/ ГлавнаяПресс-центрПубликации30 лет «от женщин, для женщин, о женщинах». К юбилею Ярославской областной общественной организации «Ярославский областной союз женщин»

30 лет «от женщин, для женщин, о женщинах». К юбилею Ярославской областной общественной организации «Ярославский областной союз женщин»

Партия большевиков в своих программных документах рассматривала задачу социалистического раскрепощения женщины как обязательное условие победы пролетарской революции и строительства общества социальной справедливости. Поэтому революция 1917 года произвела коренной переворот в положении женщины, предоставив ей личные и политические права, право на регулируемый труд и отдых. Сами лозунги революции провозглашали в качестве непреложного постулата тот факт, что женщина должна принадлежать не только семье, но и обществу. Немаловажным фактором в данном вопросе было и то обстоятельство, что женщины в масштабах всей страны составляли более 50% всего населения, и новая власть была заинтересована в их поддержке, как в политической, так и в экономической сферах.

В связи с этим с первых же дней существования советского государства одним из важнейших направлений агитационно-массовой работы стала работа среди женщин и организация женского движения. Первые женсоветы появились в 1919 году. На тот момент данный термин был собирательным названием нескольких официальных органов: женских отделов, женских секторов, производственных советов женщин, женских делегатских собраний. Женсоветы имели своих представителей во всех наркоматах республик, во всеобуче, в комиссиях ЦК партии. Расцвет деятельности женсоветов пришелся на период коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войны.1 В 1941 году был создан Антифашистский комитет советских женщин, переименованный в 1956 году в Комитет советских женщин. Признанием со стороны правительства выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, большого вклада женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир стало принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, объявившего Международный женский день 8 марта нерабочим днем. Однако после войны активность женских организаций начала падать, а в 1960-70-е гг. их деятельность практически сошла на нет.

Новый всплеск женского движения в 1980-х гг. стал уже неотъемлемой частью политики перестройки и демократизации общества. А главной целью правительства при возрождении женсоветов было расширение социальной базы перестройки за счет широкого привлечения женщин к решению политических и экономических задач. Так в политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии в 1986 году было заявлено, что предпосылкой решения многих проблем семьи является создание таких условий труда и быта женщинам Советского Союза, которые позволят им успешно совмещать материнство с активным участием в трудовой и общественной деятельности. В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС в стране начала проводится работа по созданию единой системы женсоветов во главе с Комитетом советских женщин2 , основу которой должны были составить советы женщин в трудовых коллективах по месту жительства.

16 декабря 1986 года Ярославским областным комитетом КПСС было принято соответствующее Постановление «Об образовании советов женщин в Ярославской области», которое обязывало горкомы КПСС, райкомы КПСС, исполкомы городских и районных Советов народных депутатов в срок до 31 декабря 1986 года провести работу по образованию советов женщин в трудовых коллективах, по месту жительства, а затем создать городские и районные советы женщин. Деятельность женских советов предписывалось строить на основе инициативы и самодеятельности, без штатных работников.3

Ярославские женсоветы были созданы в соответствии с Положением о советах женщин, которое наделило их правами общественных организаций. Глобальными целями женсоветов стали вовлечение женщин в общественно-политическую деятельность, содействие повышению их роли в управлении делами общества и государства. Опираясь на инициативу и творческую энергию женщин, женсоветы стремились способствовать ускорению социально-экономического развития страны, перестройке, вовлечь советских женщин в активную борьбу за мир и в антивоенное движение. В общем и целом женсоветы на местах были призваны помочь женщине лучше совмещать работу на производстве с воспитанием детей, повысить роль женщины в семье, в общественной жизни, трудовом коллективе.4 Сфера деятельности женсоветов охватывала женщин, детей и формирование духовно и физически здорового молодого поколения. За первую половину 1987 года по области было создано около 1,5 тыс. женсоветов, которые развернули активную деятельность.

