/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииСудьба религиозных праздников в Советской России (1917-1920-е годы)

Судьба религиозных праздников в Советской России (1917-1920-е годы)

Вскоре после свершения Октябрьской революции в России, прихода к власти большевистской партии и перехода всего промышленного и сельскохозяйственного производства в стране в руки пролетарского государства встал вопрос о новой эффективной организации рабочего процесса на предприятиях. Помимо вопросов оплаты и условий труда, социальных гарантий необходимо было решить вопрос о выходных и праздничных днях.

В первые годы советской власти нерабочими днями считались не только революционные праздники, но и праздники религиозные. Так в расчетной книжке рабочего, члена Всероссийского Союза рабочих-металлистов, за 1917 год прописано, что «Кроме воскресений, следующие дни считаются на заводе праздниками: 1 января, 6 января, 27 ст. ст. февраля, 25 марта, 1 мая н. ст., 15 августа, 14 сентября, 25 и 26 декабря, пятница и суббота страстной недели, понедельник и вторник пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника сошествия Святого Духа». 1 Для рабочих, которые были вынуждены работать в канун и первые 2 дня Рождества, субботу страстной недели, первые 3 дня Пасхи и 1 мая, оплата труда производилась в тройном размере. Так же в расписании рабочих дней предусматривались замены дат религиозных праздников для рабочих-нехристиан в соответствии с их верой. Подобные документы были приняты и другими профессиональными союзами советской России.

В 1918 году правительством РСФСР был принят Кодекс законов о Труде, в котором праздничными выходными днями считались только революционные праздники, которые были посвящены воспоминаниям об исторических и общественных событиях (всего их насчитывалось 6). Однако, в нем было так же указано, что «местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного Комиссариата Труда, могут устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными для большинства населения данной местности праздниками». 2 Непременным условием введения дополнительных праздников было то, что они являлись неоплачиваемыми. Список дополнительных праздничных дат для региональных территорий должен был быть опубликован для сведения заранее в одном из печатных органов. В соответствии с данным Кодексом в 1920 году в газете «Известия» Ярославского Губернского Исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов было опубликовано распоряжение, которое определяло праздничные даты для рабочих предприятий Ярославской губернии. Согласно этому постановлению нерабочими днями считались 6 революционных и 10 церковных праздников, остальные нерабочие дни, ранее считавшиеся праздничными, отменялись. 3

Выписка из газеты «Известия» Ярославского Губернского Исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 3 сентября 1920 года. Из фондов ЦДНИ ГАЯО Выписка из газеты «Известия» Ярославского Губернского Исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 3 сентября 1920 года. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Выписка из газеты «Известия» Ярославского Губернского Исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 3 сентября 1920 года. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Включение в праздничный календарь Ярославской губернии такого количества церковных праздников говорило о двух вещах: во-первых — о том, что на территории Ярославской губернии христианская церковь играла значительную роль в жизни рабочих; во-вторых — о том, что новая большевистская власть, не признающая религии как таковой, в первые послереволюционные годы шла на компромисс с населением России, где общий процент верующих в то время еще был очень высок.

Несмотря на подобный подход, отношение к религиозным праздникам в среде руководителей РКП (б) было негативным, и, согласно идеологии большевизма, они должны были уйти из жизни советских людей, как пережиток прошлого. Опасаясь открыто выступать против религиозной обрядности, большевики уже в начале 1920-х годов стремились переключить внимание народа с церковных обрядов на другие гражданские шествия и празднования. Эту цель преследовала организация на территории всей республики таких мероприятий, как Комсомольское Рождество и Комсомольская Пасха.

