/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииК 860-летию обретения мощей Святителя Леонтия, Епископа Ростовского

К 860-летию обретения мощей Святителя Леонтия, Епископа Ростовского

Ростов Великий — город глубокой древности, хранит в своих преданиях и летописях имена и образы многих архипастырей и духовных деятелей, просветителей Русской земли.

Одним из выдающихся и почитаемых Ростовских святых является святитель Леонтий, епископ Ростовский, начавший свое служение в 40-х годах XI века. По некоторым источникам св. Леонтий был пострижеником Печерского монастыря, первым из епископов, посланных просвещать и проповедовать учение Христово в Русскую землю.

Будучи в сане епископа на Ростовской кафедре, св. Леонтий осуществлял свое равноапостольское служение в трудной, противоречивой обстановке, при активном сопротивлении языческого населении. Это, однако, не остановило ревностного подвига угодника Божия, усилия его дали долгожданные плоды, что вызвало еще большее недовольство идолослужителей. Это и привело к мученической кончине святителя в 1077 году.

Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме города Ростова.

Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел. А в 1162 году по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов под стены новозаложенного соборного храма были обретены мощи святителя.

В 1170 году мощи св. Леонтия были положены в небольшом приделе, устроенном в его честь, в нише южной стены нового храма. С тех пор к ним началось паломничество, сопровождаемое чудотворениями, исцелениями и знамениями.

Святитель Леонтий, равноапостольный священномученик Русской православной церкви, один из первых преемников апостольского служения, удостоился редкостного почитания по всему русскому миру. Храмы его имени воздвигнуты во многих старинных городах — в Москве, Вологде, Владимире, Пскове, Можайске, Туле, Суздале. В одной только Ярославской губернии — около 9 церквей во именование Леонтия Ростовского. В Ростове, помимо придела в Успенском Соборе, где под спудом покоятся мощи святого, есть небольшая Леонтиевская, что на Заровье церковь.

Заровьем назывался район, расположенный за археологическим памятником XII века — городским рвом. В настоящее время ров почти утрачен, за исключением небольшого участка рядом с южной стеной Леонтьевского храма.1

Построена церковь была в 1772 году "тщанием прихожан по благословению Преосвященнейшего Афанасия, Епископа Ростовского и Ярославского».2

Прихожанами являлись многие известные ростовские купцы: Милютины, Хлебниковы, Храниловы, Емельяновы, Кекины, Серебрениковы, Мальгины... Их дома находились рядом с храмом, многие из них сохранились до наших дней. Ростовские купцы и мещане прилагали немалые усилия и средства на устроение и содержание Леонтьевского храма.3

Описание церкви в формулярных ведомостях на начало XIX века (1809 год) и на начало XX века (1919 год) примерно одинаково.

В количественном составе прихода большой разницы нет. В ведомости за 1809 год «итого всего приходских дворов и душ...»: «...

Прихожан Число дворов Число душ
мужеска женска
число дворов 35 102 135

... ».4

В ведомости за 1919 год: «...

  Число квартир Число душ
м. ж.
В г. Ростове 30 75 130

...».5

Уменьшение количества лиц мужского пола объясняется участием Российской империи в I-й мировой войне и последовавшими за ней событиями 1917 года.

Также в клировой ведомости за 1919 год отражены и другие веяния нового, революционного времени: "...по штату при ней положены священник, диакон и псаломщик, а состоит по условиям времени священник и псаломщик...».6

В графе «Земли при церкви состоит» имеется отметка «...земля и план отобраны Советской властью».

В графе «Другие здания, принадлежащие церкви» записано: «...деревянная сторожка, крытая железом и каменный дом по духовному завещанию Капитона Александровича Мальгина, утвержденному судом 4-го декабря 1907 года, и находившийся в пожизненном пользовании жены его Марии Феодоровны Мальгиной, умершей в 1919-м году, национализирован...».

