/ Главная → Пресс-центр → Публикации → Имена и даты. «Рядовой сельский педагог – член Правительства могущественной страны социализма!» К 135-летию со дня рождения заслуженного учителя РСФСР Н.М. Головина (27.07.1889 – 19.11.1954)
Упоминание о семье Головиных, супругах Александре Ивановиче и Ульяне Петровне, из исповедной росписи церкви села Ушаково Ярославского уезда Ярославской губернии. 1886 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 1669. Л. 253 об-254.
Запись о рождении и крещении Н.М. Головина из метрической книги церкви села Ушаково Ярославского уезда Ярославской губернии. 1889 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 230. Оп. 11. Д. 53. Л. 855 об-856.
О своем детстве в автобиографической книге «Записки учителя» Николай Михайлович Головин вспоминал:
«...Наша деревня Александровка в то время состояла из пяти домов. Ребят моего возраста в ней не было. Эта оторванность от среды сверстников и была главной причиной моего сближения с природой...
...Отец и дядя летом работали в Питере штукатурами-поденщиками, а в хозяйстве управлялись два младшие дяди, тетка и моя мать под надзором бабки.
Каждое возвращение отца из Питера для меня было самым радостным событием. Оно приносило мне белые калачи в виду уток с черными глазами из можжевеловых ягод, леденцы и новую шапку...
...В семь лет я хорошо знал, что такое бедность и нужда; я их не только видел, я их чувствовал на своих родителях и на самом себе.
...отец ранней весной, заняв на дорогу денег, уехал в Питер.
Мать осталась обрабатывать, данную по наделу, землю, а мне предстояла первая в жизни серьезная работа — нянчить только что родившуюся сестру...
...Осенью того же года у меня было две больших радости: мать с отцом купили корову, и я досыта хлебал молока, и отец из Питера привез толстую книгу с множеством картинок. Последнее было самое интересное, так как я до того времени не видел ни одной книги с картинками, кроме большой книги в кожаных корках, которую читал дед... Книга деда, как я узнал после, называлась псалтырь...
...Самым загадочным и интересным для меня было то, что отец брал книгу и по непонятным мне значкам и черточкам говорил, что в ней написано. Как велик в своей учености казался он мне тогда! Мне самому страшно хотелось быть таким же ученым, самому разбирать подписи под картинками.
В эту зиму я научился читать.
Как это случилось, я не могу сказать. Главным учителем, конечно, был отец...
...В нашем приходе школы не было, и мы явились в «чужой» приход, в «чужую» — Спасскую школу, где «не своих» принимали при наличии свободных мест. На этот раз нам посчастливилось: желающих поступить было не так много, и меня приняли в первую группу.
Первое, что произвело...сильное впечатление — это вид класса. Чистая, светлая комната, увешанная картинами неизвестного мне содержания, черные блестящие парты и большая классная доска, на которой можно рисовать лучше, чем на печке. После тесной избы это было диковинно — ново, я всему удивлялся, робел и стоял в немом восторге...
...Торговое село Давыдково находилось в шести верстах от нашей деревни. До поступления в двухклассное училище я в нем не бывал ни разу. Когда мы с матерью пошли подавать заявление, я был поражен шумом и сутолокой съехавшихся на базар людей, количеством ларьков, лавок и широкими улицами, застроенными каменными домами. Село показалось мне большим городом, который я до того времени видел только на картинках...
... После соблюдения формальностей первого учебного дня нас рассадили по классам...
...Я без труда делал двенадцать верст в день, не запаздывая в класс и успевая вечером приготовить уроки. Ночевать в училище не разрешалось, и во всякую погоду приходилось идти домой...
...Весной под руководством дяди я научился пахать плугом, самостоятельно стал запрягать лошадь и обрабатывал свой надел как заправский пахарь, а в сенокос снова был посажен нянькой к еще одной родившейся сестре...
...Приближалось время выпускных экзаменов...
