/ ГлавнаяПресс-центрПубликации2019 - год театра в России. И.А. Ростовцев – режиссер Ярославского драматического театра имени Ф.Г. Волкова

2019 - год театра в России. И.А. Ростовцев – режиссер Ярославского драматического театра имени Ф.Г. Волкова

В 1873 г. в сельце Мартове Ворсменской волости Горбатовского уезда Нижегородской губернии, в семье безземельного крестьянина, впоследствии церковнослужителя, родился Иван Алексеевич Ростовцев (настоящая фамилия Ростовский) 1.

Окончив 4 класса семинарии, он обучался в школе драмы Н. Богданова и на режиссерских курсах П. Скуратова 2. В 1892 г. Иван Алексеевич начал творческий путь как актер в антрепризе 3 В. С. Волгина в Нижнем Новгороде4. Затем он работал помощником режиссера, режиссером, а с 1900 г. — главным режиссером в разных антрепризах 5.

И. А. Ростовцев, 1940-е гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 12. Л. 1.

И. А. Ростовцев, 1940-е гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 12. Л. 1.

Творческая жизнь Ростовцева была связана со многими театральными коллективами нашей страны. По материалам его формуляра и личного дела, пожалуй, можно было бы изучать географию.

Кроме Нижнего Новгорода, это Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Краснодар, Саратов, Самара, Владикавказ, Новороссийск, Москва, Тула, Ялта, Казань, Архангельск 6.

Иван Алексеевич был известен и как драматург, автор пьес «Царь всея Руси», «Человек, который смеется», «Монастырь Магдалины», «Дворец наслаждений», «Хаджи-Мурат», «Бывшие люди», «Смерть Ивана Ильича», «1861 год» 7.

Наряду с профессиональной деятельностью, Ростовцев вел общественную работу, являлся лектором и руководителем кружков, в т. ч. красноармейских, преподавал театроведение. Иван Алексеевич неоднократно избирался делегатом съездов работников искусства 8.

В Ярославле Ростовцев работал четырежды и эти периоды были связаны с важными событиями не только в жизни театра, но и в жизни страны.

Первый период пришелся на годы Первой мировой войны, когда Иван Алексеевич являлся режиссером и антрепренером-директором Ярославского городского театра им. Ф. Г. Волкова 9.

Сохранились афиши этого времени, свидетельствующие о классических театральных постановках и актуальных современных произведениях.

Афиши театра им. Ф. Г. Волкова, 1914—1915 гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 6. Л. 98, 99, 100, 102, 108. Афиши театра им. Ф. Г. Волкова, 1914—1915 гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 6. Л. 98, 99, 100, 102, 108. Афиши театра им. Ф. Г. Волкова, 1914—1915 гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 6. Л. 98, 99, 100, 102, 108. Афиши театра им. Ф. Г. Волкова, 1914—1915 гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 6. Л. 98, 99, 100, 102, 108. Афиши театра им. Ф. Г. Волкова, 1914—1915 гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 6. Л. 98, 99, 100, 102, 108.

Афиши театра им. Ф. Г. Волкова, 1914—1915 гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 6. Л. 98, 99, 100, 102, 108.

Второй период, уже советский, был связан с 1918 г., в течение которого Ростовцев работал режиссером и ответственным художественным руководителем театра 10.

Третий период — это 1934—1935 гг., когда Иван Алексеевич являлся художественным руководителем и режиссером 11.

Сохранился интереснейший фотоснимок того времени, на котором представлен практически весь коллектив театра. Имеющиеся на обороте фотографии карандашные надписи позволяют познакомиться с труппой поближе:

Коллектив театра им. Ф. Г. Волкова (за столом, справа И. А. Ростовцев) г. Ярославль, сезон 1934—1935 гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 12. Л. 10.

Коллектив театра им. Ф. Г. Волкова (за столом, справа И. А. Ростовцев) г. Ярославль, сезон 1934—1935 гг. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 12. Л. 10.

«1-й ряд (слева-направо, сидят): Цабель Ф.Э. (зав. музеем), Штарк Г.Н., Щеглова И.Ф., Риттер Л.Н., Монюшко А.В. (режиссер), Медведев 12 Н.А. (режиссер), Нечаев 13 П.А. (директор), Горбунов В. (критик), И. А. Ростовцев (худрук), Бенкендорф С.А. (режиссер), Иванова О.Д., Озоркова О.Д., Марина М.Н.

2-й ряд (слева-направо, сидят): Кастровской С.И., жена Шатова, Гранитская Г.К., Соколов В.Е., Матвеев Н.Т., неизвестное лицо, неизвестное лицо, Чижова А.С., Мочалова Е.В., Рутковская, Федорова А.Ф., Ратов Б., Эльсин 14 П.И., Крутилин И.Н.