Ярославская областная организация женщин «Ярославский областной совет женщин» была создана на Ярославской областной учредительной конференции 20 января 1987 года. Его первым председателем стала Любовь Серафимовна Плеханова — секретарь обкома КПСС. В состав Совета были избраны 56 женщин различных профессий: партийные работницы, колхозницы, инженеры, актрисы, заведующие детскими комбинатами. У новой организации сразу же наметилась широкая социальная база, так как на момент 1987 года в Ярославской области было 390, 7 тыс. работающих женщин или 53,6% от общей численности занятых в народном хозяйстве. Во многих важных отраслях женский труд превышал пятидесятипроцентную отметку. Например, в связи — 70,3%; в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте — 82,6%; жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения — 52,2%; здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении — 83,7%; просвещении и культуре — 78,2%; науке — 57,1%; кредитовании и государственном страховании — 89,3%. И даже не смотря на то, что в промышленности женский труд занимал 49%, по ряду крупнейших предприятий города эта цифра была значительно выше (например, на фабрике «Красный Перекоп» — 75%, причем начальники всех ведущих отделов фабрики также были женщины).5 Каждым вторым депутатом местных Советов являлась женщина, каждым вторым коммунистом в выборных партийных органах — женщина.6 Среди студентов вузов более 60% также составляли женщины.7

Плеханова Любовь Серафимовна. Организатор возрождения женского движения в Ярославской области. Более 20 лет (1987—2008 гг.) возглавляла Ярославский областной союз женщин. По ее инициативе с 2000 года подписывалось Соглашение о сотрудничестве Администрации области с женскими общественными организациями. В соответствии с Соглашением в области были введены пособия по беременности и родам безработным женщинам, губернаторское пособие на рождение ребенка. Л. С. Плеханова была инициатором проведения научно-практических конференций с участием ученых из вузов г. Ярославля и страны, всероссийских конференций по вопросам повышения роли женщины в жизни общества, ее статуса, гендерного равенства. При ее непосредственном участии областная женская организация стала выпускать областной журнал «Женский мир. Ренессанс», посвященный женскому вопросу. Плеханова Л.С. представляла интересы женщин в Губернском общественном собрании, являлась членом комиссии по вопросам помилования, членом Союза женщин России. В 2004 году занесена в Книгу признания заслуг в женском движении России, награждена Золотой медалью Российского фонда мира.

Л. С. Плеханова на I съезде женщин Ярославской области. 2003 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7854, оп. 2, д. 76а, л. 18.

Л. С. Плеханова на I съезде женщин Ярославской области. 2003 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7854, оп. 2, д. 76а, л. 18.

Благодарственное письмо Плехановой Л.С. от Администрации Ярославской области. 1998 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7854, оп. 2, д. 48а, л. 25.

Благодарственное письмо Плехановой Л.С. от Администрации Ярославской области. 1998 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7854, оп. 2, д. 48а, л. 25.

Сразу же после создания областного совета женщин были намечены основные направления будущей работы и созданы соответствующие комиссии: комиссия по организации работы по месту жительства, по охране материнства и детства, по охране и улучшению условий труда женщин, по работе с неблагополучными семьями и подростками, по организации досуга женщин.8 Подобные комиссии были созданы также при женсоветах на местах.

Основными вопросами, над которыми начал работу областной совет и женсоветы на местах стали вопросы охраны здоровья материнства и детства, помощи многодетным и неблагополучным семьям, взятия над ними шефства, работы с пенсионерами и инвалидами, организации здорового отдыха детей и женщин, пропаганды здорового образа жизни. Например, женсоветом универмага «Ярославль» проводилась большая работа по привлечению работников к занятиям физкультурой и спортом. Для проведения спортивно-массовых мероприятий арендовались различные спортивные сооружения, такие как бассейны «Шинник» и «Лазурный», стрелковый тир, стадион шинного завода, лыжная база «Яковлевское». В оздоровительном плане были организованы массовые выезды на турбазы «Лесное» и «Белкино». Для реализации своих задач женсоветы активно сотрудничали с профсоюзными организациями и руководством предприятий, которые в свою очередь финансировали некоторые мероприятия, проводимые советами. Так в том же универмаге «Ярославль» женский совет совместно с местным профсоюзом всех желающих на зимний сезон обеспечивали лыжами, в остальное время — тренажерами.9 А женсовет совхоза им. 50-летия СССР Тутаевского района совместно с местным руководством помогал многодетным семьям с ремонтом квартир, беря часть расходов на себя (а если оба члена семьи работает в совхозе, то ремонт производился бесплатно).10

В Ярославской области традиционно сложились не простые условия для женского труда в связи с тем, что к 1980-м годам было создано и работало много химических предприятий и вредных производств. Поэтому в первые годы существования совета большое внимание было уделено проблеме улучшений условий труда женщин, работающих в сельском хозяйстве и на вредном промышленном производстве.