...Я получил свидетельство об окончании полного курса Министерской двухклассной школы...»1
В «Списке служащих Чебаковской школы»2, записанном со слов Н.М. Головина, указывалось:
«Окончив в 1903 г. Министерскую 2-х классную школу и, не имея средств продолжать образование, вследствие бедности родителей, принялся без помощи репетитора готовиться на звание учителя начальной народной школы. В свободное от крестьянской работы время, урывками, но в течение 3-х лет, прошел весь курс и всесторонне пополнил свое самообразование и, имея 3 рубля 70 копеек в кармане, поехал в Ярославль окончательно закрепить знания у репетиторов, согласившихся проверять в долг (а некоторые бесплатно). Через 6 месяцев по приезде мною был выдержан экзамен на учителя начальной школы при Ярославской губернской гимназии 17 апреля 1907 г. 3 марта 1908 г. я был назначен учителем в Судиловскую приходскую школу, а в 1914 г.3 переведен в Чебаковскую...»4
Сведения об учителе Н.М. Головине из клировой ведомости церкви села Судилово Романов-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. 1909 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5114. Л. 126 об-127.
Упоминания о семьях крестьян Головиных — Павле Александровиче, Сергее Александровиче, Александре Александровиче и Михаиле Александровиче из исповедной росписи церкви села Ушаково Ярославского уезда Ярославской губернии. 1914 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 3274. Л. 17 об-18.
С первых лет Советской власти Н.М. Головин вел большую общественную работу. С 1917 г. он являлся бессменным членом, а затем депутатом Чебаковского сельсовета5.
«Карточка учащего» со сведениями о Н.М. Головине, преподавателе Чебаковской школы Ярославского уезда Ярославской губернии. 1927 г. Фрагмент. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-235. Оп. 1. Д. 540. Л. 17.
С 1935 по 1937 гг. Н.М. Головин избирался членом ЦИК СССР6.
В автобиографической книге «Записки учителя» Николай Михайлович с восторгом отмечал:
«...Рядовой сельский педагог — член Правительства могущественной страны социализма! Это — величайшая честь и награда за добросовестный труд. Но, вместе с тем, и великие обязанности накладывало это звание...
...Сознание, что ты нужен и полезен не только своему школьному району, своим ученикам и соседнему учительству, а всей стране, множило силы. Творческий труд захватывал все мое существо и превращался в высшее наслаждение...»7
Состав Президиума первого областного съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Ярославской области с упоминанием народного учителя образцовой Чебаковской школы Н.М. Головина. 1936 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2380. Оп. 2. Д. 4. Л. 1.
«Список членов ЦИКа VII-го созыва» — депутатов от Ярославской области с упоминанием заведующего Чебаковской школы Н.М. Головина. 1937 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2380. Оп. 3. Д. 2. Л. 9.
Телеграмма из Ярославского облисполкома члену ЦИК СССР Н.М. Головину с сообщением о созыве IV-й сессии. 1937 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2380. Оп. 3. Д. 2. Л. 13.
В статье Н. Соколова «Народный учитель», посвященной Н.М. Головину и опубликованной в Ярославской областной газете «Северный рабочий»8, говорилось:
«...он — автор многих учебников. Девять изданий выдержал составленный им Букварь. Среди работ Головина — монография „Чебаковская школа“9, „Краеведение в школе“ (пособие для учителей)10, „Русский язык в начальной школе“11, „Развитие письменной речи“...»12
В 1943 г. Н.М. Головину было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР»13.
В 1944 г. Николая Михайловича Головина избрали членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР14.
Заслуженный учитель РСФСР, преподаватель Чебаковской начальной школы Н.М. Головин ведет урок. Тутаевский район. 1944 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Опись позитивов. П1-2481.
Учащиеся Чебаковского педагогического училища консультируются у своих педагогов Н.М. Головина и Ю.Ф. Головиной. Чебаково. 1945 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Опись позитивов. П1-2387.
Статья Д. Бондырева «Народный учитель», посвященная Н.М. Головину и опубликованная в Ярославской областной газете «Северный рабочий» 21 ноября 1947 г.
