Ярославская область была образована согласно постановлению Президиума ВЦИК от 11 марта 1936 года. Первоначально она занимала территорию более 62 тысяч квадратных километра, имела в своем составе 36 районов, 15 городов, в т. ч. три города областного подчинения – Ярославль, Рыбинск, Кострома.

На время организационного оформления руководящими органами стали: Оргбюро ЦК ВКП(б) по Ярославской области во главе с первым секретарем А.Р.Вайновым и Оргкомитет ВЦИК по Ярославской области во главе с Г.Г.Заржицким.

Социально-экономический облик области определяли новые для России отрасли промышленности – машиностроение и резинотехническое производство. За годы первых двух пятилеток (1928 – 1932, 1933 – 1937) были построены заводы, имевшие всесоюзное значение. Это шинный, асбестовый, кордный, СК – 1 в Ярославле, машиностроительный, дорожных машин, полиграфических машин, спичечных машин, катерозавод в Рыбинске. Эти два города занимали доминирующее положение. На их предприятиях производилось более 70% всей валовой продукции промышленности области. Всего в новой Ярославской области насчитывалось 587 крупных предприятий с числом рабочих более 204 тыс. человек. Они производили валовой продукции на 2 млрд. 29 млн. руб. (в ценах 1926/27).

Завершалась коллективизация сельского хозяйства. В области насчитывалось около 7800 колхозов, 62 машинно-тракторные станции. На полях работало более 4100 тракторов, 383 комбайна. В животноводстве область занимала одно из первых мест по численности стада породистого скота. 40% в общем поголовье крупного рогатого скота составляли коровы ярославской породы. Область была единственной в то время, где разводилась романовская порода овец.

Для организационного становления вновь образованной области большое значение имел приезд в июне 1936 года Председателя ЦИК СССР М.И.Калинина. Он пробыл в области два дня. Присутствовал на областном слете передовиков – льноводов, посетил комбинат «Красный Перекоп», резиноасбестовый комбинат и завод СК – 1, а в Рыбинске – строительство гидроузла, заводы машиностроительный и полиграфических машин. Он посетил квартиры рабочих, общежития, рабочие столовые, познакомился на предприятиях с производством.

Машиностроительный завод в Рыбинске – детище первой пятилетки. К 1936 г. он занимал лидирующее положение в авиационном моторостроении страны. Самолеты с рыбинскими двигателями спасали челюскинцев, попавших в ледовый плен у Берингова пролива (1934), а так же впервые проложили трассу Москва – Петропавловск – Камчатский (1936). В декабре 1936 года завод был награжден орденом Ленина «За выдающиеся заслуги по укреплению обороной мощи Красной Армии и освоение новой техники». К такой же высокой награде был представлен директор завода Г.Н.Королев. Ярославский автозавод разработал и организовал серийное производство пассажирских троллейбусов. Первый из них вышел из ворот завода в июле 1936, а вскоре ярославские троллейбусы появились на улицах Москвы. Стройки страны получили Ярославские самосвалы марки «ЯС–3», серийное производство которых освоил завод.

Большой вклад в развитие Ярославской промышленности внесли директора В.А. Еленин (Автозавод), Л.Т. Стреж (СК – 1), Л.В. Леонов (Шинный завод) и др.

В развитии экономики страны 1936 явился годом широкого развития стахановского движения, Ярославскую область в июне 1936 года посетили зачинатели этого движения. А.Г. Стаханов, М.Д. Дюканов, которые встречались в цехах предприятий с рабочими и инженерно-техническими работниками, делились своим новаторским опытом.

В ноябре 1936 года состоялся I областной съезд Советов. На него было избрано 270 делегатов. Среди них партийные, советские работники, председатели колхозов, колхозники – стахановцы, директора крупнейших предприятий, передовые рабочие промышленности и транспорта. На съезде присутствовал и выступал с речью председатель Совнаркома РСФСР Д.Е. Сулимов. Избран состав членов Ярославского облисполкома. Председателем облисполкома был избран Г.Г. Заржицкий.

С образованием области стало расти ускоренными темпами жилищно-коммунальное хозяйство. Были разработаны и утверждены Генеральный план реконструкции и развития г.Ярославля (1936) и Генеральный проект планировки г. Рыбинска (1937). Только за 1936 год затраты на жилищно-коммунальное хозяйство составляли по области 45 млн. руб. Широким фронтом развернулось капитальное строительство, в том числе возведение благоустроенного жилья для рабочих и служащих Ярославских предприятий.