(слева-направо, стоят): Шитова, Медовозиков Н.Н. (художник), Разумов, Розин 15 Л.Н., Топорнин К.Н. (помреж.), Брин 16 К.А., Жилин Г.П., Додонкин А.В., жена его, Агеев В.И. 17, Смирнов И.В. 18, Перинова 19, жена Якушенко, Прокофьев А.Ф., неизвестное лицо, неизвестное лицо, неизвестное лицо.

Последний ряд (слева-направо, стоят): Бурин (режиссер-администратор), Ипполитов 20А.И. (художник), Луговой И.А. 21 (машинист сцены), Якушенко, неизвестное лицо, неизвестное лицо, Фролов И.Г., Спирин А.И., Талиеман 22, неизвестное лицо, неизвестное лицо, неизвестное лицо, неизвестное лицо, Меценатова 23 М.Н., неизвестное лицо, Кузьмин 24 Н.В.»

Четвертый период творческой деятельности Ростовцева в Ярославле — 1942—1947 гг. — пришелся на годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, когда Иван Алексеевич работал в качестве режиссера театра 25.

Именно эти годы принесли Ростовцеву заслуженную славу.

Сохранился текст радиорепортажа «На родине русского театра», датированный началом 1940-х гг., в котором говорится:

«Дом Волкова, бульвар Волкова, улица Волкова, театр Волкова. Кто же такой Волков? Почему его имя так дорого ярославцам?

Ростовцев. — Я бы сказал несколько шире. Имя Волкова дорого каждому русскому человеку, но ярославцам, конечно, особенно… Федор Григорьевич Волков был основателем русского театра. Первые театральные представления на русском языке состоялись в Ярославле. Это было 200 лет тому назад….на доме, где жил Волков, сейчас висит мемориальная доска и улица названа его именем. Вместе с Волковым в первых спектаклях принимала участие плеяда талантливых ярославцев: Дмитриевский, Шумский, Чулков и другие. Их имена также вошли в историю русского театра.

Ведущий. Русского вообще, но не ярославского в частности?

Ростовцев. — Пожалуй, да. По приказанию императрицы Елизаветы труппа Волкова была вызвана из Ярославля в Петербург, где до того времени спектакли давались только иностранными труппами, на непонятных широкому зрителю языках. Волкову пришлось выдержать большую борьбу и он одержал победу: его идея „Российскому театру быть в России“ — была воплощена в жизнь…в своих творческих планах мы стремимся, прежде всего, сохранить великие традиции русского театра. В нашем репертуаре много произведений классиков. В первую очередь, Горького, которому мы уделяем очень много места в репертуаре. Ставим мы пьесы Гоголя, Островского, Грибоедова и других…» 26

Афиша спектакля «Ревизор», поставленного по пьесе Н. В. Гоголя в театре им. Ф. Г. Волкова, [1943 г.]. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Л. 291. Л. 7, 7 об. Афиша спектакля «Ревизор», поставленного по пьесе Н. В. Гоголя в театре им. Ф. Г. Волкова, [1943 г.]. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Л. 291. Л. 7, 7 об.

Афиша спектакля «Ревизор», поставленного по пьесе Н. В. Гоголя в театре им. Ф. Г. Волкова, [1943 г.]. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Л. 291. Л. 7, 7 об.

Афиша спектакля «Русские люди», поставленного по пьесе К. М. Симонова в театре им. Ф. Г. Волкова, 1943 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Д. 291. Л. 2, 2 об. Афиша спектакля «Русские люди», поставленного по пьесе К. М. Симонова в театре им. Ф. Г. Волкова, 1943 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Д. 291. Л. 2, 2 об.

Афиша спектакля «Русские люди», поставленного по пьесе К. М. Симонова в театре им. Ф. Г. Волкова, 1943 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Д. 291. Л. 2, 2 об.

В статье И. А. Ростовцева «Показ в Москве спектаклей театра имени Волкова» говорится:

«Управление по делам искусств при СНК РСФСР совместно с Всероссийским театральным обществом организовало показ в Москве спектаклей Ярославского драматического театра имени Волкова для представителей печати, театральной общественности и командного состава Московского гарнизона.

Спектакли «Генерал Брусилов» И. Сельвинского и «Старик» М. Горького в моей постановке состоялись 21 и 23 мая в Краснознаменном зале Центрального Дома Красной Армии. Спектакли эти тепло приняты московским зрителем.

На общественном обсуждении, организованном в Доме актера, все выступившие критики и искусствоведы — профессор М. С. Григорьев, С. Н. Дурылин, Г. Г. Штайн, Б. И. Ростоцкий, профессор И. А. Груздев, Е. Д. Сурков и другие дали единодушно положительный отзыв спектаклям, расценивая этот творческий рапорт театра как выдающееся событие в театральной жизни Москвы и по выбору пьес, и по исполнению их.

