/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииБорьба за просвещение: ликвидация безграмотности в Ярославской губернии в первое послереволюционное десятилетие. По материалам ЦДНИ ГАЯО

Борьба за просвещение: ликвидация безграмотности в Ярославской губернии в первое послереволюционное десятилетие. По материалам ЦДНИ ГАЯО

К 8 сентября - Международному дню грамотности

«Нам надо, во что бы то ни стало, поставить себе 3 задачи:
во-первых — учиться; во-вторых — учиться;
в-третьих — учиться»
В. И. Ленин, лозунг к агитации за ликвидацию неграмотности

26 декабря 1919 года Советом народных комиссаров был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», необходимость которого была продиктована самой структурой новой власти, установившейся в России после Октябрьской революции. Придя к власти, большевики наделили избирательными правами большую часть трудящегося населения страны. Однако они не учли того, что все эти люди были лишены возможности обучаться даже основам грамотности, что было препятствием для осуществления права участия их в политической жизни общества. Все предприятия, учреждения оказались переданы в руки людей, многие из которых не умели писать и читать, что создало определенные проблемы в функционировании экономики страны. Да и в целом государству требовались образованные люди для того, чтобы создать новую структуру управления на местах. К тому же создалась необходимость в квалифицированных кадрах на производстве для развития производства на промышленных предприятиях, что было невозможно без образования.

Копия телеграммы зав. внешкольным отделом Н. К. Крупской о пропаганде и популяризации декрета о ликвидации неграмотности, 1920. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Копия телеграммы зав. внешкольным отделом Н. К. Крупской о пропаганде и популяризации декрета о ликвидации неграмотности, 1920. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Первая статья изданного декрета гласила, что «всё население Республики в возрасте от 8–50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке».1 Обучение должно было проводиться в государственных или специально образованных для этого школах, которые могли располагаться во всех пригодных для обучения помещениях (включая народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях). Для всех обучающихся рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы на все время обучения. Для проведения занятий привлекалось все грамотное население страны в рамках трудовой повинности с выплатой зарплаты по нормам работников просвещения. А для лиц, уклоняющихся от повинности или препятствующих неграмотным посещать школы, было предусмотрено уголовное наказание.

Вместе с декретом была издана специальная Инструкция о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР, которая развивала и уточняла его положения. В ней указывалось, что работа по ликвидации безграмотности населения в возрасте от 14 до 50 лет должна была выполняться Внешкольным отделом Народного комиссариата просвещения, а на местах — губернскими, городскими, уездными и волостными подотделами Внешкольного образования.2 Также к работе по ликвидации безграмотности среди различных слоев населения должны были быть привлечены: среди городских рабочих — профсоюзные организации; среди сельского населения — Отделы по работе в деревне и т. д. Инструкцией вводился обязательный учет неграмотного населения для оптимального расчета необходимости школ ликбеза в тех или иных местностях. Все сведения о людях должны были заноситься в специальные ведомости, в которых указывались: имя и фамилия, пол, возраст, род занятий, на каком языке желает обучаться, адрес службы и домашний адрес. В каждом населенном пункте, где насчитывалось не менее 15 человек неграмотных, предполагалось открыть школу для ликвидации безграмотности. В каждой губернии должен был быть рассчитан свой срок полной ликвидации безграмотности. Он мог быть единым для всей губернии, либо быть различным для отдельных ее частей.

Согласно изданным документам, под ликвидацией безграмотности понималось обучение неграмотных чтению, письму и счету, поэтому программа школ ликбеза содержала в себе 2 основных предмета: родную речь (чтение, письмо) и начальную математику. Введение в учебную программу других предметов (таких как обществоведение, география им др.) зависело от состава учащихся и возможностей преподавательского состава. По окончании образовательного курса школы обучающиеся должны были проходить выпускные испытания по основным предметам. Не прошедшие испытания должны были остаться в школе для прохождения повторного курса обучения.

