/ Главная → Пресс-центр → Публикации → Молога. Край, поглощенный морем
К 75-летию начала затопления Молого-Шекснинского междуречья
«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название… Вот так
В. Распутин. Прощание с Матёрой. 1976 г.
Форсированная индустриализация
Проект «Большая Волга» начал активно разрабатываться с начала
14 сентября 1935 года Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б) было принято историческое решение о начале строительства гидроузлов в районе Углича и Рыбинска. По проекту предполагалось сооружение подпор 18–20 метров с образованием обширных водохранилищ, захватывавших весенние паводки для регулярного их использования в течение всего года. По проектировке обеспеченная мощность двух установок в Угличе и Рыбинске должна была составить 440.000 киловатт, а выработка — 1 миллиард 310 миллионов киловаттчасов. В итоге строительства также предполагалось, что вся Волга станет судоходной и в целом водный транспорт получит 1650 км прекрасных водных путей. Для мощного
При сооружении Рыбинского и Угличского гидроузлов полностью или частично попадала под затопление территория восьми административных районов Ярославской области (Некоузского,
История Мологи и Мологского района уходит своими корнями в глубокую древность. Сам город, упоминающийся в летописях еще в XII веке, располагался в междуречье Мологи и Волги в 32 км от Рыбинска и имел с 1777 года статус уездного центра Мологского уезда, а с 1929 года — районного центра Мологского района сначала Ивановской промышленной области, а с 1936 года — Ярославской области. К моменту начала строительства Рыбинской ГЭС население города насчитывало около 6 тысяч человек,2 общее население района — около 19 тысяч.3 Основным занятием в районе было земледелие, чему немало способствовала уникальная природная система заливных лугов (при весеннем разливе реки сливались в огромную пойму, и когда вода медленно уходила, то на лугах оставался плодородный ил, благодаря которому травы ежегодно давали невиданные урожаи).
Населению района объявили о грядущем затоплении и переселении в 1936 году, однако переселение в массовом порядке было развернуто лишь с начала 1937 года и затянулось до начала
1937 год.
25 августа 1936 года оргкомитет ВЦИК по Ярославской области вынес решение о переселении из Мологского района всех колхозных и единоличных хозяйств в
Из докладной записки председателя комиссии по переселению в Мологский райком ВКП(б) от 15 августа 1937 года:
«Стало очевидным, что переселение осуществлено быть не может осенью 1936 года, и началось затишье в комиссии по переселению, но масса была взбудоражена и весь зимний период колхозники занимались приискиванием для себя наиболее подходящих мест, в результате чего к моменту переселения большое количество колхозников или частично уже переселилось самотеком или же приобрели каждый, где кто сумел, дома и переселились уже весной, но не организованно и в места не установленные планом. Переселение было этим дезорганизовано».8
Учитывая все обстоятельства, массово организованное переселение началось только с 1937 года. Перевозки всех видов грузов в основном осуществлялись по рекам Мологе, Шексне и Волге Рыбинской пристанью по договорам, заключенным с переселяемыми колхозами. Строение изношенностью более 60% переносу не подлежали. В таких случаях владельцу строения предоставлялось право приобретения у Волгостроя строения, годного к переносу с начислением средств на их перенос. Переселение проводилось главным образом в пределах Ярославской области в порядке доприселения в уже существовавшие колхозы Некоузского, Рыбинского, Тутаевского, Ярославского,
Из докладной записки облисполкому и Рыбинскому горсовету от заведующего Мологского горкомхоза по обследованию на месте заселения граждан г. Мологи в поселке в Рыбинске, за Волгой в порядке переселения осенью 1936 г. и весной 1937 г.:
«Осенью 1936 года, когда проводилось переселение, перевозка домов на месте постройки здесь, ни от Волгостроя, ни от горсовета Рыбинска никто не наблюдал, как собираются дома, кто собирает и получилось, что ряд домов собрано так, что жить зимой не возможно, потому что из дома видно улицу… С водой на поселке обстоит дело безобразно плохо. Водопроводов нет, колодцев тоже очень мало. Граждане ходят за водой в соседние деревни, где их гоняют и не дают воды, или же ездят два километра на Волгу».10
Таким образом, начавшийся в 1937 году процесс переселения Мологского района сразу же вскрыл целый ряд недостатков в разработанных наспех планах переселения и поставил на повестку дня целый ряд нерешенных и непродуманных вопросов, с которыми приходилось ежедневно сталкиваться на практике и, отсутствие решений по которым, очень сильно тормозило сам процесс переселения. А несогласованность в работе различных органов (Волгостроя НКВД, комиссии по оценке, комиссий по переселению, партийных органов власти) приводила к дезорганизованности процесса, и, как следствие, распыленности колхозов. В итоге за
1938 год.
