/ Главная → Пресс-центр → Публикации → Юбилейные даты кузницы речных кадров
21 ноября 1876 года в городе Рыбинске на основании Положения, утверждённого Министерством финансов 27 июня 1867 года, и ходатайства местного Биржевого комитета был открыт мореходный класс «для преподавания в оном познаний, необходимых для штурманов каботажного плавания, шкиперов каботажного плавания и штурманов дальнего плавания». Рыбинская городская дума на его ежегодное содержание жертвовала 150 рублей, Рыбинское уездное земство — от 100 до 200 рублей. Одна тысяча рублей ежегодно поступала от правительства. От Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству — 470 рублей в год. «Сочувствуя развитию Рыбинского мореходного класса, общество содействовало» также высылкою книг, пособий, учебных принадлежностей, а при отправлении учеников в плавание — выдавало пособие до 200 рублей серебром.
С 1876 по 1881 год мореходный класс состоял в ведомстве Министерства финансов, с 1 августа 1881 года контроль за учебной деятельностью стало осуществлять Министерство народного просвещения, а с ноября 1897 года — вновь Министерство финансов.
В мореходный класс принимались представители всех сословий, вероисповеданий и возрастов (с 16 лет), с хорошим здоровьем и крепким телосложением, имеющие нормальное зрение. К прошению о приёме в морской класс требовалось приложить выписку о рождении, аттестат об образовании и, главным образом, удостоверение, заверенное капитаном парохода или парусного судна о совершении поступающим четырёхмесячного плавания в открытом море учеником, волонтёром, юнгой или матросом. За посещение мореходного класса с учеников плата не взималась. Теоретические занятия проходили зимой, учебное плавание — летом. Мореходный класс выпустил немало моряков торгового флота, а также судоправителей (кормчих) речными пароходами, получивших в нём специальное морское образование за неимением в то время речных училищ1.
В конце XIX века по Волге перевозили грузы сотни пароходов, на которые требовались квалифицированные специалисты. Шесть раз Рыбинская городская дума и руководители мореходного класса подавали прошения о реорганизации его в речное училище, мотивируя это «пользой для промышленности и торговли вообще, и, в частности, несомненной пользой для ярославского народонаселения, которое в довольно значительном размере занималось судовым промыслом». Вот что писал по этому вопросу первый начальник Рыбинского речного училища
По причине удалённости от морей и несоответствия программы учебного курса практике речного судоходства, Рыбинский мореходный класс по Высочайшему повелению, последовавшему 9 апреля 1899 года, был передан в ведомство Министерства путей сообщения для преобразования его в речное училище
Первым начальником Рыбинского речного училища был назначен капитан
Начальниками Рыбинского речного училища после
Следует отметить, что своего здания Рыбинское речное училище не имело. С 15 сентября 1899 года оно размещалось в наёмном помещении по Пушкинской улице — в деревянном двухэтажном доме, принадлежащем Рыбинскому детскому приюту имени Баскаковой и Тюменева, а со второй половины 1915 года и до 15 сентября 1918 года арендовало дома № № 3 и 4 у
Учебных пособий и моделей, как ценных помощников при обучении, на начальном этапе существования училища имелось в весьма ограниченном количестве. Библиотека, оставшаяся после мореходного класса и составленная исключительно из литературы по морскому делу, также мало способствовала выполнению стоящей перед речным училищем задачи по подготовке специалистов на суда внутреннего плавания, и потому была практически бесполезной. Постепенно училищем было приобретено немало необходимых для образовательной деятельности учебных пособий: модель деревянного парусного фрегата, модель парусного трёхмачтового брига, деревянная модель речного буксирного парохода, деревянная речная баржа с указанием подробных креплений, железная модель отсека корпуса парохода с детальными креплениями, пять деревянных моделей речных барж, модель старинной расшивы, модель парового котла, модель паровой машины и другие. Кроме моделей — практические и технические чертежи деревянных и железных паровых и непаровых судов, паровых машин, котлов и прочее. Библиотека пополнилась книгами по географии, истории, естествознанию, произведениями Белинского, Пушкина, Чехова, Гоголя, Карамзина,
Практические занятия в училище начинались с открытия навигации, когда все учащиеся отправлялись в плаванье на речных пароходах, занимая на них должности матросов, штурвальных, лоцманских учеников, помощников капитанов и капитанов. Плавали по рекам: Волге, Каме, Оке, Мологе, Шексне, Унже, Оби, Иртышу, Зайсану, Днепру и его притокам, Западной Двине, Северной Двине, Неману и Висле.