На момент 1987 года в агропромышленном производстве области было занято более 60 тысяч женщин, около 4 тысяч из них работало в условиях, не отвечающих санитарным требованиям и правилам охраны труда, по-прежнему оставалась большая доля ручного труда. Охват детей дошкольным воспитанием на селе составлял только 70,9%, обеспеченность медицинскими амбулаториями — 9%, аптеками — 18% к потребности.11 Поэтому областной Совет женщин взял под свой личный контроль решение таких вопросов, как оборудование комнат личной гигиены на грязном производстве, высвобождение женщин из вредных и неблагоприятных условий труда, доступность медицинского обслуживания женщин на селе. Например, женсовет совхоза «Ярославка» детально обследовал производственные и бытовые условия для женщин, результаты проверки были обсуждены на совместном заседании с руководителями хозяйства. После этого был проведен ряд практических мероприятий по устранению недостатков: произведено нормирование рабочего для животноводов, сокращен рабочий день для молодых животноводов, оборудованы душевые, красные уголки, столовая, организовано торговое, бытовое и медицинское обслуживание. По инициативе женсовета было проведено благоустройство и озеленение территорий всех ферм. Также женсовет держал под постоянным контролем вопрос перевода беременных женщин на более легкий труд, вопросы помощи многодетным семьям, ветеранам войны и труда.12

Что касается работы женщин на вредном промышленном производстве, то здесь также женсоветами были изучены условия их труда. Перед органами власти были озвучены такие проблемы, как завышенный уровень шума в текстильной промышленности (где основная часть работников — женщины), высокий уровень ручного труда на предприятиях области (29%), неограниченное перемещение женщинами тяжестей (женщина за смену перемещала до 7 тонн продукции, тогда как во Франции — 500 кг.).13 С подачи женсоветов началось постепенное решение этих вопросов.

Комиссией по работе с неблагополучными семьями областного совета женщин за 1987—1989 гг. было изучено состояние работы с несовершеннолетними на местах, даны соответствующие рекомендации, была проведена большая пропагандистская работа, подготовлена консультация о льготах для многодетных семей на страницах «Северного рабочего», передача для радио по вопросам нравственно-правового и противоалкогольного воспитания подростков.14

С первых же месяцев существования у областного совета женщин сложились тесные контакты с другими общественными организациями. Так совет активно сотрудничал с Советским фондом мира, поддерживая его мирные инициативы. Например, к 8 марта 1987 года на предприятиях области были организованы ярмарки солидарности, вырученные средства от которых были перечислены в Фонд мира.15 А к Московскому Всемирному конгрессу женщин, проходившему под девизом «К 2000 году — без ядерного оружия» многие ярославские женщины отработали по две смены, свой однодневный заработок также перечислив в Советский фонд мира.16

В рамках решения детского вопрос Комитет советских женщин вместе с Советским фондом мира, Советским фондом культуры, Советским комитетом защиты мира и Союзом писателей СССР выступил учредителем Советского детского фонда им. В. И. Ленина в октябре 1987 года. Детский фонд был призван объединить усилия граждан и организаций в деле оказания помощи подрастающему поколению и особенно детям, оказавшимся без попечения родителей. В Государственном банке СССР был открыт специальный расчетный счет для Советского детского фонда, куда активно поступали деньги и от женских организаций Ярославской области.17

Совместно с другими общественными организациями члены областного совета женщин принимали активное участие в рейдах по улучшению медицинского, торгово-бытового и других видов обслуживания ветеранов войны и труда.18

В конце 1980-х гг. областной совет женщин совместно с партийными, государственными и хозяйственными органами участвовал в реализации областных программ «Семья», «Здоровье» и «Программа 80», а также выдвинул своих кандидатов на выборы в Верховный Совет РСФСР и местные советы народных депутатов.

В декабре 1990 года в соответствии с рекомендациями Комитета советских женщин о предоставлении советам женщин на местах прав юридического лица Ярославской областной организацией был принят и зарегистрирован Устав. В соответствии с Уставом областная организация женщин получила законодательное оформление и стала позиционироваться как добровольная независимая общественная организация, созданная для защиты интересов и достойного положения женщин в обществе, повышения их роли в общественно-политической, экономической и культурной жизни. Также была упорядочена структура организации. Ярославский областной совет женщин стал строиться на основе свободного объединения женских и других общественных организаций (союзов, ассоциаций, клубов), каждая из которых получила статус юридического лица со своим текущим счетом в отделении Госбанка СССР. Высшим органом областной организации была провозглашена областная конференция, созываемая один раз в три года. На конференции избирался областной Совет, который в свою очередь избирал президиум, председателя, его заместителя и ответственного секретаря.19 Основной целью регистрации женсовета как самостоятельной организации стала необходимость создания фонда социальной защиты женщин в условиях рыночной экономики.

