В мае 1929 года V съезд Советов СССР утвердил первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1929 — 1932 годы. Ключевой задачей пятилетки выдвигалась индустриализация страны. Характерная черта первой пятилетки — строительство новых заводов, представлявших в дальнейшем техническую базу промышленности для реконструкции всего народного хозяйства страны. К числу важнейших строек пятилетки было отнесено 518 ударных строек. Именно они обеспечивались в первую очередь ресурсами.

В Ярославском регионе были определены три сверхударные стройки: в г.Ярославле — резино-асбестовый комбинат (РАК), завод синтетического каучука (СК), в г.Рыбинске — авиамоторный завод. Вопрос о строительстве новых предприятий в Ярославле местные власти неоднократно поднимали в конце 20-х годов. В 1928 году губком ВКП(б) принял постановление «О перспективах строительства новых промышленных предприятий в г.Ярославле». По плану первой пятилетки в Ярославле возводились резино-асбестовый комбинат, включавший в себя семь предприятий: механический, шинный, асбестовый, подошвенный, регенераторный заводы, кордную фабрику, теплоэнергоцентраль, заводы синтетического каучука, сажевый, силикатного кирпича, кислородный, реконструировались и расширяли производство автозавод, судоверфь, паровозоремонтный завод, «Свободный труд» и др.

Строительство резино-асбестового комбината развернулось на пустыре рядом с Полушкиной рощей недалеко от железнодорожного моста через Волгу. Нелегок был труд строителей. Все работы выполнялись вручную. Основными орудиями производства были лопата, кирка, тачка. Стройматериалы подвозились на лошадях. Какая — либо техника на строительстве в то время отсутствовала. Для обучения строительным профессиям были созданы школа «Стройуч», фабрично-заводские училища (ФЗУ), организовывались краткосрочные курсы. В 1930 году на строительстве РАКа трудилось 20 тысяч рабочих. Благодаря такой большой востребованности в кадрах в Ярославле была полностью ликвидирована безработица.













Но строительство разворачивалось крайне медленно, задачи, которые ставились партийными и хозяйственными организациями, не выполнялись. В марте 1930 шефство над строительством РАКа взяла окружная комсомольская организация. Помогали на строительстве молодежь и комсомольцы из Москвы, Иванова, Владимира. В 1931году строительство резиноасбестового комбината было взято под постоянный контроль ЦК ВКП(б). Была создана правительственная комиссия под председательством Г.К.Орджоникидзе, которая наметила меры по ускорению строительства и обеспечению пуска комбината в установленный срок. Президиум Высшего Совета Народного Хозяйства включил комбинат в число 518 ударных строек первой пятилетки, а в январе 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР окончательно определил сроки завершения строительства заводов, вошедших в систему комбината.







Трудящиеся Ярославля принимали действенное участие в постройке РАКа, выходя на субботники и воскресники по доставке и разгрузке стройматериалов, строительству корпусов, очистке территории от мусора и др. Студенты и учащиеся создавали свои ударные бригады, работавшие на стройке. Руководить строительством комбинатом и одновременно его директором был назначен Дмитрий Леонтьевич Михайлов. На тот момент ему исполнилось 30 лет. В 1930 году в числе группы советских инженеров он изучал опыт работы предприятий резиновой промышленности США. По воспоминаниям ветеранов шинного завода это был человек редкой энергии и таланта, больших организаторских способностей. В 1932 году. Когда один за другим стали вступать в строй механический, подошвенный и другие заводы резинокомбината, Д.Л.Михайлова вторично посылают в зарубежную командировку в Англию, Германию, Францию по изучению опыта работы европейских заводов резиновой промышленности. Знакомство с аналогичными зарубежными предприятиями помогало ему в сложный пусковой период: в налаживании производства, освоении нового оборудования, качественном выпуске автопокрышек.







Одновременно с резинокомбинатом строились жилые дома, детские сады, больница, клуб «Гигант», фабрика — кухня и другие объекты культурно-бытовой инфраструктуры.