Особо отмечена работа исполнителей: народного артиста РСФСР П. П. Гайдебурова, О. Д. Ивановой, заслуженной артистки РСФСР А. Д. Чудиновой, А. А. Быкова (в пьесе «Старик»); П. П. Гайдебурова, С. М. Комиссарова, заслуженного артиста УССР Г. С. Свободина, Н. М. Шмитгофа, С. Д. Ромоданова, Я. П. Старова, В. Т. Политимского (в пьесе «Генерал Брусилов») и оформление обеих пьес художником А. И. Ипполитовым…«27

Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР И. А. Ростовцеву о присвоении звания народного артиста РСФСР, 1944 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.

Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР И. А. Ростовцеву о присвоении звания народного артиста РСФСР, 1944 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.

Поздравительный адрес коллектива театра им. Ф. Г. Волкова И. А. Ростовцеву в связи с присвоением звания народного артиста РСФСР, 1944 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 10. Л. 1 об-2.

Поздравительный адрес коллектива театра им. Ф. Г. Волкова И. А. Ростовцеву в связи с присвоением звания народного артиста РСФСР, 1944 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 10. Л. 1 об-2.

25 мая 1944 г. заведующий сектором искусств Советского Информбюро Н. Владимирский обратился к художественному руководителю Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова, заслуженному деятелю искусств И. А. Ростовцеву с письмом следующего содержания:

«Уважаемый Иван Алексеевич!

В г. Бристоле (Англия) работает старейший в стране Королевский театр. В письме, опубликованном в газете „Британский союзник“ (издается в Москве) рассказывается о работе этого театра в дни войны, о большом интересе, проявляемом английскими артистами к русской драматургии и русским артистам.

Было бы весьма интересно получить письмо от коллектива руководимого Вами Ярославского театра на имя артистов Британского драматического театра. К прилагаемому при сем примерному проекту ответного письма следует добавить еще краткий рассказ о работе Ярославского театра в дни войны, написав о своем репертуаре (может быть, Вы играете пьесы английских драматургов и, особенно, Шекспира), рассказав о той работе, которую театр ведет по обслуживанию госпиталей, клубов, воинских частей, по посылке своих артистических бригад на фронт и т. д.

В виду большого интереса, который может вызвать Ваше письмо (оно будет направлено в Бристольскую газету), большая просьба, Иван Алексеевич, не задержать с присылкой Вашего ответа» 28.

Сохранилось недатированное «Открытое письмо старейшего русского театра имени Ф. Г. Волкова на имя Королевского театра в Бристоле», в котором говорится:

«Дорогие соратники в общем деле! С радостью мы узнали, что один из старейших английских театров, Королевский театр в Бристоле, основанный в 1766 г., не только целиком сохранил свое здание и сцену, но и продолжает плодотворно и энергично свою работу в дни войны. Вот почему нам, работникам старейшего русского театра, находящегося в Ярославле, хочется поделиться с вами сведениями и о нашем театре и сообщить вам, почему он носит имя Федора Григорьевича Волкова.

Это имя принадлежит актеру — одному из одареннейших сынов русского народа. Волков родился в 1729 г. и отдал всю свою жизнь делу создания русского театра, вначале в Ярославле, а затем в Петербурге, куда его пригласили, узнав об успехе его ярославских спектаклей. Сначала эти спектакли шли в амбаре, приспособленном для хранения кожевенных товаров. Но затем сами зрители, в большинстве рабочие местных заводов, собрали деньги для постройки театра на 1.000 мест, который и открылся в январе 1751 г. На его подмостках играли, кроме Волкова и его братьев, артисты Нарыков, братья Поповы, Шумский, Чулков и др. Из них Нарыков, получивший в Петербурге фамилию Дмитриевского, впоследствии стал наследником Волкова в театральном деле и вошел в историю русского театра как учитель нескольких поколений русских актеров и один из культурнейших деятелей своей эпохи. Он был выбран в число действительных членов Российской Академии наук, где он произнес речь о Сумарокове и давал отзывы о новых пьесах. Глубокий след оставил в русском искусстве и Шумский как актер, и Чулков как писатель. Вся эта плеяда талантливых ярославцев, во главе с Волковым, заложила основы русского национального театрального искусства. Они принесли с собою в Петербург, где до них играли лишь иностранные труппы, те особенности и приемы народного творчества, которые они наблюдали у себя на родине в различных народных играх и самодеятельных любительских спектаклях, сохранивших связь со старинными представителями скоморохов. Вот почему звание основоположника русского театра по праву присвоено Ф. Волкову, который был одновременно и актером, и режиссером, и переводчиком, и художником, и музыкантом в своем театре, обнаруживая во всех этих областях искусства яркое и самобытное дарование.

