/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииВыступления ярославских коллективов художественной самодеятельности за рубежом как часть культурной дипломатии СССР в 1970-80-е гг.

Выступления ярославских коллективов художественной самодеятельности за рубежом как часть культурной дипломатии СССР в 1970-80-е гг.

Термин «культурная дипломатия» был введен в научный оборот в 1930-е гг. исследователем Ф. Баргхорном как «манипуляция культурными материалами и кадрами в пропагандистских целях». Сегодня большинство исследователей склонны рассматривать культурную дипломатию как составную часть публичной дипломатии, направленной на формирование положительного образа страны за рубежом, который в конечном счете помогает государству отстаивать свои национальные интересы на международной арене и даже обеспечивать свою национальную безопасность.1

Компонентами культурной дипломатии являются: искусство, международные образовательные программы, выставочная деятельность за рубежом, обмен научными достижениями и литературой, трансляции новостных и культурных программ, обмены в религиозной сфере.

Во времена СССР культурные связи способствовали мирной популяризации советской идеологии, мировоззрения и достижений СССР, поэтому со стороны партийных органов им придавалось особое значение. Советское государство с первых дней своего существования делало ставку на экспорт своих идей во вне, на распространение социализма по всему миру, что получило отражение в идее мировой революции. Постепенно в связи с провалом этой глобальной идеи, руководство СССР поставило на государственный уровень работу по продвижению социализма через активную пропаганду советской культуры за рубежом. На развитие культурной дипломатии выделялись средства из бюджета, данная деятельность контролировалась координирующими органами (партийными, советскими, дипломатическими). На государственном уровне были созданы специализированные загранучреждения, которые активно проводили работу в сфере культурной дипломатии: Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД), ставящий своей целью развитие и укрепление дружбы и культурного сотрудничества народов Советского Союза и зарубежных государств; Агентство печати «Новости», Совэкспортфильм.

На местном уровне, в том числе и в Ярославле, также существовали организации, которые проводили активную работу в сфере культурной дипломатии. Во-первых, это Дворцы культуры, которые играли важную роль в деле интернационального воспитания. Например, в начале 1980-х в нашем городе в тесном контакте репетировали коллективы художественной самодеятельности Дворца культуры нефтяников и болгарской строительной группы, работавшей в Ярославле. Они выступили с единой программой на фестивале советской и болгарской политической песни «Алеша», на республиканском смотре художественной самодеятельности в Болгарии, на праздничных концертах. Дворец культуры моторного завода сотрудничал с монгольскими учащимися из ГПТУ № 31 г. Ярославля.2

Во-вторых, городской клуб интернациональной дружбы на базе Дворца культуры Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода, который был создан согласно решению исполкома Ярославского городского Совета народных депутатов 22 февраля 1978 года в соответствии с постановлением комиссии по иностранным делам Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1976 г. «О развитии дружественных связей городов РСФСР с городами капиталистических и развивающихся стран», а также Постановлением Президиума Ассоциации по связям советских и зарубежных городов от 26 января 1978 года "О международных связях советских городов в год 60-летия Великого Октября».3

Клуб работал совместно с партийными, советскими, профсоюзными, комсомольским организациями. Его основными целями было привлечение общественных организаций, культурно-просветительных учреждений, спортивных обществ, творческих союзов, учебных заведений к информационно-пропагандистской работе с представителями зарубежных стран, прибывающих в город в составе делегаций, молодежных групп, артистов, спортсменов, иностранных туристов. Одной из основных задач клуба было всемерное укрепление связей с зарубежными городами путем обмена выставками, кинофильмами, литературой, музыкальными произведениями, путем организации выступлений советских и зарубежных артистов, коллективов художественной самодеятельности, то есть путем культурного обмена. В 1970-80-е гг. практически при каждом крупном предприятии и учебном заведении города также существовали свои клубы интернациональной дружбы. Они проводили встречи с людьми, побывавшими за границей, дни дружбы с молодежью зарубежных стран, фестивали, конкурсы песен и т. д.

Большую роль в деле культурной дипломатии играли отделения обществ дружбы. В середине 1980-х гг. в Ярославле было 6 отделений обществ дружбы, со всеми были установлены культурные связи.4 С одной стороны, выступления артистов оказывали большую помощь подобным обществам в их пропагандистской работе. С другой стороны, общества дружбы сами помогали организовывать гастроли коллективов за рубежом, проводили большую рекламу перед концертами, выпускали афиши и программы.

Например, ансамбль танца «Волжанка» при поддержке общества дружбы в апреле 1985 г. принимал участие в празднике «Франция-СССР» в Пуатье, а в Ярославле в течение 10 дней находился фольклорный ансамбль из Пуатье «Клэр Фонтэн» в количестве 50 человек, который дал концерты в домах культуры, театрах, пионерских лагерях и базах отдыха.5

Ярославль как крупный промышленной центр с развитой культурной жизнью внес весомый вклад в дело формирования международного имиджа советского государства. Практически у каждого значимого предприятия в городе был свой Дворец культуры, при котором были созданы, репетировали и выступали на достаточно высоком уровне коллективы художественной самодеятельности. Некоторые коллективы любительского художественного творчества культурно-досуговых учреждений были известны далеко за пределами области и имели звание «народных коллективов» (например, один из старейших в стране народный ансамбль танца «Чайка» Дома культуры «Красный Перекоп» и народный самодеятельный коллектив ансамбль танца «Волжанка» Дворца культуры моторного завода).