В ноябре 1990 года был создан Союз женщин России, который после распада СССР с 1992 года стал правопреемником Комитета советских женщин, функционировавшего с 1941 года. Областная организация женщин вошла коллективным членом в Союз женщин России. На очередном заседании совета областной организации от 14 января 1992 года было принято решение считать Устав Союза женщин РСФСР, зарегистрированный 29 апреля 1991 года, своим Уставом Ярославской областной организации женщин и руководствоваться им в практической работе.20 Председателем вновь была переизбрана Л. С. Плеханова. Новый Устав Ярославской областной организации женщин был принят на конференции 24 сентября 1992 года и зарегистрирован 24 ноября 1992 года.

Бурный переход к рынку в 1990-е годы начал разрушать многие завоевания в социальной сфере, достигнутые при социализме, стали закрываться многие детские сады и школы, ухудшилась система здравоохранения, недоступными для большей части населения стали услуги химчисток, прачечных, кулинарий, досуговых заведений, что в значительной степени увеличило нагрузку на женщин в домашнем хозяйстве. Парадокс сложившейся ситуации заключался в том, что женщины, чей процент образованности и занятости в народном хозяйстве был выше, чем у мужчин,21 все больше стали подвергаться дискриминации как в политическом плане, так и в экономическом (в вопросах оплаты труда). Самым очевидным показателем неравного положения мужчин и женщин стала феминизация бедности в силу определенной государственной политики.

Поэтому в новых экономических и политических условиях, сложившихся в стране после распада СССР и перехода к рыночной экономике перед ярославской женской организацией встали новые цели и задачи, главные из которых — социальная защита женщин и детей в условиях перехода к рынку, профессиональная переподготовка женщин и оказание им помощи в организации мелкого и среднего бизнеса.22 В связи с этим деятельность областной организации женщин сосредоточилась на решении таких вопросов, как женская безработица, дискриминация женщин в сфере труда, резкое снижение рождаемости, социальная незащищенность беременных женщин и многодетных семей. В рамках решения данных вопросов были приняты к исполнению ряд программ Союза женщин России, связанных с проблемами женщин, семьи и детей: «За выживание», «Милосердие и здоровье», «Демократия для всех», «Земля — наш общий дом» (контакты с зарубежными женскими организациями), «Детские сады — детям», «Женщины против бедности», «Сельские женщины России», «Пожилые люди России». Но одной из самых важных программ областной организации женщин стала областная программа «Семья», которая предусматривала систему первоочередных мер социального, правового и экономического характера, направленных на поддержку малообеспеченных семей. При всех женских организациях были созданы картотеки семей, нуждающихся в поддержке, им была оказана адресная помощь. При областной организации был создан банк вещей, проводились сезонные ярмарки-распродажи на предприятиях и в учреждениях, заработал фонд социальной поддержки женщин. На идею создания последнего откликнулись трудовые коллективы и руководители предприятий — ЯЗТА, ЯМЗ, ЯЗДА, судостроительного завода и другие. Собранные в фонд средства шли на поддержку малообеспеченных семей, студенческих семей, на оплату за обучение способных детей. Ежегодными стали мероприятия «День пожилого человека», «Рождественский подарок» и благотворительные новогодние елки для нуждающихся. Под опеку женских организаций были взяты детские дома сельских районов области. Областная организация женщин также взяла на себя обязательства по постоянному контролю за выполнением Указов Президента РФ, касающихся вопросов социальной защиты семьи, женщин и детей. В тяжелых экономических условиях 1990-х годов без внимания женских организаций не остались и ветераны и пожилые люди. Так в рамках подготовки к празднованию 50-тилетия Победы прошли акции и мероприятия «Вдовы России», «Труженики тыла», «Дети военных лет», «Женщины — участницы войны», многие из них (например, «Вдовы России») впоследствии стали проводится регулярно.23

В 1991 году областной союз женщин поддержал инициативу Колбешиной Е.И. (входила в состав правления областного союза женщин) о создании в г. Ярославле женской гимназии.24 Гимназия была открыта в 1994 году в качестве структурного подразделения детско-юношеского клуба «Ярославич», а с 1999 года — как муниципальное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Женская гимназия». Ее целью стало «за счет раздельного образования мальчиков и девочек по особым образовательным стандартам повлиять на возрождение ценностей российской семьи и через семью повлиять в целом на общество».

