/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииЮбилейные даты кузницы речных кадров

Юбилейные даты кузницы речных кадров

21 ноября 1876 года в городе Рыбинске на основании Положения, утверждённого Министерством финансов 27 июня 1867 года, и ходатайства местного Биржевого комитета был открыт мореходный класс «для преподавания в оном познаний, необходимых для штурманов каботажного плавания, шкиперов каботажного плавания и штурманов дальнего плавания». Рыбинская городская дума на его ежегодное содержание жертвовала 150 рублей, Рыбинское уездное земство — от 100 до 200 рублей. Одна тысяча рублей ежегодно поступала от правительства. От Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству — 470 рублей в год. «Сочувствуя развитию Рыбинского мореходного класса, общество содействовало» также высылкою книг, пособий, учебных принадлежностей, а при отправлении учеников в плавание — выдавало пособие до 200 рублей серебром.

С 1876 по 1881 год мореходный класс состоял в ведомстве Министерства финансов, с 1 августа 1881 года контроль за учебной деятельностью стало осуществлять Министерство народного просвещения, а с ноября 1897 года — вновь Министерство финансов.

В мореходный класс принимались представители всех сословий, вероисповеданий и возрастов (с 16 лет), с хорошим здоровьем и крепким телосложением, имеющие нормальное зрение. К прошению о приёме в морской класс требовалось приложить выписку о рождении, аттестат об образовании и, главным образом, удостоверение, заверенное капитаном парохода или парусного судна о совершении поступающим четырёхмесячного плавания в открытом море учеником, волонтёром, юнгой или матросом. За посещение мореходного класса с учеников плата не взималась. Теоретические занятия проходили зимой, учебное плавание — летом. Мореходный класс выпустил немало моряков торгового флота, а также судоправителей (кормчих) речными пароходами, получивших в нём специальное морское образование за неимением в то время речных училищ1.

В конце XIX века по Волге перевозили грузы сотни пароходов, на которые требовались квалифицированные специалисты. Шесть раз Рыбинская городская дума и руководители мореходного класса подавали прошения о реорганизации его в речное училище, мотивируя это «пользой для промышленности и торговли вообще, и, в частности, несомненной пользой для ярославского народонаселения, которое в довольно значительном размере занималось судовым промыслом». Вот что писал по этому вопросу первый начальник Рыбинского речного училища М. В. Черепанов в отчёте о состоянии и деятельности вверенного ему учебного заведения за 1902–1903 учебный год: «Потребность в образовании речных судоуправителей подчёркивается тем громадным протяжением наших внутренних речных путей и весьма значительным количеством паровых и непаровых судов внутреннего плавания, требующих обеспечения их вполне надёжным служебным персоналом. Успешность всякого промышленного предприятия в значительной степени зависит от тех нравственных свойств и той специальной подготовки, какими обладает личный состав этого предприятия. В особенности же лиц, которым поручено руководить и управлять различными его частями. Последнее как нельзя более подтверждается на судовом промысле, в котором управитель судна, не обладающий надлежащими специальными знаниями, часто губит не только судно и груз, но и доверившихся ему пассажиров. Из источников, заслуживающих полного доверия, известно, что из 1923 речных капитанов только 394 получили специальное образование. Все же остальные, в числе 1529, не получили никакого специального образования. Из них 1261 полуграмотны, 130 совсем безграмотны…. Естественным следствием невежества этих лиц являются столкновения и крушения судов и пароходов, порча водного пути, гибель людей и грузов. Сказанного вполне достаточно, чтобы убедиться в насущной необходимости речных училищ».

По причине удалённости от морей и несоответствия программы учебного курса практике речного судоходства, Рыбинский мореходный класс по Высочайшему повелению, последовавшему 9 апреля 1899 года, был передан в ведомство Министерства путей сообщения для преобразования его в речное училище 2-го разряда, которое и было открыто в октябре того же года в составе одного класса с целью «широко послужить речному судоходству». Ввиду необходимости дать возможность оставшимся ученикам мореходного класса окончить полный курс обучения в течение 1899–1900 учебного года, Министерство путей сообщения изъявило согласие на сохранение временно на один год при Рыбинском речном училище мореходного отделения. С 1900–1901 учебного года училище уже работало в составе двух классов2.

