/ ГлавнаяПресс-центрНовости и событияИз истории воздушного флота

Из истории воздушного флота

18 марта нынешнего года Государственный архив Ярославской области посетили учащиеся средней школы № 74 г., члены клуба «Ярославский авиатор» во главе с руководителем А. В. Серовым.

Для ребят была проведена тематическая лекция, рассказывающая о событиях ХХ века.

История развития авиации многогранна и интересна. Лекция началась рассказом о нашей малой родине — Ярославском крае. До конца XIX в. — первой половины XX в. ярославцы с авиацией знакомы были только по газетам, узнавали о полетах в то время, когда иностранные лётчики начали прибывать в Россию «на гастроли». Горожане неоднократно читали, что люди летают по воздуху, но с тем, как они это делают, им лично сталкиваться не приходилось, и многие надеялись своими глазами увидеть чудо технического прогресса.

Мечту ярославцев осуществил уроженец Пензенской губернии П. А. Кузнецов. Пройдя трехлетний курс обучения летному делу, уже в августе 1910 г. Павел Андрианович начал разъезжать по городам России. Подобно своим иностранным коллегам, авиатор выступал с лекциями о развитии воздухоплавания и устраивал демонстрационные полеты.

Авиашоу, на радость ярославской публике, состоялось 6 (18) июля 1911 г. О том, что белокрылый самолет П. А. Кузнецова поднялся в воздух с Которосльной набережной, писали в газете «Голос». На высоте от 20 до 40 метров «Блерио-XI» кружил над центром города несколько минут и успешно приземлился. Публика ликовала, а полет комментировался на все лады и еще долго вспоминался очевидцами.

Еще во время гражданской войны в России стали создаваться добровольные оборонные организации, и одной из них была Доброавиахим — добровольное общество друзей химической обороны и промышленности. К 1924 г. работали более 50 губернских отделений Доброавиахима, в т. ч. в Ярославском крае.

В последующие годы произошло слияние добровольных оборонных организаций и в 1927 г. появился Осоавиахим СССР — общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству.

В 1933 г. открылся Ярославский аэроклуб, а в 1935 г. состоялся первый выпуск — 36 курсантов, молодых рабочих Ярославля, получивших звание пилотов.

В 1940 г., в здании на улице Большая Фёдоровская, 62 (позже здесь находилась средняя школа № 53) была сформирована военная авиационная школа штурманов и стрелков-бомбардиров (ЯВАШСБ). В личном фонде Р. В. Балашова, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой истории СССР ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, сохранились письма бывших учеников этой авиашколы, датированные периодом с 1989 по 1995 гг., когда Рафаил Владимирович занимался поиском информации об учебном заведении и его курсантах.

Чем же оказались важны именно письма? Тем, что «документы ЯВАШ не сохранились, остались лишь денежные ведомости за январь-февраль 1942 г.», как следует из письма В. В. Абрамова; эти материалы были найдены им в Подольске, в Центральном архиве Министерства обороны РФ.

После окончания Великой Отечественной войны возобновили работу кружки авиа-моделирования в учебных заведениях и учреждениях культуры, в 1950 г. вновь открылся Ярославский аэроклуб, в одной из групп которого обучалась В. В. Терешкова.

В 1951 г. в СССР было создано Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ, преемник Осоавиахима.

40 лет в поселке Дядьково, на юго-западной окраине Ярославля, располагался аэродром. Содержанием деятельности Ярославского авиаотряда Управления гражданской авиации являлись: пассажирские перевозки по местным воздушным линиям; грузовые перевозки по местным воздушным линиям, включавшие почту и народно-хозяйственные грузы; сельскохозяйственные работы; участие в строительстве промышленных объектов; организация полетов санитарной авиации.

В документах фонда «Ярославский авиаотряд Управления гражданской авиации» упоминается о существовавших в Ярославской области почти трех десятках аэродромов. Хотя стоимость воздушного сообщения была выше, чем железнодорожного и водного транспорта, в периоды зимнего и весеннего бездорожья поток пассажиров обслуживался за счет малой авиации. Ярославль также был связан авиасообщением с общесоюзным городом Москва и областными центрами: Ленинградом, Владимиром, Вологдой, Горьким, Рязанью.

Одним из важнейших направлений деятельности Ярославского авиаотряда была сельскохозяйственная. В области насчитывалось свыше трехсот колхозов и совхозов, четвертая часть из них обслуживалась авиацией. Содержанием работы являлись: борьба с вредителями и болезнями сельхозкультур, сорной растительностью; внесение минеральных удобрений.

В 1970-е гг. пилоты вертолетов Ярославского авиаотряда направлялись в командировки в Башкирию, в города Надым и Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, где обслуживали предприятия нефтяной и газовой промышленности; оказывали помощь геологоразведочным партиям в Западной Сибири и Поволжье.

К началу 1980-х гг. аэродром в Дядьково оказался в городской черте и был закрыт. К 975-летию Ярославля, отмечавшемуся в 1985 г., велось строительство аэропорта союзного значения в Левцово. В начале 1980-х гг. сюда перебазировался Ярославский авиаотряд Управления гражданской авиации. До 1991 г. из Левцово выполнялись рейсы в населенные пункты нашей области и близлежащие регионы.

С 1998 г. по настоящее время на территории Ярославской области действует аэропорт федерального значения Туношна.

На лекции учащиеся познакомились с публикациями материалов периодической печати досоветского периода; подборкой фотодокументов о деятельности Ярославского аэроклуба в 1930-е гг.; письмами курсантов ЯВАШСБ; копиями наградных листов наших земляков — Героев Советского Союза. Также для ребят был продемонстрирован документальный фильм, посвященный 60-летнему юбилею Ярославского аэроклуба.

Сотрудники ОИО и ПД ГКУ ЯО ГАЯО О. В. Кузнецова, Д. С. Корнева.

         

/ 22 марта 2022 г.