Учитывая все неудачи предыдущего года, вызвавшие недовольство населения (так даже по официальным данным лишь 50% населения колхозов положительно отнеслось к необходимости переселения), в 1938 году партийными органами была развернута широкая
Из докладной записки Мологского райкома ВКП(б) областному комитету ВКП(б) о ходе переселения в районе в 1938 году:
«Для выполнения планов перевозок мобилизуем в порядке колхозной взаимопомощи все колхозы района. Но, не смотря на мобилизацию всей тягловой силы района на выполнение плана перевозок, у нас не хватает ежедневно 198 лошадей… Водный транспорт и Волгострой катерами нас не снабжали. В результате этого приходилось строения везти самосплавом и были частые аварии».13
Волгострой в целом фактически самоустранился от решения насущных вопросов переселения, возложив ответственность за них на городской и сельские советы, а также на горком и райкомы ВКП(б). Так за 1938 год из г. Мологи были переселены 163 семьи исключительно транспортными средствами горсовета, тогда как транспортом Волгостроя были перевезены только 12 семей.14 Городские и районные власти сами стали заложниками ситуации, так как в связи с грядущим расформированием района его финансирование было резко сокращено, а обещанной помощи от организаций Волготроя и соседних районов так и не последовало. Результатом недопустимо медленного переселения стало складывание таких условий, когда перевозка одного колхоза могла растянуться на 1–2 года, а это в свою очередь заставляло людей искать себе средства к существованию. Поэтому многие бывшие члены колхозов, оказавшись вне их, вынуждены были наниматься рабочими и служащими Волгостроя и вновь занимать уже освобожденные дома.15
Из выступления зав. Райзо (районного земельного отдела) на пленуме Мологского райкома ВКП(б) от 17 ноября 1938 года:
«Сейчас одна из основных работ — это переселение района. Наша задача провести переселение по плану и в срок. Но председатели колхоза Память Ленина и им. Чапаева за эту работу берутся нерешительно, в результате чего большой процент отлива колхозников от организованного переселения и в целом население к переселению не подготовлено. Да такое переселение не мобилизует переселенцев, как безобразный случай, что дом 4–5 месяцев стоит без крыши, так что и потолок весь сгнил».16
Таким образом, переселенцы 1938 года столкнулись с новыми проблемами, которые касались уже обустройства на местах нового расселения. В районах вселения отсутствовала должная подготовка в части размещения переселенцев на время переноса дома, стройматериалами для сборки домов их снабжали бессистемно и в недостаточном количестве (перевезенные дома до
1939 год.
