/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииИз истории детского и юношеского туризма в СССР (на примере Ярославской области)

Из истории детского и юношеского туризма в СССР (на примере Ярославской области)

После прихода к власти большевиков вопрос развития детского туризма находился в ведении нескольких организаций: народного комиссариата просвещения, ВЛКСМ и профсоюзов. В 1918 г. при наркомпросе РСФСР было открыто Центральное бюро школьных экскурсий. С ним связывают начало детско-юношеского туризма в советской России. Однако в первые годы советской власти, годы Гражданской войны было не до развития экскурсионной и туристской работы. Ситуация начала меняться в конце 1920-х с установлением относительной политической и экономической стабильности в стране.

Для развития массового детского и взрослого туризма много сделал ВЛКСМ, при ЦК которого в 1928 г. было создано Бюро туризма. Туристского-экскурсионное движение было использовано комсомолом как форма воспитания молодежи в духе коллективизма и идей марксизма-ленинизма. В 1932 году при Центральном бюро детских коммунистических организаций ЦК ВЛКСМ была создана Центральная детская экскурсионно-туристическая станция. Она была призвана координировать работу пионерских организаций в области туризма и экскурсий. В 1934 году ее функции были значительно расширены. ЦДЭТ стала организационно-методическим центром по экскурсионно-туристской работе среди детей школьного возраста, ей было поручено осуществлять руководство экскурсионно-туристской работой с детьми на местах, помогать краевым и областным отделам народного образования, вести широкую пропаганду экскурсионно-туристической работы, содействовать созданию сети стационарных экскурсионно-туристских учреждений, баз, принимать участие в подготовке кадров, организовывать и проводить массовые мероприятия по развертыванию туристско-экскурсионной работы со школьниками.

В 1930 году было создано Всесоюзного добровольного Общества пролетарского туризма и экскурсий, которое также стало координировать туристско-экскурсионную работу в стране, в том числе среди молодежи. Его отделение было организовано на территории Ивановской промышленной области (ИПО)1. В Ярославле, входившем в состав ИПО, функционировали Ярославский городской и районный советы ОПТЭ, в Рыбинске — районный совет ОПТЭ.

21 апреля 1932 года был принято постановление ЦК ВКП(б) «О работе пионерской организации», в котором указывалось на необходимость применения и расширения детского туризма как важного оздоровительного средства. Постановление рекомендовало наркомпросу, профсоюзам и комсомолу разработать план развертывания детских технических станций и экскурсионно-туристских баз в каждом районе страны.

Согласно данному постановлению ОПТЭ серьезно взялось за улучшение туристической работы среди детей: начало организовывать детские сектора и детские секции на местах, активы вокруг секторов; выездные консультации в кружки, а также консультации в печати, используя местную прессу и радио; устанавливать тесную связь с ДЭТС, совместно планируя и осуществляя мероприятия по детской туристско-экскурсионной работе; выделять на работающих базах специальные детские комнаты или специальные детские дни для исключительного обслуживания детей на базах выходного дня.2

В начале 1934 года при Яргорсовете ОПТЭ было создано 4 новых секции, в том числе детская. За лето 1934 года был составлен план работы детской секции, завербовано в члены 147 человек, сколочен актив из 40 человек, проведено 7 геолого-разведывательных походов в районе города, 1 поход на лодке на 200 км, организовано несколько вылазок и экскурсий в лес, музеи и на предприятия с общим охватом 964 ребенка. Однако, секция была организована в мае, поэтому не успела выполнить все утвержденные на год планы.3

Не смотря на проделанную работу, на заседании президиума ЦС ОПТЭ от 7 февраля 1934 года был констатирован факт, что несмотря на некоторые количественные успехи по охвату школьников экскурсиями, достигнутые за два года, в целом работа по детскому туризму пущена на самотек, кружки лишены систематического руководства, а туристическая работа с детьми сводится в основном к экскурсиям в местные музеи.4 Было принято решение о необходимости развития детского туризма. Оно предусматривало развитие дальнего туризма для детей за счет включения в планы обслуживание детских групп маршрутами в Крым, на Черноморское побережье и на оз. Селигер, с обеспечением культ-педагогического обслуживания детей, организацией специальных детских комнат и палаток при базах взрослых.