В автобиографической книге «Записки учителя» Николай Михайлович Головин подчеркивал:
«...Основы нашей советской школы таковы, что при правильной организации учебной работы учитель имеет полную возможность развить в детях необходимые гражданам социалистического общества коллективное содружество, тесную товарищескую спайку, и организовать так учебную, воспитательную и практическую работу ребят, чтобы они уже в стенах школы познали важность, силу и радость коллективного труда, готовясь стать активными строителями коммунистического общества...»15
Сведения о Н.М. Головине — кандидате в депутаты Верховного Совета СССР по Тутаевскому избирательному округу, опубликованные в Ярославской областной газете «Северный рабочий» 26 февраля 1950 г.
В статье Н. Соколова «Народный учитель», посвященной Н.М. Головину и опубликованной в Ярославской областной газете «Северный рабочий», рассказывалось:
«... — Я ученик Николая Михайловича! — можно услышать почти от каждого жителя пристанционного поселка и окружающих деревень. Одни учились у него в начальной школе, другие — в педагогическом училище, третьи — в созданной им школе взрослых.
Около тысячи детей обучил Николай Михайлович... В них и сейчас живет светлое воспоминание о начальной школе и чувство глубокой признательности своему первому учителю за полноценные знания, за всестороннее воспитание человеческой личности!...»16
В статье А. Борисовой, инспектора школ Ивановского облоно, под заглавием «Человек большого обаяния», опубликованной в Ярославской областной газете «Северный рабочий», отмечалось:
«...Есть люди, обаяние личности которых покоряет своей внутренней целостностью, красотой, общение с которыми обогащает морально. Таким человеком является Николай Михайлович Головин...»17
Из «Списка депутатов, избранных в Верховный Совет СССР», опубликованного в Ярославской областной газете «Северный рабочий» 17 марта 1950 г. со сведениями по Ярославской области.
Депутат Верховного Совета СССР, заслуженный учитель РСФСР Н.М. Головин знакомит юных краеведов с экспонатами музея, организованного при Чебаковской школе. Тутаевский район. 1950 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Опись позитивов. П1-2480.
Информация «Регистрация кандидатов в депутаты Тутаевского районного Совета депутатов трудящихся», помещенная в газете «Тутаевский ударник» 25 января 1953 г., с упоминанием о Н.М. Головине. Фрагмент. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1764. Оп. 1. Д. 477. Л. 11 об.
«Список депутатов, избранных в Тутаевский районный Совет», опубликованный в газете «Тутаевский ударник» 26 февраля 1953 г. со сведениями о Н.М. Головине. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1764. Оп. 1. Д. 477. Л. 4.
В автобиографической книге «Записки учителя» Николай Михайлович Головин подчеркивал:
«...Жизнь каждого ребенка переплетается с жизнью детского коллектива и с жизнью окружающих его взрослых. Все, что происходит в семье, в школе, в селе, в стране, в мире, так или иначе запечатлевается в сознании ребят, находит в них свой отзвук, будит мысль, воображение, создает настроение, наслаивает те или иные впечатления. Если учитель хочет не только обучать детей читать, писать и считать, а стремится руководить развитием их сознания, быть ваятелем их мировоззрения, их миропонимания, их характера, он должен хорошо понимать все, что происходит вокруг него...»18
«...Н.М. Головин выработал новые принципы воспитания и обучения детей, последовательно добивался теснейшей связи школы с жизнью...», — указывалось в одной из публикаций19.
Идеи нашего земляка, народного учителя Николая Михайловича Головина по-прежнему востребованы и поэтому современны.
О.В. Кузнецова, главный архивист ОИО и ПД ГКУ ЯО ГАЯО
В «Именном списке депутатов Чебаковского сельсовета (3-го созыва) Тутаевского района» на 11 февраля 1952 г. значится Головин Николай Михайлович (ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-3687. Оп. 1. Д. 12а. Л. 1); Николай Михайлович Головин. Северный рабочий. 1954. 20 ноября.
/ 22 июля 2024 г.