/ Главная → Пресс-центр → Публикации → 2019 - год театра в России. И.А. Ростовцев – режиссер Ярославского драматического театра имени Ф.Г. Волкова
В 1873 г. в сельце Мартове Ворсменской волости Горбатовского уезда Нижегородской губернии, в семье безземельного крестьянина, впоследствии церковнослужителя, родился Иван Алексеевич Ростовцев (настоящая фамилия Ростовский) 1.
Окончив 4 класса семинарии, он обучался в школе драмы Н. Богданова и на режиссерских курсах П. Скуратова 2. В 1892 г. Иван Алексеевич начал творческий путь как актер в антрепризе 3
Творческая жизнь Ростовцева была связана со многими театральными коллективами нашей страны. По материалам его формуляра и личного дела, пожалуй, можно было бы изучать географию.
Кроме Нижнего Новгорода, это Новочеркасск,
Иван Алексеевич был известен и как драматург, автор пьес «Царь всея Руси», «Человек, который смеется», «Монастырь Магдалины», «Дворец наслаждений»,
Наряду с профессиональной деятельностью, Ростовцев вел общественную работу, являлся лектором и руководителем кружков,
В Ярославле Ростовцев работал четырежды и эти периоды были связаны с важными событиями не только в жизни театра, но и в жизни страны.
Первый период пришелся на годы Первой мировой войны, когда Иван Алексеевич являлся режиссером и
Сохранились афиши этого времени, свидетельствующие о классических театральных постановках и актуальных современных произведениях.
Афиши театра им.
Второй период, уже советский, был связан с 1918 г., в течение которого Ростовцев работал режиссером и ответственным художественным руководителем театра 10.
Третий период — это
Сохранился интереснейший фотоснимок того времени, на котором представлен практически весь коллектив театра. Имеющиеся на обороте фотографии карандашные надписи позволяют познакомиться с труппой поближе:
Коллектив театра им.
«
(
Последний ряд (
Четвертый период творческой деятельности Ростовцева в Ярославле —
Именно эти годы принесли Ростовцеву заслуженную славу.
Сохранился текст радиорепортажа «На родине русского театра», датированный началом
«Дом Волкова, бульвар Волкова, улица Волкова, театр Волкова. Кто же такой Волков? Почему его имя так дорого ярославцам?
Ростовцев. — Я бы сказал несколько шире. Имя Волкова дорого каждому русскому человеку, но ярославцам, конечно, особенно… Федор Григорьевич Волков был основателем русского театра. Первые театральные представления на русском языке состоялись в Ярославле. Это было 200 лет тому назад….на доме, где жил Волков, сейчас висит мемориальная доска и улица названа его именем. Вместе с Волковым в первых спектаклях принимала участие плеяда талантливых ярославцев: Дмитриевский, Шумский, Чулков и другие. Их имена также вошли в историю русского театра.
Ведущий. Русского вообще, но не ярославского в частности?
Ростовцев. — Пожалуй, да. По приказанию императрицы Елизаветы труппа Волкова была вызвана из Ярославля в Петербург, где до того времени спектакли давались только иностранными труппами, на непонятных широкому зрителю языках. Волкову пришлось выдержать большую борьбу и он одержал победу: его идея „Российскому театру быть в России“ — была воплощена в жизнь…в своих творческих планах мы стремимся, прежде всего, сохранить великие традиции русского театра. В нашем репертуаре много произведений классиков. В первую очередь, Горького, которому мы уделяем очень много места в репертуаре. Ставим мы пьесы Гоголя, Островского, Грибоедова и других…» 26
Афиша спектакля «Ревизор», поставленного по пьесе
Афиша спектакля «Русские люди», поставленного по пьесе
В статье
«Управление по делам искусств при СНК РСФСР совместно с Всероссийским театральным обществом организовало показ в Москве спектаклей Ярославского драматического театра имени Волкова для представителей печати, театральной общественности и командного состава Московского гарнизона.
Спектакли «Генерал Брусилов» И. Сельвинского и «Старик» М. Горького в моей постановке состоялись 21 и 23 мая в Краснознаменном зале Центрального Дома Красной Армии. Спектакли эти тепло приняты московским зрителем.
На общественном обсуждении, организованном в Доме актера, все выступившие критики и искусствоведы — профессор
Особо отмечена работа исполнителей: народного артиста РСФСР
Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР
Поздравительный адрес коллектива театра им.
25 мая 1944 г. заведующий сектором искусств Советского Информбюро Н. Владимирский обратился к художественному руководителю Ярославского драматического театра им.
«Уважаемый Иван Алексеевич!
В г. Бристоле (Англия) работает старейший в стране Королевский театр. В письме, опубликованном в газете „Британский союзник“ (издается в Москве) рассказывается о работе этого театра в дни войны, о большом интересе, проявляемом английскими артистами к русской драматургии и русским артистам.
