/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииИмена и даты. К 80-летию создания первого советского дизеля.

Имена и даты. К 80-летию создания первого советского дизеля.

Ноябрь - 80-летие создания на Ярославском моторном заводе первого советского дизеля (1933).

О. В. Кузнецова, главный архивист ГКУ ЯО ГАЯО

В декабре 1932 г. Советом Народных Комиссаров СССР перед коллективом Ярославского автомобильного завода (ЯГАЗ) была поставлена крупнейшая техническая задача: изготовить первый советский опытный дизель для отечественных грузовиков1.

Проект мотора под наименованием «Коджу», которое расшифровывалось как Коба Джугашвили, создали специалисты Бюро особых конструкций Технического отдела Экономического управления ОГПУ2.

Производство новинки носило секретный характер3.

Заказы на изготовление отдельных частей мотора ТО ЭУ ОГПУ разместил на заводе им. Ворошилова, на предприятиях «Красный путиловец», «Большевик», «Русский дизель4.

В эти годы ЯГАЗ являлся единственным в СССР заводом по производству грузовых автомобилей и одним из крупнейших в Европе5. По сведениям документов, в 1932 г. на Ярославском автозаводе работало 4161 человек, в т. ч. 2226 рабочих, 329 ИТР, 390 служащих, в 1933 г. на предприятии трудилось 3455 человек, из них 2348 рабочих, 349 ИТР, 279 служащих6.

По условиям договора, заключенного между ОГПУ, РККА и ЯГАЗом, Ярославский автозавод получил готовые полуфабрикаты и изделия, которые не могли быть изготовлены на заводе, а также материалы определенных марок, не входивших в спецификацию выпускаемых предприятием7.

Работу по созданию дизеля «Коджу» возглавили директор ЯГАЗа В. А. Еленин, главный конструктор А. С. Литвинов, помощник директора по технической части В. Ф. Гайдукевич. В группу создателей нового двигателя вошли начальник экспериментального отдела М. И. Бледнов, начальник инструментального цеха С. М. Беднаржевский, рабочие Чапов, братья Барановы, Борисов, Березин, Санков, Воронин и другие8.

По сведениям документов, Василий Алексеевич Еленин начал трудовую деятельность на заводах г. Коломны и г. Москвы, в 1932 г. был назначен директором ЯГАЗа. С его именем связана одна из славных страниц в истории предприятия, где в первой половине 1930-х гг. началось серийное производство автомобилей повышенной проходимости9. Инженер Алексей Семенович Литвинов пришел на ЯГАЗ в 1929 г., являлся одним из лучших ударников предприятия10. Инженер Владимир Федорович Гайдукевич работал на заводах г. Ленинграда и г. Москвы, с 1927 г. трудился на руководящих должностях на ЯГАЗе11. Михаил Иосифович Бледнов пришел на Ярославский автозавод в 1922 г., до этого работал на фабриках г. Москвы и г. Иваново-Вознесенска12. Семен Максимович Беднаржевский начал трудовую деятельность на заводах Херсонской губернии, на ЯГАЗ пришел в 1918 г.13.

В июле-сентябре 1933 г. началась сборка комплектов первых двух дизелей, проводились испытания моторов, были разработаны технические условия постановки «Коджу» на шасси грузовиков «Я-5» и «Я-10»14.

Создание первого советского дизеля завершилось к 16-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции15.

А уже 15 ноября 1933 г. колонна машин Ярославского автозавода приняла участие в пробеге «Ярославль-Москва». ЯГАЗ представляли две марки «ЯГ-дизель» с моторами советской конструкции и четыре машины с заграничными моторами, поставленными на шасси автозавода.

Цель пробега заключалась в том, чтобы испытать автомобили в дорожных условиях и сравнить качество отечественного дизеля с импортными моторами. Как сообщалось в газетах того времени, по результатам пробега машины с советскими дизелями «блестяще выдержали испытание», всю дорогу не было аварий, а из четырех иностранных дизелей три выбыли из строя16.

В 1934 г. машины Ярославского автомобильного завода приняли участие в международном пробеге «Москва-Тифлис-Москва». Как отмечалось в «Отчете по основной деятельности ЯГАЗа за 1934 г.», «...Изготовленные коллективом завода дизели «Коджу», а равно и монтаж 26 дизелей иномарок на шасси завода, участвовавших в пробеге, исполнены качественно и в срок. По отзыву иностранцев и технической оценке руководством проекта, «Коджу» заняли одно из первых мест. Для конкурсов были подготовлены заводские кадры водителей дизель-моторов, путем организации курсов и лекций. В процессе пробега ярославская колонна показала образцы организованности, трудовой дисциплины, технической подкованности и в результате награждена Красным знаменем, а отдельные участники пробега — ценными подарками»17.

По данным отчетов о работе ЯГАЗа за 1933-1934 гг. на предприятии было собрано три мотора типа «Коджу», в т. ч. под грузовые автомобили «ЯГ-5» и «ЯГ-12»18.

Конструкторские идеи, заложенные в первом советском дизеле, впоследствии продолжали совершенствоваться в новых двигателях ЯГАЗа и их модификациях.

Ярославцы вправе гордиться тем, что они изготовили и испытали первый отечественный дизель-мотор и заявили о себе в истории дизелизации автотранспорта.

  1. Есть Ярославский дизель! // Северный рабочий. 1933. 6 ноября.
  2. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-450. Оп. 3. Д. 3. Л. 30; Там же. Оп. 8. Д. 14. Л. 337.
  3. Там же. Л. 4.
  4. Там же. Л. 7.
  5. Там же. Оп. 8. Д. 10. Л. 201.
  6. Там же. Л. 173.
  7. Там же. Оп. 3. Д. 3. Л. 27.
  8. Есть Ярославский дизель! // Северный рабочий. 1933. 6 ноября.
  9. Еленин Василий Алексеевич // Ярославский край в ХХ веке. Кто есть кто? Предприниматели. Руководители промышленно-производственного комплекса. Историко-биографический справочник / под ред. Ю. Ю. Иерусалимского. Ярославль, 2007. С. 73.
  10. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-450. Оп. 3. Д. 6. Л. 184; Там же. Д. 13. Л. 219.
  11. Там же. Д. 6. Л. 101; Там же. Д. 7. Л. 97.
  12. Там же. Д. 6. Л. 101, 111 об, 112; Там же. Д. 13. Л. 37, 37 об.
  13. Там же. Д. 6. Л. 101, 110 об, 111; Там же. Д. 13. Л. 29, 29 об.
  14. Там же. Оп. 1. Д. 103. Л. 100, 103, 104; Там же. Д. 397. Л. 53.
  15. «ЯГАЗ-дизель» // Северный рабочий. 1933. 11 ноября.
  16. Генеральная проверка «ЯГ-дизель» // Северный рабочий. 1933. 16 ноября; Два пробега автомашин с дизель-моторными установками // Известия. 1933. 17 ноября; Советский дизель лучше иностранных // Северный рабочий. 1933. 17 ноября.
  17. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-450. Оп. 8. Д. 14. Л. 161, 162.
  18. Там же. Д. 10. Л. 10, 11 об, 16 об, 22 об, 26, 27, 166.

/ 18 ноября 2013 г.