/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииОб отце Евгении Переславском. Судьба священника в России в начале ХХ века

Об отце Евгении Переславском. Судьба священника в России в начале ХХ века

«…насколько я, иерей, служитель Бога, должен стоять
теперь свято и высоко в нравственной жизни,
чтобы быть достойным того
уважения, которое воздает мне
чистый сердцем народ!…»

О. Евгений (Елховский)
«Мои воспоминания»

 

1

Мировые потрясения ХХ века не обошли стороной и Россию, более того, здесь они приобрели катастрофический характер. Крушение Российской империи, во многом вызванное I мировой войной, продолжилось у нас войной Гражданской, в ходе которой погибло несколько миллионов человек, экономика была разрушена, а социальная атмосфера крайне напряжена. Полный крах прежних государственных порядков в результате революции привело к невиданному классовому ожесточению, когда взявшие власть большевики повели репрессивную политику по отношению ко многим представителям прежней власти, администрации, военным. В этом числе оказались и религиозные деятели, иерархи церкви, служители, и простые миряне, потому что идеология коммунизма была атеистической, и более того, она была «новой религией», что помогло обеспечить ему победу, хотя и обострило противостояние.

Несомненно, что новая, советская власть не могла просто «запретить» религию, имея в стране подавляющий процент православного населения даже в тридцатых годах. Однако уже с 1918 года на церковь обрушились всевозможные репрессии: расстрелы служителей, начиная с высших иерархов, митрополитов Владимира и Вениамина, конфискации, запреты служения и многие другие гонения. На избранного в то время патриарха Тихона оказывалось постоянное давление, сыпались обвинения в поддержке контрреволюции, особенно после его обращения к властям с призывом обуздать бесчеловечный террор. Многие служители церкви и религиозные деятели покинули страну, многие были уничтожены или заключены в лагеря и тюрьмы. Многочисленные храмы подверглись разграблению и разрушению, что происходило вплоть до 80-х годов прошлого века. Однако при всех этих обстоятельствах церковная жизнь не прекращалась, она теплилась в столицах и городах, а зачастую и в селах, если находился достаточно стойкий священник и клир.

По-разному складывались судьбы священства. Так, священник и философ Сергей Булгаков эмигрировал, стал заметным религиозным деятелем, святитель Лука Войно — Ясенецкий наряду с церковным служением успешно освоил медицину, стал видным военным хирургом, лауреатом Сталинской премии, а философ о. Павел Флоренский был расстрелян на Соловках в 1937 году.

Одним из ярких, типических примеров жизни российского священства является личность нашего земляка протоиерея Евгения Андреевича Елховского, человека трудной и высокой судьбы. Обладая глубокой, выстраданной верой, музыкальным, педагогическим и писательским талантом, он не прерывал церковного служения, в самые трудные времена не покидал свою паству и принял свою участь как высшее духовное испытание.

Родился он 26 февраля 1869 года в селе Пустоши Судогодского уезда Владимирской губернии, в семье псаломщика. Учился в Духовном училище, в 1891 году окончил курс Владимирской Духовной семинарии. После этого с 22 августа 1891 г. по 16 ноября 1895 г. был учителем в народной школе при Уршельской хрустальной фабрике.2

В 1895 году 9 ноября Евгений Елховский рукоположен во дьякона, а 21 ноября — во иерея к храмам Переславля Залесского — Введенскому и Сорокосвятскому.3

Храмы во имя Введения Пр. Богородицы и во имя Сорока мучеников. Переславль-Залесский

Храмы во имя Введения Пр. Богородицы и во имя Сорока мучеников. Переславль-Залесский 4

Из «Воспоминаний» о. Евгения: «Теперь мне предстояло возвратиться на Уршел, собрать свое имение и переправить его в Переславль. Но перед этим захотелось нам побывать на обеих родинах, повидаться и проститься с родными, быть может, на долгое время, и мы тогда с Сашей [Александра Алексеевна Елховская] приезжали на сутки в Шекшово, а отсюда собрались в Пустоша. Проезжая обратно на Уршел, я здесь, ввиду наступавшего в завтрашний день праздника, остановился, и поутру служил впервые самостоятельно (без указки) обедню… По приезде сюда [в Переславль], в первые же дни брат повел нас показать мой приход с церквами, на самой окраине города. Оказалось, что между двух улиц прихода (называется Рыбной слободой) здесь протекает река Трубеж, и на конце слободы, при впадении реки в озеро, по обеим сторонам ее, два храма. На правой стороне — Введенский, бывший больше ста лет том назад женский монастырь, а на левой — Четыредесятский. Это и был мой приход».5