Так, например, в 1936 году дети из Ярославской области ездили на экскурсии в Москву, Ленинград, Харьков, Плес, Рыбинск, Ярославль и другие города СССР. Деньги на поездки помимо районо выделяли крупные промышленные предприятия через свои фабзавкомы.5

Многие ЦК профсоюзов выделяли путевки для детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, для детей из школ глухонемых предоставлялись путевки на экскурсии по Волге от Горького до Астрахани и обратно. Единственным условием для участия было обучение в старших классах и отличная учеба. Путевки были бесплатные, родители и школа оплачивали только проезд до начала маршрута. Также для ослабленных детей предоставлялись путевки в санатории Анапы. Родители и школа должны были оплатить только проезд и предоставить провожатого. Путевки распределялись между детьми от 8 до 16 лет.6

В 1936 году параллельно с образованием Ярославской области, в городе Ярославле была создана своя Детская Экскурсионно-Туристическая станция. Она провела большую работу по организации туризма в школах области, развивая и воспитывая у детей и подростков выносливость и ловкость, общую физическую подготовку и любознательность.

К лету 1941 года ЦДЭТ через Ярославскую Детскую экскурсионно-туристскую станцию предлагала школьникам путешествия по 7 маршрутам по регионам СССР. Маршруты были в основном рассчитаны на старшеклассников. Их продолжительность составляла от 16 до 20 дней. Группы комплектовались из детей одного или двух смежных классов (то есть примерно одного возраста). Все дети при отъезде получали с собой железнодорожный билет до начальной базы, питание до первой базы (затем питание было организовано на базах), путевку, справку от врача о состоянии здоровья, памятку юного туриста. Каждую группу (8-15 человек) обязательно сопровождал руководитель из опытных педагогов. Любая поездка кроме познавательных преследовала также воспитательные цели. Путешествия по СССР должны были знакомить школьника с богатством, историей и социалистическим строительством своей родины, а уж потом расширять кругозор и укреплять здоровье. Право на путешествие преподносилось как высокая награда, которую надо было заслужить отличной учебой и общественной деятельностью. К путешествию надо было готовиться заранее, пообщавшись с учителем, почитав литературу и совершив экскурсии и походы сначала по своему родному краю и приобретя туристические навыки. Путевки на подобные маршруты, как правило, доставались бесплатно особо отличившимся в учебе и общественной деятельности школьникам и оплачивались профсоюзными организациями.7

Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57. Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57. Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57. Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57. Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57. Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57. Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57. Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57. Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57. Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57.

Методичка ЦДЭТ «Путешествия школьников по СССР в 1941 году». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57.

В годы Великой Отечественной войны Ярославская экскурсионно-туристическая станция не прекращала своей деятельности, увлекая сотни юных туристов длительными походами, интересными экскурсиями, туристскими лагерями, изучением истории нашей области, богатств отдельных районов, экономики и быта колхозов. Туристско-экскурсионная деятельность во время войны была структурно перестроена (за счет сокращения количества путешествий по СССР и расширения количества путешествий по области) и «военизирована» (делался упор на привитие навыков оборонного значения и выполнения заданий помощи фронту). Так Ярославская областная Детская экскурсионно-туристская станция в 1940-е гг. ставила своей задачей: включение пионеров и школьников в изучение родного края в целях укрепления в детях патриотизма, углубления и расширения полученных в школе знаний; физическое развитие школьников и содействие в закреплении знаний и навыков оборонного значения; проведение общественно-полезных работ (сбор полезных дикорастущих растений, помощь колхозам и другое).8

Например, в годы войны во всех пионерских лагерях области систематически работали кружки юннатов, которые охватывали от 50 до 120 детей в смену. В рамках данных кружков пионеры участвовали в экскурсиях с целью знакомства с растительным и животным миром, изучения фауны и флоры рек, получения навыков ориентирования на местности по компасу и местным предметам, изучения почвенных слоев. Для юннатов также проводились экскурсии на зерновые и овощные участки колхозов, местные предприятия.

