/ Главная → Пресс-центр → Публикации → Борьба за просвещение: ликвидация безграмотности в Ярославской губернии в первое послереволюционное десятилетие. По материалам ЦДНИ ГАЯО
К 8 сентября - Международному дню грамотности
«Нам надо, во что бы то ни стало, поставить себе 3 задачи:
В. И. Ленин, лозунг к агитации за ликвидацию неграмотности
26 декабря 1919 года Советом народных комиссаров был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», необходимость которого была продиктована самой структурой новой власти, установившейся в России после Октябрьской революции. Придя к власти, большевики наделили избирательными правами большую часть трудящегося населения страны. Однако они не учли того, что все эти люди были лишены возможности обучаться даже основам грамотности, что было препятствием для осуществления права участия их в политической жизни общества. Все предприятия, учреждения оказались переданы в руки людей, многие из которых не умели писать и читать, что создало определенные проблемы в функционировании экономики страны. Да и в целом государству требовались образованные люди для того, чтобы создать новую структуру управления на местах. К тому же создалась необходимость в квалифицированных кадрах на производстве для развития производства на промышленных предприятиях, что было невозможно без образования.
Копия телеграммы зав. внешкольным отделом
Первая статья изданного декрета гласила, что «всё население Республики в возрасте от 8–50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке».1 Обучение должно было проводиться в государственных или специально образованных для этого школах, которые могли располагаться во всех пригодных для обучения помещениях (включая народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях). Для всех обучающихся рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы на все время обучения. Для проведения занятий привлекалось все грамотное население страны в рамках трудовой повинности с выплатой зарплаты по нормам работников просвещения. А для лиц, уклоняющихся от повинности или препятствующих неграмотным посещать школы, было предусмотрено уголовное наказание.
Вместе с декретом была издана специальная Инструкция о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР, которая развивала и уточняла его положения. В ней указывалось, что работа по ликвидации безграмотности населения в возрасте от 14 до 50 лет должна была выполняться Внешкольным отделом Народного комиссариата просвещения, а на местах — губернскими, городскими, уездными и волостными подотделами Внешкольного образования.2 Также к работе по ликвидации безграмотности среди различных слоев населения должны были быть привлечены: среди городских рабочих — профсоюзные организации; среди сельского населения — Отделы по работе в деревне
Согласно изданным документам, под ликвидацией безграмотности понималось обучение неграмотных чтению, письму и счету, поэтому программа школ ликбеза содержала в себе 2 основных предмета: родную речь (чтение, письмо) и начальную математику. Введение в учебную программу других предметов (таких как обществоведение, география им др.) зависело от состава учащихся и возможностей преподавательского состава. По окончании образовательного курса школы обучающиеся должны были проходить выпускные испытания по основным предметам. Не прошедшие испытания должны были остаться в школе для прохождения повторного курса обучения.
Вслед за публикацией декрета, для его осуществления 19 июля 1920 года была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез) во главе с наркомом просвещения
Циркулярное письмо Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности губернским комиссиям, 1921. Из фондов ЦДНИ ГАЯО
В Ярославской губернии активная работа по ликвидации безграмотности началась во второй половине 1920 года, когда была образована Ярославская губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (Губграмчека). Она выполняла следующие функции: 1) организация школ ликвидации безграмотности на территории губернии; 2) подготовка работников для школ ликбеза; 3) сбор информации о ходе ликвидации безграмотности (
Массовое открытие пунктов ликвидации безграмотности в городах губернии намечалось к весне 1921 года, а на селе повсеместное развертывание ликбеза было запланировано на 15 октября 1921 года.5 Однако, в некоторых частях губернии создание пунктов ликбеза было начато гораздо раньше. Так, согласно докладу, сделанному на заседании комиссии по ликвидации безграмотности населения, на территории Боровской волости Ярославского уезда к 1 ноября 1920 начали работу 23 пункта ликбеза, но и они были «не в силах удовлетворить все запросы по посещению школ».6 Однако, начатая с таким энтузиазмом работа по организации ликпунктов вскоре пошла на спад