Первым начальником Рыбинского речного училища был назначен капитан 1-го разряда, коллежский ассесор, Михаил Васильевич Черепанов, 40 лет от роду. Сын архангельского купца, в 1874 году он окончил частный французский пансион Бове в Санкт-Петербурге, в марте 1881 года — Архангельское шкиперское училище. Через пять лет, 17 марта 1886 года, сдал правительственные экзамены на звание шкипера дальнего плавания. Заведовал Таганрогским мореходным классом высшего разряда. 13 марта 1897 года уволен по семейным обстоятельствам. 1 апреля того же года Михаил Васильевич Черепанов определён, а 22 ноября утверждён преподавателем специальных наук в Рыбинский мореходный класс. 3 февраля 1898 года назначен там же заведующим. Будучи уже начальником Рыбинского речного училища Черепанов преподавал буксирное дело, судовую практику, деревянное и железное судостроение и элементарную навигацию. Был женат на Рихтер Клавдии Васильевне — дочери архангельского купца. Детей супруги не имели. Михаил Васильевич был награждён серебряной медалью на Александровской ленте и бронзовой медалью за перепись населения 1897 года. Позднее его перевели из Рыбинска в Казань, где он также заведовал мореходным классом3.

Начальниками Рыбинского речного училища после М. В. Черепанова до 1918 года были капитан речного плавания Дмитрий Александрович Богданов, штурман дальнего плавания Николай Иванович Новиков.

Д. А. Богданов окончил курс Нижегородского речного училища по шкиперскому отделению. С 15 октября 1903 года служил начальником Рыбинского речного училища. Во время летней практики учащихся с научно-практической целью плавал по реке Волге в должности командира пассажирского парохода «Фельдмаршал Суворов» по маршруту Нижний Новгород — Астрахань и обратно. Состоял действительным членом Императорского общества судоходства, а также действительным членом Попечительства о недостаточных учениках Рыбинского речного училища.

Н. И. Новиков, мещанин города Кронштадта, по образованию — штурман дальнего плавания, шкипер каботажного плавания. С 15 октября 1913 года исполнял обязанности начальника Рыбинского речного училища.

Следует отметить, что своего здания Рыбинское речное училище не имело. С 15 сентября 1899 года оно размещалось в наёмном помещении по Пушкинской улице — в деревянном двухэтажном доме, принадлежащем Рыбинскому детскому приюту имени Баскаковой и Тюменева, а со второй половины 1915 года и до 15 сентября 1918 года арендовало дома № № 3 и 4 у В. И. Додукова по улице Вокзальной.

Учебных пособий и моделей, как ценных помощников при обучении, на начальном этапе существования училища имелось в весьма ограниченном количестве. Библиотека, оставшаяся после мореходного класса и составленная исключительно из литературы по морскому делу, также мало способствовала выполнению стоящей перед речным училищем задачи по подготовке специалистов на суда внутреннего плавания, и потому была практически бесполезной. Постепенно училищем было приобретено немало необходимых для образовательной деятельности учебных пособий: модель деревянного парусного фрегата, модель парусного трёхмачтового брига, деревянная модель речного буксирного парохода, деревянная речная баржа с указанием подробных креплений, железная модель отсека корпуса парохода с детальными креплениями, пять деревянных моделей речных барж, модель старинной расшивы, модель парового котла, модель паровой машины и другие. Кроме моделей — практические и технические чертежи деревянных и железных паровых и непаровых судов, паровых машин, котлов и прочее. Библиотека пополнилась книгами по географии, истории, естествознанию, произведениями Белинского, Пушкина, Чехова, Гоголя, Карамзина, Мельникова-Печерского, Жуковского, Толстого, Достоевского Жюля Верна, Майна Рида и многих других, достаточным количеством географических карт всех частей света, атласов, карт русских рек и др.

Практические занятия в училище начинались с открытия навигации, когда все учащиеся отправлялись в плаванье на речных пароходах, занимая на них должности матросов, штурвальных, лоцманских учеников, помощников капитанов и капитанов. Плавали по рекам: Волге, Каме, Оке, Мологе, Шексне, Унже, Оби, Иртышу, Зайсану, Днепру и его притокам, Западной Двине, Северной Двине, Неману и Висле.

Руководство училища, по мере возможности, следило за своими учениками, периодически списываясь с капитами судов, на которых те плавали. Также на время навигации учащимся выдавались особые путевые журналы, куда вписывались все случаи, достойные внимания по судовой практике и лоции, снабжённые соответствующими чертежами и рисунками. По окончании плавания журналы сдавались начальнику училища как навигационная работа, оценка за которую имела решающее значение для перехода в следующий класс и при окончании училища. В состав учащихся часто входили люди, имеющие уже солидную практику и занимающие различные ответственные должности на судах, а потому надзор за ними не имел практического значения.

