/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииЧастная женская гимназия П. Д. Антиповой в Ярославле и её здание

Частная женская гимназия П. Д. Антиповой в Ярославле и её здание

Д. Н. Чекмасов, главный архивист ГКУ ЯО ГАЯО

 

Среди острых вопросов русского общества начала прошлого столетия был вопрос о положении в этом обществе женщин. С одной стороны, с удвоенной силой начавшиеся после реформ Александра II развитие экономики, промышленности и научно-технический прогресс, рука об руку идущие со становящейся всё сложнее и сложнее общественной жизнью, были объективным фактом и признавались безусловным благом. С другой стороны имелся традиционный вековой патриархальный уклад, хотя и давший к тому времени значительную слабину, но продолжавшийся поддерживаться на официальном уровне. Существовавший вплоть до 1917 года институт «званий» для подавляющего большинства женской части общества предусматривал таковых ровно три: девица или «дочь такого-то», «жена такого-то» (жена крестьянина — крестьянка, жена мещанина — мещанка, жена коллежского асессора — коллежская асессорша, жена генерала — генеральша и т. п.) и вдова. Разумеется, перспектива быть приложением к своему мужу была уже не очень привлекательной, и возросшая потребность в женском образовании и женских учебных заведениях, дававших путёвку в самостоятельную общественную жизнь, была не просто прихотью.

Научно-технический прогресс привёл к появлению профессии телефонистки, дальнейший ход развития школьной сети положил начало переосмыслению профессии учителя как преимущественно мужской, даже государственным учреждениям, в конце концов, не осталось ничего иного, как начать принимать женщин на службу. Разумеется, в традиционном обществе женщина могла рассчитывать на наименее ответственные и низкооплачиваемые должности, однако единственной социально приемлемой альтернативой был сельскохозяйственный или фабричный труд. Отсюда становится видно, сколь важную роль играли женские гимназии на данном этапе общественного развития.

Одной из них была частная женская гимназия Прасковьи Дмитриевны Антиповой, открывшаяся в Ярославле в 1904 году, став одним из трёх на тот момент учебных заведений такого типа.1 Первоначально гимназия снимала два здания в домовладении Фёдора Алексеевича Некрасова (брата поэта) по Волжской набережной и Ильинскому (Безымянному) переулку — дом по лицу переулка и флигель во дворе, занимаемый 5 и 6 классами.2

План земли Елизаветы Александровны Горанской. 1880-е гг. Здания, в которых впоследствии разместится гимназия, обозначены литерами, А и Г. ГАЯО. Ф. 509. Оп. 2. Д. 1982. Л. 313а.

План земли Елизаветы Александровны Горанской. 1880-е гг. Здания, в которых впоследствии разместится гимназия, обозначены литерами, А и Г. ГАЯО. Ф. 509. Оп. 2. Д. 1982. Л. 313а.

Прасковья Дмитриевна Антипова, урождённая Куприянова, происходила из дворян Костромской губернии. Там на её средства были созданы женская гимназия в г. Кологриве и книжный склад (по сути, издательство) «Костромич», снабжавший учебниками земские школы; оба были переданы в распоряжение земства.3

Она была супругой горного инженера Алексея Ивановича Антипова (1833–1907), после смерти которого в 1907 году на её средства Императорским минералогическим обществом была учреждена именная золотая медаль за работы по минералогии, геологии и палеонтологии.4

И. Е. Репин. Портрет А. И. Антипова. 1884 год. Ярославский художественный музей.

И. Е. Репин. Портрет А. И. Антипова. 1884 год. Ярославский художественный музей.

В. А. Серов. Портрет П. Д. Антиповой. 1890 год. Ярославский художественный музей.

В. А. Серов. Портрет П. Д. Антиповой. 1890 год. Ярославский художественный музей.

Медаль имени А. И. Антипова. Оттиск в бронзе. Фото Н. Н. Антонова и И. Э. Регентова. Государственный Эрмитаж. Медаль имени А. И. Антипова. Оттиск в бронзе. Фото Н. Н. Антонова и И. Э. Регентова. Государственный Эрмитаж.

Медаль имени А. И. Антипова. Оттиск в бронзе. Фото Н. Н. Антонова и И. Э. Регентова. Государственный Эрмитаж.

