/ ГлавнаяПресс-центрПубликации«В начале большого пути…»

«В начале большого пути…»

к 100-летнему юбилею Рыбинской музыкальной школы им. П.И. Чайковского

1 октября 1918 года в Рыбинске были организованы общедоступные музыкально-драматические курсы, которые сразу привлекли к себе внимание общественности и стали центром музыкальной жизни города.1 На курсах устраивались лекции по эстетике и истории музыки, вечера, концерты с участием превосходных музыкантов Рыбинска: пианистов Марии Луарсабовны Челищевой и Мирона Аркадьевича Левина, скрипачей Александра Александровича Грина и Михаила Александровича Вольф-Израэля, виолончелиста Захара Николаевича Семёнова. Проводились уроки ритмики-пластики, пения и обязательный — рояль. Учились на этих курсах, главным образом, взрослые. Но ввиду того, что они не давали систематического музыкального образования, а желающих обучаться оказалось много как среди детского, так и взрослого населения города, перед Главным Управлением профессионального образования был поставлен вопрос о создании в Рыбинске специального музыкального учебного заведения.

Открытие государственной музыкальной школы II ступени состоялось 1 февраля 1919 года. Она была организована на базе музыкально-драматических курсов и находилась в ведении музыкального отдела Народного Комиссариата просвещения. Её основная задача заключалась в подготовке ремесленников-музыкантов — главным образом, оркестровых, певцов и преподавателей музыки для единых трудовых школ I и II ступени.2 Был брошен клич «Музыку в массы!» Надо было привлечь эти массы, заинтересовать их, чтобы в школу тянулась не только интеллигенция, но также дети рабочих и крестьян. Имея в своём составе высококвалифицированных специалистов, музыкальная школа развернула просветительскую деятельность, привлекая большое количество учащихся различных возрастов, желающих получить музыкальное образование, прикоснуться к миру прекрасного.

На первых порах приём в школу был крайне слабым в смысле музыкальных требований. Впоследствии с ростом школы и её популярности, и, следовательно, большим наплывом желающих учиться, требования для поступления в специальное музыкальное учреждение, каким являлась школа, были доведены до нормы. В музшколу II ступени могли поступать только лица, обладающие от природы хорошим музыкальным слухом.3

В 1919 году в государственной музыкальной школе II ступени города Рыбинска обучалось 197 человек. Из них — 86 взрослых и 111 детей до 16 лет. Преподавательский состав учебного заведения во главе с его первым заведующим (он же председатель художественного совета), Семёновым Захаром Николаевичем, насчитывал 12 человек: Андреев Михаил Александрович — хоровое пение, Азанчеев Борис Матвеевич — история музыки и теория, Влашек Франц Иванович — духовые инструменты, Вольф-Израэль Михаил Александрович — скрипка, Городинский Михаил Иосифович — скрипка и теория, Ерухманов Иосиф Александрович — рояль, история музыки и класс ансамбля, Данцигер София Семёновна — рояль, теория, Мыркина Анна Сергеевна — рояль и теория, Смоленская Наталия Петровна, Тимашева Евгения Михайловна, Челищева Мария Луарсабовна — рояль. Справедливости ради следует отметить, что учреждение в это время характеризует элитный педагогический состав.4

Однако надо отметить, что как ученический, так и преподавательский составы в первые годы становления школы периодически менялись. Изменялось и их количество. Этот период времени — от 1919 до 1924 года — был очень тяжёлым для музыкальной школы. Это период разрухи, гражданской войны и интервенции, это голод, холод, денежная инфляция. Это поиски помещения для школы, дров и керосина для её отопления и освещения, средств и стипендий для удержания и привлечения учеников. Были времена, когда заниматься приходилось в зимних пальто и перчатках. Музыкальная школа то замирала, то оживала. Её поддерживали энтузиасты искусства, организовывая в столь непростое для страны время показательные концерты-лекции, новогодние ёлки.5

Школа неоднократно меняла своё местонахождение, переезжая из одного здания в другое: занимала одну комнату в бывшем доме Никитина по Театральной улице № 35 и помещение в Советском театре, 5 комнат в бывшем доме Рыбина-Афанасьева на углу улиц Радищева-Ломоносова № 6/31, а в июле 1919 года была переведена в дом на улице Льва Толстого № 34, где занимала 12 комнат площадью 10 кв. саженей.6 Все эти переезды совершались после представления сметы в музыкальный отдел, поэтому денег на них и ремонт вновь отведённых помещений никогда не было. В музыкальный отдел Наркомпроса шли сообщения: "В распоряжение Рыбинской школы деньги не получены. За неуплату помещение грозят отнять. На ремонт и оборудование средств нет. Служащие второй месяц жалованья не получают. Существование очень тяжёлое.«7 Художественный совет регулярно направлял заведующего З. Н. Семёнова в командировки в Москву по делам школы, где тот «выбивал» жалованье и обувь для преподавателей, «доставал» необходимые музыкальные инструменты и нотную бумагу, которых катастрофически не хватало, приглашал музыкальных работников из других городов взамен выбывших по мобилизации на фронт.