Зимние занятия проходили с 15—20 октября по 19 марта, после чего начинались выпускные экзамены в присутствии представителя от учебного отдела Министерства путей сообщения, а также приглашённых ассистентов и преподавателей. Основными предметами преподавания являлись: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия с черчением, судовая практика с законоведением, судостроение, лоция общая и специальная, пароходная механика, судовая гигиена, счетоводство, такелажные работы, пение. Кроме уроков, указанных в расписании, для отстающих учеников по болезни и другим причинам часто назначались дополнительные вечерние занятия. В праздничные и воскресные дни, во время рождественских каникул проводились беседы по популярной астрономии, по истории России и географии, русскому языку и литературе, по описанию производства гидротехнических и землечерпательных работ на реках и их пользе судоходству, сопровождавшиеся всегда демонстрированием световых картин, что вызывало огромный интерес среди слушателей. Большую пользу приносили религиозно-нравственные беседы, проводимые учителем Закона Божьего. В течение всего учебного года местным музыкально-литературно-драматическим кружком на каждый праздник «любезно присылались несколько бесплатных билетов в театр или на концерты, что для большинства учеников, не имеющих средств, представляло огромное удовольствие». Также ежегодно устраивались экскурсии. Например, на механический завод, судостроительную верфь и канатный завод М. Н. Журавлёва, в мастерские местного технического училища и железнодорожные, в городскую гавань на зимующие там суда и другие. Всё это откладывало положительный отпечаток на «малоразвитых волгарей», и, закончив обучение, они уходили из училища изменившимися к лучшему, как в нравственном, так и в общеобразовательном смысле.

Ввиду того, что все учащиеся жили на частных квартирах, проследить за их поведением вне стен училища было довольно непросто. Учащимся было разрешено посещать в городе только одну пивную, в которой имелся кегельбан и бильярд. По воскресным вечерам для них устраивалось хоровое пение и чтение морских рассказов. Из любителей музыки был организован «весьма недурной оркестр». В дополнение ко всему начальник училища со своим помощником, при любезном содействии полицмейстера, периодически посещали и обследовали квартиры своих учеников. Мер наказания, кроме выговоров, в училище никаких не существовало. Для поддержания дисциплины и прилежания среди учащихся большое значение имело их распределение на летнюю службу, когда должности на судах — от матроса до капитана включительно — они получали не только по знанию судоходного дела, но также поведению и знанию предметов. А потому «всякие старались создать хорошее о себе мнение в надежде получить приличное место службы».

Средств, отпускаемых ежегодно Министерством путей сообщения (1910–1911 уч. год — 4956 рублей, 1911–1912 уч. год — 5485 рублей), едва хватало на содержание речного училища 2-го разряда. Приходилось добавлять из суммы, которая образовывалась из платы за право обучения — 15 рублей с каждого ученика, а также пожертвований от отдельных лиц и учреждений. Не все могли оплачивать своё образование в речном училище: большинство учеников приезжало в Рыбинск издалека и, будучи выходцами из небогатых семей, было крайне ограничено в средствах, необходимых для существования. Всё это негативно отражалось на их успехах и здоровье. Порой, после окончания учебного года, у некоторых малоимущих учеников не хватало или даже совсем не оказывалось средств на поездку до места назначения прохождения практики (например, в Сибирь, на реку Днепр и пр.).

Ежегодно сталкиваясь с проблемами подобного рода, администрация училища приняла решение организовать Попечительство о недостаточных учениках. Был составлен проект устава, который 5 февраля 1910 года утвердил Министр путей сообщения. С 1 января 1911 года Попечительство начало свою работу, насчитывая к концу года в своём составе свыше 100 членов. Деятельность Попечительства выражалась в оказании помощи нуждающимся ученикам и в изыскании источников для пополнения средств. Например, в 1915–1916 учебном году Попечительством была устроена лотерея-аллегри, давшая чистого дохода 770 рублей 69 копеек. Также в училище для малоимущих учеников была учреждена стипендия имени бывшего Министра путей сообщения князя М. И. Хилкова. Она выдавалась одному ученику раз в год в размере 120 рублей.

Врачебная помощь заболевшим ученикам безвозмездно оказывалась врачом-преподавателем на квартире у последнего, а в некоторых случаях — на квартирах самих учеников. Например, в 1910–1911 уч. году был зарегистрирован 81 случай обращения за врачебной помощью. При училище также имелась домашняя аптечка, из которой, в экстренных случаях, учащиеся пользовались бесплатными лекарствами.