В декабре 1922 года в Рыбинске при бюро Губкома комсомола была образована специальная комиссия по устройству комсомольского Рождества в губернии. В ходе ее работы был разработан план проведения данного мероприятия в городе Рыбинске. К участию в нем была привлечена рабочая и учащаяся молодежь города. Комсомольское Рождество включало в себя карнавальное шествие с изображением рождения и сожжения богов различных религий. В четырех рабочих клубах районов города предполагалось устроить инсценировку рождения Магомета, Будды, Саваофа и Иеговы параллельно с ходом религиозного обряда в православных церквях. 4 Затем начиналось ночное уличное шествие, освещенное факелами и фонарями, с использованием карикатурных плакатов и театральных зарисовок на антирелигиозную тематику. Заканчивалось шествие в центре города общим сожжением фигур богов и атрибутов религии. Перед началом шествия в рабочих клубах проходили творческие вечера, выступали докладчики с информацией о значении, истории и происхождении Рождества. Программы вечеров включали в себя живые картины «Борьба нового мира со старым», «Гаданье», «Торговля индульгенциями», «Музей святости» и др. 5 В школах в это же время устраивались новогодние ёлки для детей. Помимо этого была издана специальная газета «Комсомольское Рождество», включившая в себя антирелигиозные лозунги и материалы из различных организаций губернии и распространенная вместе с еженедельными «Известиями».

Проведение Комсомольского Рождества в Рыбинской губернии Губкомом комсомола было признано прошедшим успешно, и это мероприятие стало первым этапом антирелигиозных празднеств в губернии. На втором этапе кампании было решено провести Комсомольскую Пасху в 1923 году, так как этот праздник являлся и является одним из самых почитаемых среди православного населения России. Согласно плану проведения мероприятия за 2–3 дня до Пасхи начиналось проведение собраний жителей города, расклейка афиш, стенгазет и плакатов в городе антирелигиозного содержания, проведение диспутов на темы науки и религии (например, «Религия — темная сила в истории человечества», «Происхождение и нынешний характер Пасхи» и др.). 6 В день церковного праздника планировалось провести митинг, заканчивающийся символическим сожжением фигур богов, но уличные карнавальные демонстрации были «категорически» запрещены согласно телеграмме секретаря ЦК РКП (б) П. Смородина, полученной 21.03.1923 года. 7

План проведения кампании «Комсомольской Пасхи» в городе Рыбинске, 1923. Из фондов ЦДНИ ГАЯО План проведения кампании «Комсомольской Пасхи» в городе Рыбинске, 1923. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

План проведения кампании «Комсомольской Пасхи» в городе Рыбинске, 1923. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Планировалось также провести Комсомольский Байрам среди мусульманской рабочей молодежи города Рыбинска при положительном отношении к этому мероприятию ЦК Восточных республик. На заседаниях комиссии по проведению Комсомольской Пасхи высказывались идеи об издании книги для мусульманской молодежи о религии, обрядах и мусульманском духовенстве. 8

В 1923 году традиция проведения Комсомольского рождества на территории Ярославской губернии была продолжена, но претерпела некоторые изменения. Если в 1922 году организаторами была сделана ставка на новизну, зрелищность и увлекательность праздника, то в 1923 году было заявлено о переходе к углубленной научно-антирелигиозной пропаганде. Комсомольское Рождество должно было стать начальной ступенью «формирования материалистического мировоззрения у рабочей молодежи». 9 В соответствии с новыми установками в проведении праздника были полностью отменены карнавальные шествия, а основные мероприятия были перенесены на территории рабочих клубов в форме естественнонаучных лекций. Также к Комсомольскому Рождеству Ярославским отделением издательства «Молодая Гвардия» была сформирована книжная выставка под названием «Наука или религия». 10 Она объединила в себе издания, в которых поднимались вопросы о происхождении земли и человека, о положении земли в мировом пространстве, где параллельно с научными объяснениями давалось религиозное толкование затронутых тем. К организации комсомольского праздника на этот раз были привлечены не только местные отделения РКСМ, но и члены профессиональных союзов, работники клубов и учительство.