Вслед за публикацией декрета, для его осуществления 19 июля 1920 года была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез) во главе с наркомом просвещения А. А. Луначарским.3 В ведение ВЧК ликбез была передана организация обучения неграмотных по всей стране, проведение курсов для учителей и издание учебной литературы. Постановления Комиссии носили обязательный характер в вопросах, связанных с ликвидацией безграмотности. Для организации работы на местах были образованы губернские, уездные и волостные чрезвычайные комиссии по борьбе с безграмотностью. В их обязанности входило непосредственное обеспечение финансами и учебными пособиями открывающихся пунктов ликбеза.

Циркулярное письмо Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности губернским комиссиям, 1921. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Циркулярное письмо Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности губернским комиссиям, 1921. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

В Ярославской губернии активная работа по ликвидации безграмотности началась во второй половине 1920 года, когда была образована Ярославская губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (Губграмчека). Она выполняла следующие функции: 1) организация школ ликвидации безграмотности на территории губернии; 2) подготовка работников для школ ликбеза; 3) сбор информации о ходе ликвидации безграмотности (информационно-статистическая функция); 4) временно военная (поскольку изначально ликвидация безграмотности проводилась через мобилизации под эгидой военкоматов).4 В каждом уезде губернии назначался чрезвычайный уполномоченный по ликвидации безграмотности, на которого возлагалась ответственность за организацию и успешное проведение ликбеза в отдельно взятом городе или уезде. При них для большей эффективности могли быть образованы уездные комиссии по ликбезу (Уграмчека). Подобные комиссии создавались и в отдельных волостях. Они вступали в тесную взаимосвязь с местными советскими и профсоюзными органами и были наделены чрезвычайными полномочиями с правом вето на все местные постановления, тормозящие ликвидацию безграмотности.

Массовое открытие пунктов ликвидации безграмотности в городах губернии намечалось к весне 1921 года, а на селе повсеместное развертывание ликбеза было запланировано на 15 октября 1921 года.5 Однако, в некоторых частях губернии создание пунктов ликбеза было начато гораздо раньше. Так, согласно докладу, сделанному на заседании комиссии по ликвидации безграмотности населения, на территории Боровской волости Ярославского уезда к 1 ноября 1920 начали работу 23 пункта ликбеза, но и они были «не в силах удовлетворить все запросы по посещению школ».6 Однако, начатая с таким энтузиазмом работа по организации ликпунктов вскоре пошла на спад из-за финансовых трудностей.

В пределах Ярославской губернии помимо основных предметов в учебную программу школ ликвидации безграмотности были дополнительно включены занятия по политграмоте, естествознанию и гигиене, проводившиеся в форме бесед по данным предметам. Обучение в школах ликбеза длилось в течение 75 дней по 2 часа в день, то есть полный курс обучения составлял 150 учебных часов.7 Также все неграмотное население губернии было поделено по возрастному признаку на 1-ю, 2-ю и 3-ю очереди обучения. В 1-ю очередь попадали люди в возрасте 14–30 лет; во 2-ю — в возрасте 30–40 лет; в 3-ю — в возрасте 40–60 лет.8

К осени 1921 года был разработан конкретный План работ по ликвидации неграмотности в Ярославской губернии в осенне-зимнюю кампанию 1921—1922 гг. Его разработка стала возможной благодаря собранным сведениям о количестве неграмотного населения губернии. Кампания была рассчитана на два выпуска, за которые необходимо было ликвидировать 20% из выявленного числа неграмотных.9

Сводная таблица по ликвидации неграмотности в Ярославской губернии на осенне-зимнюю кампанию 1921—1922 гг. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Сводная таблица по ликвидации неграмотности в Ярославской губернии на осенне-зимнюю кампанию 1921—1922 гг. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