В графе «Имеющиеся в приходе школы» значится: "закрыты Советской властью".7

История после 1917 года была трагична практически для всех российских храмов. Декрет 1917 года лишил церкви земель. 20 января 1918 года Совнарком узаконил отделение церкви от государства и школы от церкви.

"...Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания...".8

Церковные общины лишались права владеть собственностью, прав юридического лица. Всё церковное имущество объявлялось народным достоянием.

"...Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.

... Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных верований во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.

Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

... Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.

Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.

Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ...".9

Не избежала этой участи и церковь во имя Св. Леонтия Ростовского в городе Ростове Ярославской губернии.

4 марта 1919 года Леонтьевская религиозная община приняла здание церкви с имуществом под свою ответственность.

«...Мы, нижеподписавшиеся граждане города Ростова Ярославской губернии, имеющие в нем свое местожительство заключили настоящее соглашение с Ростовским уездным Совдепом, в лице его полномоченного представителя обследователя Василия Грязнова в том, что сего 4 числа марта месяца 1919 г., приняли от Ростовского уездного Совдепа в бессрочное бесплатное пользование находящиеся в городе Ростове, что на Заровье, церкви Св. Леонтия...».10

Община обязывалась пользоваться зданием и имуществом исключительно соответственно его назначению для удовлетворения религиозных потребностей и не допускать в „принятых в заведование богослужебных помещениях <...> политических собраний враждебного Советской власти направления“.

Все расходы по содержанию, ремонту, оплате долгов и налогов община брала на себя.

Так же она несла полную материальную ответственность за имущество, гарантируя при возврате его полную сохранность.

К соглашению прилагалась опись церковного имущества, включающая здания самой церкви, принадлежащих ей других построек, а также все находящиеся в церкви предметы: иконы, церковная утварь, облачения, богослужебные книги.

Отдельная опись составлялась на „вещи из благородных металлов“ с указанием материала, веса и наличия или отсутствия пробы.11

В описи имущества Леонтьевской церкви, составленной в 1919 году, мы можем увидеть следующее:

»... Леонтиевская, что на Заровье, церковь каменная, двухъэтажная, в верхнем этаже во имя Смоленской Божией Матери, в нижнем этаже во имя Святителя Леонтия Ростовского Чудотворца. Вышина церкви 13 саж. и 1 аршин, длина 8 саж., ширина 4 саж. и 1 арш. Алтарь полуциркульный в объеме 6 сажен, вышина 9 сажен. Трапеза вышина 9 саж., длина 3 саж. и ширина 3 саж. и 1 арш. Крыша железная с деревянными стропилами. Окон в верхней церкви 13 и 6 круглых вверху. В нижней — окон 10. Входов один с западной стороны. Построена в 1772 году...".12

Далее идет описание предметов алтаря Смоленской верхней холодной церкви: «...Святой престол деревянный столярной работы, верхняя доска кипарисовая. Срачица13 на нем полотняная, постоянная одежда атласного синего цвета. C боков обставлен металлическим футляром со стеклами. Антиминс14 шелковый.

Жертвенник деревянный, срачица полотняная, постоянная одежда белой парчи.

Завеса у Царских врат шелковая...».15

В описании иконостаса обязательно указывался материал, из которого произведена икона. Если икона имела ризу из серебра или позолоченную, с украшениями — указывался вес и названия камней16

Иногда в описи присутствовали более поздние отметки, обозначающие примерную цену предмета или иконы, а также особые пометы: „без расписки изъят“, „в музее“, „на учете музея“ и т.п.17 (Такие отметки появлялись в результате очередных ревизий общины, многие из них относились к периоду кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году).

Далее — иконостасы в трапезе, алтарь нижней теплой Леонтьевской церкви, колокольня и колокола.

»... Колокольня и колокола

Колокольня в связи с трапезой над папертью верхней и нижней церквей, двухярусная вышиной 9 сажен, шириной 6 сажен, длина 6 саж. 1 арш., кругообразная, с 8-ю пролетами, закрытыми наполовину железными решетками. Шпиль обит железом, покрашен. Вверху на шпиле крест вызолочен.