В это же время в школах и детских домах устраивались Красные Ёлки для детей. В программе детских праздников делался упор на языческое объяснение православного Рождества, как явления. Большое значение в проведении Ёлки для юных пионеров занимал так называемый «поход пионеров на небо». Для проведения данной церемонии на открытом месте изготавливалась снежная фигура Бога, свиту которого составляли пионеры, переодетые феями, ангелами, лешими, водяными и т. д. Остальные пионеры, «вооруженные» факелами, серпами, книгами, молотами и другими «орудиями труда и науки» окружают фигуру Бога (приходят на «небо»). После произнесения обличительных речей в адрес Бога звучал сигнал, призывавший пионеров штурмовать «небо» и расплавить огнем науки «Бога темноты». Затем зажигался костер, в котором таяла фигура Бога, а пионеры возвращались на «землю» и устраивали у ёлки маскарадный хоровод. 11

Во второй половине 1920-х годов капании, направленные против празднования религиозных дат, стали распространяться как на молодежь, так и на другие возрастные группы рабочих. Организаторами антирелигиозных кампаний стали выступать не только комсомольские, профсоюзные организации, но и Ярославские советы и отделения Союза безбожников. Союз безбожников был организационно оформлен в 1925 году как добровольная общественная организация, целью которой была борьба с религией на территории СССР. 13 июня 1926 года состоялась I-я Ярославская губернская конференция Союза, на которой было завершено создание регионального отделения. 12 С этого момента началась методичная антирелигиозная пропаганда, лишь усиливавшаяся в дни церковных праздников.

Основным содержанием антирелигиозных кампаний во второй половине 1920-х годов становится противопоставление религии культурной революции. Терпение, незлобие и смирение, проповедуемые религией, считались «тормозом культурной революции», являвшейся необходимым условием «социалистического строительства». 13 Помимо этого созданию нового общества мешало повышенное употребление алкоголя в дни церковных праздников, что влияло на выполнение работниками промышленных норм на производстве.

Антирождественские кампании начинались с проведения антирелигиозных лекций, чтения докладов в школах, партийных, комсомольских и профсоюзных организациях, на предприятиях, фабриках, заводах, колхозах и совхозах. В целях «ликвидации праздничного настроения» в дни рождественских праздников организовывались субботники и воскресники под лозунгами: «Религия — тормоз пятилетки», «Против Рождества — на непрерывку», «Борьба за непрерывку — борьба за социализм против религии, борьба за превращение пятилетки в четырехлетку» и др. 14 Для отвлечения верующих от церковных обрядов в сочельник проводились антирождественские карнавалы, гуляния, лыжные походы, факельные шествия, инсценировки с участием оркестра, запуски ракет, демонстрации живых антирелигиозных газет и публичное сожжение «черного гроба», представляющего погребение старого быта. После гуляний устраивались антирелигиозные художественные игры с говорящими названиями: «Колхоз или церковь», «Антирелигиозная скатерть», «Попу на нос» — рассчитанные не только на молодежь, но и на взрослых. Вместе с этим было принято решение о запрете продажи в антирождественские дни ёлочных украшений и игрушек, а так же был введен запрет на украшения витрин магазинов рождественскими ёлками. 15

Распоряжение Ярославского отдела профсоюза работников просвещения о проведении антирождественской кампании, 1928 год. Из фондов ЦДНИ

Распоряжение Ярославского отдела профсоюза работников просвещения о проведении антирождественской кампании, 1928 год. Из фондов ЦДНИ

В 1929 году антирождественская кампания совпала с проведением антиалкогольной недели в Ярославском округе, которая продолжалась с 21 по 28 декабря. 16 Среди многочисленных мероприятий, проведенных в рамках недели, были и демонстрации, направленные против «пьяного Рождества», как причины увеличения производственного брака, прогулов, нарушения трудовой дисциплины.