В числе благотворительных мероприятий, последовавших после смерти супруга, было и принятое ей в том же 1907 году решение выстроить для своей гимназии отдельное специально приспособленное здание.

27 мая5 Антипова пишет письмо Ярославскому городскому голове, в котором указывает:

«…Гимназия помещается в наёмном доме, что представляет большие неудобства и не даёт возможности разместить учениц сообразно указанию педагогических и гигиенических требований.
Для устранения всех этих неудобств я имею намерение приступить к возведению на свой счёт особого здания для гимназии, которое должно поступить, в виду его специального назначения, в полную собственность гимназии.
Для устройства такого здания необходимо удобное место, в центре города, но, несмотря на мои поиски такого подходящего, свободного места не оказалось.
В предположении, что устроенная мною гимназия, как обслуживающая потребности города в доставлении образования жителям его за недорогую плату, заслуживает внимания городского управления, я питаю надежду, что город не откажет в посильной помощи такому полезному учреждению и согласится отвести под здание гимназии участок из своих владений».6

Решение городских властей последовало незамедлительно: уже 1 июня городская дума при рассмотрении вопроса на очередном заседании постановила предоставить на выбор просительницы два свободных земельных участка: на Казанской (ныне Первомайской) или Воскресенской (ныне Революционной) улицах. В таком быстром ответе нет ничего удивительного: при обсуждении городской голова Дмитрий Иванович Чисятков отметил:

«С своей стороны, в виду совершенного переполнения всех наших женских гимназий и за отсутствием у города средств на постройку здания для гимназии, что является неотложным вопросом самого недалёкого будущего, я полагал бы необходимым воспользоваться столь благоприятным случаем и уступить г. Антиповой один из указываемых ею участков, на условии пользования им на время существования гимназии или соответствующего ей женского учебного заведения, которое может быть и высшим…«7

Ему вторил гласный Иван Александрович Вахромеев:

«Предложение г. Антиповой весьма симпатично: город крайне нуждается в женском учебном заведении, так как все четыре женских гимназии, будучи переполнены чуть не сверх меры, вынуждены будут отказывать в приёме весьма многим, желающим получить гимназическое образование, запрос на которое с каждым годом увеличивается».8

Решение думы вошло в законную силу 23 июня,9 а месяц спустя, на заседании 2 августа, гласным было сообщено о выборе Антиповой участка на Воскресенской улице.10

После согласования отвода земельного участка дело оставалось за малым: необходимо было выстроить здание. В конце января следующего, 1908 года, доверенный П. Д. Антиповой, архитектор Николай Дмитриевич Раевский подаёт в Строительное отделение Ярославского губернского правления прошение о разрешении выстроить на отведённой земле здание для гимназии по приложенным чертежам (он же руководил строительством и был, очевидно, автором проекта здания).11 После бюрократических согласований через попечителя Московского учебного округа, 4 апреля на заседании Строительного отделения строительство было одобрено.12 Позднее, в июне 1914 года, Строительным отделением по просьбе Антиповой было разрешено построить террасу при здании гимназии.13 Однако из-за того, что ни в том, ни в другом случаях чертежей в делах не сохранилось (вероятно, они были изъяты по какой-то надобности ещё до принятия дел на хранение в архив), сложно что-то сказать о характере этой постройки. Возможно, не сохранилась до наших дней или вовсе не была произведена — нынешнее здание по внешним габаритам (за исключением пристроек советского времени) полностью соответствует контуру на плане земельного участка 1908 года.

План земли, отведённой для гимназии. 1908 год. ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 2255. Л. 3.

План земли, отведённой для гимназии. 1908 год. ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 2255. Л. 3.