В Плане так же прописывалось, что уездные и волостные грамчека должны усилить совместную работу по ликвидации безграмотности вместе с местными отделениями профессиональных союзов (их культкомиссиями), для скорейшей ликвидации безграмотности среди рабочих. Циркулярным постановлением профсекции ВЧК по ликвидации безграмотности за № 49 было установлено, что «все школы и учреждения по ликвидации безграмотности, обслуживающие профсоюзы, должны финансироваться и снабжаться всем необходимым в первую очередь».10 Для этого 50% посылаемых средств (как финансовых, так и материальных) бронировались за профсоюзами в течение 3 месяцев, и только по истечении этого срока, в случае не востребованности, поступали в распоряжение других пунктов ликбеза. Благодаря такому подходу к декабрю 1921 в г. Ярославле работало 8 школ грамотности при профсоюзах с общим количеством учащихся 212 человек.11 К маю 1923 года силами профсоюзов была открыта 41 школа ликбеза (23 — в г. Ярославле и 18 — в уездах), в которых проходили обучение свыше 1500 человек.12

Удостоверение обучающегося в школе Грамоты Взрослых фабричного района, 1920. Из фондов ЦДНИ ГАЯО Удостоверение обучающегося в школе Грамоты Взрослых фабричного района, 1920. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Удостоверение обучающегося в школе Грамоты Взрослых фабричного района, 1920. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Значительная роль в деле ликвидации безграмотности отводилась рабочим клубам, поскольку они являлись местом, куда стекалось большое количество людей. В августе 1923 года Главным политико-просветительным комитетом РСФСР (Главполитпросветом) был издан циркуляр «Об объединении работы клуба с ликвидацией неграмотности и вовлечении неграмотных в клубную работу».13 В соответствии с ним работниками клубов должна была проводиться широкая агитационная работа, включающая в себя организацию выставок агитационной литературы, плакатов, учебных пособий; проведение собраний неграмотных и торжественных открытий и выпусков школ грамотности. Также предполагалось объединение неграмотных членов рабочих клубов в группы по обучению грамоте, в которых занятия проводились силами образованных членов клуба. К пропаганде ликвидации безграмотности повсеместно присоединялись библиотеки и избы-читальни. В докладе на II Всероссийском съезде по ликвидации безграмотности, проходившем в Москве в мае 1923 года, Н. К. Крупская, возглавлявшая Главполитпросвет, высоко оценивала важность работы изб-читален на селе: «Если в деревне, кроме ликпункта, ничего нет, то из всей политико-просветительной работы ничего не выйдет. Если же в деревне имеется изба-читальня и при ней опытный работник, умеющий пробудить культурные интересы населения, то можно сказать с уверенностью, что такая деревня даст школе по ликвидации безграмотности учеников».14

Участники II Всероссийского съезда по ликвидации безграмотности, 1923. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Участники II Всероссийского съезда по ликвидации безграмотности, 1923. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

В свете постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14 августа 1923 «О ликвидации неграмотности», в котором был установлен предельный срок ликвидации неграмотности среди взрослого городского и сельского населения РСФСР, которым стала десятая годовщина Октябрьской революции (7 ноября 1927 года), произошла новая волна усиления работы по борьбе с неграмотностью.15 В декрете также прописывалось, что первая часть программы по ликвидации неграмотности должна была быть закончена к 1 мая 1925 года путем обучения грамоте всех рабочих, объединенных в профессиональные союзы. Однако, существовавшая на тот момент сеть учреждений ликбеза не могла обеспечить выполнение поставленной задачи. На II Всероссийском съезде по ликвидации безграмотности был составлен план по ликбезу на 1923–1924 учебный год, согласно которому 2 000 000 человек должны были обучиться грамоте. Но по итогам оказалось, что фактически ликвидировало неграмотность только 557 000 человек, то есть 27,8% от запланированного.16

Исходя из глобальности поставленных задач и невозможности справиться с их реализаций только силами государства, уже осенью 1923 года в Москве было организовано Общество «Долой неграмотность», которое должно было объединить широкие слои населения и своими средствами поддержать рост сети ликвидационных пунктов. В Уставе Общества, утвержденном Наркоматом внутренних дел 28 декабря 1923 года, указано, что «Общество имеет своей целью содействие Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности в РСФСР и в частности осуществления декрета о ликвидации неграмотности к 10-летию Октябрьской революции».17 Для выполнения обозначенной цели Общество организовывало школы и группы по ликвидации неграмотности и изыскивало средства для их поддержки и организации; проводило митинги, лекции, беседы, выставки, связанные с вопросами ликбеза; издавало агитационные материалы и содействовало их распространению среди населения.