Было бы весьма интересно получить письмо от коллектива руководимого Вами Ярославского театра на имя артистов Британского драматического театра. К прилагаемому при сем примерному проекту ответного письма следует добавить еще краткий рассказ о работе Ярославского театра в дни войны, написав о своем репертуаре (может быть, Вы играете пьесы английских драматургов и, особенно, Шекспира), рассказав о той работе, которую театр ведет по обслуживанию госпиталей, клубов, воинских частей, по посылке своих артистических бригад на фронт
В виду большого интереса, который может вызвать Ваше письмо (оно будет направлено в Бристольскую газету), большая просьба, Иван Алексеевич, не задержать с присылкой Вашего ответа» 28.
Сохранилось недатированное «Открытое письмо старейшего русского театра имени
«Дорогие соратники в общем деле! С радостью мы узнали, что один из старейших английских театров, Королевский театр в Бристоле, основанный в 1766 г., не только целиком сохранил свое здание и сцену, но и продолжает плодотворно и энергично свою работу в дни войны. Вот почему нам, работникам старейшего русского театра, находящегося в Ярославле, хочется поделиться с вами сведениями и о нашем театре и сообщить вам, почему он носит имя Федора Григорьевича Волкова.
Это имя принадлежит актеру — одному из одареннейших сынов русского народа. Волков родился в 1729 г. и отдал всю свою жизнь делу создания русского театра, вначале в Ярославле, а затем в Петербурге, куда его пригласили, узнав об успехе его ярославских спектаклей. Сначала эти спектакли шли в амбаре, приспособленном для хранения кожевенных товаров. Но затем сами зрители, в большинстве рабочие местных заводов, собрали деньги для постройки театра на 1.000 мест, который и открылся в январе 1751 г. На его подмостках играли, кроме Волкова и его братьев, артисты Нарыков, братья Поповы, Шумский, Чулков и др. Из них Нарыков, получивший в Петербурге фамилию Дмитриевского, впоследствии стал наследником Волкова в театральном деле и вошел в историю русского театра как учитель нескольких поколений русских актеров и один из культурнейших деятелей своей эпохи. Он был выбран в число действительных членов Российской Академии наук, где он произнес речь о Сумарокове и давал отзывы о новых пьесах. Глубокий след оставил в русском искусстве и Шумский как актер, и Чулков как писатель. Вся эта плеяда талантливых ярославцев, во главе с Волковым, заложила основы русского национального театрального искусства. Они принесли с собою в Петербург, где до них играли лишь иностранные труппы, те особенности и приемы народного творчества, которые они наблюдали у себя на родине в различных народных играх и самодеятельных любительских спектаклях, сохранивших связь со старинными представителями скоморохов. Вот почему звание основоположника русского театра по праву присвоено Ф. Волкову, который был одновременно и актером, и режиссером, и переводчиком, и художником, и музыкантом в своем театре, обнаруживая во всех этих областях искусства яркое и самобытное дарование.
Волков не замыкался только в артистическую работу. Он принимал очень деятельное участие в общественной жизни страны. Его „Ода Петру“ и ряд откликов на злобы дня в форме эпиграмм и посланий свидетельствуют о том, что он не только переживал вместе со страной все ее тревоги и волнения, но и сам активно содействовал ее политическому и духовному развитию. Сама его смерть была вызвана тем, что не щадя себя, он руководил постановкой в Москве грандиозного
Наш театр, нося имя Волкова, бережно хранит память о нем и в дни Великой Отечественной войны стремится следовать по его пути в служении своей Родине и ее искусству» 29.
В приказе Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР от 31 августа 1944 г. «Об итогах смотра спектаклей русской классической драматургии в театрах РСФСР», подписанном начальником Управления Н. Беспаловым, говорится:
«В период 1943–44 гг. был проведен смотр спектаклей русской классической драматургии в театрах РСФСР.
Отмечая положительное влияние смотра в деле пропаганды русской классической драматургии в дни Отечественной войны и дальнейшего роста культуры советского театра, констатирую…его результаты:
…На высоком художественном уровне осуществлены спектакли:… „Старик“ и „Чудаки“
Афиша спектакля «Офицер флота», поставленного по пьесе
В 1947 г., в статье, посвященной памяти Ростовцева, говорилось:
«…Более 50 лет жизни Иван Алексеевич посвятил русскому театру. Он являлся художественным руководителем театральных коллективов в Ярославле, Горьком, Саратове, Москве, Туле, Иванове, Казани, Архангельске, Куйбышеве и Смоленске. Он вырастил плеяду актеров и режиссеров, ныне успешно работающих во многих театрах страны.
Имя старейшего деятеля русской сцены Ивана Алексеевича Ростовцева широко известно театральной общественности Советского Союза. Он поставил свыше 500 пьес русской и мировой драматургии…» 31
К этим словам вряд ли можно
Пусть жизнь режиссера Ярославского драматического театра
О.В. Кузнецова, главный архивист ГКУ ЯО ГАЯО
/ 22 октября 2019 г.