В 1990-е годы Ярославская областная организация женщин стала активно развивать деловые контакты с зарубежными женскими организациями в рамках реализации программы «Земля — наш общий дом», в частности с организациями города-побратима Касселя (Германия). Так немецкие женщины в качестве помощи два раза присылали швейные машинки (76 штук), которые в рамках благотворительности были переданы в территориальные центры социальной поддержки, в больницы, интернаты, общежития и семейные клубы.25 В 1998 году председатель областной организации женщин Плеханова Л.С. в составе делегации Союза женщин России приняла участие во Всемирной встрече солидарности женщин планеты на Кубе (г. Гавана).26 Стали налаживаться контакты с американской женской общественностью.

Женщины в политике: официальные данные на март 2000 г. Фото из международного женского журнала «Диалог женщин». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7854, оп. 2, д. 73, л. 21–22.

Женщины в политике: официальные данные на март 2000 г. Фото из международного женского журнала «Диалог женщин». ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7854, оп. 2, д. 73, л. 21–22.

Новым направление деятельности женской организации в 1990-е гг. стала научно-исследовательская работа по изучению женского вопроса. Так совместно с группой специалистов, созданной в ЯРГУ, была проведена научно-практическая конференция «Женщина в современном обществе». Собранный материал при финансовой поддержке губернатора области А. И. Лисицына в связи с 60-летием Ярославской области был обобщен в сборник информационно-аналитических материалов «Женщины Ярославской области 1975—1995 гг.», имевший три раздела: «Численность и состав женщин в Ярославской области», «Женщина — жена и мать», «Женщина в политике».27 А в 1998 году вышел в свет еще один сборник, посвященный данной тематике — «Женщины Ярославии: права, реальность, перспективы».28

21 октября 1998 года в соответствии с новым ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года областная женская организация прошла перерегистрацию и получила новое название — Ярославское региональное отделение общественной организации «Союз женщин России».29 На очередной областной конференции 6 апреля 1999 года был принят новый Устав организации, по которому региональное отделение стало независимым, самоуправляемым и было вновь переименовано в Ярославскую областную общественную организацию «Ярославский областной союз женщин».30

Большим успехом в деятельности организации стало подписание 6 марта 1998 года Соглашения о сотрудничестве Администрации Ярославской области и женских общественных объединений Ярославской области, которое определило основные направления совместной работы в условиях экономического кризиса.31 Это событие позволило наладить постоянный диалог с местными исполнительными властями в деле решения проблем женщин Ярославской области. После подписания Соглашения был принят «Областной план действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе», а также составлен документ «Основные социальные гарантии, предоставляемые женщинам».32 В последствии подобные соглашения стали постоянными.

В 2001 году по инициативе областного союза женщин было подписано второе Соглашение с губернатором области А. И. Лисициным «О сотрудничестве Администрации области и женских объединений Ярославской области». По нему Администрация области среди прочего брала на себя обязательства по выполнению «Областного плана действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе» и по финансированию областных целевых программ «Семья», «Одаренные дети», «Развитие службы охраны материнства и детства», «Женщины Ярославии». Областные женские организации в свою очередь обязались принимать активное участие в реализации программы социально-экономического развития Ярославской области на 2000—2003 гг. «От выживания к благополучию», продолжить проведение благотворительных акций, активизировать шефство над детскими домами, интернатами, домами престарелых и больницами.33 В 2003 году аналогичное Соглашение о сотрудничестве было подписано с ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия».34

Летом 2002 года ярославской областной организацией женщин был проведен семинар на тему «Женщины в бизнесе» в г. Переславле-Залесском. Целью встречи была популяризация среднего и малого бизнеса среди женщин как одного из перспективных направлений экономического развития нашего региона, а также решение проблем женской безработицы.35

Участники деловой встречи «Женщины в бизнесе». Г. Переславль-Залесский. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7854, оп. 2, д. 75, л. 50. Участники деловой встречи «Женщины в бизнесе». Г. Переславль-Залесский. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7854, оп. 2, д. 75, л. 50.