Нехватка музыкальных инструментов в достаточном количестве в первые годы ощутимо сказывалась на работе школы. Его собирали по всему городу. Большое количество инструментов было попорчено, разбито, требовало ремонта, настройки. В музыкальный отдел НКП сообщалось: «В настоящее время в Государственной музыкальной школе находится более 10 инструментов, требующих настройки, а некоторые и починки. Полная невозможность устройства концертов в различных культурно-просветительных учреждениях Рыбинска и его района, так как инструменты, частью совершенно новые, лучших заграничных фабрик, взятые у буржуазии и помещиков, пришли в полную негодность и стоят без пользы и употребления, тогда как в исправленном виде они могли бы служить в самом широком смысле развитию музыкальных вкусов пролетариата, а также распространением музыкального образования среди масс... В заключении школа считает весьма желательным в будущем открытие в Рыбинске специальной мастерской для починки и настройки всякого рода музыкальных инструментов». В том же 1919 году заведующий школой З. Н. Семёнов в правление Рыбинского пролеткульта направляет депешу: "Художественный совет Государственной музыкальной школы на заседании своём 9 октября постановил срочно ходатайствовать перед пролеткультом о предоставлении школе во временное пользование десять экземпляров скрипок. Настоящая потребность вызвана крайней необходимостью, т. к. школа, не получая до сих пор кредитов из музыкального отдела НКП, не может удовлетворить означенными инструментами своих учеников, а те, абсолютно не имея возможности приобрести таковые где-либо, вынуждены прекратить своё дальнейшее музыкальное образование. При первой возможности скрипки будут возвращены с благодарностью."8

В конце января 1921 года в музыкальной школе произошла смена руководства. З. Н. Семёнов, возглавлявший её со дня основания, подал заявление об освобождении его от занимаемой должности, мотивируя свой уход тем, что работа протекала с большими затруднениями: не было ни приличного здания, ни библиотеки, ни нотного материала. На устройство школы он затратил много энергии и здоровья. Совет школы с глубоким огорчением принял это сообщение, но удовлетворил просьбу Захара Николаевича, сохранив его для школы как ценного педагога. На должность заведующего школой был назначен Николай Григорьевич Карташов.9

На основании реформы о сокращении количества школ художественного образования ради их качества в октябре-декабре 1921 года произошла реорганизация Рыбинской государственной музыкальной школы II ступени на школу I ступени и музтехникум (II-я ступень). В результате чего значительно ухудшилось материальное положение как учебного заведения, так и преподавательского состава, повысилась плата за обучение, сократился приём учащихся. После проведения испытаний из 211 человек выдержали экзамен 124 ученика. Из них в школу I ступени зачислили 82 человека, а музтехникум — 42. Учебное заведение содержалось исключительно на свои средства, не получая из местного горисполкома ничего, кроме помещений (ул. Льва Толстого, 34 и ул. Герцена, 4), и не имея никакой субсидии из Главпрофобра.10

15 августа 1922 года к руководству Рыбинским музтехникумом и школой I ступени при нём вернулся Захар Николаевич Семёнов.11

В феврале 1924 года за отсутствием достаточного количества учащихся музтехникум, не будучи самостоятельным учебным заведением, а функционировавший как старший курс, выходящий за пределы учебного плана музыкальной школы I ступени, был ликвидирован. Музшкола в Рыбинске остаётся с наименованием Государственной музыкальной школы I ступени и состоит в ведении Губпрофобра. Ею принимается новый устав, а в мае 1924 года, в связи с новыми сокращениями штатов по отделу народного образования, она переходит на хозрасчёт. Средства школы на содержание личного состава и хозяйственные нужды составляются из государственной субсидии и поступлений платы за обучение, для чего все учащиеся были разделены на категории по их материальному положению. Музшкола, согласно своего педагогического состава из двух теоретиков, четырёх пианистов, одного виолончелиста и одного скрипача, могла обучать до 100 человек.12

После 1924 года Рыбинская музыкальная школа I ступени стала всё более крепнуть. Невзирая на трудности времени, она сохранила свои основные кадры преподавательского состава и по-прежнему продолжала упорную работу по обучению учеников музыкальному искусству. Однако школа не замкнулась в своей педагогической работе, а вынесла музыкально-просветительскую деятельность за стены учебного заведения, устраивая концерты-лекции для развития культуры и художественного вкуса у жителей Рыбинска.

