/ ГлавнаяПресс-центрПубликации«Выборы прошли. Но не везде состоялись»

«Выборы прошли. Но не везде состоялись»

К 25-летию выборов в Государственную Думу Ярославской области первого созыва

В 1991 гг. произошел распад СССР. Введение 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов поста Президента, который 12 июня 1991 года занял Б. Н. Ельцин, при сохранении неограниченных полномочий Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР породило в России фактическую проблему двоевластия. А наличие острых политических и экономических проблем, ставших закономерным итогом распада СССР, привело к противостоянию двух политических группировок, центом объединения которых стали с одной стороны Президент Б. Н. Ельцин, с другой, — председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов. Пик кризиса пришелся на октябрь 1993 года, когда 4 октября Съезд и Верховный совет были разогнаны с применением оружия и бронетехники.

После этих событий 15 октября 1993 года Б. Н. Ельцин подписал Указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Голосование состоялось 12 декабря 1993 года одновременно с выборами в Государственную Думу РФ и Совет Федерации. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %.

По результатам референдума новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.1 Россия провозглашалась демократическим федеративным светским правовым государством с республиканской формой правления. Указывалось, что носителем суверенитета и источником власти является ее многонациональный народ. Человек, его права и свободы признавались высшей ценностью. В новой Конституции последовательно проводился принцип идеологического, религиозного и политического многообразия. Полностью ликвидировалась система Советов, было образовано Федеральное Собрание, введена система местного самоуправления. Четко и последовательно закреплен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Таким образом, основным итогом бурных событий 1992-1993 гг. стал слом старых порядков и ликвидация советской модели управления страной, взамен которой необходимо было срочно создать новую политическую базу для строительства нового общества.

Новые местные органы власти были созданы на основании Указа Президента РФ от 22 октября 1993 года № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» на период проведения поэтапной конституционной реформы органов государственной власти в регионах. В соответствии с Указом оговаривались сроки проведения выборов в представительные (законодательные) органы власти краев, областей, автономных округов и областей, городов федерального значения в период с декабря 1993 года по март 1994 года.

К Указу прилагалось Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. Положение устанавливало, что областные законодательные органы осуществляют свою деятельность на постоянной основе, избираются в составе не более 50 депутатов сроком на два года населением на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании. Положение наделило областные представительные (законодательные) органы государственной власти законотворческими функциями, правом осуществлять правовое (законодательное) регулирование в пределах своих полномочий, рассматривать и утверждать бюджет области по представлению администрации (правительства) области.

В соответствии с этим же Положением органом исполнительной власти в области объявлялось правительство (администрация), руководство деятельностью которого осуществлял глава правительства (администрации), он же формировал и его состав. Администрация (правительство) области получила право разрабатывать и представлять на утверждение представительному (законодательному) органу бюджет и обеспечивать его исполнение; распоряжаться и управлять имуществом, относящимся к собственности области; разрабатывать и осуществлять программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой; осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; а также принимать в пределах своей компетенции правовые акты (постановления, распоряжения).

В Ярославской области глава администрации А. И. Лисицин еще до принятия данного Указа 12 октября 1993 г. подписал Постановление о прекращении деятельности малого совета областного Совета народных депутатов. Далее в соответствии с Указом Президента от 22 октября 1993 года и Постановлением главы Администрации Ярославской области от 27 октября 1993 года «О реформе органа представительной власти Ярославской области» советские органы власти были заменены Государственной Думой Ярославской области и муниципалитетами. На 27 февраля были назначены выборы в местные органы власти, государственную думу области и муниципалитет.

Выборы проходили на фоне очень сложной экономической и политической ситуации. Объем промышленного производства по стране по сравнению с 1990 годом к 1994 году сократился более чем на 50%, национальный доход на 40%. Произошло резкое социальное расслоение населения. В Ярославской области 120 предприятий, которые давали свыше 50% валового продукта либо стояли, либо работали не в полную силу. В сельском хозяйстве падение производства проходило еще в более крупных масштабах, нежели в промышленности, до 30% коллективных хозяйств находилось на грани банкротства. Обстановку в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении в области нельзя было охарактеризовать иначе, как кризис. Остановить падение производства в промышленности Ярославской области удалось лишь к 1996 году.

Все эти факторы в совокупности привели к апатии и низкой политической активности населения на выборах. А учитывая тот факт, что данные выборы являлись первым опытом региональных избирательных процедур, можно также отметить некоторую растерянность и среди кандидатов. Например, не смотря на то, что агитацию можно было начинать с момента регистрации кандидата, агитационные материалы в газетах активно стали появляться лишь к середине февраля. В итоге многие избиратели, придя на избирательные участки, оказались не в состоянии соотнести конкретных кандидатов с существовавшими на тот момент политическими партиями и блоками.

В выборах в Ярославскую областную Думу помимо самовыдвиженцев приняли участие несколько политических организаций: «Выбор России», «Демократическая Россия», блок «Согласие и ответственность», Ярославская областная организация женщин, профсоюзы Ярославской области и КПРФ.