В пределах Ярославской губернии помимо основных предметов в учебную программу школ ликвидации безграмотности были дополнительно включены занятия по политграмоте, естествознанию и гигиене, проводившиеся в форме бесед по данным предметам. Обучение в школах ликбеза длилось в течение 75 дней по 2 часа в день, то есть полный курс обучения составлял 150 учебных часов.7 Также все неграмотное население губернии было поделено по возрастному признаку на
К осени 1921 года был разработан конкретный План работ по ликвидации неграмотности в Ярославской губернии в
Сводная таблица по ликвидации неграмотности в Ярославской губернии на
В Плане так же прописывалось, что уездные и волостные грамчека должны усилить совместную работу по ликвидации безграмотности вместе с местными отделениями профессиональных союзов (их культкомиссиями), для скорейшей ликвидации безграмотности среди рабочих. Циркулярным постановлением профсекции ВЧК по ликвидации безграмотности за № 49 было установлено, что «все школы и учреждения по ликвидации безграмотности, обслуживающие профсоюзы, должны финансироваться и снабжаться всем необходимым в первую очередь».10 Для этого 50% посылаемых средств (как финансовых, так и материальных) бронировались за профсоюзами в течение 3 месяцев, и только по истечении этого срока, в случае не востребованности, поступали в распоряжение других пунктов ликбеза. Благодаря такому подходу к декабрю 1921 в г. Ярославле работало 8 школ грамотности при профсоюзах с общим количеством учащихся 212 человек.11 К маю 1923 года силами профсоюзов была открыта 41 школа ликбеза (23 — в г. Ярославле и 18 — в уездах), в которых проходили обучение свыше 1500 человек.12
Удостоверение обучающегося в школе Грамоты Взрослых фабричного района, 1920. Из фондов ЦДНИ ГАЯО
Значительная роль в деле ликвидации безграмотности отводилась рабочим клубам, поскольку они являлись местом, куда стекалось большое количество людей. В августе 1923 года Главным
Участники II Всероссийского съезда по ликвидации безграмотности, 1923. Из фондов ЦДНИ ГАЯО
В свете постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14 августа 1923 «О ликвидации неграмотности», в котором был установлен предельный срок ликвидации неграмотности среди взрослого городского и сельского населения РСФСР, которым стала десятая годовщина Октябрьской революции (7 ноября 1927 года), произошла новая волна усиления работы по борьбе с неграмотностью.15 В декрете также прописывалось, что первая часть программы по ликвидации неграмотности должна была быть закончена к 1 мая 1925 года путем обучения грамоте всех рабочих, объединенных в профессиональные союзы. Однако, существовавшая на тот момент сеть учреждений ликбеза не могла обеспечить выполнение поставленной задачи. На II Всероссийском съезде по ликвидации безграмотности был составлен план по ликбезу на 1923–1924 учебный год, согласно которому 2 000 000 человек должны были обучиться грамоте. Но по итогам оказалось, что фактически ликвидировало неграмотность только 557 000 человек, то есть 27,8% от запланированного.16
Исходя из глобальности поставленных задач и невозможности справиться с их реализаций только силами государства, уже осенью 1923 года в Москве было организовано Общество «Долой неграмотность», которое должно было объединить широкие слои населения и своими средствами поддержать рост сети ликвидационных пунктов. В Уставе Общества, утвержденном Наркоматом внутренних дел 28 декабря 1923 года, указано, что «Общество имеет своей целью содействие Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности в РСФСР и в частности осуществления декрета о ликвидации неграмотности к
В целях расширения своей деятельности, Общество открывало свои отделения во многих регионах республики. Местные отделения Общества возникали в губерниях, городах, уездах и волостях по инициативе советских и
Вслед за образованием Ярославского губернского отделения Общества начали создаваться ячейки на местах и при фабричных и заводских предприятиях. К примеру, на совещании ликвидаторов неграмотности при Ярославском губотделе профсоюза текстильщиков, прошедшем в августе 1924 года, было принято решение организовать при всех предприятиях текстильной промышленности губернии отделения Общества «Долой неграмотность», «могущие служить для увеличения материальных ресурсов школ, не считая того морального воздействия на массы, которое сделает это общество».19 Однако, вопрос об организации отделений Общества в губрении поднимался уже в начале 1924 года.
