/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииДве жизни, две судьбы…

Две жизни, две судьбы…

«…если только начатую жизнь твердо сохраним до конца…» (Евр.3:14)

Пореформенная Россия второй половины — конца 19 века представляет собой яркое и противоречивое явление активизации и пробуждения всех сторон жизни государства.

Наряду с хозяйственными, административными, политическими преобразованиями социальная, культурная и духовная жизнь провинции также заметно активизировалась, и Ростов Великий не стал здесь исключением. Сама его древность явилась благодатной почвой для возникновения своего рода культурной провинциальной цивилизации, тем более, что близость столиц способствовала многим начинаниям местных просветителей и меценатов.

Не случайно в это время, в начале 80-х годов, появляется целая плеяда общественных деятелей из просвещенного купечества — Кекины, Щаповы, Титовы, Плешановы, Полежаевы, Шляковы, а также из представителей интеллигенции и чиновничества.

При содействии представителей городских и губернских властей, а также столичных деятелей — художников Рериха, Верещагина, просветителя и мецената графа Уварова происходит активное взаимодействие в форме комитетов археографических комиссий, собирание и обработка культурных ценностей, предметов искусства. Одним из важнейших результатов этой культурной деятельности явилось открытие в 1883 году Музея церковных древностей, ставшего основой для создания современного музея-заповедника «Ростовский кремль».

Вся история Ростовского музея связана прежде всего с именем Ивана Александровича Шлякова, и мецената, и подвижника, вдохновенного энтузиаста русской старины.

Иван Александрович родился в Ростове 16 января 1843 года. Получив начальное образование на родине, в Ростовском 3-х-классном училище, он, имея хорошие знания по бухгалтерскому делу, был родителями отправлен в Москву, где работал в одном из банков. В то же время, в столичной культурной среде, в общении со знатоками истории, учеными, деятелями искусства формировалась личность будущего хранителя древностей. Далее, вернувшись в Ростов, Иван Александрович начал активно участвовать в общественной жизни города.

Читая формулярный список И. А., поражаешься, сколько энергии, сил и времени посвящал он своему общественному служению.

Шляков избирался гласным городской Думы, гласным Губернского Земского собрания, в 1889-1890 годах состоял членом Ростовской земской Управы. Одновременно Иван Александрович состоял членом Ростовского Ярмарочного комитета, комиссии при городской Думе по расквартированию войск 35 Артиллерийской бригады, членом Попечительского Совета Ростовской женской прогимназии, попечителем Ростовского Городского приходского училища. С 16 декабря 1882 Шляков состоял членом комиссии избранной Императорским Московским Археологическим Обществом по реставрации «Белой Палаты» пещерного храма во имя Св. Леонтия при Ростовском Успенском Соборе. При непосредственном участии и руководстве И. А. происходила реставрация архитектурных сооружений кремля, фактически его спасение.

С 14 марта 1886 был действительным членом Императорского Московского Археологического общества, с 24 апреля 1887 состоял действительным членом состоящего под покровительством Его Императорского Величества Одесского Общества Истории и Древности, 20 октября 1887 — был избран членом общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете, с 1890 — членом Археологической комиссии по восстановлению Дворца Св. Димитрия Царевича в Угличе. В 1889 году создана Ярославская губернская ученая архивная комиссия, членом ее также был избран Иван Александрович Шляков.

В 1883 году Шляков состоял членом Ростовского Музея, а затем возглавил его, и находился на этом посту до 1916 года. 3 ноября 1916 года «в силу своего болезненного состояния» Иван Александрович сложил с себя обязанности Товарища Председателя Комитета музея. «А в октябре 1917 года все рухнуло». Новая власть заслуг его не признала. Уходил из жизни Шляков в нищете и страдании. Умер он 14 марта 1919 года, в «новом веке», в котором места ему не оказалось. Похоронен И. А. Шляков был на Спас-Графском кладбище при церкви. Но в 1932 году церковь была разрушена, кладбище также не сохранилось.

«Потребовалось несколько десятилетий, чтобы вывести из небытия славное имя достойнейшего гражданина России, 170-летний юбилей которого мы отмечаем в 2013 году. И вечным памятником, благодарностью Ивану Шлякову, этому выдающемуся человеку, является Ростовский музей». И нынешние его преемники, наши современники, по праву называют его «первым среди равных в числе виднейших деятелей Ростовского музея».

Лучше, чем его коллеги и ученики, хоть и спустя время, не скажет никто.