Для ребят из старших отрядов ДЭТС организовывала однодневные походы вниз по рекам до соседних лагерей с целью получения туристических навыков, разведывания лесных богатств. Для детей старшего возраста проводила военизированные ночные походы на Волгу, экскурсии к памятникам погибшим летчикам.9

Интересно отметить, что первые дальние экскурсии по СССР, связанные с историей Великой Отечественной, появились еще в годы войны. Так в 1944 г. ДЭТС уже разработала и предлагала походы по двум маршрутам: разгром немецкой армии под Москвой, разгром немцев под Сталинградом.

Всего за годы войны около 50 тысяч ярославских детей участвовали в экскурсиях и походах, работали в краеведческих кружках и находились в туристических лагерях. Слаженный и работоспособный аппарат туристской станции обеспечил организацию качественной работы, в результате чего экскурсионно-туристская станция стала одной из лучших в Советском Союзе. Положительный опыт Ярославской туристской станции по организации краеведческой работы в опорных школах, проведению туристских лагерей и самодеятельных туристических походов по области и Советскому Союзу затем был широко распространен в других туристских станциях страны.10

В послевоенные годы охват детей экскурсиями и путешествиями был увеличен. Так только за один 1949 год ДЭТС обслужила около 125 тыс. пионеров и школьников.11 Однако, учитывая тяжелое экономическое положение в стране, из них в путешествиях за пределы области приняли участие только 235 человек.12 Учащиеся области побывали в Ленинграде, Москве, Казани и Ульяновске, Ясной Поляне и на Бородинском поле. Самым масштабным стало путешествие школьников школы № 37 по Военно-Осетинской дороге. В нем приняли участие 15 человек, которые на протяжении ряда лет работали на областной ДЭТС и проявили себя в путешествиях по родному краю. Под руководством своего преподавателя они прошли 200 км по маршруту: Ярославль — Алагир — Цейский ледник — Заромаг — Мамиссонский перевал — Кутаиси — Гори — Тбилиси — Батуми — Сухуми — Ярославль. Путешествие продолжалось 31 день. Всем участникам данного похода Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта выдал значки "Турист СССР«.13

В послевоенные годы основной целью туристической работы с детьми стало изучение предметов и явлений природы своей малой родины, формирование чувства любви и гордости за свой край, а также привлечение школьников к работам по сельскому хозяйству. Экскурсионно-туристическая работа в Ярославском крае проводилась по следующим направлениям: изучение природы края, рек и водоемов, растительности и животного мира, колхозов и предприятий.

Например, пионеры детского дома № 93 Переславского района летом 1949 года посетили весь Ягреневский сельсовет, пройдя по маршруту: детский дом, д. Криушкино, с. Городище, Никитское, Ягренево, «Красная деревня», Милитино, детский дом. Пионеры ставили целью похода ознакомление с жизнью колхозников, изучение их занятий до и после революции, сбор частушек о Великой Отечественной войне, о колхозной жизни. Также популярными стали детские экскурсии на местные предприятия с целью ознакомления с промышленным потенциалом края. В этот период экскурсии преследовали чисто практические цели — получение навыков походной жизни и развитие чувства товарищества и коллективизма.14

В послевоенные годы большую популярность приобрели туристские лагеря. Летом 1949 года Ярославская областная ДЭТС организовала проведение инструктивно-туристских лагерей, а также опробовала новые формы работы — школьные туристские лагеря, лагеря-примитивы, лагеря-эстафеты.

Инструктивно-туристский лагерь проводился для студентов педучилищ и старшеклассников с целью подготовки из их числа инструкторов по экскурсионно-туристской работе в школах области. Лагерь располагался на берегу р. Которосли в районе «Красных Ткачей», был рассчитан на 70 человек в смену. Основными темами для изучения были: формы и методы туристской работы /экскурсии и походы/ как активной формы преподавания. Студентов учили обрабатывать и использовать на уроках краеведческий материал, оттачивать на практике методики проведения экскурсий и походов для школьников.