Несмотря на утрату проектных чертежей, здание гимназии довольно хорошо сохранилось до наших дней. Искусствовед Е. М. Барбашова характеризует его как «Пример учебного здания, в архитектуре которого проявились как черты неоклассицизма, так и рационального модерна нач. ХХ в.„14 Классицистическое решение фасада увязывало здание со строгим стилем окружающей застройки последней четверти XVIII — первой четверти XIX вв., при этом кажущаяся симметричность фасада обманчива (см. планы ниже) и архитектор свободно играет расположением окон в соответствии с функциональным назначением помещений. Современники же отмечали новаторский подход архитектора Раевского к внутренней планировке:

«Это здание является в Ярославле единственным школьным зданием, в котором обычная коридорная система заменена системой 2 больших рекреационных зал, в которые выходят двери классных комнат. В этом же здании впервые в Ярославле применён способ биологической ассенизации».15

Кроме того, в 2009 году были произведены архитектурные обмеры памятника, позволяющие составить представление о его первоначальной планировке.16 Сохранились и скудные сведения из карточек описания недвижимых имуществ, составленных губернской земской управой в 1913 году. Из них известно, что в подвале было две квартиры для сторожей, на первом этаже — три квартиры: для сторожа, экономки и швейцара. Во дворе же было здание прачечной и дворницкой. Остальные помещения занимались учебными классами.17

Здание гимназии П. Д. Антиповой. Планы первого и второго этажей. Обмеры Е. М. Барбашовой, 2009 год. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области. Здание гимназии П. Д. Антиповой. Планы первого и второго этажей. Обмеры Е. М. Барбашовой, 2009 год. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

Здание гимназии П. Д. Антиповой. Планы первого и второго этажей. Обмеры Е. М. Барбашовой, 2009 год. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

К лету 1909 года строительство было завершено — в середине августа в городской газете „Голос“ появляется объявление о переводе гимназии П. Д. Антиповой в собственное здание на Воскресенской улице. Уже 17 и 18 августа в нём проходили приёмные испытания, а начало первого учебного года было назначено на 2 сентября.18

Каких-то особенных отличительных черт в преподавании в Антиповской гимназии не было (кроме особого внимания к рисованию,19 сказывалось художественное образование содержательницы) — ценился именно стандарт, а стандарт был высок. Преподавали русский язык, алгебру, геометрию, физику, естествознание, чистописание, педагогику, Закон Божий, отечественную и всеобщую историю, географию, космографию (введение в астрономию), французский и немецкий языки и рисование.20

Стандартный курс обучения продолжался 7 лет, по окончании которого выдавался аттестат государственного образца. После этого можно было закончить дополнительный 8 педагогический класс, дававший право на получение звания домашней учительницы.

Аттестат об окончании 7 классов Антиповской гимназии. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 38. Л. 63, 63 об. Аттестат об окончании 7 классов Антиповской гимназии. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 38. Л. 63, 63 об.

Аттестат об окончании 7 классов Антиповской гимназии. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 38. Л. 63, 63 об.

Плата за обучение колебалась от 50–60 рублей в год в 190721 до 80 рублей в 1916/7 учебном году,22 причём дочери народных учителей обучались бесплатно и имели квоту в 30%.23

Что касается социального состава учениц, то из-за плохой сохранности документального фонда гимназии представить какую-то репрезентативную выборку невозможно. Разумеется, фактор платности обучения ставил серьёзную преграду на пути большинства дочерей крестьян (хотя из 15 человек, получивших аттестаты об окончании 7 класса в 1908 году, пятеро были как раз из крестьянского сословия24), да и представители других сословий не всегда могли себе позволить оплатить полный курс обучения с 1 по 8 класс — ещё она причина невозможности провести анализ состава учениц. Большинство прошений о приёме исходит от мещан, впрочем, обучались в гимназии и дочери дворян, и дочери духовенства, в том числе сельского.

Недостатком спроса гимназия не пользовалась. Как было упомянуто выше, главной причиной для постройки отдельного здания были теснота и неудобство наёмного помещения. В письме городскому голове Прасковья Дмитриевна указывала, что в 1906/7 учебном году в гимназии обучалось 155 учениц.25 В 1913 году их было „более 350“.26

В августе 1911 года корреспондент газеты „Голос“ писал:

«Занятия в женской гимназии Антиповой уже начались. Все классы переполнены. В текущем году открыт параллельный класс в 5 классе. В I, II, III и IV классах учащихся по 40 человек; в V первом классе — 37 учащихся, в V втором классе — 36 ч., в VI классе — 40 уч., в VII кл. — 41 уч. и в VIII кл. — 35 у. Всех учащихся 349 чел., в прошлом же году было 360…
— Большой наплыв — говорила нам начальница — из городских училищ: из Воскресенского, Даниловского. Есть много отличных учениц, но принимать некуда. Очень много желающих поступить в 4-й и 5-й классы, так как в эти классы свободно можно подготовиться на дому… И, пожалуй, не была бы лишнею ещё одна гимназия, но с IV класса по этим соображениям».27

Прошение о приёме в гимназию. 1916 год. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 100. Л. 1.