Наплыв желающих поступить в Рыбинское речное училище год от года если и изменялся, то незначительно. Например, в 1902–1903 учебном году состав училища выразился почтенным числом 102 ученика. В 1910–1911 уч. году — 69 учеников, 1911–1912 уч. году — 77 учеников, 1915–1916 уч. году — 66 учеников. Лишь военные события Первой мировой войны оказали заметное влияние на жизнь училища. Количество прошений вновь поступающих учеников значительно упало: в 1913 году было подано 55 прошений, в 1914 году — только 42. Из подавших прошения 11 человек не явились, главным образом, по причине призыва их на военную службу.

В училище обучались: по вероисповеданию — православные (основное количество), лютеране, католики, магометане; по месту жительства — из Ярославской, Костромской, Новгородской, Пермской, Нижегородской, Тверской, Варшавской, Казанской, Киевской, Херсонской, Минской и других губерний; по сословиям — дворяне, дети чиновников и купцов, духовного звания, почётные граждане, мещане и крестьяне (большинство).

За 11-летний период существования в Рыбинское речное училище было принято 421 человек, из них окончило курс училища 190 человек, большинство из которых состояло на службе, занимая различные должности:

начальников судоходных дистанций МПС 1
начальников речных постов в Округе МПС 5
командиров (из которых 3 сами пароходовладельцы) 35
помощников-командиров 101
лоцманов 2
штурвальных 3
практикантов 8
ревизоров 1
в военной службе (преимущественно во флоте) 19
оставило службу по судоходству 8
умерло 6
не имеется сведения 14

После октябрьской революции в сентябре 1919 года речное училище на основании «Положения о реформе учебных заведений водного транспорта» было преобразовано в техникум водного транспорта. Началась новая эпоха в жизни одного из старейших учебных заведений страны, которые готовят специалистов водного транспорта.

Сегодня училище носит статус филиала Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова. Самому училищу на основании постановления Совета Министров СССР от 19 декабря 1949 года и приказа Министра речного флота СССР от 30 декабря присвоено имя русского изобретателя, механика-самоучки, работавшего на Волге и много сделавшего для развитии техники водного транспорта, Василия Ивановича Калашникова5.

В ноябре и декабре 2019 года у Рыбинского речного училища имени В. И. Калашникова три юбилея: 170 лет со дня рождения В. И. Калашникова (11.11.1849), 120 лет со времени преобразования Рыбинского мореходного класса в речное училище (1899 год), и 70 лет со дня присвоения речному училищу имени В. И. Калашникова (1949 год)6.

Ваганова Е.И.
Филиал Государственного архива Ярославской области в г. Рыбинске
(Статья подготовлена по материалам Рыбинского филиала ГАЯО)

НСБ №1816 стр.22-23 НСБ №1820 стр.14-15 Ф.76 оп.1 д.46 л.15 Ф.76 оп.1 д.142 л.12 Из отчета по навигационной практике Косолапова А. 1910 год Ф.76 оп.1 д.221 л.9 Из отчёта по навигационной практике А.Онохина 1911 г. Ф.76 оп.2 д.44 л.42об Ф.76 оп.2 д.44 л.47об Ф.76 оп.2 д.44 л.54об Ф.76 оп.2 д.44 л.59об Ф.76 оп.2 д.44 л.67об Ф.76 оп.2 д.44 л.80об Ф.76 оп.2 д.44 л.88об Ф.76 оп.2 д.44 л.95об Ф.76 оп.3 д.7 л.5

  1. РбФ ГАЯО. Ф.76. Оп.1. Д.1. Л.1,16. Д.3. Л.12–15. Д.38. Л.21.
  2. РбФ ГАЯО. Ф.76. Оп.1. Д.46. Л.15,34. Д.57. Л.3. Ф.9. Оп.1. Д.1723. Л.34; Отчёт о состоянии и деятельности Рыбинского речного училища за 1902–1903 уч. год//Рыбинск. Типография К. А. Никитина. 1903.
  3. РбФ ГАЯО. Ф.76. Оп.3. Д.7,11.
  4. РбФ ГАЯО. Ф.Р-479. Оп.1. Д.631. Л.29; Отчёты о состоянии и деятельности Рыбинского речного училища//Рыбинск. Типография К. А. Никитина. 1903, 1912, 1913, 1915,1917.
  5. РбФ ГАЯО. Ф.Р-153. Оп.1а. Д.1. Л.9. Оп.1. Д.152. Стр. 8.
  6. РбФ ГАЯО. Ф.Р-479. Оп.1. Д.631. Л.29.

/ 11 октября 2019 г.