Блок «Выбор России» являлся праволиберальным избирательным блоком, учредителями которого были политическое движение «Выбор России», движение «Демократическая Россия», партия Демократическая инициатива и Крестьянская партия России. На учредительном съезде избирательного объединения «Выбор России» была принята программа, основное внимание в которой уделялось проблеме развития демократических свобод, формированию условий для развития малого и среднего предпринимательства, защите частной собственности. Главные программные принципы были обозначены в триаде «Свобода. Собственность. Законность». Блок занимал позицию однозначной поддержки в отношении политики президента России Б. Н. Ельцина. В Ярославской области блок шел на выборы под лозунгом: «В Думу не митинговать, а работать!». Его суть заключалась в том, что с работой в Думе могут справится лишь профессионалы, то есть юристы, экономисты, предприниматели, управленцы, профессиональные политики, деятели науки, культуры и образования, но при всех оттенках личных убеждений они должны быть сторонниками реформ, отстаивать ценность свободы, демократии и конкурентного рынка. От блока на выборы в Думу было выдвинуто 7 кандидатов и 2 кандидата на выборы в муниципалитет Ярославля, среди которых был также мэр г. Ярославля В. В. Волончунас. 2

Блок «Согласие и ответственность» был учрежден 19 декабря 1993 года. В состав блока вошли экологический клуб «Зеленая ветвь», союз предпринимателей Ярославской области, общественное объединение «Инициатива». Большая часть членов последнего составляли студенты ЯГПУ. Их основными целями было привлечение молодежи в политику и объединение людей, которые осознанно поддерживают курс реформ. Это, по их мнению, диктовалось потребностью в смене самой политики, потребностью в новых подходах к решению всех проблем, как в политической, так и в экономической сферах. Основными принципами их программы были максимальное разгосударствление экономики, отказ государства от прямой хозяйственной деятельности, поддержка из бюджета лишь бюджетных отраслей, борьба с безработицей и падением уровня жизни через создание большого числа высокооплачиваемых рабочих мест и развитие конкуренции, то есть через создание благоприятного предпринимательского климата. А для его возникновения необходимы: снижение налогов, конкретизация взаимных прав и обязанностей органов власти и производителей товаров и услуг. Отсюда следует необходимость ограничения и конкретизации функций административного аппарата и сокращение его численности. Движение претендовало на то, чтобы стать лидером реформаторского движения области.3

Агитационная листовка общественно-политического объединения «Инициатива». 1994 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 8005. Оп. 1. Д. 5. Л. 1

Агитационная листовка общественно-политического объединения «Инициатива». 1994 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 8005. Оп. 1. Д. 5. Л. 1

Ключевые программные цели блока «Согласие и ответственность» мало чем отличались от программных целей объединения «Инициатива» и заключались в следующем: обеспечить эффективный и гласный контроль за расходованием средств областного бюджета, снизить размер совокупного налога на товаропроизводителей, снизить расходы на содержание органов власти, обеспечить приоритетное финансирование программ в области образования, здравоохранения, экологии, адресной помощи нетрудоспособным, разработать и реализовать программы снижения безработицы и развития конкуренции, защитить права потребителей, акционеров и собственников. Блок шел на выборы под лозунгом: "честность власти, порядок в обществе, стабильность в экономике«.4

В целом все политические организации, участвовавшие в выборах, за исключением КПРФ, были в той или иной мере сторонниками реформ, учитывая лишь необходимость компенсации трудностей широким слоям населения.

Что касается КПРФ, то решение о восстановлении организации КПСС-РКП на территории Ярославской области было принято 12 декабря 1992 года на собрании членов РКРП Ярославской области. В течение января 1993 года прошли собрания или конференции в большинстве районов г. Ярославля и области. Были избраны райкомы и делегаты на XXVIII областную партийную конференцию. 6 февраля 1993 года состоялась XXVIII Ярославская областная восстановительно-объединительная конференция Коммунистической партии РСФСР — КПСС, был избран обком. 5Первым секретарем стал В. И. Корнилов. 13-14 февраля 1993 года на II съезде Компартии РСФСР была создана Коммунистическая партия Российской Федерации. Ярославская областная организация вошла в ее состав, после чего началась активная работа по организации партийных ячеек на местах. КПРФ позиционировала себя как российскую левую политическую партию, правопреемник КПСС на территории РФ. Таким образом, коммунисты из правящей партии превратились в оппозиционную.