Прошение о приёме в гимназию. 1916 год. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 100. Л. 1.

Что касается преподавательского состава, то сведения о нём ещё более фрагментарны, чем об ученицах. Согласно наиболее раннему списку за 1909 год, в штате гимназии состояло 11 преподавателей (физики, истории, русского языка, естествоведения, арифметики, математики, графических искусств, немецкого языка, французского языка, рукоделия и законоучитель), начальница, председатель педагогического совета, заведующая библиотекой и три надзирательницы. Размер годового жалования был самым разным — от 180 рублей у преподавательницы рукоделия до 1240 рублей у преподавательницы естествоведения и арифметики.28 В 1910 году преподавателей уже 13, причём одна из них — выпускница самой гимназии.29

Образец письма на официальном бланке начальницы гимназии. 1916 год. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 31. Л. 8.

Образец письма на официальном бланке начальницы гимназии. 1916 год. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 31. Л. 8.

Косвенным показателем „производительности“ гимназии может служить сохранившаяся книга для записи выдаваемых ученицам свидетельств и аттестатов при выбывании из учебного заведения (при переходе в другое учебное заведение или при окончании курса обучения; при этом следует учитывать, что большинство учениц полного курса с 1 по 7/8 классы не проходило) за 1908—1918 гг.30 Всего документов было выдано:

  • В 1908 году — 15;
  • В 1909 году — 43;
  • В 1910 году — 48;
  • В 1911 году — 84;
  • В 1912 году — 80;
  • В 1913 году — 95;
  • В 1914 году — 107;
  • В 1915 году — 79;
  • В 1916 году — 76;
  • В 1917 году — 69;
  • В 1918 году — 7.

Кроме вышеупомянутого варианта получения звания домашней учительницы, некоторые окончившие гимназию выбирали и государственную службу: в фонде Ярославской губернской контрольной палаты сохранилось три личных дела выпускниц Антиповской гимназии, устроившихся на службу в палату по вольному найму.31

Прасковья Дмитриевна Антипова умерла 21 июня 1916 года в Ярославле.32 Отпевание проходило в соседней с гимназией Спасо-Пробоинской церкви. При погребении Прасковьи Дмитриевны на Леонтьевском кладбище присутствовал исполняющий обязанности Ярославского городского головы Алексей Петрович Преображенский, а также преподаватели, ученицы и их родители.33

Объявления и смерти и траурных церемониях в память П. Д. Антиповой. Выпуски газеты „Голос“ за 1916 год: от 23 июня (6 июля) № 142, от 9(22) июля № 155, от 29 июля (11 августа) № 172 и от 20 июня (3 июля) 1917 года № 135. Объявления и смерти и траурных церемониях в память П. Д. Антиповой. Выпуски газеты „Голос“ за 1916 год: от 23 июня (6 июля) № 142, от 9(22) июля № 155, от 29 июля (11 августа) № 172 и от 20 июня (3 июля) 1917 года № 135. Объявления и смерти и траурных церемониях в память П. Д. Антиповой. Выпуски газеты „Голос“ за 1916 год: от 23 июня (6 июля) № 142, от 9(22) июля № 155, от 29 июля (11 августа) № 172 и от 20 июня (3 июля) 1917 года № 135. Объявления и смерти и траурных церемониях в память П. Д. Антиповой. Выпуски газеты „Голос“ за 1916 год: от 23 июня (6 июля) № 142, от 9(22) июля № 155, от 29 июля (11 августа) № 172 и от 20 июня (3 июля) 1917 года № 135.

Объявления и смерти и траурных церемониях в память П. Д. Антиповой. Выпуски газеты „Голос“ за 1916 год: от 23 июня (6 июля) № 142, от 9(22) июля № 155, от 29 июля (11 августа) № 172 и от 20 июня (3 июля) 1917 года № 135.