Ярославская областная ДЭТС всячески способствовала тому, чтобы крупные школы города и области имели свои школьные лагеря. Например, школа № 22 г. Ярославля организовала свой школьный туристский лагерь в две смены на 40 человек. Он располагался на берегу р. Туношенки. Учащиеся жили в палатках, сами себе готовили пищу. Большая часть жизни лагеря проходила в туристских походах и экскурсиях.15

Новой формой туристской работы стал лагерь-примитив. Впервые он был организован в 1949 г. по инициативе Ярославского горкома комсомола и областной ДЭТС для учащихся школ г. Ярославля, оставшихся в городе и объединенных в пионерские дружины. Палаточный лагерь располагался в 20 км от Ярославля на берегу р. Которосли. Пищу дети готовили сами, продуты получали от ДЭТС из расчета 10 руб в день на человека. Лагерь жил по режиму туристского лагеря. Для детей проводились экскурсии в местные музеи и однодневные походы по радиальным маршрутам. Во время походов школьники вели наблюдения за растительным и животным миром. Часть походов была проведена учащимися педучилищ из учебно-инструктивного лагеря в качестве практического занятия.16

Еще один новый вид туристской работы — лагерь-эстафета был опробован учащимися школы № 33 г. Ярославля. Участок от д. Иваньково до Тутаева был разбит на 5 этапов. По каждому этапу в течение пяти дней путешествовали группы по 12-15 человек. Учащиеся собирали информацию о работе и жизни колхозов, а также материал для гербариев и коллекций.17

Кроме ДЭТС со школьниками города в 1940-50-е гг. активно работала станция юных натуралистов. Например, при ее участии в конце 1940-х гг. были организованы два велопробега. Первый — для девочек по маршруту Ярославль — Ростов — Петровск — Переславль — Ярославль. Он включал в себя осмотр памятников старины, предприятий и колхозов, посещение музеев. Второй велопробег был общим для учащихся школ г. Ярославля по маршруту Ярославль — с. Великое — Гаврилов-Ям — Ярославль.18 Значительную работу по развертыванию туристской работы в городе также проводил Клуб Юных путешественников Ярославского Дворца пионеров.

В послевоенные годы в Ярославле, Переславле, Ростове, Угличе и Щербакове (ныне — Рыбинск) работали специальные туристские базы для детей. Они организовывали экскурсии в театры и музеи, планетарий, на детскую железную дорогу, в кино, на стадионы и в парки, а также на промышленные предприятия. Работа баз освещалась в печати и на радио, в рекламных листовках.

Ярославская база располагалась в двух зданиях: в помещении туристской станции и в здании школы № 57. Участникам организованных групп база предоставляла ночлег, питание, экскурсионное и педагогическое обслуживание, проезд на автобусе до музея в Карабихе. Путевка с 4-хдневным пребыванием в Ярославле стоила 90 рублей. Деньги перечислялись на счет ДЭТС. Участникам самодеятельных групп база предоставляла ночлег и экскурсионное обслуживание. Для детей из сельских школ база давала дешевый ночлег стоимостью всего 1 руб. с человека за ночь.19

Туристические базы в других городах области выглядели более скромно. В Переславле под базу было предоставлено здание начальной школы № 3 на берегу р. Трубеж при впадении в Плещеево озеро. Туристам приходилось спать на полу. База предоставляла посуду и плиту для приготовления пищи. Все обслуживание было бесплатное. Ростовская база располагалась в городском Доме пионеров. За небольшую плату база предоставляла постельные принадлежности и кухню для приготовления пищи. В Угличе база была оборудована в Доме учителя. Однако, не смотря на разное материальное обеспечение, все базы предоставляли ночлег и помогали с выбором экскурсии.20

В 1950-60 гг. советское государство, восстановившее экономику после Великой Отечественной войны, значительно активизировало деятельность в сфере детско-юношеского туризма. Во второй половине 1950-х гг. была проведена масштабная реформа образования, которая была ориентирована на рациональное сочетание теоретических знаний и практических умений, что способствовало развитию юношеского туризма. 10 апреля 1954 года было принято постановление бюро ЦК ВЛКСМ об учреждении нагрудного знака «Юный турист». Для его получения необходимо было уметь ориентироваться на местности, знать топографию, уметь оказывать первую медицинскую помощь, передвигаться по пересеченной местности. Данный знак отличия стал желанной целью для многих детей и юношей, стимулирую их на участие в туристской деятельности.

Школьники-участники похода по Любимскому району у Ермаковской средней школы колхоза им. Ленина. Июнь 1969 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1931.

