/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииИмена и даты. Ярославский политехнический институт и его значение в истории города Ярославля (к 70-летию со дня основания высшего учебного заведения)

Имена и даты. Ярославский политехнический институт и его значение в истории города Ярославля (к 70-летию со дня основания высшего учебного заведения)

Проблема развития высшего образования в соответствии с изменяющимися условиями развития и становления государства и общества, необходимость создания новых научных направлений и специальностей для удовлетворения социальных и экономических нужд промышленности, быта, науки и культуры была и остается приоритетным вопросом, до сих пор не утратившим своей актуальности на сегодняшний день.

Ярославль как региональный центр развития высшего образования следует считать одним из самых старинных на территории Российской Федерации. Официально история высшего образования в Ярославле начинается с 1803 года, когда с разрешения императора Александра I дворянином Павлом Григорьевичем Демидовым было открыто Ярославское высших наук училище, правопреемником правил и традиций которого бесспорно является Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова.

Тем не менее, в Ярославле как в городе, обладающем порядочным количеством разного вида промышленных заведений, не существовало высшего учебного заведения, которое готовило бы специалистов технического профиля. Такой недостаток оказывал довольно негативное влияние на экономическое положение города и области, особенно в советский период времени, так как ощущался недостаток кадровых специалистов для предприятий, для вновь создаваемых направлений в области промышленности в период проведения индустриализации в стране. Указанная серьезная проблема была решена на территории Ярославской области в годы войны с созданием Политехнического института.

Данный институт был учрежден распоряжением Совета народных комиссаров от 15 июня 1944 года за № 12830-р, в соответствии с ним в городе Ярославле с 1июля должен был начать действовать институт, первоначально входивший в подчинение Министерству резиновой промышленности.1

Изначально вуз получил название Ярославский технологический институт резиновой промышленности, в нем было создано два факультета: технологический и механический, по две специальности в каждом, на первый курс предполагалось зачислить 200 человек.2

Власти возлагали большие надежды на создание института в Ярославле, поскольку в обращении к молодежи с целью призыва на поступление в институт значилось, что этот институт будет считаться вторым учебным заведением в Союзе, готовящим для страны кадры инженеров и специалистов по производству резины и синтетического каучука.3

Кроме того, в институте также предполагалось готовить кадры по новой специальности: инженеры-механики и специалисты по эксплуатации оборудования заводов резиновой и химической промышленности.4

Таким образом, создание института стало новой страницей в истории города Ярославля, как сфере развития высшего образования, так и в резиновой и химической отраслях промышленности города, которые в годы Великой Отечественной войны стали одними из самых ведущих и оказали сильное влияние на дальнейшее развитие города и на создание в соответствии с их потребностями предприятий других отраслей в городе и области.

Первый курс тогдашнего института составил 156 человек, и располагался он сначала в здании бывшей школы № 33 им. Карла Маркса (ул. Советская, д. 14), которое было отдано ему по решению Ярославского облисполкома от 1 сентября 1944 года.5

Ярославский государственный университет(бывший политехнический институт), общий вид, 2000 г.

Ярославский государственный университет(бывший политехнический институт), общий вид, 2000 г.

В воспоминаниях директора института инженера Е. В. Мигулина отмечено, что работать приходилось в очень тяжелых условиях: существенный недостаток оборудования и научной литературы, плохое состояние помещений в здании и т. д. Однако уже в 1949 году, несмотря на трудности в работе, состоялся первый выпуск — всего 119 человек, из них 31 — мужчины, 88 — женщины, кроме того, среди первых выпускников вуза были участники войны (25 человек); ярославские заводы получили 65 специалистов.6

Следовательно, институт вполне успешно оправдал возложенные на него государством надежды и обязанности, и в течение всей своей дальнейшей деятельности в целом сумел обеспечить заводы Ярославской области и других регионов специалистами достаточно узкого профиля, недостаток которых значительно ощущался в послевоенный период.