В одном из объявлений был указан домашний адрес Прасковьи Дмитриевны — Волжская набережная, дом 31, квартира 1.34 На разродновской карте Ярославля 1911 года под этим адресом обозначен дом на углу Варваринской улицы и Волжской набережной. Благодаря описаниям земельных участков 1925—1926 гг.35 этот дом легко идентифицируется с сохранившимся до нашего времени домом № 39а по Волжской набережной (так называемый „дом Масленникова“), в земских оценочных описаниях 1913 года нашлась и карточка на квартиру с указанием времени заселения — 1906 год.

Карточка на квартиру П. Д. Антиповой. 1913 год. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 5. Д. 203а. Л. 4.

Карточка на квартиру П. Д. Антиповой. 1913 год. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 5. Д. 203а. Л. 4.

Дом № 39а по Волжской набережной. Здесь в 1906—1916 гг. жила П. Д. Антипова. Фото В. Ф. Марова, 1992 год. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

Дом № 39а по Волжской набережной. Здесь в 1906—1916 гг. жила П. Д. Антипова. Фото В. Ф. Марова, 1992 год. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

Автор некролога писал:

«…Парасковья Дмитриевна явилась пионеркой в деле создания частной средней школы в Ярославской и Костромской губ[ернии] и много средств уделила на дела просвещения и благотворительности. Особенно дорого в её просветительской работе было то, что с самого начала она была проникнута высокими общественными принципами, в дело было вложено много идеализма, жажды общественного строительства, горячего стремления работать для народного просвещения. Отражение высокой общественной настроенности почившей учредительницы гимназии явилось то, что всё дело в своей постановке было чуждо коммерческого расчёта.
…Антиповская гимназия явилась с самого начала самым доступным средним учебным заведением в городе. В стенах её нашли место, наряду с детьми весьма состоятельных и весьма требовательных в отношении школы городских кругов, и дети малоимущего городского класса. Особенно многим обязано ей ярославское учительство, дети которого принимались в гимназию бесплатно. Многие из получивших в гимназии образование дочерей учащих в народных училищах лишены были бы возможности получить законченное среднее образование, если бы не гостеприимные для них двери Антиповской гимназии.
Светлая память П. Д. останется навсегда ярким и отрадным воспоминанием среди сотен молодёжи, прошедшей гимназию, и среди их родителей».36

Спустя некоторое время в «Голосе» было напечатано письмо одной из учениц Прасковьи Дмитриевны, которое ярко характеризует отношение, вызываемое ей среди воспитанниц:

«Только вчера узнала я о кончине П. Д. Антиповой… Её не стало… Но осталась после неё светлая память у тех, кто знал эту крупную, незаурядную личность…
Будучи человеком состоятельным, она не утонула в удовольствиях жизни, не измельчала до интересов пошлой повседневности и пустого тщеславия.
Она не убивала свой досуг на ничтожную филантропию. Её интересы были много глубже и шире.
Имея собственную усадьбу в Костромской губернии, П. Д. не осталась равнодушной к нуждам окрестных крестьян: она устраивала для них школы, больницу, аптеку, читальню и библиотеки. Видя, сколько способных талантливых девочек бедного населения гибнет в темноте и невежестве, она пришла им на помощь, устроив в уездном г. Кологриве прекрасную восьмиклассную гимназию.
…Первое моё пробуждение от умственного невежества началось в костромском деревянном особняке П. Д. Антиповой, когда она меня, гимназистку, спросила однажды: сознательно или бессознательно заставляют нас учить историю.
Я не знала, что отвечать; мне и в голову не приходило, что значит учить „сознательно“: зададут, бывало, „порцию“ истории по Иловайскому „от сих и до сих“, ну и зубри, а не то получишь двойку — вот и всё тут сознание! Однако, после этого вопроса я задумалась. Впоследствии же, бывая иногда в доме П. Д., я настолько сознательно начала ко всему относиться, что эта же самая история, задававшаяся нам порциями, сделалась моим любимым предметом, и на высших курсах своей специальностью я избрала историю.
Но не я одна из питомиц этой интеллигентнейшей из русских женщин!
Пожелаем же от души, чтобы светлая память о таких хороших людях, как Прасковья Дмитриевна Антипова, жила вечно.
Елизавета Жердева.
Оренбург, 1916 г. 2 июля».37