Школьники-участники похода по Любимскому району у Ермаковской средней школы колхоза им. Ленина. Июнь 1969 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1931.

Школьники-участники похода по Любимскому району у памятника неизвестному солдату у ДК колхоза «Красный Октябрь». Июнь 1969 г. ЦДНИ ГАЯО Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1930.

Школьники-участники похода по Любимскому району у памятника неизвестному солдату у ДК колхоза «Красный Октябрь». Июнь 1969 г. ЦДНИ ГАЯО Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1930.

Мощным толчком к развитию молодежного туризма в СССР стало создание по инициативе комсомола и по решению Совета Министров СССР в 1958 году бюро международного молодежного туризма «Спутник», отделение которого было создано при Ярославском обкоме ВЛКСМ.

БММТ «Спутник» много сделал для развития внутреннего детского и юношеского туризма. Количество принятых и отправленных туристов через Ярославское отделение БММТ постоянно росло. Так, в 1972 г. Ярославскую область через бюро посетило 2578 советских туристов, в молодежные лагеря было отправлено 103 человека, в другие города — 905 человек, всего принято и отправлено — 4714 человека;21 в 1973 г. — 3977, 3470, 3618 и 12 543 соответственно;22 в 1974 г. — 4039, 2288, 2625, 10484 соответственно.23

Прием туристов-школьников из СССР, путешествовавших через БММТ «Спутник», производился по маршруту «Ярославль — Карабиха — Ростов Великий». Бюро разработало одно, двух, трех и четырех дневные программы пребывания. Стандартная туристическая программа выглядела следующим образом: первый день — экскурсия по городу и посещение художественного музея; второй день — поездка в Ростов, посещение промышленных предприятий; третий день — посещение историко-архитектурного музея, просмотр спектакля в театре им. Волкова или посещение цирка; четвертый день — посещение музея-усадьбы в Карабихе. Размещение советских школьников весной и летом производилось на базе школы-интерната № 6, а в период осенних и зимних каникул на базе гостиницы "Ярославль».24

Флотилия юных моряков на экскурсии в музее-усадьбе «Карабиха». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1067.

Флотилия юных моряков на экскурсии в музее-усадьбе «Карабиха». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1067.

12 ноября 1970 года Секретариат ЦК ВЛКСМ принял постановление, по которому БММТ «Спутник» стал именоваться «Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, так как оно проводило свою деятельность именно от лица ВЛКСМ и представляло ВЛКСМ в международных туристических организациях. Бюро провело переговоры и заключило договоры о туристическом обмене с представителями молодежных туристических фирм Польши, Венгрии, Германии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии и Финляндии. С первых же дней существования основными целями его работы стали налаживание контактов советской молодежи с молодежью западных стран, развитие дружественных связей между молодыми людьми из социалистического лагеря, а также пропаганда за границей образа жизни советской молодежи.

В 1970-е годы иностранный туризм в Ярославской области оформился как самостоятельное направление работы. Основными векторами международного молодежного туризма для ярославцев стали такие страны социалистического лагеря, как Польша (ПНР), Болгария (БНР) и ГДР, Румыния, Венгрия (ВНР), Чехословакия (ЧССР) и Югославия. В начале 1980-х гг. к ним добавились также единичные поездки в Азию в страны народной демократии. С рубежа 1960-х — 1970-х гг. отмечался постоянный рост количества ярославской молодежи, выезжавшей за границу по туристическим путевкам. Так если в 1970-м году обком ВЛКСМ подготовил и отправил за рубеж (в социалистические и капиталистические страны) 533 человека25, в 1972 году — 65426, в 1973 г. — 83027, в 1974 г. — уже 865 человек28, а в 1976 — уже 126029. Та же тенденция наблюдалась и в обратном направлении (прием иностранной молодежи в Ярославской области). В 1970 году г. Ярославль посетили 138 иностранных туристов в составе 5 туристических групп (молодежь из Чехословакии, США, Швейцарии и Польши)30, в 1971 г. — 320 иностранных туристов в составе 11 групп (из ГДР, Чехословакии, Болгарии, Швейцарии и ФРГ)31, в 1972 г. — 47432, в 1973 — 64833, а в 1974 г. — уже 667 молодых людей34.

