/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииБорьба за просвещение: ликвидация безграмотности на территории Ярославского края в 1930-е годы (по материалам фондов ЦДНИ ГАЯО)

Борьба за просвещение: ликвидация безграмотности на территории Ярославского края в 1930-е годы (по материалам фондов ЦДНИ ГАЯО)

к 8 сентября - Международному дню грамотности

Вот стоит повелительный
Товарищи для Вас
Культурно-просветительной
Комиссии приказ:
Чтоб в школу всех свободную
Товарищей привлечь,
Безграмотность народную
Немедленно пресечь,
Должны без исключения
Все грамотными быть
И в школу просвещения
Обязаны ходить…
Отрывок из стихотворения 1920-х гг.1

В 1920-е гг. в Ярославской губернии был сделан большой шаг в распространении образования среди рабочих и крестьянских слоев населения, однако конечная цель кампании — всеобщая грамотность населения губернии — не была достигнута. После проведения административной реформы в 1929 году, Ярославская губерния была разделена на Ярославский и Рыбинский округа и включена в состав Ивановской промышленной области. Согласно статистическим данным в 1929 году неграмотных и малограмотных только по Ярославскому округу насчитывалось более 100 000 человек2. Вместе с тем статистические данные показали, что наибольшее количество неграмотного и малограмотного населения приходится на людей рабочих специальностей и бедняцко-середняцкое крестьянство.

 

Сводка по грамотности населения Ярославского округа в связи с социальным положением, 1929 г. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

После изменения административно-территориального деления страны была изменена и структура органов, отвечающих за ликвидацию неграмотности в регионах. На областном, окружном и районном уровнях были созданы Особые комиссии по ликвидации неграмотности и малограмотности, на которые была возложена основная организационная и координационная работа по ликбезу на местах. Данные комиссии работали в тесном контакте с партийными, комсомольскими, профсоюзными и общественными организациями (особенно тесно с обществом «Долой неграмотность»).

Для ускорения и распространения процесса по ликвидации неграмотности стали использоваться новые формы привлечения к образованию и обучению неграмотных. Одной из них стало проведение культпоходов. В 1928 году был объявлен Всесоюзный культурный поход за ликвидацию неграмотности. Суть его состояла в привлечении широких слоев общества к делу обучения грамоте. К участию в культпоходе привлекалось все грамотное население страны и профессиональные учителя — так называемые культармейцы. Помимо учителей к числу культармейцев относились: учащиеся, комсомольцы, деревенские и городские грамотные активисты. Ярославским окружным Советом профсоюзов было выпущено мотивирующее обращение к членам профсоюза работников просвещения, в котором говорилось, что «просвещенцы, давшие лучший образец на ликбезовском фронте… окажутся в первых рядах на данном участке культработы союза»3. Также особо обращалось внимание на работу участников культпохода среди молодежи, необходимой, как указывалось в обращении, «в деле социалистической реконструкции всего народного хозяйства страны»4. В столичной сводке о ходе очередного этапа ликбезпохода (октябрь 1929 г. — январь 1930 г.) упоминался и г. Ярославль. В ней отмечался значительный и постоянный рост числа обучающихся в школах грамотности города за указанный период, что являлось показателем положительного результата культпохода5.

К контролю над проведением культпохода привлекались отряды комсомольской «Легкой кавалерии». Они устраивали проверочные «налеты» по районам области, в ходе которых собрали информацию о постановке работы по ликвидации неграмотности.

   

Памятка для бригад Легкой Кавалерии по ликвидации неграмотности, 1930 г. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

По итогам 1929/30 учебного года, прошедшего в рамках культпохода, на Пленуме Ярославской Окружной Особой комиссии были объявлены следующие результаты: на 20 мая 1930 года из 45 200 обучающихся в школах для взрослых и пункта ликбеза через выпускные комиссии было пропущено более 41 000 человек. Из них более 10% продолжили обучение, около 13% были оставлены для прохождения повторного курса6. Впервые в 1930 году на фабрике «Возрождение» в г. Ярославле стала работать школа заочного обучения для малограмотных. Первоначально она охватывала только 30 человек, но как следует из рапорта Ярославского опытного участка по ликбезу (лаборатории Центрального штаба по сбору опыта и проверки результатов ликбеза на местах), хорошо себя зарекомендовала. Исходя из ее работы, были сделаны выводы, что путем применения заочного обучения можно обучить не только 30 человек, но и десятки, и сотни тысяч7. Контролирующими организациями было также отмечено, что произошел положительный сдвиг не только в количестве обучавшихся, но и в качестве обучения.