В целях расширения своей деятельности, Общество открывало свои отделения во многих регионах республики. Местные отделения Общества возникали в губерниях, городах, уездах и волостях по инициативе советских и общественно-политических организаций, либо по инициативе отдельных лиц, сочувствующих идее ликвидации неграмотности. Учреждение Ярославского губернского отделения Общества «Долой неграмотность» произошло на собрании инициативной группы, состоящей из представителей партийных, советских, профсоюзных, общественно-кооперативных и научных управлений и организаций, 7 марта 1924 года.18 На совещании был принят Устав отделения, прошли выборы временного правления, а также были установлены размеры ежемесячных членских взносов в размере от 20 коп. до 5 руб., в зависимости от вида членства.

Вслед за образованием Ярославского губернского отделения Общества начали создаваться ячейки на местах и при фабричных и заводских предприятиях. К примеру, на совещании ликвидаторов неграмотности при Ярославском губотделе профсоюза текстильщиков, прошедшем в августе 1924 года, было принято решение организовать при всех предприятиях текстильной промышленности губернии отделения Общества «Долой неграмотность», «могущие служить для увеличения материальных ресурсов школ, не считая того морального воздействия на массы, которое сделает это общество».19 Однако, вопрос об организации отделений Общества в губрении поднимался уже в начале 1924 года.

Письмо Яргуботдела профсоюза текстильщиков в культотдел Губпрофсовета, 1924. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Письмо Яргуботдела профсоюза текстильщиков в культотдел Губпрофсовета, 1924. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

С 1925 года большое внимание стало уделяться организации отделений Общества в сельской местности, поскольку ликвидация неграмотности на селе продвигалась более медленными темпами, чем в городах, из-за специфики работы и, зачастую, удаленности места жительства от мест расположения школ ликбеза. Главной задачей отделений Общества на селе было содействие расширению сети ликпунктов и привлечению в них новых учеников. Ячейки Общества брали на себя обеспечение необходимых условий для проведения обучения, таких как оплата помещения, в котором проводились занятия, обеспечение его отоплением и освещением, занимались доставкой учебных пособий, письменных и канцелярских принадлежностей.20 Для привлечения сельских жителей в школы грамоты ячейки использовали различные формы агитации. Помимо выступлений с докладами и проведения собраний неграмотных, проводились агитационно-показательные суды над уклоняющимися от посещения занятий, устраивались тематические инсценировки, предпринимались меры поощрения наиболее успевающих учащихся. Помимо всего этого деятельность Общества широко освещалась как в местной, так и в губернской прессе.

Заметка о ликвидации неграмотности в городах Ярославской губернии в газете «Северный рабочий», февраль 1925. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Заметка о ликвидации неграмотности в городах Ярославской губернии в газете «Северный рабочий», февраль 1925. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Обществом «Долой неграмотность» и ВЧК ликбез совместно проводились отдельные кампании по ликвидации безграмотности, приуроченные к революционным праздникам и юбилейным датам. 26 декабря 1924 года, в честь пятилетнего юбилея издания правительственного декрета о ликвидации безграмотности, была развернута широкая деятельность Общества по проведению однодневной кампании по ликбезу. К 1 мая 1925 года, в честь окончания первого этапа ликвидации безграмотности в стране, также был подготовлен трехдневник по ликвидации безграмотности, прошедший 1, 2 и 3 мая. Такие кампании проводились под лозунгами: «Ликвидируя неграмотность, поднимем производительность труда!», «Густой сетью разбросаем школы по всей земле русской. Не должно быть неграмотных, не должно быть темных, забитых!», «Грамотный трудовой народ к коммунизму быстрее идет. Неграмотный, не отставай! Учись, время не теряй!» и др.21 В ходе этих кампаний по всей стране проводились торжественные заседания в губернских, уездных и волостных центрах, открывались новые школы грамоты, проводились праздничные выпуски закончивших обучение. Общество «Долой неграмотность» проводило кампанию по привлечению новых членов, организовывало различные лотереи, викторины, спектакли для сбора средств. В кинотеатрах перед сеансами демонстрировались лозунги ликбеза, в городах по улицам курсировали агитационные трамваи.

