/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииИз истории Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Из истории Троице-Сергиева Варницкого монастыря

В 2014 году празднуется 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. В ознаменование этой даты хочется коснуться истории мест, непосредственно связанных с его рождением – это Варницкая слобода и основанный на ее месте Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Причем той части истории, которая не связана с непосредственной жизнедеятельностью и расцветом монастыря. Перелистаем печальные страницы истории обители –от закрытия к возрождению…

 

История монастырей после 1917 года была драматична для всех российских обителей.20 января 1918 г. Совнарком утвердил декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Монастыри и церковные общины лишались права владеть собственностью. Всё церковное имущество объявлялось народным достоянием. Все это было достаточно закономерным для того времени. Первая мировая война и последующая за ней революция привели к переменам, которые суровым образом коснулись и Ростовского Троице-Сергиева Варницкого монастыря Ростовского уезда Ярославской губернии.

Первые веяния перемен произошли еще в 1915 году, когда в размеренную жизнь обители вмешались события извне, «первый звонок» прозвенел об окончании спокойных времен. Тогда прибыли эвакуированные монахини Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря вместе с епархиальным училищем. Полоцкие сестры нашли пристанище в древнем Авраамиевом монастыре, братия которого переселилась в Спасо-Яковлевскую обитель. Училище разместилось в Варницком монастыре до конца 1918 года.

Спустя несколько месяцев, 1 марта 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви Воскресения Словущего села Варницы Ростовского уезда (в обиходе Воскресенско-Варницкая церковь). 23 марта 1919 года Варницкая религиозная община приняла церкви монастыря с имуществом под свою ответственность.

В протоколах собрания общины читаем:«Принять на попечение общины с обязательством принятия их всех расходов по содержании их и чтобы богослужение в них совершалось нашим приходским священником по усмотрению церковной общины….». 30 марта 1919 года на втором приходском собрании постановили «проживающего при Троице-Варницком монастыре Иеромонаха Георгия оставить в качестве наблюдателя за церквами с представлением ему права когда он пожелает отправлять богослужения в храмах».1

Между членами общины и представителями органов местной власти заключался стандартный договор, в нем прописывались условия, на которых им передавалось имущество церквей монастыря.

«Мы, нижеподписавшиеся граждане приходской общины Воскресенско-Варницкой церкви имеющие в нем свое местожительство заключили настоящее соглашение с Ростовским уездным Совдепом в лице его полномочного представителя завед.отд. А.Чуфаровского в том, что сего 6 числа апреля месяца 1919 г., приняли от Ростовского уездного Совдепа в бессрочной бесплатное пользование находящиеся в Троице-Варницком монастыре Яросл. губ. …богослужебное здание с богослужебными предметами… по особой описи… Обязуемся беречь переданное нам народное достояние Зданием храма и…богослужебными предметами обязуемся пользоваться…исключительно для удовлетворения религиозных потребностей… В принятых нами… богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать политических собраний, враждебного Советской власти направления, раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против Советской власти или ее представителей, произношение проповедей и речей, враждебных Советской власти…».2

Церковь Воскресения Словущего в селе Варницы

Церковь Воскресения Словущего в селе Варницы

Сам же монастырь был национализирован, передан в пользование Ростовскому городскому отделу коммунального хозяйства исполкома Ростовского городского Совета депутатов трудящихся.

К концу 1919 года в монастыре располагаются квартирующие жители и выселенные из ростовских богаделен люди («убежище Отсобеза /прим.: отдел социального обеспечения/ на 130 человек»). Таким образом, отдел коммунального хозяйства города решал «квартирный вопрос».