После революции и издания Декрета о единой трудовой школе от 16 октября 1918 года, гимназия Антиповой была объединена с городским реальным училищем38 в 7-ю Советскую школу Волжского района. Обучение становилось всеобщим, совместным и бесплатным. Гимназия преобразовалась в школу 1-й ступени (1–5 классы), реальное училище — 2-й ступени (6–9 классы). Объединённое заседание педсоветов состоялось 21 октября 1918 года.39 На нём, помимо всего прочего, заявила об уходе Анна Христофоровна Киселёва, бессменная начальница и одна из основательниц гимназии. В протоколе педсовета от 28 октября учебное заведение уже именуется как «школа 2-й ступени (б. реальное училище)», а в заседании 5 ноября было постановлено уведомить местное казначейство о переименовании бывшего реального училища в школу 2-й ступени, а гимназии Антиповой — в школу 1-й ступени.40

Образец письма на официальном бланке Ярославской 7-й трудовой Советской школы 1-й ступени — непосредственной преемницы гимназии. 1919 год. ГАЯО. Ф. Р-1444. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.

Образец письма на официальном бланке Ярославской 7-й трудовой Советской школы 1-й ступени — непосредственной преемницы гимназии. 1919 год. ГАЯО. Ф. Р-1444. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.

Согласно описаниям недвижимых имуществ г. Ярославля за 1925—1926 гг. здание бывшей Антиповской гимназии принадлежит промышленно-экономическому техникуму (а здание реального училища — рабфаку).41 Техникум был организован постановлением президиума Ярославского губисполкома от 10 августа 1921 года.42 Фактически он начал функционировать уже 1 сентября 1921 года.43 Среди его преподавателей был Нил Григорьевич Первухин (словесность) и Адель Августовна Брёдрих, дочь бывшего штатного провизора Ярославского губернского правления (немецкий язык, преподавание начала ещё в Антиповской гимназии в 1907 году, впрочем, в 1923 году среди преподавателей техникума она уже не числится).44 Первоначально техникум располагался в здании Дворца Труда (ныне Дворец пионеров), в здание Антиповской гимназии техникум переехал в ноябре 1923 года.45

План земельного участка Ярославского промышленно-экономического техникума. 1926 год. ГАЯО. Ф. Р-208. Оп. 4. Д. 1. Л. 359.

План земельного участка Ярославского промышленно-экономического техникума. 1926 год. ГАЯО. Ф. Р-208. Оп. 4. Д. 1. Л. 359.

Промышленно-экономические техникумы должны были готовить «квалифицированных работников по финансовому, административному и хозяйственному управлению в советских учреждениях и промышленных предприятиях».46 В техникумы принимались лица старше 15 лет, обучение продолжалось три или четыре года. На последнем курсе были два специализированных отделения: экономическое, со счётно-финансовым, административно-финансовым, снабженческим и статистическим циклами и промышленное отделение, с административно-хозяйственным, товароведно-лабораторным и циклом «транспорта, хранения товаров и холодильного дела».47 Ярославский промышленно-экономический техникум готовил специалистов по счетоводству, товароведению, стенографии и иностранным языкам.48

Когда точно техникум освободил здание гимназии, нам установить не удалось. Вероятно, сразу после него здание занимала школа № 8 — в июле 1936 года она была переведена в здание нынешнего Дворца пионеров, а дом на Революционной был передан в распоряжение Ярославского педагогическо-художественного техникума (позднее — педагогического училища им. Н. А. Морозова).49 Училище занималось подготовкой учителей для начальных школ.50

С самого начала Великой Отечественной войны здание гимназии (вместе с соседним зданием бывшего реального училища) было занято сначала госпиталем № 1089, затем — госпиталем № 1780,51, а педучилище было переведено в помещения Краеведческого музея.52

Наконец, по решению Ярославского облисполкома от 11 июня 1943 года № 698 здания, занимаемые госпиталем № 1780 (в том числе и здание бывшей Антиповской гимназии), были переданы для временного размещения эвакуированного в Ярославль Белорусского государственного медицинского института,53 на базе которого вскоре был создан Ярославский мединститут (ныне университет), занимающий эти здания по сей день.