Однако были в том же далеком от нас 19-м веке люди, чья деятельность была весьма плодотворной, но следы ее скрыты или утрачены последующими бурными временами, и их имена остались только на страницах архивных документов. Но и в тех сведениях, что нам известны, проступают черты некоего своеобразия характера и биографии личности, что могут несколько дополнить, а то и подкорректировать представления о той эпохе.

Одним из таких современников и участников своеобразного возрождения Ростова Великого в конце 19 века — начале 20 является священник Ростовской городской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Горицах, Константин Семенович Преображенский. Этот человек был одним из наиболее активных общественных деятелей города среди лиц, облаченных саном священничества.

Константин Семенович родился в 1862 году (точную дату установить не удалось, в формулярной ведомости за 1911 год указывается возраст 49 лет). Происходил из семьи священников, 7 августа 1884 года окончил курс учения в Ярославской Духовной Семинарии. В том же 1884 году был назначен надзирателем малых певчих хора Его Высокопреосвященства с предоставлением псаломщического места в погосте Георгиевском, что на Ельниках Угличского уезда.

3 октября 1886 года Преображенский был рукоположен во священники Высокопреосвященнейшим Ионафаном и определен в священники Ростовской церкви Рождества Богородицы на Горицах.

Конечно, в первую очередь вся его деятельность была связана с наложенными на него саном обязанностями. С 1886 года он — бессменный служитель церкви Рождества Богородицы на Горицах, а с 1918 по 1923 год — председатель церковной общины церкви Рождества Богородицы на Горицах.

Неоспорим его вклад и в дело обучения и духовного просвещения. Преображенский преподавал в различных духовных и светских учебных заведениях города Ростова: Ростовской Спасо-Яковлевской церковно- приходской школе, Ростовских 1-го и 2-го приходских училищах, Ростовской Воскресной школе, Ростовском городском женском двухклассном училише, Ростовском городском 4-х классном Училище. Вместе с женой своей Марией Семеновной (дочь священника церкви села Демьяны Ростовского уезда) Константин Семенович усердно трудился в Спасо — Яковлевской церковно-приходской школе, за что был удостоен «благодарности Г. Обер — Прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева, отношением на имя Его Высокопреосвященства от 22 мая 1889 г. за № 284».

За свыше, чем двенадцатилетние труды в должности члена и делопроизводителя Ростовского Отделения Ярославского Епархиального Училищного Совета Высочайше «был сопричислен к Ордену Св. Анны 3-й степени 3 февраля 1912 года». А за заслуги по военному ведомству (Преображенский состоял также законоучителем и духовником воинских чинов, находящихся в ведении Ростовского Уездного Воинского Начальника) он 6 мая 1911 года был награжден золотым наперстным Крестом от Святейшего Синода.

Как священник отец Константин принимал непосредственное участие и в деятельности учреждений медицинских, где телесные болезни и духовные, жизнь и смерть, идут рука об руку. Земской больнице он отдал 10 лет своего служения. В формулярной ведомости Преображенского имеется такая запись: «С 1909 года по 1919 год исполнял требы при Ростовской Земской, а потом городской Советской больнице». Вплоть до ноября 1918 года значится его фамилия в ведомостях сначала Ростовской городской управы в земской больнице, потом в ведомостях Ростовского уездного отдела здравоохранения, это уже Советская больница. В книге учета личного состава земской больницы имеется запись: «О. протоирей Константин Семенов Преображенский, должность — священник Рожд. церкви. лета — 56....На больнич. службе с 1909 года. Во время войны состоял исправляющим требы при Ильинском лазарете».

И вполне естественно, что такое важное событие в бытовании больницы, как постройка церкви и приюта «для временного призрения детей бедных больных родителей» при ней, по завещанию почетной гражданки Александры Федоровны Мальгиной, не могло обойтись без участия о. Константина. Он вошел в состав комиссии по рассмотрению плана постройки, наряду с председателем управы С. М. Леонтьевым, членом управы Н. И. Шультеном, архитектором Н. Ю. Лермонтовым, старшим врачом В. И. Ивановским, врачами С. Я. Гоффеншефером, Н. И. Розовым и смотрителем больницы А. М. Станкевичем.

По рекомендации Преображенского на очередном земском собрании 10 ноября 1912 г. был избран церковный староста при больничной домовой церкви, им стал старший врач, коллежский советник В. И. Ивановский. Для его утверждения на этой должности земская управа направила прошение в Ярославскую духовную консисторию, и 30 апреля 1913 г. получила ответ: «Исполнить когда будет построена больничная церковь в Ростове».