В описи церковного имущества церквей и монастырей Ростовского уезда за 1918 — 1919 годы имеется документ от 28 октября 1919 года:

«…3/Троице-Варницкий мужской монастырь. Всех монашествующих в монастыре один Георгий, 70 лет и 4 монахини (из Полоцк.монастыря) от 45 до 55 лет. Всего 5 чел.
2-х этаж.каменныйфлигерь занимает убежище социального обеспечения.
2-х этажный деревянный флигерь занимается богаделками и богаделами около 25 чел.
2-х этажный камен.флигерь бывшая гостиница паломн. Занимается следующим беженцам и частными:
1/ четыре семьи цыган беженцев в количестве 21 человека, занимают 3 большие комнаты, занимаются спекуляцией на рынке.
2/беженка из КронштадаЛопоцкая с 3-мя детьми занимает одну комнату.
3/Служащие артискладаХомяков и Дворянцев занимают по одной комнате каждый
4/Две комнаты находятся свободными.
Одноэтажный каменный корпус в числе 5-ти комнат занимаются беженцами, 1 ком.заним.сторожем, 1 комната двумя монашенами, и 3 ком. беженцами служащими артисклада, Шостак, Рожков и Коханчик.
Одна башня занимается двумя монахинями.
Одна башня свободна
Башня северо-запад.занимает иеромонахом Георгием…».3

Отдельное место в истории монастыря занимает 1922 год, связанный с возобновлением курса РКП(б) на упразднение церкви. Начало периоду давления на церковь положил декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 г. Проведение кампании было приурочено к голоду, охватившему Россию в 1921 г.

Вслед разрабатывается инструкция о порядке изъятия церковных ценностей от 23 февраля 1922 г. Губернские Комиссии по изъятию церковных ценностей, образованные декретом, должны были запросить у всех местных Советов заверенные копии описей и договоров с группами верующих, в пользование которым переданы храмы. После этого назначался день и час производства работ, вызывались 3–5 представителей из числа верующих со всеми документами и описями.

В протоколе заседаний Ростовской комиссии по изъятию церковных ценностей от 1 апреля 1922 года читаем: «Слушали — о назначении троек по изъятию церковных ценностейв Троице-Варницкий монастырь — предтройки Костырев, члены Тимофеев и Волхонский.»4

За апрель и май 1922 года из монастыря изъяли ценностей 3 пуда 20 фунтов 45 золотников (в современной метрологической системе примерно 58 кг 200 г). Преимущественно это было серебро, особых ценностей в Варницком монастыре не имелось.5

Одновременно с передачей так называемого госфондовского имущества в Госхран в Москве проходила (хоть и не так массово и успешно) передача исторических памятников и предметов, имеющих музейную ценность, в ведение Главмузея.

Возможно, история монастыря была бы несколько иной, если бы Варницкий, подобно Спасо-ЯковлевскомуДимитриевскому монастырю и Борисоглебскому монастырю в Борисоглебских слободах Ростовского уезда, был передан под покровительство Ростовского музея. Но судьба распорядилась по-иному. Возможно, сыграла роль относительная бедность обители, отсутствие в ней особо значимых, чтимых чудотворных святынь или старинных и ценных предметов. А квартирный вопрос местными властями так и не был решен.

О чем и свидетельствует следующий документ от 29 августа 1924 года:

«Препровождая при сем материал о передаче церковных построек бывших монастырей в Ростовском уезде Главмузею, Общий отдел считает необходимым указать нижеследующие обстоятельства:
…кроме церквей и стен монастырских, представляющих из себя историческую ценность, на территории монаст.находятся жилые и складские помещения. Ввиду самоликвидации Общин Монахов и монашин, а также ввиду острого жилищного кризиса в Ростове почти все жилые помещения в монастырях заняты рабочими и служащими….и только лишь самое незначительное количество монахов и монашин проживают в целях охраны церквей. В Варницком — убежище Отсобеза на 130 человек…
Для Ростова все монастыри как жилые помещения, имеют громадное жилищное значение, а также доходный источник для смягчения жилищного вопроса. Общий отдел полагает, что передача монастырей в ведение Главмузея повлечет за собой глубокие осложнения в будущем на почве разграничения сфер влияния. Высказываясь за сохранение за Отделом Местного Хозяйства монастырей, кроме Кремля, .не возражает против передачи Главмузею разного исторического имущества из монастырских церквей…»6

В том же 1924 году архимандрит Георгий по распоряжению власти выселен из келий и монастыря.