К 1939 году вскрылся еще целый комплекс проблем, тормозивших процесс переселения, связанный с отсутствием условий особого режима в предполагаемой зоне затопления. В связи с тем, что особый режим не был введен, не было препятствий для свободного передвижения населения и транспорта, а это приводило к дезорганизации процесса и открывало возможности для саботажа. Так, распространенным было явление, когда жители Мологского района под давлением властей покидали свои дома, получая за них денежные средства, и вместо переселения в другие районы, переезжали в сам город Мологу.19 Ряд хозяйств просто саботировали переселение. Получив материальную помощь на перенос дома, стройматериалы и транспорт, они собирали дома на новом месте, сдавали их в наем, а сами возвращались в зону затопления, занимая строения Волгостроя, работая на строительстве ГЭС или просто ведя свое личное хозяйство на освобожденных землях.20
Из докладной записки по вопросам переселения хозяйства из зоны затопления Волгостроя НКВД по Мологскому району секретарю Ярославского обкома ВКП(б) Патоличеву от секретаря Мологского РК ВКП(б) Гордеева, январь 1940 года:
«Начальник строительства Волгостроя
Однако, в целом за 1939 год план по переселению был выполнен на 96,5%, было переселено 965 хозяйств (всего с начала работ 3330).22 Удалось
Таким образом, не смотря на все проволочки, к 1940 году большая часть работ по переселению была завершена. Для дальнейшего успешного завершения задач по переселению района и города необходимо было решение вопроса о ликвидации самого района.
Из отчета Мологского районного комитета ВКП(б) за период с мая 1938 года по февраль 1940 года:
«Основная причина задержки в более быстром переселении города заключается в ликвидации района. Если вопрос с ликвидацией самого района решиться в ближайшее время, то переселение пойдет более активно, ибо с задержкой ликвидации района, большинство населения работает в существующих еще до сих пор организациях района, и когда данный вопрос решиться, то бесспорно население переселится быстрее».24
1940 год.
1940 год стал последним в истории Мологского края. Планом переселения на 1940 год, утвержденным Президиумом облисполкома от 4 ноября 1939 года предполагалось переселение из Мологского района 759 хозяйств, то есть полное завершение работ по переселению. Далее предполагалось проведение зачистки дна будущего водохранилища и пуск в эксплуатацию гидростанции ориентировочно весной 1941 года.25
Из докладной записки секретаря Мологского райкома ВКП(б) Виноградова секретарю областного комитета ВКП(б) Патоличеву:
«По состоянию на 5 июня 1940 года переселено 269 хозяйств колхозников и 202 семьи рабочих и служащих из города. Всего 471 семья. Остается переселить еще 1024 семьи. За этот период перевезено имущества колхозов, колхозников, рабочих и служащих 2239 тонн, скота разного 2788 голов, зерна 414 тонн, картофеля 234 тонны, грубых кормов 141 тонна, сельхозинвентаря 141 тонна, пчел (семей) — 53… Не смотря на большую проделанную работу переселение все же идет не удовлетворительно».26
К лету 1940 года в связи с подготовкой к началу затопления чаши будущего Рыбинского моря был перекрыт пропуск судов в Переборах. В связи с закрытием прохода по Волге еще более выросла потребность в автогужевом транспорте (которого и так не хватало) для перевозки имущества переселенцев на р. Шексну и в Переборы ниже плотины. Помимо этого трасса Молога — Рыбинск (основная магистраль для переселенцев) находилась в ужасном состоянии, вследствие чего грузы приходилось перевозить через Погорелку по плохой дороге в объезд на 53 километра.27
В итоге переселение, начатое с осени 1936 года и планировавшееся к проведению в кратчайшие сроки, было плохо продумано и организовано и растянулось почти на 4 года. Перевозка домов проходила в спешке и неподходящих погодных условиях (бревна отсыревали), в основном силами и на средства самих же жителей и была завершена в основном только к 1941 году.
К началу зимы 1940 года Мологский район и г. Молога были ликвидированы Указом Президиума Верховного Совета РСФСР (20 декабря 1940 года).28 В соответствии с просьбой Мологского РК ВКП(б) от 27 июня 1939 года29 оставшиеся вне зоны затопления семь сельсоветов Мологского района тем же Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были присоединены к Брейтовскому (
14 апреля 1941 года были закрыты все створы гидротехнических сооружений, и началось затопление водохранилища.
Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О.Н.
/ 12 декабря 2016 г.