Документы фонда мединститута крайне скупы на описания его корпусов. Сведения нашлись только в черновике доклада ректора института коллегии Наркомздрава СССР о деятельности учреждения в 1944—1946 гг. В нём указывается, что в корпусе на Революционной улице были размещены следующие кафедры: основ марксизма-ленинизма, фармакологии, патологической анатомии, биологии, оперативной хирургии, анатомии (в том числе зал для анатомического театра), а также кинозал (по-видимому, оставшийся от госпиталя; зал не использовался по причине отсутствия киноустановки).54

Последней чертой в продолжающейся истории здания архитектора Раевского было придание ему статуса объекта культурного наследия регионального значения в 2004 году.55

Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии Ярославской государственной медицинской академии. Фото Е. М. Барбашовой, 2009 год. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии Ярославской государственной медицинской академии. Фото Е. М. Барбашовой, 2009 год. Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

В заключение хочется отметить, что, несмотря на неоднократно постигшие его смены собственников (за первые 40 лет их сменилось 7, в том числе два госпиталя), никоим образом не могущие пойти сохранности здания на пользу, до нас оно дошло в весьма хорошем состоянии (в паспорте памятника состояние всех элементов указано как «среднее») — в сравнении с дореволюционной фотографией изменилась только расстекловка окон в крыльях и исчезла кованая ограда по красной линии, вместе с венчающей фасад надписью «Женская гимназия П. Д. Антиповой». И ещё одна особенность: всё время своего существования (кроме периода с июня 1941 по июнь 1943 года) здание на Революционной улице служило и продолжает служить исключительно целям образования, что делает его не только памятником архитектуры прошлого, примечательным своей сохранностью и старинностью (есть много домов и старше, для Ярославля оно вообще страшно молодо), но и живым памятником культуры, памятником истории образования.

Автор благодарит участников интернет-форума Ярославского историко-родословного общества за указание на некоторые материалы из газеты «Голос» (http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=8903).

