/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииМолога. Край, поглощенный морем

Молога. Край, поглощенный морем

К 75-летию начала затопления Молого-Шекснинского междуречья

«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название… Вот так худо-бедно и жила деревня, держась своего места на яру у левого берега, встречая и провожая годы, как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые… Но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.»

В. Распутин. Прощание с Матёрой. 1976 г.

 

Форсированная индустриализация 1930-х годов в СССР, повлекшая за собой разработку масштабных программ гидростроительства на основных водных артериях страны, привела к тому, что участь выдуманной советским писателем Валентином Распутиным деревни Матёры (попавшей в зону затопления при строительстве Братской ГЭС) разделили многие города и селения Советского Союза, в том числе и Ярославской области.

Проект «Большая Волга» начал активно разрабатываться с начала 1930-х годов, и преследовал своей целью более полное использование водно-энергетического потенциала р. Волги в рамках намеченной программы глобальной индустриализации страны. Помимо смелого замысла соединения столицы водными путями с пятью морями, та часть проекта, которая касалась нашей области, преследовала разрешения следующих задач: создание глубоководного пути на участке верхнего плеса р. Волги от г. Рыбинска; зарегулирование стока р. Волга и ее притоков, путем создания двух огромных водохранилищ и использование р. Волги как энергетического источника.

14 сентября 1935 года Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б) было принято историческое решение о начале строительства гидроузлов в районе Углича и Рыбинска. По проекту предполагалось сооружение подпор 18–20 метров с образованием обширных водохранилищ, захватывавших весенние паводки для регулярного их использования в течение всего года. По проектировке обеспеченная мощность двух установок в Угличе и Рыбинске должна была составить 440.000 киловатт, а выработка — 1 миллиард 310 миллионов киловаттчасов. В итоге строительства также предполагалось, что вся Волга станет судоходной и в целом водный транспорт получит 1650 км прекрасных водных путей. Для мощного Рыбинско-Шекснинского гидроузла был выбран участок с широкой поймой, достаточной для образования емкого водохранилища, имеющийся только в районе г. Рыбинска и носивший название Молого-Шекснинского междуречья. Площадь этого участка достигала 4 000 кв. км, что позволяло создать водохранилище полным объемом 25 кубических км и полезным объемом 15 кубических километров.1 Строительство гидроузлов было возложено на Наркомат внутренних дел СССР, в составе которого была создана специальная организация — Волгострой.

При сооружении Рыбинского и Угличского гидроузлов полностью или частично попадала под затопление территория восьми административных районов Ярославской области (Некоузского, Пошехоно-Володарского, Мологского, Угличского, Мышкинского, Рыбинского, Брейтовского и Ермаковского), общей площадью более 400 тысяч га. Кроме того, внесение корректировок в план строительства в 1937 году, а именно поднятие подпорного уровня Рыбинского водохранилища с отметки 98 м до отметки 102 м, привело к значительному увеличению предполагаемой зоны затопления. Но больше всего в результате строительства гидросооружений страдал Мологский район, полностью прекративший свое существование из-за того, что значительная его часть была затоплена, а оставшиеся селения вошли в состав других территориальных единиц. Рыбинское море поглотило и старинный русский город Мологу. Затопление Мологи — это редкий случай, когда при создании водохранилища поселение не было целиком перенесено на новое место, а история его полностью прервалась.

История Мологи и Мологского района уходит своими корнями в глубокую древность. Сам город, упоминающийся в летописях еще в XII веке, располагался в междуречье Мологи и Волги в 32 км от Рыбинска и имел с 1777 года статус уездного центра Мологского уезда, а с 1929 года — районного центра Мологского района сначала Ивановской промышленной области, а с 1936 года — Ярославской области. К моменту начала строительства Рыбинской ГЭС население города насчитывало около 6 тысяч человек,2 общее население района — около 19 тысяч.3 Основным занятием в районе было земледелие, чему немало способствовала уникальная природная система заливных лугов (при весеннем разливе реки сливались в огромную пойму, и когда вода медленно уходила, то на лугах оставался плодородный ил, благодаря которому травы ежегодно давали невиданные урожаи).

Населению района объявили о грядущем затоплении и переселении в 1936 году, однако переселение в массовом порядке было развернуто лишь с начала 1937 года и затянулось до начала 1941-го года. Из имевшегося на тот момент в районе 21 сельского совета в зону затопления попадала территория полностью 14-ти сельских советов и 5-ти частично. В итоге с территории района подлежали переселению 35 колхозов, 169 населенных пунктов с общим количеством колхозного и неколхозного населения 41294 (в другом документе — 43125) хозяйств и около 800 домов из самого города Мологи.6 Таким образом, переселение было связано с огромными перевозками строений, имущества, скота, сельхозинвентаря, зерна, картофеля, самих колхозов и колхозников, а также неколхозного населения из зоны затопления.