С пуском первых заводов комбината остро стояли вопросы подготовки квалифицированных кадров. Использовались самые различные формы и методы обучения. Только в 1931 году было подготовлено школами ФЗУ, курсами, учебной базой РАКа 9631 человек. Огромную роль в подготовке кадров играли комбинаты рабочего образования (КРО). На конец 1931 года в них обучалось свыше 12 тысяч человек. Кроме того, в Ярославле готовили кадры 7 индустриальных техникумов (2650), индустриальные рабфаки (550) учащихся. Подготовку и переподготовку кадров инженерно-технических работников вели открытые в Ярославле металловтуз и отделение автодорожного института с рабфаком при нем. Практиковалось командирование работников во ВТУЗы, промакадемию, а также на местные курсы красных директоров.







Другой крупной стройкой в Ярославле являлось строительство завода синтетического каучука (СК). Производство синтетического каучука имело огромное значение для обеспечения экономической независимости страны. Автомобильная, резиновая, оборонная промышленность находились в зависимости от импортных поставок натурального каучука. Поставки его оплачивались золотом. Ранее попытки создания производства синтетического каучука предпринимались Германией и США. В СССР был объявлен международный конкурс на разработку лучшего промышленного способа получения СК. Победителем конкурса стал коллектив ленинградских ученых во главе с С.В.Лебелевым. Проект нового завода синтетического каучука (а им стал Ярославский завод СК) создавался ленинградской проектной группой. Ярославль стал первой стартовой площадкой впоследствии целого ряда таких заводов в стране. В городе уже велось строительство резинокомбината — потребителя синтетического каучука. Имелись значительные сырьевые ресурсы (развитое картофелеводство) для производства спирта (именно из этилового спирта получался синтетический каучук).

В конце мая 1931 года на пустырь рядом со строящимся резинокомбинатом пришли будущие строители завода СК. В их числе 500 рабочих, которые были направлены комсомольскими организациями Ярославля весной — летом 1931 года, стали прибывать по комсомольской мобилизации молодые рабочие из Иванова, Костромы. Средний возраст строителей завода составил 21 год. Работали, не считаясь со временем, выполняя полторы — две нормы за смену. Так же, как и при строительстве резинокомбината, основными орудиями труда были лопаты, лом, тачка. Транспорт —гужевой, работало до 80 подвод.

Но энтузиазм, молодой задор, причастность к такому делу, как строительство первого в мире завода сделали невозможное возможным: к началу 1932 года строительство основных цехов было завершено. Начался монтаж оборудования. Оборудование для завода, поскольку оно не имело аналогов в мире, изготовлялось преимущественно в Советском Союзе. Лишь 5 % сложной химической аппаратуры было приобретено за границей. К монтажу оборудования привлекли ряд монтажных организаций страны. Для установки импортного оборудования были приглашены зарубежные инженеры.

1 июля 1932 года (через одиннадцать с половиной месяцев после начала строительства) завод был пущен. А 7 июля 1932 года на торжественном собрании в театре им. Волкова в присутствии создателя первого в мире промышленного способа производства синтетического каучука С.В.Лебедева, директора завода СК Л.Т.Стрежа, сотен строителей и рабочих завода на стол президиума собрания был водружен кусок каучука, впервые полученный на заводе. А затем начался следующий этап — наращивание его выпуска, а на резино-асбестовом комбинате — замена натурального каучука на свой ярославский. Весной первые 52 покрышки с использованием синтетического каучука были выпущены для автопробега в песках пустыни Каракумы, где проверялось на практике качество покрышек из отечественного синтетического каучука. Экзамен был выдержан с честью. В дальнейшем год от года наращивалось потребление синтетического каучука в шинах: в 1935 году оно составляло 40%, в 1939 достигло 73 %.

В целом по стране за годы первой пятилетки вошли в строй 1500 новых заводов и фабрик. Эти стройки знаменовали рождение новых для страны производств, создали базу для технического перевооружения экономики государства. На территории нашей области было построено 33 предприятия, реконструкции подверглись автозавод, предприятия лакокрасочной промышленности. Только по г. Ярославлю валовая продукция увеличилась за эти годы в 2,5 раза. Следующая пятилетка стала для нашего региона периодом освоения нового оборудования и технологий, наращивания мощностей предприятий.