/ Главная → Пресс-центр → Публикации → Из истории Ростовской мужской гимназии имени А.Л. Кекина. Система наказаний в гимназии
«Наказание — очень трудная вещь;
от воспитателя оно требует
огромного такта и осторожности...»
(А. С. Макаренко)
Основной целью обучения в гимназиях в начале XX века являлось воспитание всесторонне развитой, образованной личности, готовой к служению обществу и Отечеству. Известно, что одно из условий успешного осуществления процесса воспитания и обучения — это соблюдение дисциплины, причем не только во время занятий, но и вне урочного времени. Кроме того, дисциплинированность помогает учащимся в дальнейшей социализации в обществе, адаптации в коллективе, реализации своих способностей.
Под дисциплиной мы понимаем соблюдение, исполнение со стороны учащихся определенных требований, правил учебного заведения, педагогов.
В разные времена существовали разные взгляды на методы воспитания дисциплины, а за ее нарушение применялись разные меры — гуманные и не очень (розги, линейки и др.).
04 мая 1874 года были утверждены «Правила для учеников гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» и «Правила о взысканиях», которые регламентировали поведение учащихся в стенах учебных заведений и вне их, форму одежды, виды наказаний, которые могли быть применимы к гимназистам.1
Именно этими правилами и руководствовался педагогический персонал Ростовской мужской гимназии имени А. Л. Кекина. Кроме того, были приняты «правила классного поведения», внутренний распорядок дня, проект мер и правил поддержания порядка в стенах учебного заведения и вне его для учеников гимназии.2
Педагоги гимназии А. Л. Кекина считали, что развитие дисциплины должно строиться на позитивных взаимоотношениях преподавателей и учащихся, что «наказание — лишь неизбежное зло», что одними «запретительно-карательными мерами» решить вопрос о поведении учащихся не представляется возможным, потому наказывать желательно как можно реже, при этом использовать положительные способы воздействия, чтобы предупредить нарушение учениками правил «доброго поведения» и своевременно устранить причины нарушений. 7
Допускались следующие виды наказаний: выговоры, удаление из класса, стояние в классе вместо сидения, оставление после уроков на небольшой промежуток времени, пока остальные ученики разойдутся по домам, сообщение родителям о проступке, лишение права участвовать в общей игре во время большой перемены. 8
Согласно «Правилам о взыскании» в гимназиях и прогимназиях могла быть применена еще одна, довольно жесткая, мера наказания — заключение в карцер на время от 1 часа до 1 суток (с содержанием исключительно на хлебе и воде) в зависимости от степени проступка ученика. В гимназии А. Л. Кекина такой метод наказания отсутствовал.9
Наказание за проступки, «заслуживающие возмездия», мог наложить каждый преподаватель или дежурный надзиратель и «по возможности не должен был передавать свои полномочия в этом вопросе». Точного регламента наказаний в Ростовской мужской гимназии не существовало.10
Для большей осведомленности классного наставника о поведении учеников были заведены специальные тетради для занесения преподавателями своих наблюдений и замечаний относительно воспитанников и тетрадь, где фиксировались все опоздания для дальнейшего снижения отметки за поведение в четверти.11
Кроме того, регистрация нарушений и наказаний велась в штрафном журнале — кондуите. Впервые кондуиты были введены в середине XIX века в Германии по предложению И. Ф. Гербарта. В Российской империи они применялись в гимназиях, духовных учебных заведениях и кадетских корпусах. 12 В мужской гимназии А. Л. Кекина на каждого гимназиста при поступлении в гимназию заводился кондуитный список.
Кондуитный список содержал следующие сведения об учащемся: в каком классе и в каком учебном заведении обучается, о времени и месте рождения, происхождении, вероисповедании, дате и основании приема в гимназию, где обучался ранее, в каком классе оставался по 2 года, из какого класса выбыл и какой документ при этом выдан, о причине выбытия, об отметке за поведение, с которой выбыл, а также о дате проступка, о сути проступка, виде взыскания, о числе пропущенных уроков, отметке за поведение.
