Золотое кольцо
К 50-летию обнаружения маршрута
Д. Н. Чекмасов, главный архивист ГКУ ЯО ГАЯО
Ю. Н. Маркаров. Золотое Кольцо России (В. Попадейкин, В. Струков. Золотое Кольцо. М.: Физкультура и спорт, 1975)
Ю. Н. Маркаров. Золотое Кольцо России (В. Попадейкин, В. Струков. Золотое Кольцо. М.: Физкультура и спорт, 1975)
7 ноября 1967 года вся Советская страна широко отмечала важнейшую дату — полувековой юбилей Октябрьской революции. В это время три специальных корреспондента газеты «Советская культура» — органа Минкульта СССР — Юрий Бычков, Александр Фомин и В. Жегис находились далеко от основных центров торжеств — в городе Покрове Владимирской области. Так начиналось открытие новой достопримечательности России — ее Золотого Кольца. Теперь настала очередь полувекового юбилея и для этого хрестоматийного, как будто существовавшего всегда, маршрута, от времени создания которого мы отстоим так же далеко, как его авторы тогда отстояли от октября 1917 года. Нынешний юбилей дает повод поразмышлять о феномене того, что древние римляне называли otium — досуга, занятий, отличных от основной деятельности, а именно — о внутреннем туризме и месте Ярославского края в нём, его «достопримечательности», при этом, не вдаваясь в трюизмы о богатстве края на первоклассные исторические памятники, их красоте и известности, сразу перейдем к фактам.
За два года до отмены в России крепостного права в ярославской типографии Германа Фалька издается Путеводитель по Ярославской губернии1, издание которого курировал лично губернатор Бутурлин. К сожалению, автор путеводителя не сообщает нам о том, на какого читателя он ориентировался при создании своей книги, однако ее состав, выдержанный на высоте тогдашней статистики, делает ее для нас универсальной энциклопедией о губернии полуторавековой давности. Содержание книги составляют краткий исторический очерк территории губернии с долетописных времен по середину XIX века, географический и статистический очерки губернии и подробное описание её городов и уездов по схеме «Летопись — святыни — гражданские здания — нынешнее положение города — население — казенные здания — общественные здания — частные здания и здания для общественных собраний — торговля и промышленность — замечательные места в уезде»2. Большую часть книги занимают описание двух городов Золотго Кольца — Ярославля и Ростова; описания уездных городов более скупы и объединены в два раздела: города «при Волге» и «за Волгой».
В следующем, 1860 году, в той типографии печатается «Церковно-археологическое описание города Ярославля»3, автор которого прямо говорит, что ставит перед собой задачу дать обстоятельное описание всех городских церквей и хранящихся в них реликвий и предназначает свой труд в первую очередь для паломников по святым местам: «Ярославлю на долю выпал счастливый жребий стоять на пути от севера к югу. Богомольцы, идущие из Киева, Воронежа, Лавры Сергиевой и других мест к святыне Вологодской, в обитель Соловецкую и обратно, не минуют Ярославля… Счастливым бы я почёл себя, еслиб сие сочинение каждому любознательному страннику дало полную возможность узнать все святыни Богоспасаемого Ярославля, как заветные его достопримечательности»4.
Итак, «экскурсант» середины — второй половины XIX века предстает перед нами либо богомольцем, либо человеком любопытствующим, располагающим временем и средствами на путешествия, которые, впрочем, вскоре облегчат уже прокладывающиеся по стране линии железных дорог. Думается, мы не ошибемся, если скажем, что таких людей на фоне основной массы населения в то время было не так уж и много.
Другим, более массовым типом «туриста-экскурсанта» в пореформенное и — более широко — в дореволюционное время были учащиеся различных, год от года умножающихся, учебных заведений — от гимназий до училищ и университетов, и Ярославская губерния и здесь не стоит в стороне от главных туристических маршрутов.