1937 год.

25 августа 1936 года оргкомитет ВЦИК по Ярославской области вынес решение о переселении из Мологского района всех колхозных и единоличных хозяйств в 11-ти сельских советах и 400-сот хозяйств из г. Мологи. Для руководства работой по переселению была создана специальная комиссия, которая разработала календарный план переселения всех 11-ти сельсоветов в течение 25-ти дней. Для определения убытков колхозных и единоличных хозяйств работали специальные оценочные комиссии, задачей которых было произвести оценочные работы по всем хозяйствам (3500 хозяйств по сельской местности и 400 хозяйств по городу) до 1 октября. Комиссии приступили к работе 16 сентября. В связи с тем, что вся работа по переселению проводилась в спешке и не была заранее продумана, оценочные комиссии не имели на руках никаких материалов от руководящих организаций и вынуждены были полностью соглашаться с данными, представленными Волгостроем. В ходе работы комиссии сразу же столкнулись с тем обстоятельством, что в страховых листках были обнаружены грубые ошибки массового характера, которые необходимо было исправлять, на что также требовалось время. Кроме того, работники Волгостроя проводили явную политику, направленную на значительное занижение оценочной стоимости (временами доходило даже до того, что перенос дома оценивался в сто рублей, тогда как его реальная цена была до 2 тысяч рублей). Очевидно, что подобного рода обстоятельства не вызвали ничего, кроме недовольства населения.7

Из докладной записки председателя комиссии по переселению в Мологский райком ВКП(б) от 15 августа 1937 года:

«Стало очевидным, что переселение осуществлено быть не может осенью 1936 года, и началось затишье в комиссии по переселению, но масса была взбудоражена и весь зимний период колхозники занимались приискиванием для себя наиболее подходящих мест, в результате чего к моменту переселения большое количество колхозников или частично уже переселилось самотеком или же приобрели каждый, где кто сумел, дома и переселились уже весной, но не организованно и в места не установленные планом. Переселение было этим дезорганизовано».8

Учитывая все обстоятельства, массово организованное переселение началось только с 1937 года. Перевозки всех видов грузов в основном осуществлялись по рекам Мологе, Шексне и Волге Рыбинской пристанью по договорам, заключенным с переселяемыми колхозами. Строение изношенностью более 60% переносу не подлежали. В таких случаях владельцу строения предоставлялось право приобретения у Волгостроя строения, годного к переносу с начислением средств на их перенос. Переселение проводилось главным образом в пределах Ярославской области в порядке доприселения в уже существовавшие колхозы Некоузского, Рыбинского, Тутаевского, Ярославского, Гаврилов-Ямского районов, а также Буйского района (ныне Костромской области), некоторые хозяйства были отправлены на Дальний Восток. Что касается строений самого города Мологи, то предполагалось, что большая часть города будет перенесена в г. Рыбинск (поселок Слип), туда же на постоянное место жительства отправится и большая часть населения.9

Из докладной записки облисполкому и Рыбинскому горсовету от заведующего Мологского горкомхоза по обследованию на месте заселения граждан г. Мологи в поселке в Рыбинске, за Волгой в порядке переселения осенью 1936 г. и весной 1937 г.:

«Осенью 1936 года, когда проводилось переселение, перевозка домов на месте постройки здесь, ни от Волгостроя, ни от горсовета Рыбинска никто не наблюдал, как собираются дома, кто собирает и получилось, что ряд домов собрано так, что жить зимой не возможно, потому что из дома видно улицу… С водой на поселке обстоит дело безобразно плохо. Водопроводов нет, колодцев тоже очень мало. Граждане ходят за водой в соседние деревни, где их гоняют и не дают воды, или же ездят два километра на Волгу».10

Таким образом, начавшийся в 1937 году процесс переселения Мологского района сразу же вскрыл целый ряд недостатков в разработанных наспех планах переселения и поставил на повестку дня целый ряд нерешенных и непродуманных вопросов, с которыми приходилось ежедневно сталкиваться на практике и, отсутствие решений по которым, очень сильно тормозило сам процесс переселения. А несогласованность в работе различных органов (Волгостроя НКВД, комиссии по оценке, комиссий по переселению, партийных органов власти) приводила к дезорганизованности процесса, и, как следствие, распыленности колхозов. В итоге за 1936—1937 гг. из г. Мологи в г. Рыбинск и другие города было перенесено всего 76 домов (осталось 389 частновладельческих), по Мологскому району в другие районы области — 1642 хозяйства (осталось 1966).11

1938 год.