Волков не замыкался только в артистическую работу. Он принимал очень деятельное участие в общественной жизни страны. Его „Ода Петру“ и ряд откликов на злобы дня в форме эпиграмм и посланий свидетельствуют о том, что он не только переживал вместе со страной все ее тревоги и волнения, но и сам активно содействовал ее политическому и духовному развитию. Сама его смерть была вызвана тем, что не щадя себя, он руководил постановкой в Москве грандиозного шествия-маскарада под названием „Торжествующая Минерва“, в котором приняло участие свыше 4.000 фигурантов. Эта постановка, состоявшаяся в 1763 г., вызвала на улицы Москвы огромное количество ее жителей, пораженных величием и фантазией этого четырехдневного массового представления. Волков простудился во время подготовки этого зрелища и умер в том же году.

Наш театр, нося имя Волкова, бережно хранит память о нем и в дни Великой Отечественной войны стремится следовать по его пути в служении своей Родине и ее искусству» 29.

В приказе Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР от 31 августа 1944 г. «Об итогах смотра спектаклей русской классической драматургии в театрах РСФСР», подписанном начальником Управления Н. Беспаловым, говорится:

«В период 1943–44 гг. был проведен смотр спектаклей русской классической драматургии в театрах РСФСР.

Отмечая положительное влияние смотра в деле пропаганды русской классической драматургии в дни Отечественной войны и дальнейшего роста культуры советского театра, констатирую…его результаты:

…На высоком художественном уровне осуществлены спектакли:… „Старик“ и „Чудаки“ А. М. Горького в Ярославском государственном драматическом театре им. Ф. Волкова в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РСФСР И. А. Ростовцева…» 30

Афиша спектакля «Офицер флота», поставленного по пьесе А. А. Крона в театре им. Ф. Г. Волкова, 1946 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Д. 291. Л. 6, 6 об. Афиша спектакля «Офицер флота», поставленного по пьесе А. А. Крона в театре им. Ф. Г. Волкова, 1946 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Д. 291. Л. 6, 6 об.

Афиша спектакля «Офицер флота», поставленного по пьесе А. А. Крона в театре им. Ф. Г. Волкова, 1946 г. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Д. 291. Л. 6, 6 об.

В 1947 г., в статье, посвященной памяти Ростовцева, говорилось:

«…Более 50 лет жизни Иван Алексеевич посвятил русскому театру. Он являлся художественным руководителем театральных коллективов в Ярославле, Горьком, Саратове, Москве, Туле, Иванове, Казани, Архангельске, Куйбышеве и Смоленске. Он вырастил плеяду актеров и режиссеров, ныне успешно работающих во многих театрах страны.

Имя старейшего деятеля русской сцены Ивана Алексеевича Ростовцева широко известно театральной общественности Советского Союза. Он поставил свыше 500 пьес русской и мировой драматургии…» 31

К этим словам вряд ли можно что-то добавить, в них — огромный творческий путь талантливого человека.

Пусть жизнь режиссера Ярославского драматического театра И. А. Ростовцева служит примером нашим современникам, и тем, чьи открытия в искусстве только начинаются…

О.В. Кузнецова, главный архивист ГКУ ЯО ГАЯО

  1. ГКУ ЯО «Государственный архив Ярославской области» — далее ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 8. Л. 2.
  2. Там же.
  3. Антреприза — частное зрелищное предприятие, владельцем или арендатором которого являлся антрепренер.
  4. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 8. Л. 2.
  5. Там же.
  6. Там же. Л. 2, 2 об, 5, 5 об.
  7. Там же. Л. 6.
  8. Там же. Л. 3, 6.
  9. Там же. Л. 5 об.
  10. Там же. Л. 2 об, 5 об.
  11. Там же.
  12. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3 об.
  13. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.
  14. Фамилия на обороте указанной фотографии написана неразборчиво.
  15. Значится в списке сотрудников театра за 1940 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 2. Д. 100. Л. 6.
  16. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.
  17. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.
  18. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3 об.
  19. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3 об.
  20. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3 об.
  21. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.
  22. Фамилия на обороте указанной фотографии написана неразборчиво.
  23. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.
  24. Значится в списке сотрудников театра за 1932 г.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.
  25. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 8. Л. 5 об, 6.
  26. Там же. Д. 1. Л. 25, 25 об.
  27. Там же. Д. 4. Л. 45; Северный рабочий. 1943. 1 июня. № 114.
  28. ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 3. Л. 56.
  29. Там же. Л. 57–58.
  30. Там же. Д. 2. Л. 51, 51 об.
  31. Там же. Д. 4. Л. 50; Северный рабочий. 1947. 17 июня. № 118.

/ 22 октября 2019 г.