Письмо Яргуботдела профсоюза текстильщиков в культотдел Губпрофсовета, 1924. Из фондов ЦДНИ ГАЯО
С 1925 года большое внимание стало уделяться организации отделений Общества в сельской местности, поскольку ликвидация неграмотности на селе продвигалась более медленными темпами, чем в городах,
Заметка о ликвидации неграмотности в городах Ярославской губернии в газете «Северный рабочий», февраль 1925. Из фондов ЦДНИ ГАЯО
Обществом «Долой неграмотность» и ВЧК ликбез совместно проводились отдельные кампании по ликвидации безграмотности, приуроченные к революционным праздникам и юбилейным датам. 26 декабря 1924 года, в честь пятилетнего юбилея издания правительственного декрета о ликвидации безграмотности, была развернута широкая деятельность Общества по проведению однодневной кампании по ликбезу. К 1 мая 1925 года, в честь окончания первого этапа ликвидации безграмотности в стране, также был подготовлен трехдневник по ликвидации безграмотности, прошедший 1, 2 и 3 мая. Такие кампании проводились под лозунгами: «Ликвидируя неграмотность, поднимем производительность труда!», «Густой сетью разбросаем школы по всей земле русской. Не должно быть неграмотных, не должно быть темных, забитых!», «Грамотный трудовой народ к коммунизму быстрее идет. Неграмотный, не отставай! Учись, время не теряй!» и др.21 В ходе этих кампаний по всей стране проводились торжественные заседания в губернских, уездных и волостных центрах, открывались новые школы грамоты, проводились праздничные выпуски закончивших обучение. Общество «Долой неграмотность» проводило кампанию по привлечению новых членов, организовывало различные лотереи, викторины, спектакли для сбора средств. В кинотеатрах перед сеансами демонстрировались лозунги ликбеза, в городах по улицам курсировали агитационные трамваи.
Благодаря всем предпринятым мерам и работе отделений Общества «Долой неграмотность» на территории губернии значительно выросло количество школ ликвидации безграмотности. Всего за один год их количество увеличилось почти в 3 раза: в начале 1924 года насчитывалось 130 школ (более 2,5 тысяч обучающихся), а к началу 1925 года их стало 328 (более 11 тысяч обучающихся).22
Несмотря на укрепление сети школ и успешное привлечение населения к участию в программе ликвидации неграмотности, перед организаторами встала проблема «рецидива» неграмотности. В связи с невостребованностью приобретенных за время обучения навыков письма, чтения и счета выпускники школ снова пополняли ряды неграмотных. Для предотвращения расширения данного процесса предпринимались различные меры по привлечению выпускников в различные кружки самообразования, к участию в профсоюзной работе, а также проводилась агитация по продолжению обучения в школах для малограмотных.
Большим шагом вперед стали постановления Ярославского губернского исполнительного комитета от
Вместе с проведением образовательной реформы Ярославским Губполитпросветом было принято решение структурировать систему пунктов ликвидации неграмотности: постоянно действующими считались 2 инструктивных губернских, по одному в уездном городе и одному на каждую волость — всего 85 школ.25 Для повышения общего уровня знаний и предотвращения «рецидива» неграмотности была выстроена последовательность образовательной системы для взрослого населения. Первой ступенью становился ликпункт, затем школа для малограмотных с
Вечерние одногодичные школы для взрослых стали важным звеном в цепи общеобразовательных учреждений для работающего населения городов губернии. Школы подобного типа создавались в рабочих районах, при крупных промышленных предприятиях, и в них проходили обучение лица, не моложе 17 лет, обладающие навыками чтения, письма и начальных правил арифметики.27 Целью существования данного вида школ была заявлена «подготовка квалифицированного рабочего с общеобразовательным и политическим развитием».28 Учебный год продолжался 7,5 месяцев и делился на 2 семестра. В программу обучения входили такие предметы как политграмота, арифметика, русский язык, естествознание и география. К 1927 году на территории губернии действовало 10 одногодичных школ взрослых, 7 из которых находились в г. Ярославле, 2 — в Ярославском и 1 — в Ростовском уездах.29
Следующим и завершающим этапом общеобразовательного обучения были школы взрослых повышенного типа, которые подразделялись на три группы: 1) школы с сельскохозяйственным уклоном; 2) школы с
К концу
Горшкова С.А., ведущий архивист отдела информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО
/ 24 августа 2015 г.