/ Главная → Пресс-центр → Публикации → Политика «перестройки» и Ярославский край. Взгляд через 30 лет
Курс на «перестройку» был взят на апрельском пленуме ЦК КПСС ровно 30 лет назад в 1985 году. Основным инициатором нового направления развития страны и реализатором данных идей на практике стал
Секретарь ЦК КПСС
Среди основных мероприятий «перестройки» можно назвать следующие: борьба с коррупцией; антиалкогольная кампания; введение госприемки; принятие Постановления Совета министров СССР от 23 мая 1986 года «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами», Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 года; введение кооперативов как новой формы собственности; принятие Закона «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года, нового Закона о собственности в СССР весной 1990 г.; провозглашение политики гласности и проведение Первого съезда народных депутатов СССР в июне 1989 года. Изначально в
Ярославль и Ярославскую область также не обошли стороной задуманные преобразования, в результате чего она в полной мере ощутила на себе такие «побочные явления „перестройки“» как стагнация промышленного производства, сокращение сельскохозяйственного производства, продовольственные трудности и, как следствие, нарастание социальной напряженности и рост
Итоги апрельского пленума ЦК КПСС, положившего начало процессу «перестройки», были обсуждены на очередном пленуме Ярославского областного комитета КПСС в начале мая 1985 года, в результате чего была принята соответствующая программа мероприятий по области с целью претворения в жизнь задуманных преобразований. Ее основными пунктами были: повышение ответственности кадров за соблюдение государственной и плановой дисциплины; усиление контроля со стороны партии за выполнением установленных заданий каждым трудовым коллективом; концентрация основных усилий на решении ключевых проблем экономического и социального развития, всемерной интенсификации производства и земледелия, развитии подсобных хозяйств предприятий, коллективного садоводства и огородничества; обращение пристального внимания на выполнении планов жилищного строительства, повышении качества товаров народного потребления, улучшении медицинского, торгового, транспортного обслуживания населения; направление усилий на повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, экономию всех видов энергии, сырья и материалов; борьба с волокитой в партийной работе, с формализмом и пустословием в
Итак, к началу «перестройки» ярославская промышленность, как и в целом по стране, подошла с целым комплексом проблем. Промышленность области не выполнила план четырех месяцев текущего года по выпуску продукции и производительности труда. Более 30 крупных предприятий области вынуждены были пойти на корректировки планов в сторону их уменьшения, а это в свою очередь по цепной реакции привело к новому снижению производства. Почти половина предприятий не выполнила обязательства по поставкам, а соответственно не был выполнен и план розничного товарооборота. Достаточно остро стояла также проблема с трудовой дисциплиной (прогулами, пьянством, хищением собственности) и обеспечением промышленности квалифицированными кадрами, все это еще усугублялось трудностями с общей нехваткой рабочих рук. Кроме того устарела материальная база большинства предприятий, что требовало срочного вложения средств на модернизацию. Особенно остро вышеперечисленные проблемы стояли на таких крупнейших предприятиях области, как объединение «Автодизель», комбинате «Красный Перекоп», объединении «Лакокраска», шинном заводе, льнокомбинате «Тульма» и других. Треть предприятий области в 1985–1986 годах допустила опережение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда.
Несмотря на принятые на апрельском пленуме ЦК решения об ускорении
Хотя в сельское хозяйство были сделаны большие капиталовложения, здесь так же на лицо был целый комплекс проблем. Темпы роста производства сельскохозяйственной продукции не соответствовали заданиям Продовольственной программы, накопленный в отрасли производственный потенциал использовался не в полную силу. Все еще больше усугублялось существующими демографическими проблемами и отсутствием специалистов экономистов и зоотехников. Как итог, за 1981–84 года государство не дополучило против плана значительное количество продуктов земледелия и животноводства, не были выполнены планы по продаже молока, картофеля, овощей, льнопродукции. До одной пятой всех хозяйств области работало нерентабельно. Серьезным тормозом во внедрении прогрессивных форм организации труда являлся низкий уровень механизации ферм. И даже созданные для улучшения дел в сельском хозяйстве районные агропромышленные объединения (РАПО), призванные объединить усилия сельского хозяйства и его партнеров, не только не улучшили ситуацию, а наоборот, привели лишь к усилению бюрократизма на местах. А сохранение старых методов управления приводило лишь к еще большему уменьшению эффективности сельскохозяйственного производства. В целом по области темпы роста производства валовой продукции сельского хозяйства в 1981–1984 годах были гораздо ниже, чем это было предусмотрено Постановлением ЦУ КПСС и Совета Министров СССР по Нечерноземью. Например, четырехлетний план по продажу государству картофеля в Переславском районе был выполнен лишь на 24%, льноволокна по Некоузскому району — на 32%. Особенно остро в области к середине
Дополнительному производству сельскохозяйственной продукции должно было способствовать коллективное садоводство и огородничество, создание и деятельность садоводческих товариществ. Однако и в этом вопросе запросы трудящихся не удовлетворялись полностью
В итоге к концу 1985 года в области, как и в целом по стране, начала ощущаться острая нехватка некоторых продуктов питания, в частности хлеба и молока. Нехватка сырья и сбои в работе предприятий создали напряженную обстановку в Ярославле, Андропове, Ростове и Тутаеве в обеспечении населения хлебом и хлебобулочными изделиями. Власти вынуждены были вводить ограничения на потребление вышеуказанных товаров, а органы прокуратуры усилить контроль за осуществлением действующих законов об ответственности за скармливание скоту хлеба и других продуктов. С перебоями была организована торговля маргарином, пряниками, сахаром, рыбой и крупами. А областная контора Госбанка к концу 1986 года констатировала тот факт, что существуют серьезные недостатки в обеспечении трудящихся области необходимыми товарами и услугами, продолжается несоответствие между ростом денежных доходов и расходов населения и отмечается систематический рост выпуска денег в обращение.