Потихоньку расселились многочисленные случайные жители. Монастырь окончательно закрылся. Вскоре после закрытия в 1930 году Троицкий собор был взорван вместе с колокольней, разрушены стены, башни.

28 января 1930 года городской коммунальный отдел (Горко) извещает заведующего Госмузеем:

«В дополнение к неоднократным извещениям Вас через нашего техника тов. Сударкина о предстоящей разборке церкви в Варницком м-ре, Горкооффициально ставит Вас в известность, что с 29 января мы приступаем к разборке.
Если музею требуется изъятие каких-либо древних ценностей из здания, просьба немедленно изъять до разборки, т. к. после таковой Горко не может нести ответственность за их сохранность.
Зав. ГоркоНикуличев
Секретарь Козлов».7

Впоследствии вдоль монастыря была проложена автомобильная дорога. Новая власть решила уничтожить память о преподобном Сергии, и было сделано все, чтобы ничто из монастырских построек не напоминало о святом месте. Даже фундамент Троицкого собора был срыт, а на месте собора была устроена, мусорная свалка.

В то же время православная община при Воскресенско-Варницкой церкви в селе Варницы еще действовала и считалась ответственной за имущество монастыря, переданное в 1919 году. Однако наступательное движение власти, направленное на уничтожение церкви, покатилось третьей волной, и церковные общины стали подвергаться своеобразным «завуалированным» репрессиям, которые не уничтожали их, но оказывали на них существенное давление. Все случаи происходили примерно по одному сценарию. Что видим по отношению к Варницкой общине:

«Постановление
1934 года марта мсц 22 дня г. Ростов ИПО Участковый Инспектор Ростовского РУМ т. ПОПКОВ рассмотрел следственный материал за № 61 о краже разных вещей из церкви Варницкой монастырь с. Варницы установил:
В ночи с 27 на 28 декабря 1933 года из Варницкой церкви посредством взлома железной решетки в окне совершена кража различных серебряных предметов весом 25 фунтов 2 золотника, стоимость которых установить за отсутствием описи и оценки церковного имущества не представилось возможным.
Несмотря на принятые меры к розыску все же как похищенного, а так же и хитителей в срок установленный ст.105 УПК обнаружить возможным не представилось, а поэтому на основании ст.202 УПК
П О С Т А Н О В И Л:
Материал расследования за № 61 о краже церковных вещей производством прекратить, но принимая во внимание, что община верующих Варницкойцеркви к охране церковного имущества взятого по договору относилась преступно халатно, а именно сама церковь и в ней имущество находилось без охраны, что дало возможность хитителям совершить кражу ценностей, а поэтому на основании ст.121 УПК предоставить право Ростовскому РАЙФО предъявить гражданский иск на стоимость похищенного общине верующих Варницкой церкви через суд…».8

Таким образом власть фактически вынуждала общины закрываться.

Через некоторое время, подобно большинству других религиозных общин, Варницкая церковная община прекратила свое существование. Оставшееся на ее попечении имущество было передано в Ярославский Федоровский монастырь и Ростовский музей.

«АКТ от 11 октября 1957 года:
Мною, старшим инспектором госдоходов Ростовского райфо в присутствии членов церковной тройки с. Варницы… произведена приемка из недействующей церковной общины с. Варниц следующих предметов религиозного культа:
1. Иконостас — дубовый
2. Икона образа Преподобного Сергия осталась в церкви
3. Паникадила — одно
Все выше указанные предметы принял…/подпись/
Примечание — икону образ преподобного Сергия выдать староста отказалась.
Ст. инспектор — /подпись/
Староста —
От подписи акта отказалась.»9

Стоит обратить внимание на примечание в акте. Речь идет о, пожалуй, единственной чтимой святыне Варницкого монастыря!