С 1896 года о. Евгений стал законоучителем в Христорождественской церковно-приходской школе, в том же году был выбран членом уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета, кем и состоял до революции 1917 года. Был награжден орденом Анны третьей степени.6

Отец Евгений и Александра Алексеевна Елховские с детьми

Отец Евгений и Александра Алексеевна Елховские с детьми 7

С октября 1907 года отец Евгений служил в Переславль-Залесском женском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца и был законоучителем в монастырской церковно-приходской школе.8

Из «Воспоминаний» о. Евгения: «Первая моя служба была здесь 31 октября 1907 года, когда я еще не успел переправить сюда всего, что имелось в Рыбаках. На литургии говорил первое приветственное слово. И какая же разница была в этой службе с рыбацкой! Вот где, подумалось мне, можно и самому отнестись усердней к службе церковной, да и помолиться в отраду души! К этому невольно как-то настраивало меня и прекрасное пение, сравнительно с Рыбаками, и внятное, отчетливое и неспешное чтение. Я сразу душой своей ожил, я нашел здесь себе соответствие природной настроенности, во мне пробуждалось здесь то чувство услады от Божественной службы, которое было придавлено там в приходе среди иной обстановки».9

О наступлении нового времени с приходом новой власти в 1917 году о. Евгений вспоминает так: «…А тут подошел год революции. Не испытавши и не видавши ни разу всей неизбежной обстановки при перемене правления, я тяжело переживал каждый выстрел из винтовки в вечернюю пору или в неурочную пору середь белого дня: мне думалось все, что убивают кого-то! Я же, трус по природе, но сердобольный ко всем, во всю свою жизнь избегал стоять даже близко или смотреть, как отсекают голову курице или как режут барана. А было тогда объявлено военное положение в городе, чтобы с таких-то часов никто не выходил из дома за ворота. Бывало, идешь к вечеру с озера, выкупавшись, услышишь где-нибудь выстрел ружейный и побежишь скорее домой, чтобы не увидали тебя сторожевые с винтовками; и здесь, дома, тебя встречают тревожно, что, дескать, замешкался там? Россказни всякие, что вот тут-то был обыск, того посадили, а вот там расстреляли, — все это действовало на меня угнетающе…».10

В первый раз о. Евгений был арестован в 1920 году, и вскоре отпущен. Но с тех пор фамилия «Елховский» постоянно в списках лиц, лишенных избирательных прав за 1923, 1926, 1927 годы по городу Переславлю.11 В одном из списков его фамилия соседствует с другой, значимой для него, — Гиляревского Леонида Ивановича.12

20 февраля 1923 года Никольский монастырь, в котором служил о. Евгений, был закрыт, «…к дверям храма были повешены замки с печатями, и монастырь с тех пор перестал существовать». 13

После закрытия монастыря, Евгений Елховский служил в Благовещенском храме бывшего Никольского монастыря, который стал приходским, а с апреля 1924 года также в Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского и в Троицкой (Сергиевской) церкви, вплоть до ее закрытия.14

В июле 1924 года патриархом Тихоном отец Евгений был посвящен в сан протоиерея, позднее награжден митрой. Во всех храмах, где он служил, им были созданы замечательные церковные хоры, так как о. Евгений был знатоком и любителем церковного пения.

13 июля 1930 года члены приходского совета церкви во имя Петра Митрополита Московского написали прошение в административный отдел Переславской городской милиции: «…вследствие ухода нашего священника о. Михаила Савич избрали для совершения богослужения и всех приходских треб в нашем храме священника бывшей Троицкой церкви гор. Переславля Евгения Елховского с тем чтобы он тотчас вступил в исправление этих обязанностей…». 15

Сергей, Владимир, Александр, Лидия, отец Евгений и Александра Алексеевна Елховские

Сергей, Владимир, Александр, Лидия, отец Евгений и Александра Алексеевна Елховские 16

Новый арест последовал в сентябре 1930 года, а в декабре о. Евгений был освобожден.