В 1970-е гг. в области прием молодежи из других стран производился по одному маршруту: Ярославль — Ростов-Великий. Посещение Ростова было предусмотрено договорами между БММТ «Спутник» и иностранными фирмами. Себестоимость одного турдня по приему интуристов была утверждена в размере 7 руб. 64 коп. Заезд туристов в Ярославль происходил накануне первого дня обслуживания в 22.30. Прием производился по одно-двухдневной программе следующего содержания: первый день — приезд группы и размещение в гостинице; второй день — завтрак, экскурсия по городу, поездка в Ростов, осмотр ансамбля Ростовского Кремля, ужин, встреча с кинолюбителями народной киностудии «Юность» электовозоремонтного завода; третий день — завтрак, посещение Дворца пионеров Северного жилого района или поездка на детскую железную дорогу, обед, дискуссия в городском клубе интернациональных встреч, ужин и сухой паек; четвертый день — отъезд группы в Москву в 7.00. Кроме того, в летний период для иностранных групп предусматривалась прогулка на теплоходе по реке Волге, а также посещение музея-усадьбы Н.А. Некрасова в Карабихе. Размещение иностранных туристов производилось в гостинице «Ярославль» II категории, в одно и двухместных номерах.35

Румынские пионеры в пионерском лагере им. Буденного. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 848.

Румынские пионеры в пионерском лагере им. Буденного. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 848.

Молодые французы-спортсмены на Ярославской земле, июль 1985. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1720.

Молодые французы-спортсмены на Ярославской земле, июль 1985. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1720.

Отбором кандидатов для заграничных путешествий занимался обком ВЛКСМ. Предпочтение отдавалось туристам из числа молодых рабочих и работников сельского хозяйства, особенно выезжающим впервые. Обком рекомендовал райкомам и горкомам ВЛКСМ принимать необходимые меры по безусловному выполнению плана подбора и направления туристов за рубеж, используя эти поездки как поощрение передовиков промышленного и сельскохозяйственного производства, победителей социалистического соревнования определяющего года пятилетки. Особо приветствовалось комплектование групп с одного предприятия, района, то есть специализированных групп.

При выезде за границу турист должен был пройти специальную подготовку в комитете ВЛКСМ. Сначала необходимо было прослушать курс лекций по следующим вопросам: развитие предприятия, колхоза, совхоза за годы пятилетки; место и роль комсомольской и профсоюзной организаций в производственной и общественной жизни предприятия, колхоза, совхоза; политический строй, государственное устройство и внешнеполитический курс правительства страны, куда выезжают туристы; молодежные организации страны и их позиции в международном молодежном движении. Прослушав лекции, турист получал поручение комсомольской организации. Затем он проходил собеседование в райкоме ВЛКСМ на тему государственного устройства СССР, основных прав и обязанностей советских граждан по Конституции СССР, деятельности государственных органов, организации системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны труда, роли КПСС в руководстве государством, роли комсомола и профсоюзов в советском обществе. И только после успешного прохождения данной подготовки мог выехать за границу. 36

С 1970-х гг. прочно вошла в практику новая форма молодежных туристических поездок — поезда Дружбы в страны народной демократии. Поезда Дружбы комплектовались делегациями молодых людей (как правило, представителей одной профессии, специальности или одной организации) из разных городов, двигались по определенному маршруту с остановками в определенных городах. Во время пребывания на борту поезда для молодых людей проводились образовательные и культурные программы, а во время остановок — цикл мероприятий в принимающих городах, который обычно включал в себя посещение исторических мест, участие в митингах и концертах, встречи с молодежью. Из Ярославля, как правило, комплектовались группы в составе сорока человек, затем подсаживались на поезда дружбы, следовавшие по маршруту из таких крупных городов, как Москва или Киев. Средняя продолжительность поездки составляла 10-12 дней и начиналась, как правило, с экскурсии по Москве. Например, в 1970 году был осуществлен обмен поездами Дружбы школьников Ярославской области и области Геро (ГДР).37 В 1972 г. в г. Ярославле было принято два поезда Дружбы (из ВНР и ПНР).38 В 1978 году ярославская группа пионерских работников из 39-ти человек в составе спец поезда проехалась по маршруту Ярославль — Москва — ВНР — Москва — Ярославль. Руководителем поезда была главный редактор журнала «Вожатый» А.Т. Яковлева. Помимо посещения исторических достопримечательностей, ярославцы приняли участие в дружеской встрече с пионерскими работниками г. Будапешта, с членами комсомольской организации ремонтно-строительного завода и объединения торговли, а также активно участвовали во всех мероприятиях, проводимых руководством поезда, за что были неоднократно награждены дипломами.39 В 1979 году в составе подобного поезда Дружбы в ГДР побывали участники народного ансамбля танца «Ярославна» Дома культуры железнодорожников.40

