны городского руководства было организовано не менее важное на тот момент моральное поощрение граждан. На каждом строительном участке были установлены доски показателей хода работ, доски социалистического соревнования и доски почета, было учреждено переходящее Красное знамя лучшей бригаде строителей, присуждавшееся ежедекадно. На улицах и площадях города, в цехах промышленных предприятий были вывешены лозунги, призывающие к активному участию в благоустройстве набережной. Лучшим коллективам по итогам работ вручались Почетные грамоты Горкома и Горисполкома ВКП(б). Коллективы, «показавшие образцы самоотверженного труда» по окончании строительства заносились на мемориальную доску и в книгу почета. Кроме того у каждого участника народной стройки была трудовая книжка, где записывались даты выхода на трассу, количество отработанных часов и оценка исполнения. Такой документ был даже у каждой домохозяйки-участницы. В итоге абсолютное большинство ярославцев шли на строительство как на большой народный праздник, в котором все, от мала до велика, принимали непосредственное участие. Так даже школьники, комсомольцы и молодежь несколько раз выходили на воскресники, полностью очистив берег Которосли от металлического лома.

Об учреждении переходящего Красного Знамени горкома ВКП(б) и горисполкома лучшему участку на строительстве новой набережной. «Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 8 от 1 сентября 1944 года

Доска показателей работы по строительству набережной. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Руководитель передовой бригады строителей новой набережной Валя Савинская. Фото из газеты «Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 18 от 19 сентября 1944 года

Письмо фронтовикам от участников строительства новой набережной. «Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 24 от 1 октября 1944 года

Патриотки. Статья о бригадах строителей-домохозяек.

«Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 10 от 5 сентября 1944 года

Со стороны городских властей для работников на набережной были организованы питание и прохладительные напитки, а также культурные развлечения. Например, артисты Ярославской государственной филармонии неоднократно выступали перед участниками строительства с песнями и плясками. Отличился также и Ярославский Дворец пионеров, ребята из которого только за первые 10 дней строительства дали на набережной 4 концерта. Выступал перед строителями и ансамбль клуба «Гигант». Кроме того, для работников были проведены неоднократные лекции и встречи с известными людьми, поэтами, артистами.

Выступления творческих коллективов перед участниками народной стройки на набережной. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Песня строителей новой набережной.

«Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 31 22 октября 1944 года

«Слава творцам народной стройки!».

«Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 34 от 7 ноября 1944 года

Все предприятия города Ярославля приняли самое активное участие в благоустройстве берега реки Которосли. Помимо непосредственного выхода на участки рабочих и служащих, многие заводы работали также над выполнением заказов, связанных со строительством. Так асфальтовый завод в кратчайшие сроки изготовил 5.400 погонных метров бордюрного камня и покрыл 11 тысяч квадратных метров проезжей части дороги и 12. 600 метров тротуара (что составляло довоенную годовую норму). Решетки для новой набережной были изготовлены предприятиями города. В ИТК № 1 и на тормозном заводе было сделано около 30 тонн литья (решетки, столбики, упоры, хомуты).

Установка чугунных решеток на новой набережной. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

На строительстве новой набережной. Подготовка дорожного полотна для укладки асфальта. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Итогом народного почина стало то, что на четвертом году тяжелой и разрушительной войны ярославцы сумели сделать большой вклад в благоустройство родного города, в кратчайшие сроки (75 дней) построив красивейшею набережную. Причем быстрота выполнения не нанесла ущерба качеству. Жители Ярославля сделали огромный подарок к окончанию войны не только себе и вернувшимся фронтовикам, но и многим последующим поколениям горожан, для которых набережная р. Которосли по сей день остается одним из любимых мест отдыха. Недаром уже тогда городские власти назвали новую набережную «замечательным памятником героического труда ярославцев в тылу в дни Великой Отечественной войны».

«Слава творцам этой стройки народной,
Тем, кто военной порой
Сил не щадил и трудом благородным
Город украсил родной»

Последние штрихи в благоустройстве новой набережной. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО

Сообщение о завершении строительства новой набережной.

«Северный рабочий. На строительстве новой набережной в гор. Ярославле», № 34 от 7 ноября 1944 года

Демонстрация в честь XXVII годовщины Октябрьской революции на новой набережной. 7 ноября 1944 года. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО