/ Главная → Пресс-центр → Публикации → «Куда, куда Вы едете? – Мы едем отдыхать. Зачем, зачем Вы едете? – Мы едем загорать». Летний отдых детей Ярославской области в годы Великой Отечественной войны
Пионеры-горнисты. Пионерский лагерь им. С. Орджоникидзе. 1945 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 23. Л. 5.
За 75 лет по теме Великой Отечественной войны было проведено огромное количество исследований, написана не одна монография, но по-прежнему еще остается очень много неосвещенных аспектов, особенно по социально-бытовой истории и истории повседневности. Одним из таких вопросов, незаслуженно оставленных без внимания, является детский вопрос в контексте Великой Отечественной войны.
Советская историография делала упор на изучение военной и экономической истории. В постсоветской историографии значительно возрос интерес к изучению социально-бытовых аспектов военного времени, однако, тема детства и организации учебы и отдыха детей в военной время представлена достаточно скудно.1 В связи с этим большой интерес представляют документы отдела школ о проведении летних оздоровительных кампаний среди детей в 1942 — 1944 годах, отложившиеся в фонде Ярославского обкома ВЛКСМ ЦДНИ ГАЯО.
По отношению государства к социально незащищенным категориям граждан в переломные моменты истории можно судить о его будущей жизнеспособности. В этой связи интересно отметить, что, несмотря на все тяготы военного времени, забота о детях занимала важное место в политике советского государства, как на центральном, так и на местном уровнях.
В 1940-е годы организация летнего отдыха детей находилась в ведении Наркомпроса, ЦК ВЛКСМ и профсоюзов. Летом для детей были доступны пионерские загородные лагеря, туристические лагеря и оздоровительные площадки.
Для руководства работой пионерских лагерей и детских площадок ежегодно утверждалась областная лагерная комиссия в составе секретаря обкома ВКП(б), зав. отделом школ обкома ВКП(б), секретаря обкома ВЛКСМ, зам. председателя исполкома облсовета, зав. облоно, зав. облздравотделом и зав. облторготделом. Параллельно с этим во всех городах и районах области весной образовывались городские, районные лагерные комиссии. На фабриках и заводах при фабрично-заводских комитетах профсоюзов также создавались лагерные комиссии из представителей самого ФЗМК, комсомольских организаций, родителей и педагогов подшефных предприятию школ для своевременной подготовки к открытию лагерей и оказания им помощи в работе. Комиссии проводили всю работу по организации пионерских лагерей (очистка территории лагеря, ремонт помещений, строительство спортплощадок, поправка кухонных печей и т.д.) и их приему. Лагерная комиссия также контролировала правильность расходования продуктов, отпускаемых для питания детей.2
До войны основной задачей содержания работы в лагере было продолжение коммунистического воспитания, начатое в школе, максимальное оздоровление и укрепление организма, привитие трудовых навыков. Основной задачей пионерского лагеря было привить ребенку умение жить и работать в коллективе.3 В военных условиях советское правительство не ослабило своего внимания к подрастающему поколению, система оздоровительных летних учреждений не была свернута или уничтожена, однако их функция была несколько трансформирована с учетом сложившейся в стране ситуации.
С началом Великой Отечественной войны перед пионерскими лагерями были поставлены новые задачи. Согласно Постановлению Секретариата ВЦСПС от 30 апреля 1942 года «Об организации и проведении профсоюзами пионерских лагерей», основными задачами пионерских лагерей в условии новых реалий военного времени определялись укрепление здоровья детей и их физическое развитие. Однако в постановлении подчеркивалось, что пребывание детей в лагерях должно носить не «бездельно-развлекательный, а воспитательный» характер. Воспитательная работа должна была развивать у детей любовь к Родине и готовность помогать в меру своих сил в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Секретариат ВЦСПС постановил при всех лагерях создать сельскохозяйственные участки и огороды, которые должны были обрабатываться детьми, находящимися в лагере. Пионерские лагеря должны были приучать детей к посильному общественно-полезному труду и дать им военно-физическую подготовку.