Так, например, в 1910 году, среди прочих, Ярославскую губернию дважды посетили учащиеся Императорского Строгановского училища с экскурсиями по памятникам архитектуры Ростова, учащиеся Санкт-Петербургской земской учительской школы с посещением Углича, Ростова и Ярославля, а также ученицы Верского женского монастыря Гродненской губернии с экскурсией в Ростов и Ярославль5. В 1911 году памятники Ростова, Ярославля и Углича посещали экскурсии учащихся из Санкт-Петербурга, Кашина, Череповца, Мурома, Нижнего Новгорода, Москвы, Полтавской и Казанской губерний6. А за одно лето 1913 года только обслуженных обществом «Молодая жизнь» экскурсий через Ярославль прошло около 40, с общим количеством экскурсантов около 1000 человек7.
Поток учащихся был настолько велик, что нам остается только удивляться, как город умудрялся справляться с ним своими мизерными средствами. В мае 1912 года председатель Ярославской комиссии по организации учебно-воспитательных экскурсий писал городскую управу в очередном прошении о субсидии: «Директора многих средних учебных заведений обращаются в Ярославскую экскурсионную комиссию, состоящую при реальном училище, с просьбой дать приём имеющим прибыть в Ярославль на каникулах экскурсиям учеников. К услугам экскурсантов имеется одна комната в здании реального училища в 25-ю матрацами и 2-мя кроватями… Ввиду того несомненно огромного образовательного значения, которое оказывают на учащихся экскурсии вообще и, имея ввиду также репутацию Ярославля как старинного, чисто русского города, имею честь вторично обратиться в городскую думу с покорнейшей просьбой прийти на помощь экскурсионной комиссии…»8 Господа гласные в ответ субсидировали комиссию 50 рублями на покрытие текущих расходов.
Однако Первая Мировая война, повсеместное удорожание жизни, а затем революции и гражданская война поставили крест и на этом, начинавшем уже налаживаться, институте школьных и университетских экскурсий.
Осенью 1925 года сотрудники Петроградского экскурсионного института Иван Михайлович Гревс и Николай Павлович Анциферов совершили поездку по маршруту «Ростов — Кострома — Нижний Новгород — Владимир» — эти города привлекали И. М. Гревса как медиевиста в свете его метода исследования, который он называл «локальный метод изучения исторических явлений», суть которого состояла в том, что ландшафт, на фоне которого произошли исторические события, является полноценным источником информации о них9. Публикатор заметок Н. П. Анциферова Ирина Александровна Голубева справедливо замечает, что маршрут, по которому ученые проехали в 1925 году, во многом совпадает с маршрутом, совершенным осенью 1967 года специальными корреспондентами газеты «Советская культура» (с чего мы начали наш рассказ)10. Заметки Н. П. Анциферова дают представление о состоянии памятников Золотого Кольца в середине 1920-х годов в глазах образованного человека, автора собственной теории восприятия среды, ключевым понятием в которой была «душа города»11.
В Ростове Анциферов посетил Архиерейский дом: «Одна из башен светилась. По шатровой крыше мелькал силуэт пожарного. Это теперь пожарная каланча»12. Ученые сделали доклады в Кекинской гимназии, посещали Спасо-Яковлевский монастырь и деревянную церковь Иоанна Богослова на Ишне: «Церковь бедная. Вся утварь из дерева или из олова. Деревянные подсвечники, венцы, оловянная чаша. Прекрасные позолоченные царские врата»13.
В Ярославле перед Гревсом и Анциферовым предстал «ландшафт… изукрашенный разнообразными церквами»14. Обращают внимание ученого и последствия событий июля 1918 года: «Лицей, который я видел в руинах еще весной, разрушен до основания. Все значительные здания изувечены. Ярославль — истерзанный город»15. Однако памятники старины (Богоявленская и Предтеченская церкви) все равно захватывают его: «Эти храмы лишены благородной простоты и смиренной ясности бедных псковских и новгородских храмов. Они выросли на почве зрелой культуры, стремящейся к изысканности и сложности»16. И далее: «Утром осматривали Илью Пророка. Показывал Н. Г. Первухин… Он трактует эту живопись как сказку. Да, это сказка. Но не благоговейный рассказ о лицах иных. Это то слово «сказка», которое мы сочетаем с 1001-й ночью»17.