Танцует ансамбль «Чайка» Дома культуры комбината «Красный Перекоп». 1970-е гг. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1624, 2928. Танцует ансамбль «Чайка» Дома культуры комбината «Красный Перекоп». 1970-е гг. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1624, 2928.

Танцует ансамбль «Чайка» Дома культуры комбината «Красный Перекоп». 1970-е гг. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1624, 2928.

Выступления ярославских коллективов за рубежом проводились как часть культурного обмена в рамках договоров о побратимстве, договоров о сотрудничестве с муниципалитетами, в соответствии с планами работы ССОД.

В 1970-80-е гг. самодеятельные коллективы практически всех крупных Дворцов и Домов культуры Ярославля ежегодно выезжали с концертами за границу (по странам Европы, в Монголию, Индию и др. страны).

Выезды осуществлялись коллективами художественной самодеятельности самостоятельно либо в составе официальных делегаций (например, в составе группы работников культуры или группы работников горисполкома) для «усиления информационно-пропагандистской работы». Ансамбли культурно-досуговых учреждений обязательно сопровождали официальные делегации органов власти, которые выезжали за границу с целью подписания договоров о развитии связей с городами-побратимами.

Например, в ноябре 1986 года в состав специализированной туристической группы, ехавшей в Финляндию, был включен оркестр русских народных инструментов Дворца культуры моторного завода, который участвовал в проведении «Дней Ярославля» и дал 7 концертов. Одно из выступлений проходило в консерватории, где песни советских и зарубежных композиторов исполняли В. Евстигнеев и заслуженный работник культуры РСФСР А. Колбешин. Как говорилось в отчете, "представители различных слоев населения финских городов, испытывающие постоянное влияние массовой буржуазной культуры, с искренним интересом слушали нашу народную музыку, знакомились с музыкальными возможностями фольклорных русских инструментов: жалейки, трещотки, различных ударных».6

Среди наиболее часто выезжающих за границу коллективов были такие известные в городе ансамбли, как ансамбль танца «Волжанка» и ансамбль песни и танца «Счастливое детство» Дворца культуры моторного завода, ансамбль танца «Чайка» Дома культуры «Красный Перекоп», ансамбль танца «Ярославна» Дома культуры железнодорожников, а также эстрадные оркестры и оркестр русских народных инструментов.7 Все они имели звание «народного коллектива» за высокое исполнительское мастерство.

Танцевальный ансамбль «Волжанка» Дворца культуры ЯМЗ исполняет танец «Задушевные разговоры». 1970 г. ГАЯО. Фотокаталог. Оп. П-1. Ед. хр. 5854, 5855. Танцевальный ансамбль «Волжанка» Дворца культуры ЯМЗ исполняет танец «Задушевные разговоры». 1970 г. ГАЯО. Фотокаталог. Оп. П-1. Ед. хр. 5854, 5855.

Танцевальный ансамбль «Волжанка» Дворца культуры ЯМЗ исполняет танец «Задушевные разговоры». 1970 г. ГАЯО. Фотокаталог. Оп. П-1. Ед. хр. 5854, 5855.

В связи с тем, что подобные выезды несли большую идеологическую нагрузку, а участники должны были достойно представлять за границей образ советского человека, в процессе подготовки коллективов к поездкам для участников проводились политические информации по знакомству с каждой страной, беседы о ее экономической, политической и культурной жизни, а также беседы о поведении за рубежом.

Программы выступлений коллективов принимали комиссии облсовпрофа и Дома художественной самодеятельности облсовпрофа. Репертуар утверждался на уровне обкома КПСС и состоял из русских народных песен и танцев (например, песня «Калинка», танцы «Русская кадриль», «Волжанка»), песен и танцев, созданных на основе ярославского материала (например, танец «Ярославские гуляния», хореографический номер «Перекопская удалая», песня «Ярославна»), песен и танцев военных лет, песен и танцев принимающей страны (их включение в репертуар значительно способствовало успеху и привлечению зрителя).

Выступление ансамбля «Счастливое детство». Молдавский танец. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1032.

Выступление ансамбля «Счастливое детство». Молдавский танец. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1032.

Выступления проходили во Дворцах культуры, театрах, кинотеатрах, пионерских лагерях, клубах интернациональной дружбы. Перед концертами в фойе часто устанавливали фотовыставки, посвященные Ярославлю, или выставки работ ярославских художников, проводились лекции на различные темы.