Колокола 1 большой 189 пуд. — 1 медный

2-//-— 100 пуд. — 1 медный

3 средних — 3 медных

4 мелких — 3 медных ...".18

Церковь Леонтьевская, что на Заровье. Фото 1901 года

19Церковь Леонтьевская, что на Заровье. Фото 1901 года.

Соглашение и описи подписывались представителями ликвидационного отдела церковно-монастырских имуществ, созданного на заседании Ростовского уездного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 19 ноября 1918 года, и членами церковной общины в лице священника — председателя церковного совета и членов церковного совета из прихожан.20

Священником церкви Леонтия, что на Заровье был протоиерей Василий Иванович Смирнов, ок. 1862 г.р., уроженец с. Наумова Ярославского уезда, назначенный к служению в этой церкви в 1894 году. За годы служения был много раз награжден епархиальным начальством. С 1890 по 1894 годы состоял законоучителем земской школы в Ворже, с 1896 по 1906 — Покровской народной школы, с 1902 года — законоучителем и заведующим Сергиевской второклассной учительской школы, с 1909 по 1913 — Духовным следователем, с 1909 по 1917 — председателем Ростовского отделения Епархиального училищного Совета.21

Не оставил он свою паству и после событий 1917 года вплоть до начала 1929 года.22

Отдельное место в истории храмов занимает 1922 год, связанный с возобновлением курса РКП(б) на разграбление церквей. Для проведения кампании было использовано сложное положение, связанное с голодом, охватившим Россию, в частности Поволжье, в 1921 году. 21 июля 1921 года ВЦИК утвердил статус общественного Всероссийского комитета помощи голодающим (Помгола). 23 февраля 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в фонд голодающим.

Вслед разрабатывается инструкция о порядке изъятия церковных ценностей (из которой почти сразу был исключён пункт, согласно которому эти пожертвования являлись добровольными). Губернские Комиссии по изъятию ценностей, образованные декретом, должны были запрашивать у всех местных Советов заверенные копии описей и договоров с группами верующих, в пользование которым переданы храмы. После этого назначался день и час производства работ, вызывались 3-5 представителей из числа верующих со всеми документами и описями для изъятия ценностей.

В протоколе заседаний Ростовской комиссии по изъятию церковных ценностей от 1 апреля 1922 года читаем: "Слушали — о разбивке приходских церквей по городу по изъятию церковных ценностей... 5-й тройке — Всех Святых, Ивана Милостивого, Леонтия, Введения и Благовещения...»23.

В протоколе № 2 от 5 апреля 1922 года рассматривался вопрос об изъятии «серебряной раки весом 3 пуда 7 ф. Св. Леонтия» из Успенского собора. Но, учитывая «протест верующих оставить как особо чтимого угодника», уездная комиссия приняла решение "серебряные раки передать на учет в музей, временно оставив на хранении в Соборе»24.

За апрель и май 1922 года из Леонтьевской церкви изъяли ценностей около 1 пуда 17 фунтов. Преимущественно это было серебро, особых ценностей в церкви не имелось.25

10 октября 1928 года комиссия в составе представителей городского коммунального отдела, музея, городской милиции с одной стороны и представителей Леонтьевской общины с другой стороны составила акт «осмотра церкви „Леонтия“ в г. Ростове-Ярославском по улице Коммунаров». В акте были отмечены дефекты, выявленные при осмотре: "...При наружном осмотре на церкви местами обнаружены вертикальные сквозные трещины, проходящие через оба этажа и особенно видные в северной стороне. В местах, отделяющих цоколь от пола южной стены имеются горизонтальные трещины, доходящие до 5 мм, более опасные в отношении сдвига при неравномерной осадке здания...».26 В заключении предлагалось в течение месяца укрепить здание «путем разборки поврежденной части стен и кладки ее вновь на смешанном растворе», «удалить пустоты склепа и сложить массивное основание для поддержки <...> части здания», а также устранить все остальные выявленные дефекты.27

Учитывая сомнительную возможность выполнить эти предписания в столь короткий срок, можно предположить, что таким образом власть предопределила скорое прекращение действия общины Леонтьевской церкви.