В данный период времени особую роль в деле ликвидации неграмотности играли профсоюзы. Ивановским Областным Советом профсоюзов (Облпрофсовет) в 1930 году было выпущено обращение к областным отделам профсоюзов и окружным профессиональным бюро профсоюзов, в котором отмечалось их слабое участие в ликвидации неграмотности. Также при отсутствии решительных действий со стороны профсоюзов отмечалось, что «дальнейшее отставание и медлительность в темпах проведения ликвидации неграмотности будут рассматриваться как проявление оппортунизма и политической близорукости на практике»8. Профсоюзам было предложено охватить учебой неграмотных рабочих и работниц, выделить специальных людей для контроля за ходом учебы в каждом цехе предприятия, особое внимание обратить на неграмотных женщин-работниц. Докладывать о выполнении предписаний необходимо было не реже раза в месяц в Облпрофсовет.

Обращение активизировало работу отделений профсоюзов и Советов профсоюзов всех уровней на территории Ярославского края. Примером может послужить протокол совещания членов штаба производства при Ярославском райпрофсовете от 3 октября 1930 года, который показывает, что состояние ликбезпохода на производстве обсуждалось среди первостепенных вопросов9. На совещании присутствовали представители таких предприятий Ярославля как Паровозоремонтный завод, Автозавод, Красный Перевал, Нефтесклад и др. По итогам совещания было принято постановление, согласно которому необходимо было немедленно расширить сеть ликбеза, чтобы к 15 октября полностью охватить учебой всех неграмотных и малограмотных рабочих и членов их семей. Вместе с тем на крупных предприятиях предлагалось выделить уполномоченных ликбеза по цехам, сменам и комплектам, в обязанности которых входила бы работа по вовлечению неграмотных и малограмотных в учебы и контроль над посещаемостью обучающихся.

Деятельность профсоюзов по ликвидации неграмотности принесла свои результаты, поскольку уже по итогам зимних занятий 1930—1931 гг. Президиум Ивановского Областного Совета профсоюзов в постановлении «О состоянии ликбезработы по области» отмечает, что профсоюзы добились решающих успехов в данном направлении, а многие предприятия уже осуществили сплошную грамотность среди своих работников10. В числе таких предприятий была и Ярославская фабрика «Красный Перекоп».

 

Письмо Расширенного Пленума фабрично-заводского комитета фабрики «Красный Перекоп» о достижении поголовной грамотности на предприятии, 1931 г. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Однако, несмотря на определенные достижения в области ликвидации неграмотности, следует отметить, что проходила она не без затруднений. Отмечалось медленное развертывание сети пунктов и школ ликвидации безграмотности на предприятиях и в сельской местности. На октябрь 1930 года из 76 колхозов, расположенных на территории Ярославского района, работа по ликвидации неграмотности началась лишь в 3-х («Пробуждение», «Трудовая Семья» и «Красный Пахарь»)11. На части предприятий района к этому времени сеть ликпунктов была развернута на 30–40% от предполагаемого числа, а на таких предприятиях как фабриках «Красные Ткачи» и «Красный Перевал», ЯПРЗ и Тормозном заводе даже не приступили к ее организации. Вместе с тем было обращено внимание на то, что Ликбезпоход развертывался по линии ликвидации малограмотности, а не неграмотности (из 2141 человек обучающихся в Ярославском районе только 518 человек были полностью неграмотными)12. Среди недочетов в работе также отмечалась плохая постановка учета неграмотных на всей территории Ярославского края. Неточности в данных, предоставляемых Особым комиссиям, возникали по причине притока новых рабочих на предприятия, что неизменно увеличивало число неграмотных и отодвигало достижение всеобщей грамотности.