Согласно постановлению ВЦСПС летом 1942 года профсоюзные организации страны в период с 1 июня по 1 сентября должны были организовать четыре лагерные смены по 21 дню каждая и отправить в пионерские лагеря не менее 500 тысяч детей в возрасте от 8 до 12 лет. Особое внимание обращалось на необходимость полного использования в течение лета всех имеющихся в лагерях мест. Приоритет при отправке в лагерь должен был отдаваться в первую очередь детям рабочих и служащих военной и текстильной промышленности, а также детям работниц — жен бойцов Красной Армии. Пять процентов мест выделялось бесплатно в распоряжение ФЗМК для предоставление детям, чьи отцы погибли на фронте. Средняя стоимость содержания одного ребенка в пионерском лагере была установлена в размере 240-274 рубля за 21 день. Дотация за счет средств государственного социального страхования не должна была превышать 125 рублей. Взнос родителей не должен был превышать 75 % от суммы, приходящейся на одного члена семьи от общего заработка семьи. Профсоюзные организации были обязаны оказать материальную помощь из средств профсоюзного бюджета нуждающимся многодетным родителям для приобретения путевок в пионерские лагеря.4
Снабжение пионерских лагерей в соответствии с указание Наркомторга СССР проводилось через продуктовые базы районных, городских и областных торготделов. В день отправки детей их продовольственные карточки должны были сдаваться ФЗМК для передачи в торготделы.
Учитывая тяжелое военное время и нехватку предметов первой необходимости, профорганизациям было дано разрешение направлять детей в лагеря с их собственными постельными принадлежностями и посудой. Так Секретариатом ВЦСПС был даже утвержден список личных вещей, которые каждый ребенок должен взять из дома при поездке в лагерь. Он включал в себя: пальто (1 штука), ботинки и галоши (1 штука), шапку или фуражку (1 штука), теплый костюм или платье (1 штука), чулки (2 пары), майки и трусы (2 пары), верхние рубашки или платья (2 штуки), панаму (1 штука), носовые платки (2 штуки), носки (2 пары), тапочки (2 пары), простынь (2 штуки), одеяло (1 штука), наволочку (2 штуки), полотенце (2 штуки), подматрасник (1 штука), подушку (1 штука), кружку, тарелку, ложку, вилку (по 1 штуке), рюкзак или мешок (1 штука), тетрадь, блокнот (1 штука), карандаш (1 штука). Помимо этого по желанию каждый ребенок мог взять с собой фотоаппарат, музыкальный инструмент или краски.5
Приезд пионеров в лагерь им. С. Орджоникидзе. 1945 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 23. Л. 3.
На практике в военное время в Ярославской области лагеря работали в две-четыре смены и обслуживали детей от 6 до 14 лет. В первое полностью военное лето 1942 года согласно постановлению Ярославского областного комитета ВКП(б) от 21 мая 1942 года в пионерские лагеря необходимо было вывезти 7950 детей, в первую очередь детей рабочих и служащих военной и текстильной промышленности, нуждающихся в укреплении здоровья, и детей фронтовиков.6 В последующие годы по мере стабилизации и улучшения обстановки, а также удаленности фронта от границ области цифры по отправке детей в пионерские лагеря и на оздоровительные площадки были значительно увеличены. Так согласно Постановлению Ярославского областного комитета ВКП(б) от 19 мая 1943 года «О летней оздоровительной работе с детьми в 1943 г.» и Постановлению Ярославского областного комитета ВКП(б) от 19 мая 1944 года «О мероприятиях по укреплению здоровья детей в летний период 1944 года» в пионерские лагеря и на оздоровительные площадки планировалось вывезти и пристроить уже порядка 39 000 детей. Места стали предоставляться преимущественно детям военнослужащих, инвалидов ВОВ и особо нуждающихся рабочих и служащих.7
Стоимость путевок также сильно различалась. Так, например, путевка в пионерский лагерь Рыбинского завода № 36 стоила всего 14-23 рубля (вместо рекомендованных ВЦСПС 240 руб.), что давало возможность отдохнуть детям даже самых низкооплачиваемых рабочих.
Как правило, работа с детьми, едущими в лагерь, начиналась еще в городе. Перед началом каждой смены проводился предлагерный сбор для детей и их родителей. На нем начальник лагеря и представитель профсоюзного комитета знакомили с условиями жизни в лагере, а также с будущими вожатыми. Отправка детей в лагеря проходила организованно и торжественно со всей пионерской атрибутикой (знаменами, горнистами и барабанщиками).8 В Ярославской области большинство детей было обеспечено централизованно постельным бельем и посудой (а некоторым, особенно в заводских лагерях, предоставляли нижнее белье, тапочки и пионерский костюм).9
Парад в день открытия лагерной смены в пионерском лагере им. С. Орджоникидзе. 1945 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 23. Л. 5.
В первый день по приезду в лагерь все ребята разбивались по отрядам в соответствии со своим возрастом. На каждый отряд назначался пионервожатый и помощник пионервожатого. Почти все пионервожатые за редким исключением являлись комсомольцами, хорошо знающими пионерскую работу. Помощники назначались из числа старших учащихся. Каждый отряд в свою очередь делился на более мелкие звенья. Также назначались штабы отрядов. Ребята самого младшего возраста разбивались на октябрятские группы.10 Начальники лагерей и старшие пионервожатые обязательно утверждались на заседании бюро обкома ВЛКСМ.
Примерный режим дня в пионерском лагере в военное время выглядел следующим образом: подъем в 7:00, зарядка до 7:30, уборка постелей, спален, утренний туалет до 7:50, линейка и подъем флага — до 8:00, завтрак — до 8:30. Далее шли два часа обязательных общественно-полезных работ (сбор лекарственных трав, дикорастущих ягод, грибов, работы на подсобных хозяйствах и огородах лагерей). С 11:30 начинались оздоровительные процедуры, включавшие в себя солнечные и воздушные ванны, обтирания, душ, купание. С 13:00 до 13:30 — обед, затем послеобеденный сон и чай. Перед ужином (с 16:00 до 18:00) проходили занятия в кружках, игры и экскурсии, затем ужин, линейка, спуск флага и отбой в 22:00.11
Зарядка в пионерском лагере им. С. Орджоникидзе. 1945 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 23. Л. 11.
Оздоровительная работа оставалась во все времена одной из основных и главных задач пионерского лагеря. Если лагерь находился на берегу реки (а это было в большинстве случаев), то в обязательном порядке проводились ежедневные водные процедуры и солнечные ванны. Перед началом лагерной смены и в конце ее каждый ребенок проходил обязательное взвешивание и медицинский осмотр для того, чтобы вычислить детей с нехваткой веса и другими заболеваниями. Дети с выявленными серьезными заболеваниями отправлялись на лечение в медицинские учреждения. Дети с недобором в весе получали специальное питание. Большинство ребят за лагерную смену поправлялись на 1,5 — 2,5 кг, но бывали и случаи прибавки в весе до 5-6 килограмм.12
Были отдельные факты нерегулярного поступления продуктов питания в основном из-за отсутствия транспорта, но они быстро решались благодаря вмешательству лагерных комиссий.13 В 1944 году вопрос с питанием уже не стоял так остро. Очень большую помощь в организации пионерских лагерей продуктами питания оказали колхозы. Дети многих лагерей дополнительно получали до 400 гр. хлеба за счет колхозов.14
На кухне пионерского лагеря им. С. Орджоникидзе. 1945 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 23. Л. 9.
Вторым важным компонентом работы с детьми в пионерском лагере в годы Великой Отечественной войны была массово-политическая и воспитательная работа, направленная на прививание патриотизма, уважения и любви к Родине и Красной Армии, храбрости, стойкости, вежливости, ненависти к фашистским захватчикам, предательству и трусости. Для этого проводились общелагерные беседы, такие как: «Дети в Отечественной войне», «Эпизоды из Отечественной войны», "На фронтах Отечественной войны«,15 коллективные чтения книг и газет, встречи с фронтовиками. С первого же дня пребывания в лагере между отрядами и комнатами разворачивалось социалистическое соревнование. Для проверки взятых обязательств устанавливались специальные доски показателей, на которых при помощи красных флажков указывалось первенство отряда или комнаты. Так же ход любых соревнований отображался в боевых листках и в стенных газетах.16
Чтение газеты «Пионерская правда» в одном из отрядов в пионерском лагере им. С. Орджоникидзе. 1945 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 23. Л. 6.
Кроме того, пионерские лагеря должны были приучить детей к посильному общественно-полезному труду и дать им военно-физическую подготовку. Так все лагерные помещения убирались силами самих детей под контролем технических служащих. Дежурство по кухне и столовой, уборка территории проходила под руководством воспитателей. В течение смены постоянно проводились эстафеты, спортивные игры, устраивались походы на несколько километров, проводились военные игры, как то: «Захват штаба», «Пропавшее звено» и другие. Ребят попутно учили маскироваться, ползать, отличать самолеты противника. Также проводились беседы о том, как надо себя вести в случае воздушной или химической тревоги. В лагерях работали кружки: физкультурный, ПВХО и БГСО. В каждой смене проводились дни физкультурника с парадом и соревнованиями по всем видам спорта.17
Подготовка к параду в пионерском лагере им. С. Орджоникидзе. 1945 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 23. Л. 12.
В течение смены все пионерские лагеря проводили трудовую общественно-полезную работу: заготавливали лекарственные травы, пололи и собирали урожай в близлежащих совхозах и колхозах. Так, например, за лето 1942 года одни только пионеры лагеря № 3 Рыбинского гороно пропололи в близлежащих колхозах 7 га картофеля, а пионеры лагеря рыбинского завода № 36 собрали 19 кг лекарственных трав, пионеры лагеря Костромского района провели 7 выходов в лес, за которые собрали 84 кг грибов.18 За одну только первую смену 1943 года пионерский лагерь им. Сталина собрал 240 кг лекарственных трав. Инициаторами сбора явились члены кружка юннатов, которые разъясняли ребятам места нахождения лекарственных растений и их пользу и значение особенно в период Великой Отечественной войны.19
Культурно-массовая и кружковая работа была обязательной составляющей в работе с детьми в пионерских лагерях и в военное время. Основными ее формами были проведение праздников, организация выставок художественного и технического творчества, выступлений художественной самодеятельности в колхозах. Во всех лагерях работали кружки: литературный, хоровой, юннатов, по рукоделию, санитарный, физкультурный и драматический, танцевальный и другие.
В 1944 году (в отличие от предыдущих лет) большинство пионерских лагерей, за исключением тех районов, где контингент детей не превышал 50 человек, были организованы раздельно для мальчиков и девочек, в русле проводимой в 1940-х годах школьной реформы по введению раздельного обучения (впоследствии приостановленной и признанной неудачной).20
В лагерях мальчиков большое место занимала военно-физкультурная работа: проводились военизированные походы, организовывались военные и физкультурные кружки, проводились занятия по строевой подготовке, устраивались военные игры. В лагерях девочек большое распространение получили кружки рукоделия и шитья.21
Детей с сильно ослабленным здоровьем и наличием хронических заболеваний (в основном, это были дети, больные туберкулезом) после медицинского осмотра предписывалось отправлять в детские санатории. В санаторных лагерях, как правило, было всего две смены по 40 дней каждая, и основой упор в них делался именно на оздоровительной работе.22
Основными целями и задачами туристических лагерей-примитивов были: физическое воспитание детей, воспитание волевых качеств, смелости, дисциплины, чувства товарищества, а также прививание знаний и навыков жизненно-практического оборонного значения. В такой лагерь обычно отправлялись дети постарше (а именно учащиеся 3-6 классов), допущенные врачом, с хорошей и отличной успеваемостью, с отличной дисциплиной. В годы войны приоритет при распределении мест, так же как и в пионерских лагерях, отдавался детям фронтовиков. Направление в туристический лагерь-примитив выдавал штаб пионерской дружины. Одна смена в таком лагере длилась 15 дней, охват составлял 40-50 человек за смену. Занятия с детьми включали в себя примерно те же компоненты, что и в пионерском лагере: учебно-воспитательную работу, общественно-полезную работу (сбор дикорастущих растений и помощь местным колхозам), массово-политическую работу (читки газет, журналов и книг, выпуск стен-газет), с той лишь разницей, что основной упор здесь делался на физическую подготовку и приобретение оборонных и жизненно-практических навыков. К последним относились навыки самообслуживания, розжига костра, приготовления пищи на костре, установки палатки или шалаша. На учебную работу в лагере отводилось по 2 часа вдень. Она включала в себя занятия по топографии, строевую подготовку, экскурсионно-краеведческие занятия и занятия по санитарии.
Обычно лагеря-примитивы располагались в районах наибольшего произрастания грибов, ягод, на высоком и сухом месте, около речки с чистой водой. Помещениями для такого лагеря служили школьные здания, сараи для сена, шалаши или палатки. Все необходимое оборудование (постельные принадлежности, посуда) привозили с собой сами школьники.
Лагеря-примитивы содержались за счет средств родителей, профсоюзов и на средства, заработанные самими ребятами. Средняя стоимость путевки по Ярославской области была утверждена обкомом ВЛКСМ в размере 100 рублей.
Руководство лагеря возлагалось на начальника лагеря, который подбирался и утверждался городскими (районными) отделами народного образования и согласовывался с горкомом (райкомом) ВЛКСМ. Ему в помощь отделом народного образования выделялся педагог. Дети делились на боевые отделения по 10 человек в каждом (раздельно мальчики и девочки). В каждом отделении назначался командир из учащихся 7-9 классов. Командиры и педагоги составляли штаб лагеря. Начальник лагеря являлся председателем штаба. 23
Из туристических лагерей выпускались ребята хорошо знакомые с топографией, связью, походной жизнью. Многие потом были призваны в военные училища, а также на курсы связистов и топографов.24
Также под эгидой областной детской туристско-экскурсионной станции организовывались лагеря-примитивы по сбору полезных дикорастущих растений (по одному лагерю на каждый район и город области) по 30 человек в лагере за одну смену с пребыванием в лагере в течение 30 дней.25 Основными задачами подобных лагерей помимо помощи фронту были: углубление и расширение полученных на уроках биологии и географии знаний, физическое развитие детей, воспитание волевых качеств и привитие жизненно-практических навыков. В таких лагерях помимо сбора дикорастущих растений для фронта, проходили учебные занятия (экскурсионно-краеведческие наблюдения, топография, санитарный минимум юного туриста, строевая подготовка, техника передвижения, организация походного быта), оздоровительные мероприятия, военизированные игры. В лагеря направлялись учащиеся 4-6 классов, прошедшие медицинский осмотр и получившие разрешение заниматься физкультурой. Выбор места для лагеря определялся наличием благоприятных условий для сбора растений. Лагерь мог размещаться в здании школы, в палатках или шалашах. Руководство осуществлялось начальником лагеря и его заместителем, назначенными городским или районным отделом народного образования из числа учителей. Питание детей в лагере осуществлялось частично централизованно, а частично за счет своей деятельности (рыбной ловли, сбора грибов и ягод).26
Подобные туристические лагеря содержались за счет участников лагерного сбора. А за собранную и сданную продукцию школьники получали деньги по ценам, установленным заготовительными организациями с 10-15% стимулирования установленными продуктами и промтоварами.
