/ Главная → Пресс-центр → Публикации → Судьба религиозных праздников в Советской России (1917-1920-е годы)
Вскоре после свершения Октябрьской революции в России, прихода к власти большевистской партии и перехода всего промышленного и сельскохозяйственного производства в стране в руки пролетарского государства встал вопрос о новой эффективной организации рабочего процесса на предприятиях. Помимо вопросов оплаты и условий труда, социальных гарантий необходимо было решить вопрос о выходных и праздничных днях.
В первые годы советской власти нерабочими днями считались не только революционные праздники, но и праздники религиозные. Так в расчетной книжке рабочего, члена Всероссийского Союза
В 1918 году правительством РСФСР был принят Кодекс законов о Труде, в котором праздничными выходными днями считались только революционные праздники, которые были посвящены воспоминаниям об исторических и общественных событиях (всего их насчитывалось 6). Однако, в нем было так же указано, что «местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного Комиссариата Труда, могут устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными для большинства населения данной местности праздниками». 2 Непременным условием введения дополнительных праздников было то, что они являлись неоплачиваемыми. Список дополнительных праздничных дат для региональных территорий должен был быть опубликован для сведения заранее в одном из печатных органов. В соответствии с данным Кодексом в 1920 году в газете «Известия» Ярославского Губернского Исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов было опубликовано распоряжение, которое определяло праздничные даты для рабочих предприятий Ярославской губернии. Согласно этому постановлению нерабочими днями считались 6 революционных и 10 церковных праздников, остальные нерабочие дни, ранее считавшиеся праздничными, отменялись. 3
Выписка из газеты «Известия» Ярославского Губернского Исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 3 сентября 1920 года. Из фондов ЦДНИ ГАЯО
Включение в праздничный календарь Ярославской губернии такого количества церковных праздников говорило о двух вещах:
Несмотря на подобный подход, отношение к религиозным праздникам в среде руководителей РКП (б) было негативным, и, согласно идеологии большевизма, они должны были уйти из жизни советских людей, как пережиток прошлого. Опасаясь открыто выступать против религиозной обрядности, большевики уже в начале
В декабре 1922 года в Рыбинске при бюро Губкома комсомола была образована специальная комиссия по устройству комсомольского Рождества в губернии. В ходе ее работы был разработан план проведения данного мероприятия в городе Рыбинске. К участию в нем была привлечена рабочая и учащаяся молодежь города. Комсомольское Рождество включало в себя карнавальное шествие с изображением рождения и сожжения богов различных религий. В четырех рабочих клубах районов города предполагалось устроить инсценировку рождения Магомета, Будды, Саваофа и Иеговы параллельно с ходом религиозного обряда в православных церквях. 4 Затем начиналось ночное уличное шествие, освещенное факелами и фонарями, с использованием карикатурных плакатов и театральных зарисовок на антирелигиозную тематику. Заканчивалось шествие в центре города общим сожжением фигур богов и атрибутов религии. Перед началом шествия в рабочих клубах проходили творческие вечера, выступали докладчики с информацией о значении, истории и происхождении Рождества. Программы вечеров включали в себя живые картины «Борьба нового мира со старым», «Гаданье», «Торговля индульгенциями», «Музей святости» и др. 5 В школах в это же время устраивались новогодние ёлки для детей. Помимо этого была издана специальная газета «Комсомольское Рождество», включившая в себя антирелигиозные лозунги и материалы из различных организаций губернии и распространенная вместе с еженедельными «Известиями».
Проведение Комсомольского Рождества в Рыбинской губернии Губкомом комсомола было признано прошедшим успешно, и это мероприятие стало первым этапом антирелигиозных празднеств в губернии. На втором этапе кампании было решено провести Комсомольскую Пасху в 1923 году, так как этот праздник являлся и является одним из самых почитаемых среди православного населения России. Согласно плану проведения мероприятия за 2–3 дня до Пасхи начиналось проведение собраний жителей города, расклейка афиш, стенгазет и плакатов в городе антирелигиозного содержания, проведение диспутов на темы науки и религии (например, «Религия — темная сила в истории человечества», «Происхождение и нынешний характер Пасхи» и др.). 6 В день церковного праздника планировалось провести митинг, заканчивающийся символическим сожжением фигур богов, но уличные карнавальные демонстрации были «категорически» запрещены согласно телеграмме секретаря ЦК РКП (б) П. Смородина, полученной
План проведения кампании «Комсомольской Пасхи» в городе Рыбинске, 1923. Из фондов ЦДНИ ГАЯО
Планировалось также провести Комсомольский Байрам среди мусульманской рабочей молодежи города Рыбинска при положительном отношении к этому мероприятию ЦК Восточных республик. На заседаниях комиссии по проведению Комсомольской Пасхи высказывались идеи об издании книги для мусульманской молодежи о религии, обрядах и мусульманском духовенстве. 8
В 1923 году традиция проведения Комсомольского рождества на территории Ярославской губернии была продолжена, но претерпела некоторые изменения. Если в 1922 году организаторами была сделана ставка на новизну, зрелищность и увлекательность праздника, то в 1923 году было заявлено о переходе к углубленной
В это же время в школах и детских домах устраивались Красные Ёлки для детей. В программе детских праздников делался упор на языческое объяснение православного Рождества, как явления. Большое значение в проведении Ёлки для юных пионеров занимал так называемый «поход пионеров на небо». Для проведения данной церемонии на открытом месте изготавливалась снежная фигура Бога, свиту которого составляли пионеры, переодетые феями, ангелами, лешими, водяными
Во второй половине
Основным содержанием антирелигиозных кампаний во второй половине
Антирождественские кампании начинались с проведения антирелигиозных лекций, чтения докладов в школах, партийных, комсомольских и профсоюзных организациях, на предприятиях, фабриках, заводах, колхозах и совхозах. В целях «ликвидации праздничного настроения» в дни рождественских праздников организовывались субботники и воскресники под лозунгами: «Религия — тормоз пятилетки», «Против Рождества — на непрерывку», «Борьба за непрерывку — борьба за социализм против религии, борьба за превращение пятилетки в четырехлетку» и др. 14 Для отвлечения верующих от церковных обрядов в сочельник проводились антирождественские карнавалы, гуляния, лыжные походы, факельные шествия, инсценировки с участием оркестра, запуски ракет, демонстрации живых антирелигиозных газет и публичное сожжение «черного гроба», представляющего погребение старого быта. После гуляний устраивались антирелигиозные художественные игры с говорящими названиями: «Колхоз или церковь», «Антирелигиозная скатерть», «Попу на нос» — рассчитанные не только на молодежь, но и на взрослых. Вместе с этим было принято решение о запрете продажи в антирождественские дни ёлочных украшений и игрушек, а так же был введен запрет на украшения витрин магазинов рождественскими ёлками. 15
Распоряжение Ярославского отдела профсоюза работников просвещения о проведении антирождественской кампании, 1928 год. Из фондов ЦДНИ
В 1929 году антирождественская кампания совпала с проведением антиалкогольной недели в Ярославском округе, которая продолжалась с 21 по 28 декабря. 16 Среди многочисленных мероприятий, проведенных в рамках недели, были и демонстрации, направленные против «пьяного Рождества», как причины увеличения производственного брака, прогулов, нарушения трудовой дисциплины.