Широкий размах приобрели и антипасхальные мероприятия. Активизация научной антирелигиозной пропаганды начиналась с начала Страстной недели. Темами докладов и лекций, проводимых в избах-читальнях Красных уголках, были рекомендованы: «Религия и культурная революция», «Весна — воскресение Богов» (о происхождении весенних праздников воскресающего Бога в разных религиях), «Религия и быт» (о религиозных обрядах в быту, их бессмысленность и вредность; пьянство, обжорство и хулиганство в религиозные праздники) и т. д. 17 На улицах, в местах массового посещения населением вывешивались плакаты с информацией о прогулах после празднования Пасхи и убытках, которые вследствие этого понесло производство. В Страстную субботу и дни Пасхи (часто мероприятия проходили параллельно с пасхальной заутреней) для отвлечения рабочих «от церкви и пьянства» во всех клубах и Красных уголках организовывались бесплатные показы кино, спектаклей и семейных концертов. 18 По окончании художественных вечеров для молодежи устраивались танцы, игры. В городах организовывались экскурсии в естественнонаучные музеи, дома санитарного просвещения, где готовились программы на тему «Религия, быт и гигиена». 19

План проведения кампании «Комсомольской Пасхи» в городе Рыбинске, 1923. Из фондов ЦДНИ ГАЯО План проведения кампании «Комсомольской Пасхи» в городе Рыбинске, 1923. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Итоги проведения антипасхальной кампании в 1928 году по 1-му району г. Ярославля, 1928. Из фондов ЦДНИ

Однако, несмотря на попытки противопоставить религиозным праздникам «культурное времяпровождение», в деятельности правительства отмечалось явное противоречие. Вместе с проведением антипасхальной кампании имела место продажа куличей и других обрядовых кулинарных изделий, в праздничные пасхальные дни увеличивалось время работы магазинов по продаже алкоголя. При пропаганде ежедневной гигиены бани в предпасхальные дни удлиняли рабочий день, а также работали и в субботу (праздничный день). Помимо этого, в связи с праздничными днями много ранее выдавался аванс на предприятиях, что приводило к финансовым трудностям у рабочих в конце месяца. И, наконец, параллельно с борьбой против отправления религиозной обрядности, 3 пасхальных дня считались официальными праздниками. В отчете о проведении антипасхальной кампании, присланном в Ярославский губернский Совет профессиональных союзов, отмечалось, что «все эти материально-бытовые предпосылки не противодействуют Пасхе, а скорее всячески содействуют ей». 20

Еще одним крупным антирелигиозным праздником стал День урожая и коллективизации, широкое и первое празднование которого проводилось 14 октября 1929 года на всей территории Ярославского округа. Этот советский праздник был призван заменить собой религиозные праздники конца лета и осени, такие как медовый и яблочный Спасы и Покров Пресвятой Богородицы. День Урожая в советском календаре появился уже 1923 году как комсомольский праздник, однако широкое его празднование началось после объединения его с Днем коллективизации. Организацию этого праздника стали использовать как средство агитации крестьян вступать в коллективные хозяйства, пропаганду внедрения научных достижений в сельское хозяйство. Большой упор делался на доказательство независимости урожая от исполнения религиозных обрядов, а также делался акцент на уроне, который наносится сельскому хозяйству в дни церковных праздников за счет безответственного поведения сельского населения. В рассылаемых на места директивах по организации праздника значилось: «День урожая — смертельный враг религиозных пьяных праздников, сопровождающихся мордобоем и пожарами». 21

В конце 1920-х годов антирелигиозные акции коснулись и неправославного населения страны. В 1929 году Центральным советом союза воинствующих безбожников СССР на места были разосланы указания по проведению антирелигозной кампании среди еврейского населения. Кампания должна была проводиться в течение череды иудейских праздников, начинающихся 5 октября и заканчивающихся 24 октября. Помимо активизации антицерковной пропаганды предписывалось проводить субботники в дни иудейских праздников, агитировать за 100% выход на работу еврейского населения, а всю прибыль необходимо было направить в фонд индустриализации. Немалое внимание обращалось на работу с детьми и молодежью. В еврейских школах занятия не должны были прерываться на время праздников, а вместо праздника Йом-Киппур, главного иудейского праздника, устраивались детские гуляния с бесплатным угощением, спортивные соревнования, экскурсии. 22