Однако идеи Анциферова и Гревса, их видение памятников старины, как и видение старых членов бывшей Ярославской губернской ученой архивной комиссии, стояли в разрез с политикой советского государства и были похоронены так называемым «Академическим делом» 1929—1931 гг. и разгромом отделений Центрального бюро краеведения в провинции18.
Тем не менее, экскурсионно-туристическая работа предполагалась и при социализме. В делах Ярославского губоно сохранился список из 33 пунктов города Ярославля, на которые осуществлялись экскурсии в конце 1920-х гг. Подавляющее большинство — 24 пункта — это фабрики, заводы и другие производственные предприятия — от фабрики пожарных рукавов «Штаб революции», автомобильного завода имени Дзержинского и государственного тормозного завода до городского водопровода, метеорологической станции и плодового питомника коммунхоза19. Остальные 9 пунктов все же традиционны: отделы естественноисторического музея, музей книги, охраны труда, историко-бытовой и реставрационные мастерские; последние подразумевали и осмотр памятников архитектуры20.
В конце апреля 1929 года прошло совещание агитпропотдела Ярославского губкома ВКП(б), на котором были приняты предложения по экскурсионной работе в губернии, среди основных из которых — создание общежития для экскурсантов и экскурсионного бюро при губернском отделе народного образования, а также установление «твердых дней» для экскурсий рабочих, для чего необходимо было созвать совещание директоров фабрик и заводов губернии21 — существовавшие в то время «пятидневки» и «шестидневки» с плавающим выходным днем мало способствовали длительным и групповым экскурсиям.
Такая картина в более-менее целом виде сохранялась некоторое время, а с 1940 года (исключая, разумеется, годы Великой Отечественной войны), с переходом на восьмичасовой рабочий день и непрерывную рабочую неделю, туризм и вовсе стал, как до революции, уделом школьников и студентов на время каникул, либо групп рабочих одного предприятия на время коллективных отпусков.
Существенный перелом произошёл во второй половине 1960-х годов. Эта эпоха сначала коренным образом изменила представление советского, да и современного, человека на то, как надо жить: вместо одной или двух комнат в большой квартире с подселением чужих семей и общими кухней и санузлом, как издавна жило в городах большинство населения страны, теперь слово «жилище» непременно обозначало отельную квартиру, собственное приватное пространство одной семьи, где она может единолично пользоваться всем пространством. Затем поменялось и представление о том, как можно и нужно отдыхать: 7 марта 1967 года ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС издали постановление № 199 «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями»22. Полвека потребовалось советской власти на то, чтобы сформировать привычное уже нам разделение свободного и рабочего времени. И этому нашему образу жизни всего 50 лет, а до этого о двух выходных в неделю нельзя было и мечтать!
Теперь потенциальный турист, экскурсант — это не только школьник в группе своих одноклассников в летнем лагере или передовик производства среди, опять же, группы своих коллег на ВСХВ или южном курорте. Теперь эта роскошь — единолично распоряжаться собственными 48-ю часами — доступна любому и каждому. И именно маршрут по старинным русским городам Залесья и Северо-Восточной Руси стал первым «полигоном» для обкатки новых досуговых возможностей советского человека. «Смеем утверждать», — пишут специальные корреспонденты газеты «Советская культура» Ю. Бычков и А. Фомин — «что туристская поездка во Владимир и Суздаль — наилучший вариант толкового и полезного использования недавно обретенных двух выходных дней»23. Газета напечатала только пять статей из цикла о путешествии по маршруту Покров — Владимир — Суздаль — Иваново — Шуя — Кинешма — Щелыково (музей-усадьба А. Н Островского) — Судиславль — Кострома — Ярославль — Ростов — Переславль-Залесский — Загорск (ныне Сергиев-Посад) — Москва — именно такой был предложенный авторами канон. Цикл заканчивается в номере от 12 декабря 1967 года на очерке о Костроме, в котором авторы рассуждают между прочим о том, что неплохо было бы передать здание бывшего костромского дома офицеров под выставочный зал местных художников, в том числе и тех, которые не принадлежат к советскому академическому мейнстриму24. Возможно, кто-то наверху посчитал, что журналисты лезут не в свое дело, а может их рассуждения в другой заметке о том, что «крест на бывшей церкви для абсолютного большинства — лишь элемент композиции»25 оказались слишком смелыми для своего времени, но цикл, повторимся, странным образом оборвался, лишив читателя рассказов о Ярославле, Ростове, Переславле-Залесском и Загорске.