Получив разрешение губернатора на «производство сбора пожертвований по подписным листам на устройство домовой церкви при Ростовской земской больнице», управа обратилась 18 сентября 1912 г. к Константину Семеновичу с предложением написать «обращение религиозного содержания», которое будет помещено на подписных листах. В тексте, написанном о. Константином, читаем: «С устройством церковно-приютского корпуса больным и выздоравливающим будет где помолиться ... поблагодарить Бога за выздоровление. Для родных тех, которым Господь судил умереть в больнице, будет возможность вынести дорогой прах в храм (а не в мрачную часовню, как теперь). Для многочисленных матерей будет утешение, что детей их будут крестить в храме (а не в конторе, как теперь). Бедные больные, имеющие малолетних детей, с охотой и покойно пойдут на излечение в больницу — зная, что их дети будут в приюте — рядом с ними, в полном покое и уходе».

21 мая 1916 года за усердные труды в должности священника и духовника Ильинского лазарета и земской больницы священник отец Константин был возведен в сан Протоиерея.

Константин Семенович Преображенский не остался вдалеке и от культурно-исторической жизни города. Он состоял членом Ростовского Музея церковных древностей, а 11 февраля 1911 года в 74 общем собрании Ярославской Губернской Ученой Архивной Комиссии был избран действительным членом Комиссии.

«Хотя я очень люблю археологию и состоял с 1901-го года членом Ростовского музея Церковных древностей, а в 1911 году 11 февраля в 74-м общем собрании Ярославской губернской ученой Архивной Комиссии был избран действительным членом этой комиссии, но к сожалению, кроме Семинарского, специального Археологического образования не получил. А посему прошу меня зачислить слушателем в Ростовское отделение Археологического Института» — пишет он в прошении о зачислении в Ростовское отделение Археологического института, открывшееся в Ростове в 1920-м году.

Интересен документ в деле анкет о социальном положении слушателей Ростовского отделения Московского археологического института за 1921 год — анкетный лист К. С. Преображенского, в котором значится:

«Название учебного заведения — Ростовский отдел Москов. Археолог. Института;

Факультет — курс 1;

Фамилия — Преображенский; имя — Константин; отчество — Семенович;

Пол — мужской; возраст — 59; семейное положение — женат;

До поступления в Высшую школу занимался ли где с перерывами или без перерыва — окончил курс Ярославской Духовной Семинарии и был членом Рост. музея с 1901 г. и членом Ярославской Ученой Архивной Комиссии с 1911 г.;

Количество сданных зачетов: —

Полученное до того образование: среднее в Духовной Семинарии;

Готовится ли к практической или научной деятельности: —

В какой области наук: —

Состоит ли членом профессионального союза — нет;

Служит ли еще где и где именно: Настоятелем Рождественской церкви;

Ваши политические воззрения: безпартийный;

Вели ли работу в высшей школе и какую: нет;

Оклад Вашего жалования: неопределенный;

Место постоянного жительства до поступления в Высшую школу: Ростов Ярославский, Ленинская, д. № 55;

Командированы ли Вы сюда и каким учреждением: нет;

Получаете ли материальную поддержку от учреждения: нет;

Родных — натурой — деньгами —

Занятия Ваших родителей: их нет;

С каких лет стали самостоятельно зарабатывать: 24 л.;

Перечислите профессии, какими Вы когда — либо занимались: 30 лет законоучительствовал, 7 лет учительствовал, 20 лет был членом Ростовского Музея и 10 лет — Членом Ярославской Ученой Архивной Комиссии;

Пользовались ли Вы до сих пор социальным обезпечением какого — либо высшего учебного заведения: нет;

Снимаете ли Вы квартиру, комнату, койку на частной квартире, в общежитии: квартира казенная в доме Рождественской церкви;

Адрес: Ростов Ярославский, Ленинская д.№ 55, кв.1.

Протоирей Константин Семенович Преображенский.»

Он, уже лишенный избирательных прав как «служитель культа», все еще жаждет познаний и деятельности, несмотря на свои 59 лет!

Однако поучиться в отделении института отцу Константину было не суждено, поскольку по причине недостатка финансирования отделение в городе Ростове было закрыто. И потому, наверное, неудивительна в эти годы, лишившие его определенности бытия, болезнь, которая и привела его к концу 17 декабря 1927 года. Погребен был Константин Семенович на Николо-Воржищенском кладбище.

23 марта 1928 года жена его, Мария Семеновна, пишет заявление в Ростовский горсовет с просьбой о восстановлении в правах. Просьбу ее удовлетворяют.

И где-то потомки его — дети Михаил, Димитрий, Александра, и, возможно, внуки его хранят память о нем.

А документы архивные хранят имя Константина Семеновича, дела его и слова.

«И по делам вашим воздастся вам...».

М. Б. Соколова, вед. архивист РсФ ГАЯО

/ 06 декабря 2013 г.