Отрывок из описи имущества о. Евгения за 1930 год

Отрывок из описи имущества о. Евгения за 1930 год 17

В 1937 году, 18 октября, последовал последний арест, после которого Евгения Елховского обвинили в принадлежности к «антисоветской военно-монархической организации», связанной с делом протоиерея Л. И. Гиляревского, благочинного Переславля Залесского.

Протоиерей Евгений Елховский вины за собой не признал. 27 октября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Ярославской области он был приговорен к расстрелу, а 29 октября расстрелян.

Места расстрела и по­гре­бе­ния ба­тюш­ки точ­но неиз­вест­ны. Предположительно, они на­хо­дят­ся близ-де­рев­ни Се­ли­фон­то­во Яро­слав­ско­го рай­о­на. В книге памяти Ярославской области имеется запись:

«…ЕЛХОВСКИЙ Евгений Андреевич род. 26.02.1869, с. Пустоша Московской обл. Священник. Жил в Переславле, ул. Кузнечная, 53. Арестован 18.10.1937. Расстрелян 29.10.1937. Реабилитирован 22.05.1989…».18

В августе 2000 года Евгений Елховский канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной церкви в числе Новомучеников и Исповедников Российских.

 

19

Трагедия русской церкви, русского духовенства, православия есть суровое испытание, и тот факт, что сквозь все препятствия и гонения, репрессии и компромиссы церковь выжила, является свидетельством глубинной потребности народа в вере, как понятии целесообразности и справедливости его пребывания на своей земле и в своей истории. Именно такие служители церкви, как о. Евгений Елховский, начавший свою деятельность еще в XIX веке, помогли всей Церкви пересечь опасный рубеж столетий, продолжить неизменно свою высокую миссию в XX веке и оставить нам в наследство опыт своей трудной жизни и нерушимой веры.

Ведущий архивист РсФ ГАЯО М.Б.Козачук

  1. http://40s.pereslavl.ru/40/
  2. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1199. Оп. 2. Д. 53. Л. 29.
  3. Церковь во имя Сорока мучеников Севастийских в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского. С 1873 года приписана к храму во имя Введения Пресвятой Богородицы.
  4. http://40s.pereslavl.ru/40/wp-content/uploads/2015/02/two_churches.jpg
  5. Страницы истории России в летописи одного рода (автобиографические записки четырех поколений русских священников). Издательство «Отчий дом». М., 2004. С. 241. Часть 3 «Воспоминания Евгения Андреевича Елховского». Глава «Мое священство в Рыбаках»
  6. Там же. С. 255
  7. https://images.rambler.ru/search?query=%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B5%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
  8. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1199. Оп. 2. Д. 53. Л. 31.
  9. Страницы истории России в летописи одного рода (автобиографические записки четырех поколений русских священников). Издательство «Отчий дом». М., 2004. С. 275. Часть 3 «Воспоминания Евгения Андреевича Елховского». Глава «В Никольском женском монастыре»
  10. Там же. С. 330
  11. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1199. Оп. 1. Д. 192. Л. 38.
  12. Гиляревский Леонид Иванович — протоиерей, благочинный г. Переславля Залесского, арестован 11.10.1937 г. Расстрелян 10.12.1937 г. Реабилитирован 26.05.1989 г. Евгений Елховский обвинялся в принадлежности к «антисоветской военно-монархической организации», связанной с делом Л. И. Гиляревского
  13. Страницы истории России в летописи одного рода (автобиографические записки четырех поколений русских священников). Издательство «Отчий дом». М., 2004. С. 323. Часть 3 «Воспоминания Евгения Андреевича Елховского». Глава «В Никольском женском монастыре»
  14. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1199. Оп. 2. Д. 53. Л. 12.
  15. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1199. Оп. 2. Д. 53. Л. 11.
  16. http://40s.pereslavl.ru/40/?page_id=983
  17. РсФ ГАЯО. Ф.Р-1372. Оп. 1. Д. 107. Л. 8.
  18. РсФ ГАЯО. НСБ. № 2658. Не предать забвению//Книга памяти репрессированных в 30-40-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. Ярославль, 1993 г. С. 137
  19. http://40s.pereslavl.ru/40/wp-content/uploads/2015/02/fEugIcon.jpg

/ 14 декабря 2018 г.