Участники деловой встречи «Женщины в бизнесе». Г. Переславль-Залесский. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7854, оп. 2, д. 75, л. 50.

В сентябре 2003 года по инициативе женских общественных организаций был проведен I съезд женщин Ярославской области по теме: «Женщины Ярославии в решении проблем материнства и детства». В нем приняли участие 450 человек — представителей самых разных профессий (врачи, учителя, работники культуры, предприниматели, работники сельского хозяйства и т. д.) из всех муниципальных образований области. Значимость этого съезда была подтверждена участием представителей государственной власти, как то Губернатора Ярославской области Лисицына А.И., I заместителя Губернатора области И. И. Скороходовой, главного федерального инспектора Полномочного Представителя Президента в ЦФО А. С. Киселева и других. По итогам съезда было подписано очередное Соглашение о сотрудничестве женских организаций и Администрации Ярославской области.36

Выступление Губернатора области А. И. Лисицына на I съезде женщин Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО. Ф, 7854, оп. 2, д. 76, а, л. 17. Выступление Губернатора области А. И. Лисицына на I съезде женщин Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО. Ф, 7854, оп. 2, д. 76, а, л. 17.

Выступление Губернатора области А. И. Лисицына на I съезде женщин Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО. Ф, 7854, оп. 2, д. 76, а, л. 17.

Участники I съезда женщин Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО. Ф, 7854, оп. 2, д. 76, а, л. 17.

На рубеже тысячелетий женским организациям удалось добиться определенных результатов в политике. Так по области выросла численность женщин, занимающих руководящие должности в органах исполнительной власти до 20%, в муниципальных округах — до 36%.37 Однако в законодательной власти процентное присутствие женщин оставалось на очень низком уровне. В Государственной Думе Ярославской области женщин насчитывалось по-прежнему всего 10%, в самой массовой политической партии «Единая Россия» — всего 4,5% (по данным на 2005 год).38 А согласно выводам ООН только там, где доля женщин приближается к 30% представителей власти, появляются законы и программы, отвечающие интересам женщин. В связи с этим в апреле 2005 года по инициативе областного союза женщин был проведен II съезд женщин Ярославской области по теме «Женщины Ярославии: реальность и перспективы». Были рассмотрены вопросы положения женщин на рынке труда, их участие в принятии решений в законодательных и исполнительных органах власти. По итогам съезда было принято обращение к Правительству Российской Федерации с предложениями среди прочего инициировать принятие законопроекта о квотировании участия женщин в законодательные органы государственной власти.39 Однако данный закон так и не был разработан.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов еще одним важным направлением в деятельности областного союза стала борьба с насилием в семье. Были проведены пленум и конференция по вопросам «Насилие в семье», подготовлены и разосланы по этим вопросам документы в городские и районные организации женщин.40

В рамках благотворительной деятельности неоднократно проводились акции: «Вдовы России», «Женщины города женщинам села», «Рождественский подарок», «Пасхальная неделя».

В 2008 году пост председателя Ярославской областной организации женщин покинула (в связи с трагической гибелью) Плеханова Л.С., занимавшая его на протяжении двадцати лет. На ее место была избрана Хитрова Ольга Владимировна, по сей день являющаяся председателем. Одновременно с этим были приняты небольшие изменения в Уставе организации, после чего она прошла очередную перерегистрацию в органах юстиции.41 Новым руководством также было подписано очередное Соглашение о партнерстве с Правительством Ярославской области вплоть до 2010 года.42

2 марта 2008 года Хитрова О.В. была избрана депутатом Государственной Думы Ярославской области пятого созыва по единому общеобластному избирательному округу от Ярославского регионального отделения политической партии «Единая Россия». 25 марта 2008 года избрана заместителем председателя постоянной комиссии по депутатской деятельности, этике и регламенту Ярославской областной Думы. 8 сентября 2013 года избрана депутатом Ярославской областной Думы шестого созыва по единому общеобластному избирательному округу по списку политической партии «Единая Россия».

С 2008 года Ярославский областной союз женщин осуществляет деятельность в рамках шести основных направлений (в соответствии с утвержденными направлениями на федеральном уровне): «Крепкая семья — стабильное государство», «За обеспечение устойчивого развития и социальной безопасности», «За гарантированное равенство прав и возможностей мужчин и женщин», «Духовность, культура, здоровый образ жизни», «За мир, международное сотрудничество, дружбу» и «Передовая практика, новые идеи, позитивные действия». На сегодняшний день одним из приоритетных направлений деятельности организации является программа «Крепкая семья — стабильное государство!». Основная цель данного направления — содействие повышению роли семьи в обществе, признание общественно-полезной роли материнства, отцовства, защита прав ребенка.