Часть детей, не получившая путевок в пионерский лагерь, могла посещать оздоровительные площадки в городах и районах по месту жительства. Примерный режим дня оздоровительной площадки выглядел следующим образом. С 8 до 8-30 происходил прием детей, далее следовала зарядка, линейка и завтрак. После завтрака с 9-30 до 12-30 дети должны были заниматься общественно-полезным трудом (на подсобном хозяйстве, пришкольном участке или сбором дикорастущих растений). С 12-30 до 13-00 предоставлялось свободное время, после которого следовал обед и послеобеденный отдых. С 16-00 до 19-00 проходили занятия (пионерские сборы, экскурсии, походы, занятия в кружках, беседы, чтения, занятия художественной самодеятельностью). В 19-00 — ужин и линейка. Площадки работали до 20-00.27
Приготовление пищи для детей, находящихся на оздоровительных площадках, должно было производится столовой предприятия или учреждения, к которому относилась данная площадка, на договорной основе. Организация столовой при детских площадках допускалась только в случае отдаленности последней от предприятия или учреждения, что делало невозможным доставку пищи. Вся воспитательная работа на площадке, также как и в лагере должна была быть подчинена задачам обеспечения здорового отдыха детей, их военно-физической подготовке, расширению круга их знаний и умений.
Не смотря на организацию пионерских лагерей, лагерей-примитивов и оздоровительных площадок, большая часть детей все равно вынуждена была проводить лето в городе. Основная забота по организации их досуга ложилась на плечи комсомольских организаций. Они должны были позаботиться о приведении в порядок спортивных площадок, садов, лодочных станции, качелей и каруселей. Дети, не выехавшие в лагерь и не находящиеся на оздоровительных площадках, были объединены в форпосты при домоуправлениях. Так в 1944 году в г. Рыбинске работало 9 форпостов, в Ярославле — 20, в Данилове — 9, в Костроме — 12.28 Большую роль в организации досуга детей также играли Дворец и Дома пионеров, станция юных натуралистов и юных туристов. При Домах пионеров были организованы кружки, экскурсии, походы, военные игры и спортивные праздники. Театры давали для детей летом новые спектакли. Станции юных туристов и натуралистов организовывали походы в разные районы области с целью изучения исторического прошлого родного края, а также его флоры и фауны. Основными задачами экскурсионно-туристических станций были: включение школьников в изучение родного края, воспитание чувства патриотизма, углубление и расширение полученных в школе знаний, физическое развитие школьников и содействие в закреплении знаний и навыков оборонного значения.29 При школах, детских домах детская туристско-экскурсионная станция организовывала группы юных разведчиков по 10-15 человек с целью сбора дикорастущих растений (грибов, ягод и лекарственных растений). Несмотря на военное время туристско-экскурсионные станции организовывали походы и за пределы области. Интересно отметить, что на лето 1944 года была даже запланирована экспедиция в только что отвоеванный Сталинград (ныне — Волгоград) "для изучения методических боев за город-герой".30
Таким образом, очевидно, что даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны государство не ослабило внимание к детям. Каждое военное лето проводилась значительная работа по организации досуга и оздоровления детей с учетом имеющихся на тот момент возможностей. Так, если в предвоенном 1940 году в области был организован 61 пионерский лагерь, в котором побывало 22 593 ребенка,31 то в самый тяжелый 1942 год в пионерских лагерях отдохнуло 7950 детей, а уже в 1943 году пионерскими лагерями было охвачено 14970 детей, оздоровительными площадками — 10 000.32 В 1944 году лагеря были организованы в 27 районах области с охватом 15465 детей (1300 получили путевки бесплатно). Детские оздоровительные площадки были организованы в 14 районах области с охватом 7918 детей.33
В конечном итоге благодаря летней работе с детьми было решено сразу несколько задач — это оздоровление части детей, чье здоровье было подорвано невзгодами и лишениями военного времени, борьба с безнадзорностью, планомерная воспитательная работа и оказание со стороны детей посильной помощи фронту. И если в начале войны во главу угла данной работы была поставлена именно военно-физическая подготовка школьников перед лицом надвигающегося врага, то по мере отдаления фронта и налаживания жизни в тылу, на первое место вновь вернулась оздоровительная работа. В целом в годы войны летняя работа с детьми строилась на сочетании общественно-полезного труда и здорового отдыха, что приводило к укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию школьников.
Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О.Н.
/ 03 ноября 2020 г.