  1. Документальный фонд Антиповской гимназии за ранние годы не сохранился, дату указала сама П. Д. Антипова в письме Ярославскому городскому голове от 27 мая 1907 года (ГАЯО. Ф. 509. Оп. 3. Д. 188. Л. 229). В Памятной книжке Ярославской губернии на 1906 год указаны следующие частные учебные заведения (без уточнения типа): женское П. Д. Антиповой, мужское и женское Н. Н. Виноградовой и мужское и женское С. Г. Вахрамеевой. Кроме того, существовали государственные: Мариинская женская гимназия, женская гимназия при Екатерининском Доме Призрения Ближнего, Вознесенское приходское женское двухклассное училище и мужское и женское одноклассное училище при Ярославском взаимно-вспомогательном обществе ремесленников (Памятная книжка Ярославской губернии на 1906 год. Ярославль, 1906. С. 57, 58 47–58).
  2. ГАЯО. Ф. 509. Оп. 2. Д. 1982. Л. 523, 537, 542. Нынешний адрес дома и флигеля — Советский пер., д. 2/23а, 2/23б.
  3. П. Д. Антипова // Голос. Ежедневная газета, издаваемая в Ярославле. (Далее — «Голос») 23 июня (6 июля) 1916, № 142. С. 2.
  4. Шпаченко А. К., Войтеховский Ю. Л. История медали им. А. И. Антипова. // Современная минералогия: от теории к практике. СПб., 2010. С. 182–184.
  5. Здесь и далее все даты за период до 14 февраля 1918 года указаны по старому стилю.
  6. ГАЯО. Ф. 509. Оп. 3. Д. 188. Л. 229, 229 об.
  7. ГАЯО. Ф. 509. Оп. 3. Д. 188. Л. 214–215.
  8. Там же.
  9. ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 2255. Л. 5.
  10. ГАЯО. Ф. 509. Оп. 3. Д. 189. Л. 3.
  11. ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 2255. Л. 1.
  12. ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 2255. Л. 17–18.
  13. ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 2846. Л. 2.
  14. Паспорт памятника истории и культуры «Гимназия женская Антиповой П. Д.», п. VII-б (http://www.yarregion.ru/depts/dcul/DocLib1/1111 гимназия Антиповой Паспорт 2009 г.pdf).
  15. Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель. Ярославль, 1913. С. 186.
  16. Паспорт памятника истории и культуры «Гимназия женская Антиповой П. Д.», приложение.
  17. ГАЯО. Ф. 485. Оп. 5. Д. 184. Л. 25–27, 441.
  18. Голос. 15(28) августа 1909, № 140. С. 1.
  19. Ярославль в его прошлом и настоящем… С. 186.
  20. См. стандартные классные журналы и журналы домашних заданий с примерами тем: ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 54, 55, 60.
  21. ГАЯО. Ф. 509. Оп. 3. Д. 188. Л. 229.
  22. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 31. Л. 42 об.
  23. ГАЯО. Ф. 509. Оп. 3. Д. 188. Л. 229.
  24. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 45а. Л. 1–3.
  25. ГАЯО. Ф. 509. Оп. 3. Д. 188. Л. 229.
  26. Ярославль в его прошлом и настоящем… С. 186.
  27. А. В женской гимназии Антиповой. // Голос. 24 августа (6 сентября) 1911, № 190. С. 3.
  28. ГАЯО. Ф. 642. Оп. 1. Д. 24166. Л. 2–3.
  29. ГАЯО. Ф. 642. Оп. 1. Д. 21525. Л. 2–3.
  30. ГАЯО. Ф. 561. Оп. 1. Д. 45а.
  31. ГАЯО. Ф. 138. Оп. 1. Д. 738, 951, 974.
  32. Запись в части «Об умерших» ярославской Христорождественской церкви от 24 июня 1916 года № 1 (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 11. Д. 534. Л. 50 об., 51).
  33. Голос. 22 июня (5 июля) 1916 г., № 141. С. 1; Там же. 25 июня (8 июля) 1916 г., № 144. С. 3.
  34. Голос. 15(28) августа 1909, № 140. С. 1.
  35. ГАЯО. Ф. Р-208. Оп. 4. Д. 1. Л. 207.
  36. Бур-ъ. Памяти культурной деятельницы. // Голос. 24 июня (7 июля) 1916 г., № 143. С. 3.
  37. Памяти П. Д. Антиповой // Голос. Ежедневная газета, издаваемая в Ярославле. 8 (21) июля 1916 г., № 154. С. 3, 4.
  38. Находилось в соседнем здании городской думы, ныне корпус ЯГМУ на пл. Челюскинцев.
  39. ГАЯО. Ф. Р-1444. Оп. 1. Д. 1. Л. 4, 4 об.
  40. ГАЯО. Ф. Р-1444. Оп. 1. Д. 1. Л. 7, 12. В архиве имеется документальный фонд только школы 2-й ступени (при этом крайне фрагментарный), поэтому черпать сведения о 7-й школе 1-й ступени (бывшей Антиповской гимназии) приходится из косвенных упоминаний.
  41. ГАЯО. Ф. Р-208. Оп. 4. Д. 1. Л. 359 об. — 361, 363 об. — 365.
  42. ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 920. Л. 16.
  43. ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 972. Л. 1, 1 об. Документальный фонд Ярославского промышленно-экономического техникума за 1921—1929 гг. хранится в Рыбинском филиале ГАЯО (Ф. Р-1981) и для нас был недоступен.
  44. ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 972. Л. 2, 3; Там же, Д. 218. Л. 1 об. — 3 об.; Ф. 561. Оп. 1. Д. 31. Л. 20.
  45. ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 4. Д. 5. Л. 102, 102 об.
  46. Положение о промышленно-экономических техникумах. ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 937. Л. 2.
  47. ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 937. Л. 2.
  48. ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 937. Л. 7.
  49. ГАЯО. Ф. Р-1993. Оп. 4. Д. 25. Л. 10.
  50. Весь Ярославль: справочно-адресная книга. Ярославль, 1940. С. 44.
  51. ГАЯО. Ф. Р-1993. Оп. 4. Д. 25. Л. 1.
  52. ГАЯО. Ф. Р-1993. Оп. 4. Д. 22. Л. 1.
  53. ГАЯО. Ф. Р-2380. Оп. 2. Д. 431. Л. 144.
  54. ГАЯО. Ф. Р-839. Оп. 1. Д. 4. Л. 25.
  55. Постановление Администрации Ярославской области от 3 сентября 2004 года № 148.

/ 14 октября 2016 г.