Казалось бы, идея с «Золотым Кольцом» была обречена на забвение — действительно, в просмотренных нами документах Отдела культуры Ярославского облисполкома за 1967 и 1968 гг. она никак не отразилась, но всего пять незаконченных заметок в один столбец на второй странице газеты общесоюзного министерства сделали свое дело — в одной из справок того же отдела культуры отмечается заметный рост посещаемости музеев: если в 1966 году музеи Ярославской области посетило ок. 650 тысяч человек, то в 1968 — 820 тысяч, а экскурсий было проведено соответственно 9558 и 1244026. Одновременно планируется издание путеводителей по Переславлю, Ростову и Ярославлю27. Возникает мысль о большей специализации музеев — созданный ещё в 1959 году объединенный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник оказывается слишком громоздким в новых условиях. В июле 1969 года управление культуры облисполкома в направленных в минкультуры РСФСР предложениях об организации самостоятельного Ростовского музея-заповедника между прочим отмечает и роль включения Ростова в «систему «Золотое кольцо»28. В это время появляются и новые музеи: по решению Ярославского облисполкома от 27 мая 1968 года № 368 создается мемориальный музей Л. В. Собинова на правах филиала музея-заповедника29, а распоряжением от 3 декабря того же года № 377-р облисполком выделяет материалы для проведения капитального ремонта дома № 23 по Волжской набережной для организации в нем художественного музея30.
30 мая 1969 года ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС издали постановление № 411 «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В нем констатировалась слаборазвитость туристической инфраструктуры, которая не справлялась с «возросшими потребностями трудящихся»31. Для исправления этой ситуации должны были быть приняты «меры к массовому развитию туризма и экскурсий среди трудящихся и учащейся молодежи»32, среди которых, помимо создания туристических лагерей и пунктов проката туристического снаряжения, местным органам власти предлагалось «организовывать и широко пропагандировать маршруты туристских походов, путешествий и экскурсий, рассчитанные на дни отдыха, время отпусков, каникул»33, а роль главного органа по туризму и экскурсиям возлагалась на Центральный Совет профсоюзов. Предполагалось, что к 1975 году туристическо-экскурсионных услуг будет оказываться на 1,4 миллиарда рублей в год, а количество мест в гостиницах, кемпингах и туристических базах будет увеличено на 200 тысяч34.
К этому времени вновь актуализировалась идея двухлетней давности с «Золотым Кольцом» — 28 мая 1969 года распоряжением № 160-р Ярославский облисполком разрешает Управлению культуры провести «межобластное совещание по вопросам организации туристского маршрута «Золотое кольцо»35.
Пригласительный билет на научно-методическую конференцию «Памятники истории и культуры Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской областей („Золотое кольцо“) и вопросы туризма». ГАЯО. Ф. Р-817. Оп. 2. Д. 282. Л. 1
Пригласительный билет на научно-методическую конференцию «Памятники истории и культуры Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской областей („Золотое кольцо“) и вопросы туризма». ГАЯО. Ф. Р-817. Оп. 2. Д. 282. Л. 1
Совещание, а вернее, научно-методическая конференция «Памятники истории и культуры Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской областей („Золотое кольцо“) и вопросы туризма» проходила 3—4 июля 1969 года в Ярославском доме политпросвещения на улице Собинова36. Председательствовал на конференции председатель Президиума Центрального совета ВООПИК, заместитель председателя Совмина РСФСР, Вячеслав Иванович Кочемасов; в состав президиума конференции входили начальник Управления по иностранному туризму при СМ РСФСР К. В. Крупин, председатель Центрального совета по туризму ВЦСПС А. Х. Абуков, первый секретарь Ярославского обкома КПСС Ф. И. Лощенков, председатель Ярославского облисполкома В. Ф. Торопов, председатель ярославского горисполкома Ю. Д. Кириллов, заместители председателей и начальники управлений культуры Ивановской, Костромской, Владимирской и Московской областей37.