Для стимулирования проведения кампании по борьбе с неграмотностью было принято решение использовать в данном направлении метод социалистического соревнования, который позитивно уже зарекомендовал себя на производстве. Договоры заключались на определенный срок (обычно в рамках учебного года) между предприятиями, колхозами или общественными организациями. Стороны брали на себя обязательства по обучению определенного количества неграмотных и малограмотных людей, по обеспечению 100% посещаемости занятий, по привлечению обучающихся в ударные бригады на производстве, к вступлению в колхозы в сельской местности и др. Таким образом, с помощью социалистических соревнований школы ликбеза не только стали выполнять план по распространению образования, но и стали служить проводником общеполитических идей советского государства.

   

Договор на социалистическое соревнование по ликвидации неграмотности между Костромскими и Ярославскими общественными организациями на 1930/31 год. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

В 1930-е гг. стала распространяться идея по превращению школ ликвидации неграмотности в школы политграмоты и школы по повышению производственной квалификации. В программы преподавания стали включаться политчасы, руководство которыми возлагалось на партийные и комсомольские кадры. На предприятиях для производственного обучения вводились техчасы, а в сельской местности — агрочасы13. Составление учебных программ для занятий по профессиональному обучению было возложено в основном на профсоюзные организации, а преподавателями выступали квалифицированные рабочие, изобретатели, агрономы. Параллельно с новыми дисциплинами стала проводиться производственная практика на предприятиях по пройденному материалу. Начал развиваться процесс политехнизации обучения — ознакомление обучающихся с отраслями производства, в рамках которого школы прикреплялись к предприятиям для применения полученных знаний, либо при школах организовывались специальные мастерские, например слесарные, столярные, переплетные и др.

 

Обращение Ярославского городского комитета ВЛКСМ к комсомольцам и рабочей молодежи по вопросу ликвидации неграмотности и политехнизации школ грамоты. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Для усиления притока населения в школы ликбеза продолжала проводиться активная агитационная кампания. В ее рамках проводились тематические общегородские собрания, народные демонстрации и летучие митинги, в садах и клубах все массовые мероприятия проводились под лозунгами ликвидации неграмотности14. Например, 27 июня 1932 года была проведена массовка среди трудящихся г. Ярославля, целями которой были объявлены:

— подведение итогов перестройки ликбеза и рабочего образования в единую систему подготовки кадров;

— мобилизация трудящихся города на дальнейшее повышение грамотности, на действительное овладение техническими знаниями;

— организация массового похода за подготовку к новому учебному году по системе рабочего образования и массовой техпропаганды и др.15

В рамках массовки был проведен расширенный пленум Городского Совета совместно с 3-м слетом культармейцев в здании Волковского театра, проведена демонстрация трудящихся города, организовано массовое гуляние на общественных площадках Ярославля. Лучшие школы, группы культармейцев и технические кружки были премированы катанием на лодках, а вдоль первомайского бульвара от здания театра до Советской улицы была размещена выставка показателей по ликвидации неграмотности на предприятиях города. Городской праздник грамотности закончился красочным фейерверком.

Помимо организации массовых мероприятий в деле агитации стали широко применяться средства массовой информации (местные газеты, радио) и выпуск агитационных листовок. На страницах газеты «Северный рабочий» печатались объявления о готовящихся мероприятиях в рамках программы по ликвидации неграмотности, отчеты об итогах проведения ликбез походов, статьи о провалах и успехах работы пунктов ликбеза и общественных организаций на местах. Агитационные листовки и обращения выпускались тиражами 400–1000 экземпляров и были адресованы членам профсоюзных организаций, комсомольцам, а также всему грамотному населению Ярославского края. В них звучали призывы к немедленной ликвидации неграмотности как явления, к участию в обучении неграмотных, к вступлению в социалистическое соревнование по ликбезу и т. д.

   

Обращение Ярославского городского комитета по рабочему и колхозно-совхозному образованию о выполнении планов по ликбезу. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Согласно сведениям, предоставленным в Ярославский городской Совет профсоюзов, о работе по ликвидации неграмотности и малограмотности только по г. Ярославлю за 1933–1934 учебный год единовременно учебой было охвачено более 5 000 человек. Для охвата обучением рабочих и служащих по предприятиям и организациям города было организовано 324 группы, а также 12 школ и 8 групп для обучения допризывников. Преподавание дисциплин в школах и группах ликбеза велось силами квалифицированных платных преподавателей (73 человека) и преподавателей-общественников (более 500 человек). Обучающиеся через городской отдел народного образования были обеспечены учебными пособиями по арифметике, русскому языку, географии, естествознанию и обществоведению, а также между ними было распределено более 30 тысяч тетрадей (в среднем по 6 тетрадей на человека)16. В следующем учебном году были открыты 2 базовые общеобразовательные школы для взрослых на Шинном заводе и Красном Перекопе. Первая вмещала в себя единовременно 240 человек, вторая была рассчитана на 180 обучающихся17.

