/ Главная → Пресс-центр → Публикации → Миф и реальность усадьбы Знаменское Тютчевых: дружба, муза и поэзия
В настоящее время на территории Угличского муниципального района в границах Головинского сельского поселения существует территориальный локус под названием «Знаменское», бывшая усадьба дворян Тютчевых, той генетически обособленной ветви рода, по которой происходил выдающийся дипломат, философ и поэт Ф. И. Тютчев.
Т. А. Третьякова, к. и. н.,
директор филиала ГКУ ЯО «Государственный архив Ярославской области» в городе Угличе
Знаменское — типичная усадьба среднепоместных дворян центрального региона России с определенной организацией усадебного жизненного пространства. В границах своего культурно-исторического поля Знаменское влияло на формирование местного социума, функционально структурируя сословные взаимоотношения местного сообщества. Знаменское сублимируется в контексте дворянской культуры, соответствуя историко-культурным параметрам дворянской усадьбы, как то, природно-ландшафтный и хозяйственно-экономический аспекты организации её жизненного пространства, статус как усадьбы, уклад жизни и пр.
С точки зрения становления и формирования личности Ф. И. Тютчева имеет значение изучение истории его семьи и рода, в том числе в связи с усадьбой Знаменское. В усадьбе Знаменское Мышкинского уезда семейство находит приют и спасение в год лихолетья —
Память о Тютчевых сохраняется в Угличско-Мышкинском Верхневолжье до настоящего времени и в духовном, и в материальном воплощении: еще стоит, хотя и в руинированном виде, усадьба Знаменское с остатками парка, старым домом, храмом; местные исследователи активно занимаются историей рода. Определить перспективу исторического поиска и востребованности, наверное, это главное, что мог сделать Ф. И. Тютчев для своей прародины. Культурно-историческая перспектива этого места определяется историческими и культурными преференциями, детерминируемыми административным ресурсом Угличского муниципального района и Ярославской области с привлечением общественности, российских и региональных ученых. В рамках перспективного использования территориального локуса Знаменское возможно создание культурно-исторического кластера в целях изучения дворянской культуры Угличско-Мышкинского Верхневолжья, и в целом, Ярославской земли; создание природно-ландшафтного заповедника; музеефикация Знаменского как родовой усадьбы дворян Тютчевых с акцентированием на личности Ф. И. Тютчева, реконструкция усадебного быта с наполнением этнографическим элементом, в том числе использованием преданий и легенд, касающихся здешних мест.
Предания и легенды обеспечивают негенетическую память поколений, связь поколений, колерируют живую картину быта, обуславливают связь с реальностью, поскольку в своей подоплеке в той или иной мере основаны на бывших некогда реалиях. Относя предания и легенды к мифологизирующим составляющим жизненного пространства дворянской усадьбы, нельзя забывать об адекватном к ним отношении. В настоящее время предания и легенды часто трансформируются в мифы, и как следствие, мифологизируется дворянская усадьба и, в целом, дворянская культура. Попытки реанимировать дворянскую усадьбу и дворянскую культуру мифом, через искаженное восприятие преданий, легенд и реальности не рациональны, и порой очень опасны, можно «заиграться».
Но обратимся вновь к Знаменскому, и на его примере попытаемся осмыслить взаимосвязь реальных и легендарных событий, фактов, учитывая их значение в исследовании истории рода дворян Тютчевых. Не вызывает сомнений то, что на развитие личности, формирование её жизненного кредо, моральных доминант и интеллектуальных характеристик влияют творческие и деловые связи, родственное и дружеское окружение, круг общения, который всегда бывает многообразен и многолик и по типам и типажам, и по поведенческим формам и характеристикам персоналий. В контексте же нашего рассуждения, интерес представляют семейные отношения и круг общения Тютчевых, владельцев усадьбы Знаменское, в период
Одним из совладельцев Знаменского в
В 1848 году по различным семейным обстоятельствам Николай Николаевич Тютчев продал свою часть усадьбы старшему брату Алексею Николаевичу. Продажа недвижимости не изменила родственных отношений между братьями и их семействами. Николай Николаевич с семьей продолжал приезжать в Знаменское как в родовую усадьбу, проявлял интерес к судьбе её обитателей. Для примера упомянем заграничную поездку летом 1862 года: Николай Николаевич с супругой Александрой Петровной (урожденной
Обратим внимание лишь на один адресат переписки — семейство Цвет. Екатерина Алексеевна Цвет, урожденная Тютчева, была старшей дочерью Алексея Николаевича Тютчева и приходилась племянницей Николаю Николаевичу Тютчеву. Её брак с Семеном Николаевичем Цветом венчался 1 июня 1862 года, в канун заграничной поездки дядиного семейства, в родовом приходе — в с. Знаменском Мышкинского уезда3. Семен Николаевич Цвет — коллежский асессор, чиновник особых поручений при Министерстве финансов, придерживался либеральных взглядов. В 1861 году состоял секретарем экспедиции в плавании трех корветов под начальством адмирала А. А. Попова, за «либеральные речи» и протесты против телесных наказаний был высажен в Англии до окончания экспедиции и возвратился в Санкт-Петербург.