Задачей конференции было обсудить проблемы использования памятников Золотого Кольца и выработать рекомендации по массовой организации туризма по ним38.
Ярославль. Дом политпросвещения. Открытка. М.: Советский художник. 1965
Ярославль. Дом политпросвещения. Открытка. М.: Советский художник. 1965
Во вступительной речи председатель конференции отметил неподготовленность местных органов управления к возросшему потоку туристов, который «буквально захлестывает» некоторые места и памятники39. Член Президиума ВООПИК П. П. Ревякин в своем выступлении предложил создать систему «больших государственных экспозиций… по кольцевым маршрутам в разных направлениях от Москвы с использованием всех видов транспорта»40, первым из которых должно было стать Золотое Кольцо. Касаясь истории создания маршрута, П. П. Ревякин сообщил, что идею корреспондентов «Советской культуры» подхватил ВООПИК, который летом 1968 года отправил экспедицию по городам «Кольца» с целью изучения подготовленности маршрута для массового туризма. В ходе своей работы экспедиция «встречалась с представителями исполкомов городов и общественных организаций для получения оценки своих предложений, а также дополнений со стороны местных организаций, причем по каждой области эти встречи завершались совещаниями в обкомах КПСС»41.
Главный инженер института «Гипрогор» В. Г. Фалеев отметил основную на тот момент проблему Золотого Кольца — его растянутость на 5 областей и необходимость развивать систему туризма в комплексе42. Для её решения он предлагал разработать специальную районную планировку Золотого Кольца, которая включала бы оценку туристического потока по городам «Кольца», расчет мощностей местной туристической индустрии, вопросы размещения туристических учреждений, анализ условий среды, транспортных связей и т. д.43
В заключение конференции специальная комиссия выработала рекомендации по развитию туристической индустрии Золотого Кольца (которых, к сожалению, в деле не имеется), что дает конференции характер учредительной и делает Ярославль поистине городом-колыбелью нового туристического маршрута!
10 лет спустя, в 1979 году, Ярославский областной Совет по туризму и экскурсиям обслужил более полумиллиона туристов и почти два миллиона экскурсантов, услуг было оказано на 9 миллионов рублей44.
Со временем маршрут «Золотое Кольцо» не утратил своей популярности, напротив, его города — это классические места для проведения отдыха в выходные и каникулы. Прошедшие полвека только упрочили эту роль.
Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Ярославгражданпроект». Перспективная схема развития туризма в Ярославской области. Ярославская область в системе маршрутов «Золотое кольцо». 1984—1989 гг. ГАЯО. Ф. Р-939. Оп. 6Т. Д. 15. Л. 2, 8, 9 Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Ярославгражданпроект». Перспективная схема развития туризма в Ярославской области. Ярославская область в системе маршрутов «Золотое кольцо». 1984—1989 гг. ГАЯО. Ф. Р-939. Оп. 6Т. Д. 15. Л. 2, 8, 9 Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Ярославгражданпроект». Перспективная схема развития туризма в Ярославской области. Ярославская область в системе маршрутов «Золотое кольцо». 1984—1989 гг. ГАЯО. Ф. Р-939. Оп. 6Т. Д. 15. Л. 2, 8, 9
Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Ярославгражданпроект». Перспективная схема развития туризма в Ярославской области. Ярославская область в системе маршрутов «Золотое кольцо». 1984—1989 гг. ГАЯО. Ф. Р-939. Оп. 6Т. Д. 15. Л. 2, 8, 9
- ↑ Путеводитель по Ярославской губернии, составленный, под руководством начальника Ярославской губернии А. П. Бутурлина, членом корреспондентом Ярославского губернского статистического комитета Ф. Н-м и изданный членом-корреспондентом того же комитета угличским 1-й гильдии купцом, потомственным почетным гражданином Н. М. Журавлевым. Ярославль, 1859. 379 С.