В 1980-е гг. ежегодно по линии БММТ «Спутник» за границу выезжало около 25 групп ярославской молодежи. Список посещаемых стран поражал даже большим разнообразием, нежели у взрослых туристов. Так, в 1980-е годы молодые ярославцы среди традиционных для посещения стран, таких как Югославия, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Финляндия, побывали еще в Монголии, Дании, Испании, ФРГ, Бельгии, а также в Средиземноморском, латиноамериканском, Черноморско-Адриатическом круизах и круизе по странам западного побережья Африки.

Таким образом, можно резюмировать следующее: детский туризм в СССР помимо отдыха и укрепления здоровья являлся мощным рычагом воздействия на подрастающее поколение в воспитательных и идеологических целях. Он был призван прививать дух коллективизма и идей социализма, а иностранный туризм — содействовать установлению и развитию товарищеских связей с молодежью из дружественных СССР стран, а также пропагандировать образ жизни советской молодежи за рубежом. Кроме того, в переломные моменты в жизни страны посредством туристической деятельности удавалось мобилизовать школьников и студентов на выполнение важных экономических задач (помощи фронту и помощи колхозам). Советская структура управления сферой туризма в целом и детского туризма в частности складывалась постепенно на протяжении десятилетий. Передача туристической работы в ведение ВЦСПС позволила упорядочить управление и централизовать финансы и превратить туристическую отрасль в один из мощных секторов экономики с широким охватом населения, в том числе детского.

Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О.Н.

  1. Установить точную дату создания по документам фонда не представляется возможным. Первый сохранившийся документ датирован 15 марта 1932 года — ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1036. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 5.
  2. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1036. Оп. 1. Д. 8. Л. 14, 14 об.
  3. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1036. Оп. 1. Д. 9. Л. 10.
  4. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1036. Оп. 1. Д. 8. Л. 14.
  5. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 28. Л. 6-7; Д. 28. Л. 18.
  6. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп.1. Д. 26. Л. 77, 101, 102.
  7. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 26. Л. 48-57.
  8. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 710. Л. 46, 46 об.
  9. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 710. Л. 82 об., 83.
  10. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 775. Л. 38.
  11. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 906. Л. 87.
  12. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 906. Л. 107.
  13. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 906. Л. 104.
  14. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 903. Л. 73, 74.
  15. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 906. Л. 93.
  16. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 906. Л. 93-101.
  17. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 906. Л. 101.
  18. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 906. Л. 134.
  19. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 906. Л. 139.
  20. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 906. Л. 143.
  21. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 1448. Л. 14.
  22. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 1476. Л. 1.
  23. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 1505. Л. 1.
  24. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 1448. Л. 18-19.
  25. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1385. Л. 4.
  26. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1448. Л. 14.
  27. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1476. Л. 1.
  28. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1505. Л. 1.
  29. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 40. Д. 4. Л. 1.
  30. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1385. Л. 1.
  31. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1419. Л. 3.
  32. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1448. Л. 14.
  33. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1476. Л. 1.
  34. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1505. Л. 1.
  35. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 1448. Л. 16-17.
  36. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 594. Оп. 33. Д. 1487. Л. 32, 67-70.
  37. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1385. Л. 1.
  38. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 33. Д. 1448. Л. 16-17.
  39. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 40. Д. 3. Л.8.
  40. ЦДНИ ГАЯО.Ф. 594. Оп. 40. Д. 16. Л. 21-22.

/ 25 марта 2024 г.