В 1930 году капании борьбы с религией и религиозными праздниками в частности были намного ужесточены. В этом году Объединенным комитетом партработы и Окружным советом Союза воинствующих безбожников в Ярославле была выпущена брошюра, в которой содержались материалы для массовой антирелигиозной работы, приуроченной к антипасхальной кампании. Согласно ей, борьба с религией теперь была неразрывно связна с «борьбой за ускорение темпов индустриализации, за закрепление успехов в области коллективизации сельского хозяйства, за укрепление обороноспособности СССР». 23 Целью проведения кампании была агитация за закрытие церквей и синагог, за прекращение колокольного звона и сдачу колоколов на нужды индустриализации, за снятие икон, колец и других религиозных атрибутов. Также в брошюре рассматривался вопрос о «правильном» использовании зданий культовых сооружений: церкви должны были быть переданы под школы, клубы, больницы, ссыпные пункты и т. д. 24 Однако, и это было прописано абсолютно четко, подобные преобразования должны проводиться исключительно по воле местных жителей, «силой убеждения, а не принуждения», в ходе антирелигиозных кампаний против почитания церковных праздников.

Таким образом, эпизодические кампании, направленные против религиозных праздников, постепенно превратились в планомерную борьбу с религией и ее представителями в целом. Начиная с конца 1920-х годов, во многих селах закрывались церкви, снимались колокола и отправлялись на переплавку. Культовые здания передавались колхозам, которые использовали их под размещение тракторных парков, магазинов, бань и др.

Отчет об итогах проведения антирождественской кампании, 1929. Из фондов ЦДНИ

Отчет об итогах проведения антирождественской кампании, 1929. Из фондов ЦДНИ

Но, несмотря на проводимую государством антирелигиозную политику, среди населения советской России оставалось немало почитателей религии, которые продолжали исполнять церковные обряды и предписания. Были верующие, которые вопреки агитационным кампаниям приходили на богослужения в храмы в дни церковных праздников, не обращая внимания на проводимые коммунистами и комсомольцами культурные мероприятия. Даже среди членов КПСС находились те, кто, принимая новую идеологию, не спешил отказываться от религиозных традиций. За посещение храмов и исполнение религиозных обрядов коммунисты несли наказания в виде объявления выговоров, а в определенных случаях и исключения из партии, но нередко указанные меры воздействия не имели.

Горшкова С.А., ведущий архивист отдела информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО

  1. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 994, оп. 1, ед. хр. 7, л. 118.
  2. Кодекс законов о Труде 1918 года // http://hr-portal.ru/article/kodeks-zakonov-o-trude-1918-goda
  3. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 994, оп. 1, ед. хр. 26, л. 67–68.
  4. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 495, оп. 4, ед. хр. 54, л. 8.
  5. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 495, оп. 4, ед. хр. 54, л. 9.
  6. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 495, оп. 4, ед. хр. 113, л. 3.
  7. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 495, оп. 4, ед. хр. 113, л. 12.
  8. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 495, оп. 4, ед. хр. 113, л. 6.
  9. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1231, л. 199.
  10. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1231, л. 200.
  11. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 999, оп. 1, ед. хр. 84, л. 1.
  12. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 913, оп. 1, ед. хр. 4.
  13. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 913, оп. 1, ед. хр. 9, л. 64.
  14. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 916, оп. 1, ед. хр. 1, л. 71.
  15. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 916, оп. 1, ед. хр. 1, л. 23.
  16. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 918, оп. 1, ед. хр. 2, л. 46-а.
  17. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 913, оп. 1, ед. хр. 9, л. 64.
  18. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1433, л. 15.
  19. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 913, оп. 1, ед. хр. 9, л. 70
  20. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1087, оп. 1, ед. хр. 1433, л. 48.
  21. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 918, оп. 1, ед. хр. 2, л. 33.
  22. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 918, оп. 1, ед. хр. 2, л. 19 об.
  23. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1074, оп. 1, ед. хр. 72, л. 9.
  24. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1074, оп. 1, ед. хр. 72, л. 10 об.

/ 24 апреля 2015 г.