Ваганова Е. И.
Филиал государственного архива Ярославской области в г. Рыбинске
(Статья подготовлена по материалам РбФ ГАЯО)

РбФ_П-1_01347- Коллекция фотографий. Смоленская Наталья Петровна, преподаватель детской музыкальной школы имени П.И. Чайковского г. Рыбинска.1929 г. РбФ_П-1_01348 (РбФ_П-1_01348об.) - Коллекция фотографий. Смоленская Наталья Петровна, преподаватель детской музыкальной школы имени П.И. Чайковского г. Рыбинска с сыном Д.К. Смоленским, артистом оркестра имени Кирова в г. Ленинграде.1931 г. РбФ_П-1_01348 (РбФ_П-1_01348об.) - Коллекция фотографий. Смоленская Наталья Петровна, преподаватель детской музыкальной школы имени П.И. Чайковского г. Рыбинска с сыном Д.К. Смоленским, артистом оркестра имени Кирова в г. Ленинграде.1931 г. РбФ_П-1_01349- Коллекция фотографий. Смоленская Наталья Петровна, преподаватель детской музыкальной школы имени П.И. Чайковского г. Рыбинска. Класс Н.П. Смоленской.1933 г. РбФ_П-1_01350- Коллекция фотографий. Смоленская Наталья Петровна, преподаватель детской музыкальной школы имени П.И. Чайковского г. Рыбинска.1940 г. РбФ_П-1_01947 - Коллекция фотографий Челищевой Марии Луарсабовны, педагогамузыкальной школы им. П.И. Чайковского; ученики, коллеги музыканты. И.А. Челищева. РбФ_П-1_01948- Коллекция фотографий Челищевой Марии Луарсабовны, педагога музыкальной школы им. П.И. Чайковского; ученики, коллеги музыканты. Ученик М.Л. Челищевой. РбФ_П-1_01949 - Коллекция фотографий Челищевой Марии Луарсабовны, педагога музыкальной школы им. П.И. Чайковского; ученики, коллеги музыканты. М.Л. Челищева с группой учеников. РбФ_П-1_01954- Коллекция фотографий Челищевой Марии Луарсабовны, педагога музыкальной школы им. П.И. Чайковского; ученики, коллеги музыканты. Музыканты. РбФ_П-1_01955- Коллекция фотографий Челищевой Марии Луарсабовны, педагога музыкальной школы им. П.И. Чайковского; ученики, коллеги музыканты. Групповой снимок.            

  1. ^ РбФ ГАЯО. Ф. Р-14. Оп.1. Д. 236. Л. 2, 22.
  2. ^ Там же. Ф. Р-187. Оп.1. Д. 20. Л. 91,17. Д.17. Л. 5. Д. 141. Л.11.
  3. ^ Там же. Д. 27. Л. 30. Д. 32. Л. 3, 3 об.
  4. ^ Там же. Д. 21. Л. 37. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 236. Л. 22.
  5. ^ Там же. Ф. Р-187. Оп.1. Д. 27. Л. 31-34, Д. 32. Л. 1 об., 20.
  6. ^ Там же. Д. 21. Л. 37, 99,118,121
  7. ^ Там же. Д. 21. Л.116.
  8. ^ Там же. Д. 21. Л. 197,197 об, 202. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 236. Л.12, 12 об.
  9. ^ Там же. Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 30. Л. 29. Д. 32. Л. 21, 21 об.
  10. ^ Там же Д. 27. Л. 9-17. Д. 32. Л. 32 об. Д. 32. Л. 33 об.-35. Ф. Р-14. Оп.1. Д. 380. Л. 1-2.
  11. ^ Там же. Ф. Р-13. Оп. 1. Д. 232. Л. 11.
  12. ^ Там же. Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 32. Л. 42 об.-43 об., 45 об.-46 об.

/ 03 февраля 2019 г.