13 ноября 1928 года церковный совет написал заявление об отсрочке производства ремонта: "...В виду того, что ремонт наружный и состоит из каменной кладки на смешанном растворе, а наступили холода, мастеров по случаю окончания строительного сезона <...> совершенно нет, <...> строительного материала цемента нет, <...> община просит отсрочить ремонт до сезона...".28 Несмотря на просьбу верующих президиум Ростовского городского Совета вынес решение "отказать и предложить таковой проводить".29

9 апреля 1929 года президиум Ярославского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, рассмотрев ходатайство Ростовского уездного исполкома о расторжении договора с религиозными общинами верующих города Ростова, и в частности с Леонтьевской общиной, вынес следующее решение:

"...1. Учитывая явно выраженное желание трудящихся гор. Ростова в наказе избирателей депутатам в Ростовский Горсовет по целому ряду участков, о передаче молитвенных зданий Иоанна Предтечи и Леонтия 21-му Отдельному Стрелковому Батальону для использования под клуб и школу командиров запаса, расположенных на расстоянии нескольких метров от казарм батальона и имея в виду отсутствие свободных помещений в городе, могущих быть использованными для этой цели, при наличии крайней необходимости для указанного батальона клуба и школы, незначительный количественный состав общины верующих, могущих без всякого ущерба отправлять свои религиозные потребности в расположенных поблизости молитвенных зданиях, признать договора с общинами верующих на пользование церквями Иоанна Предтечи и Леонтия расторгнутыми с использование их для вышеуказанных целей 21-го отдельного Стрелкового Батальона.

2. Просить Президиум ВЦИК-а о санкционировании закрытия молитвенных зданий и о порядке их дальнейшего использования.

3. Ростовскому Уисполкому поставить в известность общины верующих о расторжении договора и о закрытии храмов...".30

21 июня 1929 года комиссия в составе председателя члена городского Совета и представителей от финансового и административного отделов, музея, техчасти, Рудметаллторга и в присутствии членов общины верующих составила акт о ликвидации Леонтьевской церкви. При чем "значащееся по описи имущество распределено между общиной, Госфондом, Госмузеем, драмкружком клуба 21 отд. стр. б-на и части как непригодного ни для каких целей уничтожено путем сожжения"31. К акту прилагались соответствующие списки.

После расторжения договора Леонтьевская община верующих объединилась с общиной Толгской церкви в общину верующих "Толгско-Леонтиевскую — при Толгской церкви».32 Священник и председатель церковного Совета Леонтьевской общины Василий Иванович Смирнов подал в административный отдел городской милиции г. Ростова прошение о прекращении им исполнения обязанностей священнослужителя и выходе из общины.33

Здание за период с 1930 по 1960 годы выполняло различные функции: в разное время здесь находились клуб, столовая, жилые квартиры.

В начале 60-х годов произошло самое страшное событие в жизни храма — попытка его сноса. Из рассказа очевидицы тех событий, опубликованного на приходском сайте храма Святителя Леонтия на Заровье: «Мне было около 7 лет... Примерно в 1962 году, летом, к храму подъехали военные, оцепили храм, перекрыли дорогу. Около храма была колонка с водой, которой пользовались все жители улицы Красноармейской (Малая Заровская). К колонке за водой солдаты пропускали. Все стояли на расстоянии, которое было разрешено, и возмущались. Часа через два подготовительных работ грохнул первый взрыв. Храм не рухнул. Потом — второй взрыв. Храм стоял. Только какая-то часть стены рухнула. Больше попыток взорвать этот храм не было».34

Разрушения были чудовищными: практически полностью утрачены колокольня, купол и барабан, отсутствовали крыша и окна, имелись пробоины в стенах...