В имеющихся на хранении в филиале ГКУ ЯО ГАЯО в городе Ростове кондуитных списках можно выделить следующие меры взысканий в гимназии: 15
Проступок и вообще все достопримечательное, касающееся ученика | Взыскания и другие меры |
---|---|
Ударил Колдомасова | Оставлен на час после уроков |
Опоздал на 20 мин. | Выговор дежурного воспитателя |
Не явился на первый урок отвечал повеленным тоном, что был разорван костюм и на мои слова — об этом он должен был позаботиться раньше — дерзко ответил: а если я сегодня разорвал? | Доложено совету |
Проспал 1-й урок | Выговор инспектора |
Явился в класс после прихода преподавателя | Выговор |
На уроке физики старался изобразить из себя шута | Был удален с урока |
Безобразно вел себя на улице | Строгий выговор |
Подрался перед молитвой с учен. 8 к. Чернявским | Выговор классного наставника и инспектора |
Разбил нос в кровь Жукову Ник. на улице, при возвращении из гимназии домой | Был немедленно возвращен из дому и оставлен в гимназии на 1 час, получил выговор от инспектора |
Удален с урока физики за болтовню и шум | Сидит в классе в праздник от 11-12 ч. |
Дурно вел себя на уроке латин. языка, за что был удален из класса | Выговор инспектора |
Опоздал на урок закона Б. | Оставлен на 2 ч. в воскресенье |
На уроке немец. языка занимался решением математ. задач. | Оставлен в гимназии на ½ часа |
После большой перемены опоздал на урок на полчаса | Лишен права отлучки домой в большую перемену на неделю |
Явился на урок спустя 10 минут после прихода преподавателя | Не был допущен в класс |
Не хотел сразу подчиняться приказанию инспектора | Сбавлен балл по поведению |
Шумел во время урока пения | Оставлен на 15 мин. после уроков |
Во время проверки ученических билетов с целью обмануть проверявшего передал тайком свой билет Успенскому (не имевшему билета) | Выговор директора обоим |
В конце каждого месяца на заседании педагогического совета обсуждались успехи в обучении и поведение каждого ученика в гимназии и вне ее. В случае выявления фактов «неуспешности» и дурного поведения эти сведения заносили в дневники учеников и уведомляли родителей или опекунов гимназистов. 16 Причем, педагогическим советом было решено извещать родителей не только о неблагополучных учениках, но и об успешных, ограничиваясь при этом выражением «удовлетворительно».17
Согласно журнала заседаний педагогического совета в Ростовской гимназии использовали такой вид наказания учащихся за проступки, как «отсылка домой во время уроков наиболее шаловливых и мешающих заниматься учеников», но применять данную меру решено было по возможности реже и только с предварительного согласия совета. 18 Один из гимназистов получил строгий выговор без занесения в штрафной журнал за бросание горохом на уроке французского языка (причем, ввиду обычно «доброго поведения» наказание применено более мягкое).19 Ученик V класса пытался отравиться уксусной эссенцией по причине тяжелых домашних обстоятельств, однако ни в чем «предрассудительном» ранее замечен не был, поэтому решено было ограничиться только нравственным воздействием законоучителя.20
Еще одним методом наказания служило снижение балла за поведение в четверти. Поведение оценивалось по пятибалльной системе. «Неполный» балл («5-», «4», «4-», «3», ниже баллы не встречались) могли получить за нарушение дисциплины во время перемен и уроков, вне гимназии, за сквернословие, грубый тон, «излишнюю подвижность» в классе и на переменах, драки, ссоры с товарищами, непослушание, самовольный уход из гимназии, обман, пропуск занятий по неуважительной причине, за курение табака, опоздания, за подделку сведений об успехах, за угрозы товарищам, составление или показ неприличного рисунка, пререкание с преподавателем, за «подчистку» отметок, поделку подписи родственника, присвоение чужих денег, бросание бумаги на уроках и переменах, уход от наказания, невнимательность, отсутствие старания на занятиях, нарушение формы одежды, устройство лотереи в перья или деньги, позднее пребывание на вокзале, ярмарке и даже за игру в шашки на уроках. 22