О родственных отношениях Тютчевых и Знаменском знал ещё один человек, о чем, также, оставил записи в своём дневнике. Более того, и с С. Н. Цветом, и с Н. Н. Тютчевым близко общался, для кого последний был истинный благодетель и попечитель, в контексте же наших рассуждений эта фигура привносит мифологизирующий детерминант в историю рода Тютчевых и историю Знаменского. Этот человек, как и Николай Николаевич Тютчев, тоже вызывал неоднозначные оценки современников. Полистаем ту часть дневника, в которой записи составлены в виде писем к знакомому уже нам адресату — Семену Николаевичу Цвету:
Санкт-Петербург, 20 ноября 1861 года,
«Я была оторвана от пера визитом прощальным Николая Николаевича Тютчева. Я не очень здорова, потому эти дни не была у них, и он сказал мужу вчера (воскресенье), что он придет ко мне; шутил, по обыкновению, над силой моих молитв и рекомендовал особенно их направить на некоторые пункты… Николай Николаевич прочитал несколько строк из писанного в этой тетради и сказал, что вам это будет приятно прочесть… Послушайте: вы счастливый человек, однако ж: посмотрите, как все мы вас любим. Одно то чего стоит, что Николай Николаевич ни о ком в мире не говорит с такою нежностью… Тютчевы едут к родне… и, вероятно, все рождественские праздники проведут там же или в Москве. Весьма разумно!»4;
Санкт-Петербург, 22 ноября 1861 года, утро —
«Вчера утром Констанция и Саша проводили Николая Николаевича и его семью на железную дорогу; Александр Васильевич тоже провожал; оттуда в карете за мною заехали. Третьего дня вечером муж ходил проститься с Тютчевыми…»5;
Санкт-Петербург, 25 ноября 1861 года, утро —
«Вчера, пятница 24 ноября, мы провели день у Александры Бальтазаровны; нам хотелось праздновать этот день, так как и Тютчевы его праздновали там, в Знаменском, куда они уже приехали. От них получили из Твери коротенькую записку (в приготовленном здесь заранее конверте и надписанном Констанциею!), что дорога хороша, они здоровы, реки безопасны и что они имели удовольствие встретить в Твери выехавших к ним навстречу Маслова и Сергея Николаевича Тютчева, чтобы вместе отправиться в Знаменское»6;
Санкт-Петербург, 18 декабря 1861 года, утро —
«Вчера, воскресенье, у Тютчевых были; слышали, во
Автор этих записей о себе писала, что церемонные визиты давно оставила и уже давно порвала со светом, но
Да. Близкий друг семейства Николая Николаевича Тютчева, знавший об их родственниках, о Знаменском, — Анна Петровна Керн. Во времена знакомства и дружбы с Тютчевыми (с
В качестве резюме позволим себе небольшое рассуждение: поскольку вульгаризация восприятия жизненного пространства современности огрубляет восприятие ретроинформации и в определенной степени деструктурирует перспективу в культурном развитии общества, а аннигиляция традиций, в том числе и усадебной жизни, выхолостила эстетизирующее начало в нашей культуре (как бы это ни странно звучало), то при изучении истории рода, истории усадьбы, дворянской культуры и, в целом, российской культуры в какой степени дозволенности следует использовать мифологизирующий элемент, имеет ли это использование этические градации и каков при этом некий культурно-исторический коэффициент полезного действия в аспекте наполняемости культурного пространства той или иной территории.
IV Романовские чтения: Династия Романовых в судьбах российских земель. Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова.
24 марта 2011 года.
/ 25 октября 2011 г.