Учитывая все неудачи предыдущего года, вызвавшие недовольство населения (так даже по официальным данным лишь 50% населения колхозов положительно отнеслось к необходимости переселения), в 1938 году партийными органами была развернута широкая агитационно-массовая работа среди мологжан с целью разъяснения огромного политического и хозяйственного значения для страны сооружения Рыбинского и Угличского гидроузлов. Однако агитационно-массовая работа мало могла помочь, когда на деле получалось так, что огромный объем работ и огромные расстояния транспортировки (от 30 до 350 км) при переселении требовали соответственно огромных финансовых затрат, а ощущалась элементарная нехватка транспорта и стройматериалов. Так, например, из 103-х колхозных строений, взятых на перенос в Некоузский район в 1938 году, было разобрано 70, перевезено всего 49, а собрано на месте только 22.12 Подобная ситуация наблюдалась и во многих других районах области. Кроме того, она усугублялась постоянной задержкой выплат начисленных сумм на перенос строений со стороны отдела переноса Волгостроя, что также тормозило процесс переселения.

Из докладной записки Мологского райкома ВКП(б) областному комитету ВКП(б) о ходе переселения в районе в 1938 году:

«Для выполнения планов перевозок мобилизуем в порядке колхозной взаимопомощи все колхозы района. Но, не смотря на мобилизацию всей тягловой силы района на выполнение плана перевозок, у нас не хватает ежедневно 198 лошадей… Водный транспорт и Волгострой катерами нас не снабжали. В результате этого приходилось строения везти самосплавом и были частые аварии».13

Волгострой в целом фактически самоустранился от решения насущных вопросов переселения, возложив ответственность за них на городской и сельские советы, а также на горком и райкомы ВКП(б). Так за 1938 год из г. Мологи были переселены 163 семьи исключительно транспортными средствами горсовета, тогда как транспортом Волгостроя были перевезены только 12 семей.14 Городские и районные власти сами стали заложниками ситуации, так как в связи с грядущим расформированием района его финансирование было резко сокращено, а обещанной помощи от организаций Волготроя и соседних районов так и не последовало. Результатом недопустимо медленного переселения стало складывание таких условий, когда перевозка одного колхоза могла растянуться на 1–2 года, а это в свою очередь заставляло людей искать себе средства к существованию. Поэтому многие бывшие члены колхозов, оказавшись вне их, вынуждены были наниматься рабочими и служащими Волгостроя и вновь занимать уже освобожденные дома.15

Из выступления зав. Райзо (районного земельного отдела) на пленуме Мологского райкома ВКП(б) от 17 ноября 1938 года:

«Сейчас одна из основных работ — это переселение района. Наша задача провести переселение по плану и в срок. Но председатели колхоза Память Ленина и им. Чапаева за эту работу берутся нерешительно, в результате чего большой процент отлива колхозников от организованного переселения и в целом население к переселению не подготовлено. Да такое переселение не мобилизует переселенцев, как безобразный случай, что дом 4–5 месяцев стоит без крыши, так что и потолок весь сгнил».16

Таким образом, переселенцы 1938 года столкнулись с новыми проблемами, которые касались уже обустройства на местах нового расселения. В районах вселения отсутствовала должная подготовка в части размещения переселенцев на время переноса дома, стройматериалами для сборки домов их снабжали бессистемно и в недостаточном количестве (перевезенные дома до 6-ти месяцев могли стоять не собранными), на новых местах поселения не были проложены дороги и улицы, отсутствовали коммуникации. И, несмотря на то, что эти вопросы неоднократно поднимались на различных уровнях, предпринимались попытки решения данных проблем, вплоть до уголовного наказания виновных (особенно в финансовых махинациях), мер этих оказалось не достаточно. В итоге проделанной работы за 1938 год из г. Мологи было перенесено в г. Рыбинск 176 домов частновладельческого сектора.17 И даже к осени 1938 года переселение в целом по району было выполнено только на 50%.18

1939 год.