В 1936 году бюджет вновь образованной области составлял 204628 тыс. рублей, из них в народное хозяйство вложено 27866 тыс. рублей, на просвещение – 97370 тыс. рублей, на здравоохранение – 47174 тыс. рублей, т.е. расходы на просвещение и здравоохранение составляли 71 % бюджетных средств. В области на 1 октября 1936 работало 2339 школ, из них 1890 начальных. Общее число учащихся составляло 352674 человек, количество учителей 10310 человек. В здравоохранении в этот период трудились такие известные врачи как А.А.Голосов, А.С.Полетаев, С.С. Шах-Паронянц.

В области функционировали 3 вуза, количество студентов 2069 человек, 37 техникумов, 3 рабфака, в которых учились 12710 человек.

Богата и разнообразна была культурная жизнь области. Для своих зрителей ставили спектакли 10 театров: три городских, три совхозно-колхозных, два театра юного зрителя, два кукольных. В театре им. Волкова работали талантливые актеры Г.С.Свободин, А.Д.Чудинова и др. С октября 1936 года начала свою работу Ярославская филармония. В конце года было образовано Ярославское областное государственное издательство (с 1964 года — Верхне-Волжское книжное издательство), одной из первых книг которого стал роман Н. Островского «Как закалялась сталь».

Источники и литература:
Филиал ГУЯО ГАЯО - Центр документации новейшей истории
      Фонд 272 Ярославский обком КПСС
      Фонд 7302 Фотоколлекция
Ярославская область за 50 лет: очерки, документы, материалы.1986.
Киселев В., Калинина Л. Исторические хроники Рыбинского завода. 1999.
Ярославский автодизель.1996.

Дизайн и верстка: Миронов Алексей.

Постановление ВЦИК об образовании Ярославской области от 11 марта 1936, опубликованное в газете «Северный рабочий» 12 марта 1936.

Г.Г.Заржицкий - с марта 1936 председатель организационного комитета ВЦИК по подготовке съезда советов Ярославкой области, председатель исполкома областного Совета.

Старшая стахановского звена Е.И.Курилова за сортировкой льноволокна. Некоузская МТС. 1936.

М.И.Калинин и Я.Д.Раппопорт на строительстве Рыбинского гидроузла.

Г.Н.Королев, директор Рыбинского машиностроительного завода в 1930-1934, 1936-1937 гг.

Первый ярославский троллейбус. 1936.

Ярославские самосвалы ЯС-3.

Группа стахановцев прокатного цеха кордного завода Резино-асбестового комбината. 1936.

Статья «За красивый и благоустроенный Ярославль» в газете «Северный рабочий» № 60 от 14 марта 1936.

Здание общежития (в дальнейшем здание Обкома КПСС, ныне молодежной поликлиники). Ул. Советская, 11/9. Введено в строй в 1936 году.

Учащиеся четвертого класса школы № 4, основанной в 1936 году.

Голосов А.А., хирург, заведующий Ярославской городской хирургической больницей. Заслуженный врач республики. Депутат областного Совета депутатов трудящихся.

А.Д.Чудинова, актриса театра им. Волкова, впоследствии народная артистка РСФСР.

Административная карта Ярославской и Ивановской областей. 1936.

А.Ф. Вайнов - первый секретарь Ярославского обкома ВКП(б) март 1936 - июнь 1937.

Некоузская МТС. Сдача льноволокна государству. 1936.

В.А.Еленин, директор Ярославского автозавода, и А.С.Литвинов, заведующий конструкторским отделом.

Механический цех Рыбинского машиностроительного завода.

Телеграмма Н.С.Хрущева о поставке ярославских троллейбусов для Москвы. 27 августа 1936.

Л.Т.Стреж, директор завода СК - 1.

Группа передовых работников цеха полимеризации завода СК-1.

Телеграмма И.В.Сталина о направлении на I областной съезд Советов председателя Совнаркома РСФСР Д.Е.Сулимова.

Благоустроенный жилой дом для рабочих комбината «Красный Перекоп». Ул. Стачек, 60. Построен в 1936.

Секретари комсомольских организаций учебных заведений Ярославской обл. Второй ряд, второй слева Ю.В.Андропов, секретарь комитета комсомола Рыбинского речного техникума. 1936.

Поэт А.А.Сурков выступает перед пионерами Рыбинского района. 1936.

Из письма руководителя автопробега т. Бут парторгу шинного завода т.Кузнецову о визите делегации ярославцев к писателю Н.Островскому в г.Сочи 5 октября 1936. Автопробег был организован для испытания первых в мире шин из синтетического каучука.