На выборы 1994 года ярославские коммунисты шли под лозунгом: «Труд, власть трудящихся, справедливость». Они связывали участие в выборах в местные органы власти с ликвидацией последствий событий 3-4 октября 1993 года. Поэтому в их предвыборной кампании на первом месте стояли такие требования, как: объявление недействительным постановления глав администрации области о роспуске Советов всех уровней, создание условий для формирования таких представительных органов местной власти, которые исходя из интересов трудящихся, реально бы контролировали деятельность органов исполнительной власти на всех уровнях, принятие неотложных мер по преодолению экономической катастрофы и поддержанию гражданского мира в области. КПРФ активно выступала за отказ от политики «шоковой терапии», за выход села из кризиса, борьбу с преступностью, государственную защиту семьи, материнства и детства, пересмотр всех приватизационных сделок. 6

Предвыборная программа Ярославской областной организации КПРФ. Январь. 1994 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1505. Оп. 1. Д. 26. Л. 1

Предвыборная программа Ярославской областной организации КПРФ. Январь. 1994 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1505. Оп. 1. Д. 26. Л. 1

По итогам голосования 27 февраля 1994 года в муниципалитет Ярославля было избрано 15 депутатов из 22, в областную Думу — 17 из 23. В четырех ярославских округах (2-м и 3-м в Дзержинском районе, 5-м в Заволжском и 10-м во Фрунзенском) и двух рыбинских (11-м и 12-м) выборы не состоялись, так как явка составила менее 25%. 7 Именно поэтому материал о выборах в основной областной газета «Северный край» вышел под заголовком «Выборы прошли. Но не везде состоялись».

Из 1086721 избирателей проголосовало 361444 — это 33, 26% (в основном за счет сельских районов). Около 1 тысячи бюллетеней избиратели унесли с собой, 28693 — испортили. Более сорока тысяч избирателей проголосовали «против всех». В целом участников голосования в областную Думу и органы местного самоуправления оказалось примерно вдвое меньше, чем на выборах 12 декабря 1993 года, когда жители области избирали депутатов Федерального Собрания. Ни один из избранных депутатов не набрал в свою пользу даже 10 тысяч голосов. Рекорд принадлежал избранному по округу № 17 (Даниловский и Любимский районы) главе администрации Любимского района Н. М. Кузнецову (9337 голосов). Многие избранные представляли собой исполнительную номенклатуру. Все предвыборные избирательные блоки и объединения эту кампанию проиграли. Получили мандаты лишь представители блока "Выбор России«.8

Карикатуры из газеты «Золотое кольцо» на выборы 27 февраля 1994 года Карикатуры из газеты «Золотое кольцо» на выборы 27 февраля 1994 года

Карикатуры из газеты «Золотое кольцо» на выборы 27 февраля 1994 года

4 марта состоялось первое заседание областной Думы. Ее депутатами стали: В. Гаврилов, директор муниципального предприятия «Старый город», В. Истомина, заведующая управлением финансов и цен мэрии Ярославля, А. Цветков, собственный корреспондент информационного агентства «Интерфакс», Е. Заяшников, генеральный директор АООТ «Ярославнефтеоргсинтез», М. Бурунский, генеральный директор объединения «Медведь», В. Волончунас, мэр Ярославля, Е. Варникова, и. о. заведующей юридическим отделом администрации Рыбинска, В. Мелехин, глава администрации Рыбинска, В. Комов, глава администрации Пошехонского района, А. Веселов, бывший председатель облсовета, директор департамента сельского хозяйства администрации области, Н. Кузнецов, глава администрации Любимского района, В. Писарев, заведующий Гаврилов-Ямской центральной поликлиникой, О. Черепанин, настоятель Сергиевской церкви села Татищев-Погост Ростовского района, Х. Шопаров, глава администрации Переславского района, Э. Шереметьева, глава администрации Углича, Г. Коняхина, директор ТОО «Левцовское» Ярославского района, Т. Зайцева, пенсионерка. 9То есть, из 17 депутатов Государственной Думы 11 человек являлись представителями администрации.

Таким образом, данные выборы в местные органы власти, государственную Думу области и муниципалитет стали для жителей области первыми выборами, проведенными после распада СССР в условиях провозглашенного и закрепленного в Конституции политического многообразия. Этим фактом объясняется незрелость участвовавших в них как избирателей, так и политических движений, которые только начали создаваться в условиях новых политических реалий, и по факту мало чем отличались друг от друга в погоне за голосами избирателей. Выборы также продемонстрировали растущее отчуждение избирателей от политики на фоне усугубляющегося экономического кризиса. Однако избранный состав Думы свидетельствовал о понимании со стороны населения необходимости реформ во всех сферах жизни общества, а в условиях переходного периода и поляризации политических сил обеспечил центристско-реформистский характер деятельности представительной власти в регионе.

Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О. Н.

  1. Российская газета. 25 декабря. 1993 год.
  2. Северный край. 18 февраля. 1994 год.
  3. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 8005. Оп. 1. Д. 5. Л. 5.
  4. Северный край. 26 февраля. 1994 год.
  5. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1505. Оп. 1. Д. 4а. Л. 10.
  6. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1505. Оп. 1. Д. 26. Л. 1.
  7. Северный край. 1 марта. 1994 год.
  8. Северный край. 4 марта. 1994 год.
  9. Золотое кольцо. 1 марта. 1994 год.

/ 04 февраля 2019 г.