- ↑ Путеводитель по Ярославской губернии. Ярославль, 1859. С. 128.
- ↑ Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860. XVIII+291 °C.
- ↑ Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860. С. XV, XVI.
- ↑ ГАЯО. Ф. 509. Оп. 1. Д. 2921. Л. 1, 1 об.
- ↑ Там же. Л. 1 об. — 2 об.
- ↑ ГАЯО. Ф. 509. Оп. 1. Д. 2959 Л. 4.
- ↑ ГАЯО. Ф. 562. Оп. 1. Д. 43. Л. 23, 23 об.
- ↑ См.: И. А. Голубева. «Все это краеведы-энтузиасты…полные благородства и гордости старинной». Заметки Н. П. Анциферова о поездке с И. М. Гревсом по древнерусским городам в 1925 г. // Отечественные архивы. 2017. № 5. С. 85–87. Автор публикации приносит благодарность Евгению Леонидовичу Гузанову за указание на эти материалы.
- ↑ Там же. С. 88.
- ↑ См.: Музееведческая мысль в России XVIII — XX веков. Сборник документов и материалов. М., 2010. С. 513, 514.
- ↑ И. А. Голубева. Указ. соч. С. 91.
- ↑ Там же.
- ↑ Там же. С. 92.
- ↑ Там же.
- ↑ Там же.
- ↑ Там же. С. 93.
- ↑ Подробнее об этом см.: А. М. Селиванов. Историческое краеведение: накопление и развитие краеведческих знаний в России (XVIII — XX вв.). Ярославль, 2005. С. 233–240.
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-1076. Оп. 1. Д. 72. Л. 147.
- ↑ Там же.
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-1076. Оп. 1. Д. 72. Л. 24.
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-2380. Оп. 1. Д. 546. Л. 182.
- ↑ Ю. Бычков, А. Фомин. «Золотое Кольцо»: старое и новое // Советская культура. 1967. 25 ноября. № 139 (2254). С. 2.
- ↑ Ю. Бычков, А. Фомин. «Золотое Кольцо»: осуществимая мечта // Советская культура. 1967. 12 декабря. № 146 (2261). С. 2.
- ↑ Ю. Бычков, А. Фомин. «Золотое Кольцо»: старое и новое // Советская культура. 1967. 25 ноября. № 139 (2254). С. 2.
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-817. Оп. 2. Д. 258. Л. 28.
- ↑ Там же. Л. 182.
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-817. Оп. 2. Д. 308. Л. 42. Сам музей-заповедник был создан по решению облисполкома от 19 марта 1969 года № 201 (ГАЯО. Ф. Р-817. Оп. 2. Д. 285. Л. 3).
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-817. Оп. 2. Д. 255. Л. 29, 30.
- ↑ Там же. Л. 54.
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-2380. Оп. 1. Д. 577. Л. 28.
- ↑ Там же. Л. 28 об.
- ↑ Там же
- ↑ Там же. Л. 29.
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-817. Оп. 2. Д. 285. Л. 31.
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-817. Оп. 2. Д. 282. Л. 1а.
- ↑ Там же. Л. 5.
- ↑ Там же. Л. 35, 37.
- ↑ Там же. Л. 38.
- ↑ Там же. Л. 43, 44.
- ↑ Там же. Л. 47.
- ↑ Там же. Л. 116.
- ↑ Там же. Л. 116, 117.
- ↑ ГАЯО. Ф. Р-872. Оп. 6Т. Д. 1078. Л. 1.
/ 08 декабря 2017 г.