В 1946 году институт переходит из ведения Министерства резиновой промышленности в ведомство Министерства высшего образования, официально тем самым получив статус высшего учебного заведения; а в 1953 году решением Министра культуры СССР № 1472 ему было присвоено название Ярославский технологический институт.7

За годы работы Ярославский технологический институт подготовил тысячи инженеров и специалистов, не менее 50% которых приступили к работе на ярославских предприятиях и, в дальнейшем, занимали руководящие должности на них. Многие из них устраивались работать на те заводы, где они проходили производственную практику и показали себя как хорошие и знающие свое дело работники. Институт неоднократно получал в свой адрес благодарности и хорошие отзывы с предприятий, где работали его студенты. 8

Одной из главных причин успешной организации деятельности института стало его направленность на обучение студентов одновременно с прохождением производственной практики на заводах города. Таким образом, решалось сразу несколько проблем: студент приобретал практический опыт работы на предприятии, что было необходимо ему для дальнейшего устройства работу, причем не только в Ярославле, но и в других городах и странах Советского Союза, а с другой стороны — студенты, применяя на практике полученные им в институте знания, во многом способствовали улучшению работы самих предприятий и усовершенствованию и автоматизацию процессов работы на них.9

Во-вторых, успешность деятельности института обуславливалась его весьма тесными контактами со многими заводами города Ярославля (Шинный, Паровозоремонтный, РТИ, Моторный, Электромашиностроительный), такое сотрудничество имело положительные последствия для обеих сторон. Заводы получали необходимые им для работы кадры. В институте за счет внесения рационализаторских предложений студентов по улучшению технологий работы и увеличению количества и качества товарооборота на предприятиях создавались научные работы и проекты, ценность которых учитывалась государством, что способствовало росту статуса и престижа университета в стране.

Благодаря этому представители института достойно показывали себя на Всесоюзной конференции (проходила в Ярославле в 1958 году по инициативе самого вуза), на знаменитых выставках достижений народного хозяйства в Москве.10 Издавались десятки научных исследований и авторских работ, представители института включались в состав делегаций для поездки за границу.11 Научный коллектив института получал награды и благодарности от организаций и предприятий различного уровня.

Особенно тесно и долго технологический институт сотрудничал с Шинным заводом города Ярославля, начиная чуть ли не с момента создания самого института. В 1969 году было проведено торжественное мероприятие по случаю 25-летия совместной работы между институтом и заводом. 12 Отмечались достижения в различных областях и сферах сотрудничества двух организаций, помощь и поддержка друг друга в решении трудных вопросов. Положительные последствия такой работы на экономику и социальную сферу города Ярославля, и главное — успешность и необходимость дальнейшей совместной деятельности института и завода.13

Также необходимо отметить, что, если студенты института трудились на предприятиях Ярославля, то представители предприятий также принимали участие в их дальнейшей судьбе, поскольку некоторые из них назначались председателями комиссий, которым студенты сдавали свои дипломные работы и проекты по завершению учебы в вузе.14

Следовательно, не только институт, но и предприятия города в некоторой степени сами способствовали формированию собственных кадров, оказывая поддержку тем студентам, которые достойно показали себя в работе за время обучения в институте. Тем не менее, не все выпускники вуза шли работать на предприятия, некоторые далее поступали учиться в аспирантуру, тем самым формируя будущий педагогический состав институтов Ярославля или других городов страны.

В 1973 году технический вуз Ярославля вновь меняет свое название, постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября за № 499 он был преобразован в Ярославский политехнический институт с новым Уставом и правилами.15

Со времени своего основания институт претерпел значительные преобразования: в нем осуществлялась подготовка инженеров по 14 специальностям, 7 факультетов, 39 кафедр и 7 филиалов кафедр на предприятиях города.16 В ведении института находились несколько общежитий, стадион, санаторий и т. п. К 70-80-м годам ХХ века политехнический институт считался одним из самых крупных и престижных вузов страны, где обучались студенты из различных республик СССР.