Также с 2011 года областной организацией осуществляется проект «Женские экспедиции» — это выездные образовательные консультации врачей, специалистов по вопросам охраны женского здоровья, психологической помощи семье, экспертов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и юристов для жителей муниципальных районов Ярославской области. Главная задача экспедиций — оказание социальных услуг населению в условиях нехватки узких специалистов в сельской местности и удаленности некоторых населенных пунктов от крупных городов.

Ярославский областной союз женщин (так же как и российский) уникальная в своем роде организация, сочетающая в своей деятельности идеи феминизма и традиционализма одновременно. С одной стороны, в сфере его интересов лежат вопросы, которые присущи как раз гендерной роли женщины в традиционном обществе — это сохранение семейных ценностей, защита материнства и детства. На этот аспект деятельности российских женских организаций в целом накладывает отпечаток их исторически сложившаяся связь с интересами государства и их поддержка государством на протяжении всего XX века. И в этом направлении совместно они достигли значительных социально значимых результатов. С другой стороны, Ярославский областной союз женщин (так же как и многие другие женские организации) вырос из женского движения, поэтому также решает очень широкий круг вопросов, касающихся женского равноправия — это решение вопросов женского трудоустройства, женского бизнеса, женского представительства в органах власти. На сегодняшний день во многих странах мира формально закреплено равноправие мужчин и женщин. Однако, женщин на высоких должностях по-прежнему мало даже в развитых странах, далеко ушедших в решении данного вопроса. Подобная дискриминация даже заставила британский журнал «Elle» в 2016 году еще раз обратить внимание мировой общественности на эту проблему и наглядно проиллюстрировать неравенство полов, вырезав мужчин со всех фотографий важнейших мировых событий. Читателю, таким образом, было показано, как в мире мало женщин на важных позициях в разных сферах. Поэтому в данном направлении все женские организации, в том числе и Ярославский союз женщин, также проводят актуальную и важную работу.

Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О.Н.

  1. Каменева Г. Н. Деятельность женсоветов в решении социальных вопросов: история и современность // KANT № 1(10). 2014 г. С. 83–86.
  2. Председателем Комитета советских женщин с 1968 года была наша землячка Герой Советского Союза, летчик-космонавт В. В. Терешкова
  3. Ф. 7854, оп. 1, д. 1, л. 1.
  4. Там же, д. 2, л. 15–19.
  5. Там же, л. 28, 49.
  6. Там же, л. 74.
  7. Там же, д. 14, л. 2.
  8. Там же, д. 2, л. 57–72.
  9. Там же, д. 15, л. 37.
  10. Там же, л. 25 об.
  11. Там же, д. 26, л. 1, 4, 6.
  12. Там же, л. 32–33; д. 16, л. 13–14.
  13. Там же, д. 31, л. 13–14.
  14. Там же, л. 15–17.
  15. Там же, д. 15, л. 31.
  16. Там же, л. 33.
  17. Там же, л. 36.
  18. Там же, д. 47, л. 3–4.
  19. Там же, д. 45а, л. 1–3.
  20. Там же, д. 58, л. 4.
  21. Там же, оп. 2, д. 28, л. 28–29.
  22. Там же, д. 1, л. 3–5.
  23. Там же, д. 17, л. 1–2; д. 3, л. 16.
  24. Там же, д. 72, л. 1–2.
  25. Там же, д. 17, л. 3.
  26. Там же, д. 38, л. 4.
  27. Там же, д. 22, л. 11; д. 28.
  28. Там же, д. 52.
  29. Там же, д. 37, л. 2.
  30. Там же, д. 57, л. 1–2; д. 55.
  31. Там же, д. 40.
  32. Там же, д. 62а.
  33. Там же, д. 71.
  34. Там же, д. 77а.
  35. Там же, д. 75.
  36. Там же, д. 76а.
  37. Там же, д. 73, л. 20; д. 68, л. 14.
  38. Там же, д. 85, л. 8.
  39. Там же, д. 85.
  40. Там же, д. 72, л. 5.
  41. Там же, д. 104, л. 12–13;д. 103.
  42. Там же, д. 108.

/ 17 февраля 2017 г.