К 1939 году вскрылся еще целый комплекс проблем, тормозивших процесс переселения, связанный с отсутствием условий особого режима в предполагаемой зоне затопления. В связи с тем, что особый режим не был введен, не было препятствий для свободного передвижения населения и транспорта, а это приводило к дезорганизации процесса и открывало возможности для саботажа. Так, распространенным было явление, когда жители Мологского района под давлением властей покидали свои дома, получая за них денежные средства, и вместо переселения в другие районы, переезжали в сам город Мологу.19 Ряд хозяйств просто саботировали переселение. Получив материальную помощь на перенос дома, стройматериалы и транспорт, они собирали дома на новом месте, сдавали их в наем, а сами возвращались в зону затопления, занимая строения Волгостроя, работая на строительстве ГЭС или просто ведя свое личное хозяйство на освобожденных землях.20

Из докладной записки по вопросам переселения хозяйства из зоны затопления Волгостроя НКВД по Мологскому району секретарю Ярославского обкома ВКП(б) Патоличеву от секретаря Мологского РК ВКП(б) Гордеева, январь 1940 года:

«Начальник строительства Волгостроя 16.11.1939 года издал приказ о немедленном освобождении от работы в Волгострое хозяйств, не выполнивших обязательств по переселению, приказ не выполняется. Отсутствуют конкретные сроки сноса селений в затопляемой зоне, в результате чего имеется возможность 1–3 хозяйствам проживать в селении неограниченное время»21.

Однако, в целом за 1939 год план по переселению был выполнен на 96,5%, было переселено 965 хозяйств (всего с начала работ 3330).22 Удалось более-менее улучшить работы по переселению, изжить сезонность. Значительно выросли и темпы перевозок, если план 1937 года был недовыполнен на 170 хозяйств, план 1938 года — на 186 хозяйств, то план 1939 г. — только на 35. Всего за три года из Мологского района разными видами транспорта было перевезено 5350 тонн различных грузов, из г. Мологи — 433 тонны.23 Хуже всего дело обстояло с размещением людей, не имеющих своих домов и проживающих в домах коммунального сектора, так как вопрос с их размещением на момент 1939 года оставался открытым. Принимая во внимание вышеуказанные цифры, становится очевидным тот факт, что даже при самой идеальной организации переселения перевоз такого огромного количества строений и грузов только лишь за осень — начало зимы 1936 года (как предполагалось изначально) был просто не возможен.

Таким образом, не смотря на все проволочки, к 1940 году большая часть работ по переселению была завершена. Для дальнейшего успешного завершения задач по переселению района и города необходимо было решение вопроса о ликвидации самого района.

Из отчета Мологского районного комитета ВКП(б) за период с мая 1938 года по февраль 1940 года:

«Основная причина задержки в более быстром переселении города заключается в ликвидации района. Если вопрос с ликвидацией самого района решиться в ближайшее время, то переселение пойдет более активно, ибо с задержкой ликвидации района, большинство населения работает в существующих еще до сих пор организациях района, и когда данный вопрос решиться, то бесспорно население переселится быстрее».24

1940 год.

1940 год стал последним в истории Мологского края. Планом переселения на 1940 год, утвержденным Президиумом облисполкома от 4 ноября 1939 года предполагалось переселение из Мологского района 759 хозяйств, то есть полное завершение работ по переселению. Далее предполагалось проведение зачистки дна будущего водохранилища и пуск в эксплуатацию гидростанции ориентировочно весной 1941 года.25

Из докладной записки секретаря Мологского райкома ВКП(б) Виноградова секретарю областного комитета ВКП(б) Патоличеву:

«По состоянию на 5 июня 1940 года переселено 269 хозяйств колхозников и 202 семьи рабочих и служащих из города. Всего 471 семья. Остается переселить еще 1024 семьи. За этот период перевезено имущества колхозов, колхозников, рабочих и служащих 2239 тонн, скота разного 2788 голов, зерна 414 тонн, картофеля 234 тонны, грубых кормов 141 тонна, сельхозинвентаря 141 тонна, пчел (семей) — 53… Не смотря на большую проделанную работу переселение все же идет не удовлетворительно».26

К лету 1940 года в связи с подготовкой к началу затопления чаши будущего Рыбинского моря был перекрыт пропуск судов в Переборах. В связи с закрытием прохода по Волге еще более выросла потребность в автогужевом транспорте (которого и так не хватало) для перевозки имущества переселенцев на р. Шексну и в Переборы ниже плотины. Помимо этого трасса Молога — Рыбинск (основная магистраль для переселенцев) находилась в ужасном состоянии, вследствие чего грузы приходилось перевозить через Погорелку по плохой дороге в объезд на 53 километра.27

В итоге переселение, начатое с осени 1936 года и планировавшееся к проведению в кратчайшие сроки, было плохо продумано и организовано и растянулось почти на 4 года. Перевозка домов проходила в спешке и неподходящих погодных условиях (бревна отсыревали), в основном силами и на средства самих же жителей и была завершена в основном только к 1941 году.