Благодаря всем предпринятым мерам и работе отделений Общества «Долой неграмотность» на территории губернии значительно выросло количество школ ликвидации безграмотности. Всего за один год их количество увеличилось почти в 3 раза: в начале 1924 года насчитывалось 130 школ (более 2,5 тысяч обучающихся), а к началу 1925 года их стало 328 (более 11 тысяч обучающихся).22

Несмотря на укрепление сети школ и успешное привлечение населения к участию в программе ликвидации неграмотности, перед организаторами встала проблема «рецидива» неграмотности. В связи с невостребованностью приобретенных за время обучения навыков письма, чтения и счета выпускники школ снова пополняли ряды неграмотных. Для предотвращения расширения данного процесса предпринимались различные меры по привлечению выпускников в различные кружки самообразования, к участию в профсоюзной работе, а также проводилась агитация по продолжению обучения в школах для малограмотных.

Большим шагом вперед стали постановления Ярославского губернского исполнительного комитета от 04.08.1926 о введении всеобщего начального обучения в Ярославской губернии и городского Совета Рабочих и Красноармейских депутатов о введении всеобщего обязательного начального обучения в г. Ярославле и пригородных поселках, входящих в городскую черту с 1926–1927 учебного года. На основании данных постановлений были разработаны Временное положение о комиссиях по введению всеобщего начального обучения и инструкции по их работе.23 Образованные комиссии должны были разработать план школьной сети, охватывавший на постоянной основе всю территорию губернии; следить за исправным посещением школ всеми лицами, достигшими 8-летнего возраста; управление финансовой сферой проводимой реформы. Для подростков, переступивших 8-летний возраст, также были созданы условия для обучения. На заседании Ярославского горсовета от 26.08.1926 года в целях ликвидации неграмотности среди детей «переростков» 11–14 лет было решено открыть специальные школы с 2-годичным курсом обучения.24

Вместе с проведением образовательной реформы Ярославским Губполитпросветом было принято решение структурировать систему пунктов ликвидации неграмотности: постоянно действующими считались 2 инструктивных губернских, по одному в уездном городе и одному на каждую волость — всего 85 школ.25 Для повышения общего уровня знаний и предотвращения «рецидива» неграмотности была выстроена последовательность образовательной системы для взрослого населения. Первой ступенью становился ликпункт, затем школа для малограмотных с 6-месячным сроком обучения, далее школа взрослых с годичным сроком обучения и последняя ступень — школа для взрослых повышенного типа с 2-х годичным обучением.26 На 1926–1927 учебный год предполагалось открыть 90 школ для малограмотных, 2 школы повышенного типа и кружки для малограмотных с передвижными руководителями.