В книге «Историческое описание Троице-Варницкого монастыря» А. А. Титовпишет о ней: «По входе в храм на право у столпа стоит, отдельно от других, резной киот с иконою преп. Сергия, пред которою теплится неугасимая лампада. Икона эта пожертвована неизвестным благотворителем, покрыта сребро-позлащеною ризою, на которой вычеканена надпись: «Сия икона препод. Сергия с родителями, писана в Троицкой Сергиевой Лавре иноком живописцем Симеоном и освящена при мощах чудотворца, прислана оттуда Ростовскому Троицкому Сергиеву монастырю…»10

Святыня проделала путь в полвека от монастыря — к Варницкой общине, была сохранена и не отдана (!) подвижницей, старостой церкви, которая и ключи от церкви «передать отказалась».

Однако процесс уже не остановить. «На основании указания Ярославского облисполкома от 8 октября 1960 г. зимняя церковь передается под складские помещения межколхозной птицефермы, … летняя церковь открыта для переноски церковной утвари из зимней церкви», а икона Преподобного Сергия передана в Ростовский музей по акту от 23.11.62 г. об учете произведений искусств и признании предметов как экспонатов музейного значения, подлежащих изъятию из церкви с. Варницы…11

Спустя почти тридцать лет в судьбах страны и, конечно же, монастыря, начинаются новые времена. А для Варницкого монастыря изменения даже символичны.

В 1989 году 111 граждан, проживающих в поселке Варницы, просят горисполком зарегистрировать православную церковную общину. Горисполком 21 апреля 1989 г. выносит решение ходатайствовать перед исполкомом областного городского Совета о передаче в пользование общине храмов Воскресенского (летний)и Никольского (зимний).12

По ходатайству Варницкой общины решением № 296 от 15.09.89 г. Городское объединение ЖКХ передает в аренду общине до 01.01.91 г. в пос. Варницы квартиры для проживания рабочих, занятых на реставрации храмов. В конце 1989 года храмы начинают реставрировать.13

Позже эти церкви получили статус подворья восстановленной Варницкой обители. Словно сам Преподобный Сергий через икону свою воссоединил монастырь и своего рода хранителей его — церкви Варницкой общины в селе Варницы.

Возрождение обители, 1990-е годы

Возрождение обители, 1990-е годы

В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II и по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Троице-Сергиевская Лавра взяла Варницкую обитель под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис. При нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Церкви была возвращена часть монастырских помещений.

В 1998 году Святейший Патриарх назначил на восстановление монастыря игумена Силуана (Глазкина.)В 2000 году начал возводиться Новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным).В 2001 г. отреставрировали Введенский храм, окончены работы по восстановлению ограды с надвратной церковью, служебных и жилых зданий.

Сейчас обитель практически полностью восстановлена. В настоящее время она является крупным паломническим центром, собирающим со всей России желающих почтить память семьи одного из величайших русских святых.

 

  1. РсФ ГАЯО, Ф.Р-153, оп.1, д.4, лл.13об.,14.
  2. РсФ ГАЯО, Ф.Р-143, оп.1, д.373, лл.209 — 210 об.
  3. РсФ ГАЯО, Ф.Р-153, оп.1, д.3, лл.85об., 86.
  4. РсФ ГАЯО, Ф.Р-140, оп.3, д.30, л.6.
  5. РсФ ГАЯО, Ф.Р-140, оп.3, д.30, лл.1а, 6.
  6. РсФ ГАЯО, Ф.Р-140, оп.2, д.64, лл.16,17.
  7. РсФ ГАЯО, Ф.Р-4, оп.1, д.25, л.38.
  8. РсФ ГАЯО, Ф.Р-9, оп.5, д.6, л.99.
  9. РсФ ГАЯО, Ф.Р-9, оп.5, д.10, л.11.
  10. РсФ ГАЯО, НСБ, Титов А. А. Историческое описание Троице-Варницкого монастыря. 2-я типография А. И. Снегиревой, в Сергиевом Посаде Моск. г., 1893. с.23.
  11. РсФ ГАЯО, Ф.Р-9, оп.5, д.10, л.14, 15, 16.
  12. РсФ ГАЯО, Ф.Р-1, оп.9, д.687, л.151.
  13. РсФ ГАЯО, Ф.Р-1, оп.9, д.691, л.23.

/ 10 октября 2014 г.