Во второй половине 1930-х годов продолжалась работа по реализации новых идей и методов ликвидации неграмотности. По Плану развертывания сети общеобразовательных школ взрослых (по ликвидации неграмотности и малограмотности) на 1935–1936 учебный год по г. Ярославлю текущий учебный год должен был стать годом полного охвата учебой всех неграмотных в возрасте от 16 до 45 лет18. Для обучения неграмотных на каждом предприятии самостоятельно должны были быть созданы отдельные школы, либо организовано индивидуально групповое обучение силами культармейцев. Для обучения малограмотных по каждому предприятию создавались постоянные (с 2-х годичным сроком обучения) общеобразовательные школы взрослых преимущественно с платными преподавателями. Предприятия должны были предоставить и оборудовать для проведения занятий специальные помещения. Проводились социалистические соревнования, к решению вопросов обучения привлекалась общественность.

В 1936 году из Ивановской промышленной области была выделена Ярославская область на правах самостоятельной административной единицы. В состав новой области вошли 36 районов. Самыми крупными городами области были Кострома, Рыбинск и Ярославль. Согласно сведениям по Учету и обучению неграмотных и малограмотных по Ярославской области на 1 января 1937 года обучению подлежали более 150 000 человек. По сравнению с приведенными выше данными по Ярославскому округу (состоявшему из 10 районов) эта цифра увеличилась, однако это произошло в первую очередь в связи с увеличением территории, охваченной учетом. Также следует отметить, что резко изменилось соотношение неграмотных и малограмотных на территории Ярославской области. Если в 1929 году неграмотных по округу числилось 98 577 человек, а малограмотных — 38 453 человека, то в 1937 году мы видим совершенно другие сведения: неграмотных — 37 000 человек, малограмотных — 127 000 человек19.

 

Сведения по учету и обучению неграмотных и малограмотных на 1 января 1937 года по Ярославской области. Из фондов ЦДНИ ГАЯО

Таким образом, кампания по ликвидации неграмотности продолжала претворяться в жизнь на всем протяжении 1930-х гг. и по данным статистики имела положительные результаты. Несмотря на это своей конечной цели — 100% грамотности населения в стране — в данный период времени она не достигла в силу различных причин (отсутствие четко утвержденной программы обучения, достаточного количества квалифицированных преподавателей, оборудованных помещений и финансирования и др.). Имело место и такое явление как возвратная неграмотность, которое появилось среди крестьян и рабочих, прошедших обучение, но не имевших возможности применить полученные знания на практике. Однако, грамотность шагала по стране, и согласно материалам Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1939 году, уже общий процент грамотного населения в СССР составил 87,4%20. Это означало, что большая часть населения получила начальные знания по чтению, письму и счету и пополнила ряды малограмотных, что повлекло за собой переориентацию политики просвещения от борьбы с неграмотностью на борьбу с малограмотностью.

Горшкова С.А., ведущий архивист отдела информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО

  1. ЦДНИ ГАЯО. Ф.1, оп. 27, ед. хр. 425, л. 50.
  2. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 229, оп. 9, ед. хр. 90, л. 5.
  3. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 27, л. 1.
  4. Там же.
  5. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 229, оп. 9, ед. хр. 213, л. 4.
  6. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 63, л. 62.
  7. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 131, л. 58.
  8. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 63, л. 12.
  9. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 63, л. 213.
  10. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 131, л. 133.
  11. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 63, л. 229.
  12. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 63, л. 229.
  13. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 63, л. 234, 235.
  14. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 229, оп. 9, ед. хр. 90, л. 1, 1 об.
  15. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 181, л. 1.
  16. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 288, л. 5, 5 об.
  17. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 288, л. 10 об.
  18. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 288, л. 10.
  19. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1608, оп. 1, ед. хр. 350, л. 40.
  20. Большая советская энциклопедия. М., 1952. Т. 12. С. 434.

/ 05 сентября 2016 г.