К началу зимы 1940 года Мологский район и г. Молога были ликвидированы Указом Президиума Верховного Совета РСФСР (20 декабря 1940 года).28 В соответствии с просьбой Мологского РК ВКП(б) от 27 июня 1939 года29 оставшиеся вне зоны затопления семь сельсоветов Мологского района тем же Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были присоединены к Брейтовскому (Бор-Дорковский, Гореловский, Жеребцовский сельсоветы), Рыбинскому (Займищевский, Истоминский и Погорельский сельсоветы), Некоузскому (Веретейский сельсовет) районам.

14 апреля 1941 года были закрыты все створы гидротехнических сооружений, и началось затопление водохранилища. Из-за экстренной работы еще недостроенной Рыбинской ГЭС в военные годы и, как следствие, сброса воды ради получения электроэнергии, затопление Рыбинского моря продолжалось до 1947 года (хотя по первоначальному проекту оно должно было заполниться в течение двух гидрологических лет 1941—1943 гг.). В результате водохранилище заняло огромную площадь более четырех с половиной тысяч квадратных километров, а его дном стали земли от Рыбинска через Пошехонье-Володарск до Череповца, от Череповца до Весьегонска, от Весьегонска через Мышкин до Рыбинска. Море поглотило реки Шексну и Мологу и все пространство между ними, называемое Молого-Шекснинским междуречьем. Волгострой стал очередной гигантской стройкой Сталинской эпохи. Рыбинское море на тот момент стало первым в мире по занимаемой площади и вторым в мире по объему. Рыбинское море, занявшее 1/8 территории Ярославской области, поглотило около 180 тыс. га сельскохозяйственных земель, огромное количество населенных пунктов, г. Мологу и многие памятники истории и культуры русского народа. С одной стороны, Рыбинская и Угличская ГЭС в условиях сложнейшего военного времени обеспечили Москву так необходимой на тот момент электроэнергией, совместно выработав за 1940 — начало 1946 гг. 4 190 632, 9 тыс кВтч энергии. Помимо этого только за 1942 год через шлюзы было проведено около 1 мл. тонн различных грузов и свыше 1 млн. фестметров древесины. С помощью водохранилищ был зарегулирован сток Волги, создан непрерывный судоходный путь от Москвы до Астрахани. С другой стороны, в долгосрочной перспективе был выявлен не учтенный на тот момент целый комплекс проблем, связанных с эксплуатацией гидросооружений: это постоянный процесс подтопления и разрушения берегов, ухудшение качества воды, массовая гибель рыбы, штормы на море и изменение климата. Все вышеперечисленное, а также вопросы о целесообразности затопления огромных площадей плодородных земель, разрушения большого количества поселков, г. Мологи, исторических памятников, людских трагедий до сих пор являются предметом научных споров и дискуссий. Но, не смотря на все споры и дискуссии, в памяти жителей Ярославской области строительство ГЭС и водохранилища всегда будет ассоциироваться с трагедией русского народа, навсегда изменившей судьбы тысяч жителей этого края и их потомков.

Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О.Н.

  1. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 476, л. 16–17.
  2. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 8, д. 6, л. 19.
  3. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 393, л. 158.
  4. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 13, д. 16, л. 75.
  5. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 435, л. 237.
  6. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 353, л. 17.
  7. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 353, л. 8–11.
  8. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 353, л. 11.
  9. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 353, л. 35.
  10. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 353, л. 15–15.
  11. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 406, л.44, 47.
  12. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 394, л. 87.
  13. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 406, л. 45–46.
  14. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 428, л. 30.
  15. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 428, л. 23, 23 об.
  16. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 393, л. 157.
  17. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 428, л. 28–29.
  18. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 393, л. 158.
  19. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 433. Л. 84.
  20. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 8, д. 6, л. 16.
  21. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 8, д. 6, л. 13 об.
  22. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 8, д. 6, л. 15.
  23. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 250, оп. 13, д. 16, л. 76, 78.
  24. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 13, д. 16, л. 78.
  25. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 8, д. 6, л. 13.
  26. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 8, д. 6, л. 73.
  27. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 8, д. 4, л. 126–127.
  28. Ярославская область. Справочник по административно-территориальному делению (1917–1967). Ярославль, 1972. С. 104.
  29. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 250, оп. 1, д. 432, л. 202.

/ 12 декабря 2016 г.