Ярославский государственный технический университет, (главный корпус), 2004 г.

Ярославский государственный технический университет, (главный корпус), 2004 г.

Изменились и условия, в которых теперь должен был работать институт, в стране шла эпоха перестройки и гласности, новые указания и постановления властей, повсеместное применение в исследованиях электронно-вычислительной и микропроцессорной техники — все это должен был учитывать коллектив вышеуказанного учебного заведения в ходе организации обучения студентов и аспирантов.

Как и во всех вузах страны в 1988 году в политехническом институте проводится комплексная проверка всех сфер деятельности вуза, начиная от методов обучения в нем и вплоть до внутриполитической и социальной жизни его студентов.

Общая оценка деятельности института комиссией была выставлена положительная: отмечались безукоризненное исполнение постановлений государства, внедрение новых методов и форм обучения, активное привлечение студентов к жизни института и т. д.17

Вместе с тем отмечался и ряд серьезных недостатков в работе вуза — мало уделялось внимания подготовке научно-педагогического состава института, неудовлетворительная организация методической и воспитательной работы, завышение оценок студентам на экзаменах и при защите дипломных работ и проектов, низкий уровень производственной и учебной дисциплины студентов.18

Необходимо сказать, что наличие такого большого числа отрицательных показателей не означает, что деятельность института пошла на спад из-за ухудшения качества обучения в вузе или несоответствия преподавателей образовательному цензу. В первую очередь это связано с ухудшением политической и социальной обстановки в стране. «Перестройка» способствовала слому и уничтожению многих принципов, на основе которых долгое время осуществляли свою деятельность высшие учебные заведения страны. Взамен этого появлялось новое, большей частью недоработанное, на освоение и применение которого на практике преподавателям требовалась гораздо больше времени, чем могли выделить власти, стремившиеся к как можно скорейшему переделу государства на новый лад, что уже являлось фактически явной предпосылкой крушения и распада Советского Союза.

После распада Советского Союза начинается и новый этап в истории деятельности Ярославского политехнического института. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1992 года за № 1691-р и приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 мая 1994 года за № 524 институт был преобразован в Ярославский государственный технический университет, под этим названием указанное заведение осуществляет научно-исследовательскую деятельность в современный период времени.19

В конечном итоге следует отметить, что создание Политехнического института (сейчас — Ярославский государственный технический университет) однозначно оказало весьма положительное влияние на экономическую и социальную области развития Ярославля. При поддержке института предприятия города обеспечивались необходимым количеством специалистов, наблюдался экономический рост производительности ряда заводов, часть нововведений того времени не потеряли своей актуальности в производстве и работе уже современных предприятий города и области. Уделялось больше внимания точным наукам и установлению тесных контактов в работе и проведении культурных мероприятий как в рамках института или предприятия, так и в рамках города и страны. Сегодня университет, используя современные принципы и технологии в области обучения студентов, должен сочетать их вместе с традициями и методами старших поколений, оказавшими достаточно сильное влияние на дальнейшее развитие истории города Ярославля в экономическом и социальном отношении.

Г.Н. Храпков

  1. Государственное казенное учреждение Ярославской области «Государственный архив Ярославской области» (далее — ГКУ ЯО ГАЯО). Фонд Р-2789. Опись 1. Дело 3. Лист 1,2.
  2. Там же. Л. 3.
  3. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.
  4. Там же.
  5. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2380. Оп. 1. Д. 1380. Л. 105.
  6. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 2. Л. 30-31.
  7. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 5. Л. 10, 41.
  8. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 1, 2, 529.
  9. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-30.
  10. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 316, 329, 466.
  11. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 714, 1743.
  12. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 671. Л. 1.
  13. Там же. Л. 2-15.
  14. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 203а. Л. 21.
  15. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 2051. Л. 2.
  16. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 1856. Л. 8.
  17. Там же. Л. 147.
  18. Там же. Л. 150-155.
  19. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2789. Оп. 1. Д. 2166. Л. 2

/ 02 июня 2014 г.