Одной из ярких черт эпохи «перестройки», запомнившейся всем гражданам СССР, стала проводимая правительством антиалкогольная кампания, направленная на борьбу с пьянством среди населения и, как следствие, на повышение трудовой дисциплины и производительности труда. В соответствии с принятым ЦК КПСС в мае 1985 года Постановлением «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» Ярославским обкомом КПСС был разработан и стал активно внедряться долгосрочный Комплексный план антиалкогольной борьбы. В соответствии с этим планом при горкомах и райкомах КПСС стали создаваться рабочие группы, был укреплен состав и активизирована деятельность комиссий по борьбе с пьянством при областных, городских, районных и поселковых исполкомах. Профкомам было вменено в обязанность строго следить за неукоснительным применением в отношении алкоголиков таких мер, как лишение премий и вознаграждений, путевок в дома отдыха и санатории и других льгот, следить за недопустимостью употребления спиртных напитков на предприятиях, в учреждениях, на банкетах и приемах. Был введен запрет на продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Обкому ВЛКСМ было поручено следить за полным устранением употребления спиртных напитков учащимися, в студенческой среде, в молодежных общежитиях. В целом по области была ограничена продажа
Однако, как отмечалось на заседании бюро обкома,
Таким образом, первые годы «перестройки» и робкие попытки реформ выглядели не слишком утешительно как в масштабах всей страны, так в границах Ярославского края. Стало очевидно, что задуманные нововведения шли вразрез с устоявшимися методами управления, а введение элементов демократии и рынка требовали коренных изменений в стиле и методах работы руководящих кадров. Скопившийся клубок жизненно важных проблем и противоречий заставил советское руководство пойти дальше по пути глубокого реформирования и перестройки всей системы в духе демократического социализма. Согласно решениям январского Пленума ЦК КПСС 1987 года был подтвержден общий курс на «перестройку» (данный термин впервые был официально зафиксирован в партийных документах, до этого он употреблялся только в устных выступлениях и СМИ) и максимальную демократизацию всех сфер жизни общества, усиление социальной ориентации экономики. Новые преобразования в экономике также были окончательно закреплены в принятом в июне 1987 года Законе «О государственном предприятии (объединении)», заложившем новые принципы управления народным хозяйством, а именно: планирование снизу, оптовая торговля средствами производства, самофинансирование предприятий и самоокупаемость, установление цен на продукцию по договоренности сторон, право коллектива самостоятельно распоряжаться хозрасчетным доходом. А принятие в феврале 1987 года Постановления Совета Министров СССР «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» и в мае 1988 года «Закона о кооперации» закрепили по сути дела новую форму хозяйствования и разрешили кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей. Данные шаги были предприняты с надеждой на то, что кооперативы улучшат качество обслуживания граждан и ликвидируют товарный дефицит. То есть январский Пленум ЦК, июньский Пленум ЦК и принятие вышеуказанного закона завершили выработку целостной концепции «перестройки» и перевели ее реализацию в практическую плоскость.
Горбачёв в Ростовском горкоме КПСС. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО
Однако на деле все оказалось гораздо прозаичнее, чем на бумаге. Вместо ожидаемых темпов роста по Ярославской области к концу 1987 года отмечался спад производства продукции и производительности труда, вместо перевыполнения — каждое второе предприятие не выполняло план по договорным поставкам, отставал и выпуск товаров народного потребления, отмечались постоянные срывы поставок
Тоже самое можно было наблюдать и в сельском хозяйстве. Интенсивные технологии внедрялись медленно, слабо решались вопросы социального переустройства села, плохо распространялся лучший опыт. В итоге область к концу 1987 года заняла одно из последних мест среди соседних областей по основным показателям продуктивности животноводства. Все это в совокупности не могло не сказаться на жизни населения края, которое плохо обеспечивалось продовольственными и промышленными товарами и недополучало необходимого бытового и медицинского обслуживания. А принятая в области «Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986–2000 годы», предусматривавшая увеличение объемов производства непродовольственных товаров к 2000 году на 65, 8%, товаров легкой и текстильной промышленности на 46%, не только не была выполнена, но и наметился резкий спад объемов производства.
Что же касается «перестройки» в общественной и политической жизни, то здесь важным событием стала проведенная 28
На очередном заседании Ярославского областного комитета КПСС было принято решение о сокращении и реструктуризации отделов, сокращении числа работников с целью усиления политического характера партийного руководства. Были предприняты попытки коренной перестройки стиля, форм и методов работы. Однако все эти меры уже оказались несвоевременны, а сложившаяся тяжелая экономическая ситуация в области лишь способствовала взрыву народного недовольства.
Ярославцы одними из первых бурно отреагировали на назревающие серьезные внутриполитические перемены, и именно в Ярославле
Митинг протеста ЯНФ. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО
Добившись массовой народной поддержки, ЯНФ весной 1989 года также решил попробовать свои силы на центральном уровне, выдвинув несколько своих кандидатов (лидеров Народного фронта) для участия в выборах на I съезд народных депутатов. Среди них были известные в городе лица,
Митинг протеста ЯНФ. Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО
Так в конце
Таким образом, к моменту распада Советского Союза и началу кардинальных внутриполитических и экономических преобразований
Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О.Н.
/ 14 марта 2015 г.