Вечерние одногодичные школы для взрослых стали важным звеном в цепи общеобразовательных учреждений для работающего населения городов губернии. Школы подобного типа создавались в рабочих районах, при крупных промышленных предприятиях, и в них проходили обучение лица, не моложе 17 лет, обладающие навыками чтения, письма и начальных правил арифметики.27 Целью существования данного вида школ была заявлена «подготовка квалифицированного рабочего с общеобразовательным и политическим развитием».28 Учебный год продолжался 7,5 месяцев и делился на 2 семестра. В программу обучения входили такие предметы как политграмота, арифметика, русский язык, естествознание и география. К 1927 году на территории губернии действовало 10 одногодичных школ взрослых, 7 из которых находились в г. Ярославле, 2 — в Ярославском и 1 — в Ростовском уездах.29

Следующим и завершающим этапом общеобразовательного обучения были школы взрослых повышенного типа, которые подразделялись на три группы: 1) школы с сельскохозяйственным уклоном; 2) школы с индустриально-производственным уклоном; 3) школы «с применением того и другого уклона».30 Обучение в таких школах продолжалось в течение 3-х лет. Особенный упор в занятиях делался на практических занятиях в лабораториях, экскурсиях по опытно-сельскохозяйственным участкам, образцовым предприятиям и т. д. Главным условием выбора прослушиваемого материала была его взаимосвязь с жизнью, профессией обучающегося. В г. Ярославле действовало 2 школы взрослых повышенного типа в Центральном и Закоторосльном районах.31 Следует отметить, что школы взрослых повышенного типа не рассматривались как подготовительная ступень для продолжения обучения рабочих в вузах, а считались самостоятельным учебным заведением.

К концу 1920-х годов, несмотря на все приложенные усилия, как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций, полностью ликвидировать неграмотность на территории Ярославской губернии так и не удалось. Не удалось это сделать и другим регионам СССР. Связано это было со многими факторами: невозможность охватить школами все неграмотное население страны; постоянное пополнение неграмотных за счет подростков; нехватка финансовых средств для открытия и содержания ликпунктов; недостаток квалифицированных кадров для преподавания в школах и др. Однако, к этому времени в Ярославской губернии сложилась целая система образования взрослого населения, дававшая возможность не только устранить неграмотность среди населения, но и сохранить, применить полученные знания на практике. Также стоит отметить, что на территории губернии постановление о введении всеобщего обязательного начального образования было принято на 4 года раньше, чем на территории всего СССР (для всей территории республики постановление было принято только 14 августа 1930 года специальным постановлением ЦИК и СНК СССР), что говорит о высоком уровне развития народного образования в губернии.

Горшкова С.А., ведущий архивист отдела информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО

  1. Декрет СНК РСФСР от 19 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1205, л. 3.
  2. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1205, л. 5.
  3. Декрет СНК РСФСР от 19 июля 1920 года «Об учреждении всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности» // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_727.htm
  4. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1205, л. 55.
  5. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1205, л. 55 об.
  6. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2786, оп. 1, ед. хр. 30, л. 151.
  7. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1205, л. 55 об.
  8. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1205, л. 56.
  9. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1197, л. 96.
  10. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1205, л. 9.
  11. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1197, л. 206 об.
  12. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1226, л. 100.
  13. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1231, л. 125.
  14. Н. К. Крупская. Педагогические сочинения. Из доклада на II Всероссийском съезде по ликвидации безграмотности // http://coollib.com/b/143554/read
  15. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2786, оп. 1, ед. хр. 1240, л. 73.
  16. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 135, л. 30.
  17. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1246, л. 393.
  18. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1239, л. 24.
  19. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1239, л. 61.
  20. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1089, оп. 1, ед. хр. 99, л. 209 об.
  21. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1246, л. 383, 383 об.
  22. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1239, л. 30; ед. хр. 1265, л. 6.
  23. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2786, оп. 1, ед. хр. 708, л. 19–24.
  24. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1253, л. 422 об.
  25. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2786, оп. 1, ед. хр. 707, л. 72.
  26. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2786, оп. 1, ед. хр. 707, л. 73.
  27. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1301, л. 18.
  28. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1314, л. 5.
  29. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1, оп. 27, ед. хр. 2532, л. 110.
  30. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1, оп. 27, ед. хр. 3412, л. 57.
  31. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1, оп. 27, ед. хр. 2532, л. 110 об.

/ 24 августа 2015 г.