Ярославские артисты собирали большие залы до 1000 зрителей и всегда показывали высокий уровень мастерства. Концерты длились по 2-3 часа, а заканчивались дружественными речами, обменом подарками и сувенирами. Например, коллектив «Волжанка», выезжавший в июне 1985 года в Португалию, дал за 2 недели 10 концертов, которые посетило более 10 тыс. человек,8 а коллектив «Чайка», выезжавший в ноябре 1976 г. в Румынию, дал 6 концертов, которые посетило более 5 тыс. человек. Отмечалось, что ансамбли выступали на профессиональном уровне, с задором, свойственным художественной самодеятельности.9

Программа концерта народного коллектива — ансамбля танца «Ярославна» Дома культуры железнодорожного узла Ярославль-Главный в дни культуры в Румынии. 1985 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1199. Л. 81-82. Программа концерта народного коллектива — ансамбля танца «Ярославна» Дома культуры железнодорожного узла Ярославль-Главный в дни культуры в Румынии. 1985 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1199. Л. 81-82.

Программа концерта народного коллектива — ансамбля танца «Ярославна» Дома культуры железнодорожного узла Ярославль-Главный в дни культуры в Румынии. 1985 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1199. Л. 81-82.

Средняя продолжительность подобных поездок составляла около 10 дней и включала в себя помимо выступлений, посещение музеев и местных достопримечательностей, отделений обществ дружбы, родственных предприятий, встречи с местной молодежью, представителями органов власти, профсоюзных органов.10 На встречах проходила презентация коллективов, шел рассказ о советском образе жизни, о развитии культурных связей.11 Основной цель данных поездок была информационно-пропагандистская работа, направленная на ознакомление зарубежной общественности с советским внешнеполитическим курсом, жизнью советского человека, достижениями советского народа в хозяйственном и культурном строительстве, в выполнении планов экономического и социального развития. Второй не менее важной целью являлась контрпропаганда, разоблачение зарубежной пропаганды по поводу советского образа жизни, внешней и внутренней политики советского правительства. Поэтому большое внимание уделялось тому, чтобы информация о подобных визитах и выступлениях транслировалась по радио, телевидению и в печати, как внутри СССР, так и в странах пребывания.

Например, в 1985 году специализированная группа туристов, в состав которой входил ансамбль «Волжанка», во время заграничной поездки в Европу проводила большую разъяснительную работу по поводу 40-летия победы СССР над фашизмом. Эта работа получила положительную оценку посольства СССР и была отмечена в постановлении совместного заседания постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей по иностранным делам, посвященного итогам работы по связям советских и зарубежных городов.12

Программа информационно-пропагандистской работы в период пребывания специализированной туристской группы г. Ярославля в Португалии с 30 мая по 14 июня 1985 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1197. Л. 43-45. Программа информационно-пропагандистской работы в период пребывания специализированной туристской группы г. Ярославля в Португалии с 30 мая по 14 июня 1985 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1197. Л. 43-45. Программа информационно-пропагандистской работы в период пребывания специализированной туристской группы г. Ярославля в Португалии с 30 мая по 14 июня 1985 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1197. Л. 43-45.

Программа информационно-пропагандистской работы в период пребывания специализированной туристской группы г. Ярославля в Португалии с 30 мая по 14 июня 1985 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1197. Л. 43-45.

В июне 1986 г. в Португалию выезжала специализированная туристическая группа Ярославского горисполкома, в состав которой был включен ансамбль народного танца «Ярославна» Дома культуры железнодорожников, давший 5 концертов. В отчете отмечалось, что португальцы очень мало знали о СССР, поэтому на встречах после концертов приходилось вести информационно-пропагандистскую работу, рассказывая о достижениях страны и о советском образе жизни. В ответ на это с португальской стороны последовало предложение активизировать культурный обмен с тем, чтобы привлечь различные категории населения.13

На сегодняшний день практически все крупные современные государства стараются включить культурную дипломатию в свои внешнеполитические стратегии и рационально ее использовать в качестве метода воздействия, ведущего к возрастанию конкурентоспособности и упрочению позиций своего влияния. В этой связи положительный опыт советского государства несомненно представляет большой интерес для исследования. Эффект от работы советских и партийных органов в данной области был очевиден, не смотря на идеологические издержки. И ярославские народные коллективы художественной самодеятельности своей высоко профессиональной деятельностью внесли весомый вклад в дело формирования положительного международного имиджа советского государства и распространения самобытной российской культуры.

Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О. Н.

  1. Цвык Г.И. Культурная дипломатия в современных международных отношениях (на примере России и Китая) // Вемтник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018 г. Т. 10. № 2. С. 135.
  2. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1062. Л. 2.
  3. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 895. Л. 64.
  4. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1142. Л. 80.
  5. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1197. Л. 4.
  6. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1239. Л. 156.
  7. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 1139. Л. 1-3.
  8. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1197. Л. 42.
  9. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 971. Л. 17.
  10. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 971. Л. 16-22.
  11. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1199. Л. 80.
  12. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1239. Л. 167.
  13. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1239. Л. 162.

/ 17 марта 2025 г.