Имели место и такие проступки учащихся: два гимназиста во время студенческого концерта вошли без билетов, один из них пробрался в пустой класс, пролил чернила и вытер их тужуркой служителя (отметки за поведение снижены до «4» и «5-» баллов); учащийся замечен перед зданием гимназии в«пьяном виде (поставлен балл «3» за поведение и на три воскресенья оставлен по 3 часа).25
Поведению гимназистов могла быть дана не только балловая оценка, но и словесная характеристика: «недостаточно хорошее», «плохое», «очень плохое».26
Еще одним видом наказания в мужской гимназии имени А. Л. Кекина было временное отстранение от занятий. Такая мера имела место за ослушание преподавателя во время урока (учащийся отстранен на 5 дней); за распространение клеветы о преподавателе; за систематические пропуски уроков, «безучастное отношение к классной работе»; за драки; за непристойное поведение («наневежничал в чернильницу» — отстранен на 1 месяц). Двое учащихся IV класса, отличавшиеся плохими отметками, дурным поведением и нежеланием учиться были исключены из гимназии до конца учебного года с правом возвращения в новом учебному году в тот же IV класс. 28
Имела место и более жесткая мера — исключение из гимназии. Поводом к исключению могло послужить «полное игнорирование занятиями и распорядками гимназической жизни» или неявка после каникул; организация кражи группой учеников (организатор исключен, остальные временно отстранены от занятий); «неуважительные манкировки» (пропуски уроков) и пренебрежительное отношение к занятиям. Учащийся II класса был исключен из гимназии за очень слабые успехи и «очень плохое», «невозможное» поведение в стенах гимназии, граничащее с болезненным (на уроке рисования во время молитвы помочился в классе).33
Один из воспитанников I класса гимназии «во время гулянья на бульваре... позволил себе грубое обращение с ученицей III кл. женской гимназии... которую он даже бил». Педагогическим советом решено было предложить родителям учащегося забрать сына из гимназии, в случае их несогласия уволить его на основании п.17 § II «Правил о взысканиях» ("удаление из гимназии... с правом поступления в другие учебные заведения в том же городе").34
Гимназист VII класса также исключен из гимназии за то, что "в пьяном виде был в балагане и своим поведением вызвал вмешательство полиции».35
По просьбе родительского комитета наказание в виде исключения из учебного заведения, по мере возможности, применялось после предварительного уведомления родителей и комитета и попытки исправления повода к исключению. 36
Еще одним видом наказания был отказ в освобождении от платы за обучение по причине плохого поведения или «небрежного отношения к посещению уроков», «неудовлетворительности... успехов».37
Не все примененные к учащимся наказания регистрировались в штрафном журнале — кондуите. Педагогическим советом решено было заносить в журнал только наиболее «важные случаи», остальные же обсуждать устно, тем самым давая возможность воспитанникам скорректировать свое поведение. 38
Такое решение педагогического совета имело немаловажное значение для дальнейшего обучения детей в других учебных заведениях. Как ведомости об успехах, так и кондуитные списки обязательно учитывались и передавались при приеме, переводе и поступлении в другие учебные заведения. 39
Имели место случаи, когда по причине записей о плохом поведении в кондуитном списке и слабых успехов учащемуся было отказано в переводе из Рыбинской гимназии в Ростовскую.40
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие проступков и отклонений от правил поведения в ученическом коллективе — явление нередкое в любое время. Конечно, педагог обязан отреагировать на нарушение, и он реагирует — применяет наказание. Однако наказание — это довольно противоречивый метод воспитания. Наказание, несмотря ни на что, все же должно быть гуманным, а «наказывая ученика, преподаватель должен руководствоваться не мертвою табелью наказаний, а педагогическим тактом», — именно так считали педагоги гимназии имени А. Л. Кекина.41
Ведущий архивист РсФ ГАЯО О. Н. Косарева.
/ 22 марта 2021 г.