Широкий размах приобрели и антипасхальные мероприятия. Активизация научной антирелигиозной пропаганды начиналась с начала Страстной недели. Темами докладов и лекций, проводимых в
Итоги проведения антипасхальной кампании в 1928 году по
Однако, несмотря на попытки противопоставить религиозным праздникам «культурное времяпровождение», в деятельности правительства отмечалось явное противоречие. Вместе с проведением антипасхальной кампании имела место продажа куличей и других обрядовых кулинарных изделий, в праздничные пасхальные дни увеличивалось время работы магазинов по продаже алкоголя. При пропаганде ежедневной гигиены бани в предпасхальные дни удлиняли рабочий день, а также работали и в субботу (праздничный день). Помимо этого, в связи с праздничными днями много ранее выдавался аванс на предприятиях, что приводило к финансовым трудностям у рабочих в конце месяца. И, наконец, параллельно с борьбой против отправления религиозной обрядности, 3 пасхальных дня считались официальными праздниками. В отчете о проведении антипасхальной кампании, присланном в Ярославский губернский Совет профессиональных союзов, отмечалось, что «все эти
Еще одним крупным антирелигиозным праздником стал День урожая и коллективизации, широкое и первое празднование которого проводилось 14 октября 1929 года на всей территории Ярославского округа. Этот советский праздник был призван заменить собой религиозные праздники конца лета и осени, такие как медовый и яблочный Спасы и Покров Пресвятой Богородицы. День Урожая в советском календаре появился уже 1923 году как комсомольский праздник, однако широкое его празднование началось после объединения его с Днем коллективизации. Организацию этого праздника стали использовать как средство агитации крестьян вступать в коллективные хозяйства, пропаганду внедрения научных достижений в сельское хозяйство. Большой упор делался на доказательство независимости урожая от исполнения религиозных обрядов, а также делался акцент на уроне, который наносится сельскому хозяйству в дни церковных праздников за счет безответственного поведения сельского населения. В рассылаемых на места директивах по организации праздника значилось: «День урожая — смертельный враг религиозных пьяных праздников, сопровождающихся мордобоем и пожарами». 21
В конце
В 1930 году капании борьбы с религией и религиозными праздниками в частности были намного ужесточены. В этом году Объединенным комитетом партработы и Окружным советом Союза воинствующих безбожников в Ярославле была выпущена брошюра, в которой содержались материалы для массовой антирелигиозной работы, приуроченной к антипасхальной кампании. Согласно ей, борьба с религией теперь была неразрывно связна с «борьбой за ускорение темпов индустриализации, за закрепление успехов в области коллективизации сельского хозяйства, за укрепление обороноспособности СССР». 23 Целью проведения кампании была агитация за закрытие церквей и синагог, за прекращение колокольного звона и сдачу колоколов на нужды индустриализации, за снятие икон, колец и других религиозных атрибутов. Также в брошюре рассматривался вопрос о «правильном» использовании зданий культовых сооружений: церкви должны были быть переданы под школы, клубы, больницы, ссыпные пункты
Таким образом, эпизодические кампании, направленные против религиозных праздников, постепенно превратились в планомерную борьбу с религией и ее представителями в целом. Начиная с конца
Отчет об итогах проведения антирождественской кампании, 1929. Из фондов ЦДНИ
Но, несмотря на проводимую государством антирелигиозную политику, среди населения советской России оставалось немало почитателей религии, которые продолжали исполнять церковные обряды и предписания. Были верующие, которые вопреки агитационным кампаниям приходили на богослужения в храмы в дни церковных праздников, не обращая внимания на проводимые коммунистами и комсомольцами культурные мероприятия. Даже среди членов КПСС находились те, кто, принимая новую идеологию, не спешил отказываться от религиозных традиций. За посещение храмов и исполнение религиозных обрядов коммунисты несли наказания в виде объявления выговоров, а в определенных случаях и исключения из партии, но нередко указанные меры воздействия не имели.
Горшкова С.А., ведущий архивист отдела информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО
/ 24 апреля 2015 г.