Руководство училища, по мере возможности, следило за своими учениками, периодически списываясь с капитами судов, на которых те плавали. Также на время навигации учащимся выдавались особые путевые журналы, куда вписывались все случаи, достойные внимания по судовой практике и лоции, снабжённые соответствующими чертежами и рисунками. По окончании плавания журналы сдавались начальнику училища как навигационная работа, оценка за которую имела решающее значение для перехода в следующий класс и при окончании училища. В состав учащихся часто входили люди, имеющие уже солидную практику и занимающие различные ответственные должности на судах, а потому надзор за ними не имел практического значения.
Зимние занятия проходили с
Ввиду того, что все учащиеся жили на частных квартирах, проследить за их поведением вне стен училища было довольно непросто. Учащимся было разрешено посещать в городе только одну пивную, в которой имелся кегельбан и бильярд. По воскресным вечерам для них устраивалось хоровое пение и чтение морских рассказов. Из любителей музыки был организован «весьма недурной оркестр». В дополнение ко всему начальник училища со своим помощником, при любезном содействии полицмейстера, периодически посещали и обследовали квартиры своих учеников. Мер наказания, кроме выговоров, в училище никаких не существовало. Для поддержания дисциплины и прилежания среди учащихся большое значение имело их распределение на летнюю службу, когда должности на судах — от матроса до капитана включительно — они получали не только по знанию судоходного дела, но также поведению и знанию предметов. А потому «всякие старались создать хорошее о себе мнение в надежде получить приличное место службы».
Средств, отпускаемых ежегодно Министерством путей сообщения (1910–1911 уч. год — 4956 рублей, 1911–1912 уч. год — 5485 рублей), едва хватало на содержание речного училища
Ежегодно сталкиваясь с проблемами подобного рода, администрация училища приняла решение организовать Попечительство о недостаточных учениках. Был составлен проект устава, который 5 февраля 1910 года утвердил Министр путей сообщения. С 1 января 1911 года Попечительство начало свою работу, насчитывая к концу года в своём составе свыше 100 членов. Деятельность Попечительства выражалась в оказании помощи нуждающимся ученикам и в изыскании источников для пополнения средств. Например, в 1915–1916 учебном году Попечительством была устроена
Врачебная помощь заболевшим ученикам безвозмездно оказывалась
Наплыв желающих поступить в Рыбинское речное училище год от года если и изменялся, то незначительно. Например, в 1902–1903 учебном году состав училища выразился почтенным числом 102 ученика. В 1910–1911 уч. году — 69 учеников, 1911–1912 уч. году — 77 учеников, 1915–1916 уч. году — 66 учеников. Лишь военные события Первой мировой войны оказали заметное влияние на жизнь училища. Количество прошений вновь поступающих учеников значительно упало: в 1913 году было подано 55 прошений, в 1914 году — только 42. Из подавших прошения 11 человек не явились, главным образом, по причине призыва их на военную службу.
В училище обучались: по вероисповеданию — православные (основное количество), лютеране, католики, магометане; по месту жительства — из Ярославской, Костромской, Новгородской, Пермской, Нижегородской, Тверской, Варшавской, Казанской, Киевской, Херсонской, Минской и других губерний; по сословиям — дворяне, дети чиновников и купцов, духовного звания, почётные граждане, мещане и крестьяне (большинство).
За
начальников судоходных дистанций МПС | 1 |
начальников речных постов в Округе МПС | 5 |
командиров (из которых 3 сами пароходовладельцы) | 35 |
101 | |
лоцманов | 2 |
штурвальных | 3 |
практикантов | 8 |
ревизоров | 1 |
в военной службе (преимущественно во флоте) | 19 |
оставило службу по судоходству | 8 |
умерло | 6 |
не имеется сведения | 14 |
После октябрьской революции в сентябре 1919 года речное училище на основании «Положения о реформе учебных заведений водного транспорта» было преобразовано в техникум водного транспорта. Началась новая эпоха в жизни одного из старейших учебных заведений страны, которые готовят специалистов водного транспорта.
Сегодня училище носит статус филиала Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова. Самому училищу на основании постановления Совета Министров СССР от 19 декабря 1949 года и приказа Министра речного флота СССР от 30 декабря присвоено имя русского изобретателя,
В ноябре и декабре 2019 года у Рыбинского речного училища имени
Ваганова Е.И.
Филиал Государственного архива Ярославской области в г. Рыбинске
(Статья подготовлена по материалам Рыбинского филиала ГАЯО)
/ 11 октября 2019 г.