Церковь Леонтьевская, что на Заровье. Фото 2000-х годов.

35Церковь Леонтьевская, что на Заровье. Фото 2000-х годов.

В 1997 году храм был передан РПЦ. С 2013 года под руководством благочинного церквей Ростовского округа протоиерея Романа Крупнова началось активное восстановление Леонтьевского храма. Церковь постепенно начала приобретать былое благолепие: практически полностью восстановлена кирпичная кладка здания, на куполе установлен крест. С лета 2020 года начали еженедельно совершаться молебны святителю Леонтию.

7 марта 2021 года Митрополит Ярославский и Ростовский Вадим служил первую после начала восстановления Божественную Литургию, на которой владыка освятил нижний храм в честь святителя Леонтия.36

Церковь Леонтьевская, что на Заровье. Фото 2024 года. Автор фото М. Б. Козачук

Церковь Леонтьевская, что на Заровье. Фото 2024 года. Автор фото М. Б. Козачук

Ведущий архивист М. Б. Козачук

  1. https://leontiy-rostov.cerkov.ru/o_hrame/istoriya-xrama/
  2. РсФ ГАЯО. Ф.371. Оп. 1. Д. 784. Л. 1.
  3. https://leontiy-rostov.cerkov.ru/o_hrame/istoriya-xrama/
  4. РсФ ГАЯО. Ф.196. Оп. 1. Д. 2242. Л. 25об.
  5. РсФ ГАЯО. Ф.342. Оп. 1. Д. 1. Л. 78.
  6. РсФ ГАЯО. Ф.342. Оп. 1. Д. 1. Л. 74.
  7. РсФ ГАЯО. Ф.342. Оп. 1. Д. 1. Л. 75об.
  8. НСБ. Ед. хр. 897. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 17
  9. НСБ. Ед. хр. 833. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. № 18. Ст. 263. С. 273.
  10. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп. 3. Д. 38. Л. 1.
  11. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп. 3. Д. 38. Л. 6.
  12. РсФ ГАЯО. Ф.371. Оп. 1. Д. 784. Л. 3об.
  13. Срачица — нижнее облачение престола — белое льняное покрывало
  14. Антиминс — четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика
  15. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп. 3. Д. 38. Л. 15, 15об.
  16. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп. 3. Д. 38. Л. 15об., 16.
  17. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп. 3. Д. 38. Лл. 2-4.
  18. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп. 3. Д. 38. Л. 17об.
  19. https://leontiy-rostov.cerkov.ru/o_hrame/istoriya-xrama/
  20. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп. 3. Д. 38. Л. 1об.
  21. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп. 3. Д. 38. Л. 1об.
  22. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп. 3. Д. 38. Л. 72, 79, 89.
  23. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп.3. Д. 28. Л. 1, 1об.
  24. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп.3. Д. 28. Лл. 1об., 2.
  25. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп.3. Д. 30. Л. 3.
  26. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп.3. Д. 38. Л. 82.
  27. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп.3. Д. 38. Л. 82.
  28. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1. Оп.1. Д. 62Ж. Л. 23, 23об.
  29. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп.3. Д. 38. Л. 83.
  30. РсФ ГАЯО. Ф.Р-140. Оп.1. Д. 293. Л. 14, 14об.
  31. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1. Оп.1. Д. 62Ж. Л. 131.
  32. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1. Оп.4. Д. 2. Л. 15.
  33. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1. Оп.4. Д. 2. Л. 13об.
  34. https://leontiy-rostov.cerkov.ru/o_hrame/istoriya-xrama/
  35. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Flaperuz.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F%25D1%2586%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%258C-%25D0%259B%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%258F-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D0%2597%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%258C%25D0%25B5.jpg&lr=16&pos=3&rpt=simage&source=serp&text=%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%B2%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B5%20%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8
  36. https://leontiy-rostov.cerkov.ru/o_hrame/istoriya-xrama/

/ 05 сентября 2024 г.