/ ГлавнаяПресс-центрПубликации«Финифть – владычица Ростова: ее творят, ею любуются, ее собирают…»

«Финифть – владычица Ростова: ее творят, ею любуются, ее собирают…»

к 85-летию со дня основания в г. Ростове 1-ой механической промысловой артели (будущей фабрики «Ростовская финифть») и к 60-летию со дня открытия на базе артели «Ростовская финифть» фабрики «Ростовская финифть»

Потир. XIX в.

Потир. XIX в. 2

«Производство финифтяных образов
без преувеличения могу назвать нашим,
чисто местным — ростовским...»
А.А. Титов 3

В Ростове Великом наравне с архитектурными памятниками древнего зодчества — церквями, монастырями — имеется уникальный объект, который можно назвать еще одной достопримечательностью города — фабрика «Ростовская финифть». «Бренд «Ростовская Финифть» известен на весь мир, а истинным воплотителем данной технологии на сегодняшний день является ЗАО «Фабрика «Ростовская Финифть», «Вековые традиции. Неповторимый стиль» — такими словами в настоящее время представлена фабрика на официальных страницах в сети Интернет.4

История появления этого поистине уникального промысла уходит в далекое прошлое. Зародилось оно в городе Ростове предположительно в XVIII веке. По словам А.А. Титова существовало «местное предание, ... что в царствование Анны Иоанновны и полновластия Бирона был послан в Ростов итальянец-художник», который для одной из местных церквей изготавливал финифтяные образа и "передал свое искусство местным жителям".5 Однако предание это, по мнению историков, вряд ли соответствует действительности: "трудно даже думать, чтобы этот итальянец посеял свои семена на совершенно девственной почве. Гораздо вероятнее, что он имел своими учениками людей, уже умевших писать на финифти...".6

Константин Фуртов, автор пособия для мастеров финифтяного производства, по вопросу появления финифти в Ростове писал: «В начале 18-го столетия Ростовцы были отдаваемы в ученье по финифтяному делу в Москву, а возвратясь и обучась там, остались в своем родном городе... стали обучать других...«.7

Во второй половине XVIII века в Ростовском архиерейском доме существовала иконописная мастерская. Художники, среди которых были и лица духовного звания, и крестьяне, изготавливали эмалевые украшения для облачения церковнослужителей, предметы богослужения.8 Кроме церковной утвари, уже позднее, финифтью стали украшать и предметы быта дворян, купцов: табакерки, медальоны, знаки отличия и др.

А. Алексеев. В финифтяной мастерской. Панно

А. Алексеев. В финифтяной мастерской. Панно 9

По силе „высочайшего ремесленного положения“ от 24 апреля 1785 года в Ростове учреждена ремесленная управа, в состав которой вошли нескольких управ, в том числе иконная, финифтяная и живописная управа. „...По произвождению в здешнем городе иконного финифтяного и живописного ремесла записано Ростовским городовым магистратом шесть человек означенного ремесла в мастера“: купцы третьей гильдии Гаврило Андреев Гвоздарев и Алексей Васильев Ставотинский, посадский Козьма Михайлов, действительный церковник Иван Яковлев Горицкий, экономического ведомства бывшего Дома Ростовского архиерея заштатный служитель Михайло Алексеев Москалев, экономического ведомства бывшей Яковлевской подмонастырной слободы житель Андрей Матвеев Мелехин.10 Среди подмастерьев — экономического ведомства бывшего Дома Ростовского архиерея заштатные служители: Тимофей Исаев, Петр Исаев, Андрей Алексеев Перебойников.11

Оклад. XIII в.

Оклад. XIII в.

Митра. XIX в.

Митра. XIX в. 12

В архивных документах сведения об иконной, финифтяной и живописной управе имеются только до 1793 года. В протоколе заседания управы от 31 декабря 1793 года значится, что »... из оных мастеров в 1792-м [Иван Яковлев Горицкий] и в сем 1793-м [Андрей Матвеев Мелехин] по одному померли почему осталось тех мастеров только четыре, а посему ... управа существовать уже не может".13

В конце XVIII века славились такие мастера финифти, как Г.А. Гвоздарев, Чайников, Буров.14

На начало XIX века имеются сведения о духовных лицах, владеющих финифтяным мастерством: иерее Всехсвятской церкви города Ростова Алексее Игнатьеве, дьячке Архангельской церкви Александре Федорове, священнике села Зверинца Стефане Иванове, а также о мастерах: А. Метелкине, Малкове, Нажаровском. Появляются также целые семейные династии, например, Шапошниковы, начавшие свою деятельность в 1813 году.15

По словам А.А.Титова, "благодаря усидчивости и трудолюбию тогдашних местных мастеров финифтяников, мастерство это в тридцатых годах ... [XIX в.] достигло апогея своего совершенства...".16 В эти годы известны мастера, владеющие финифтяным мастерством: Пахомов, Н.И.Сальников (прославился мастерством писать портреты на финифти), крестьянин Г.Н.Шнитов., написанием образов на финифти занимались дьячок Преображенской церкви г.Ростова Николай Васильев и пономарь Петр Семенов.17

26 июня 1845 года Ярославское губернское правление указом № 1648 "предписало Городовому Магистрату ... приступить ... к образованию в городе Ростове цехов...«.18

Список мастеровых, их работников и учеников, занимающихся финифтяным мастерством, на 1845 г. Список мастеровых, их работников и учеников, занимающихся финифтяным мастерством, на 1845 г.

Список мастеровых, их работников и учеников, занимающихся финифтяным мастерством, на 1845 г. 19

22 января 1848 года на собрании по избранию из среды ремесленников старшин и помощников по каждому ремеслу 15 ремесленников заявили, что участвовать в выборах не должны, так как «они занимаются писанием икон на финифте и это их занятие относится не к ремесленной, а к художественной части». Среди них были Иван Шапошников, Алексей Мартьянов, Николай Сальников, Иван Ананьин, Трофим Минеев, Яков Рыкунин, Василий Дьячков, Иван Беляев, Василий Кувшинников, Абрам Метелкин, Александр Малоземов, Николай Коскинский, Александр Орешников, Василий Вереин, Михайло Дьячков. Но заявление мастеров городовой магистрат «в уважение» не принял. Все они были причислены к первому цеху — мастерство финифтяное, живописное, малярное, резное, золотарное, оконничное (всего было учреждено 5 цехов).20

По данным ремесленной управы в городе Ростове в 1849 году числилось 46 мастеров по финифтяному и художественному мастерству. В 1870-1875 годы (только по финифтяному) — 26 мастеров, 71 подмастерье, 25 учеников. 21

Согласно журналам генеральной поверки торговли и промыслов во второй половине XIX века в Ростове имелась финифтяная мастерская (на Ярославской улице в собственном доме) и торговая лавка (в Соборной ограде) ростовского купца Алексея Семенова Яйцова, «почти единственного из самых крупных торговцев-производителей», занимавшихся изготовлением и торговлей финифтяными образами в серебряной оправе. Мастерская состояла из одного «покоя», в работе применялись усовершенствованные штамповальные машины для оправы образов (1-3 шт.), мастеров работало до 10 человек, годовой оборот составлял от 3 тыс. до 10 тыс. руб., производилось до 50 тыс. икон. «Товар сбывает почти по всем монастырям России», в Москву, Санкт-Петербург, "имеет летом лавки ... в Киеве, Воронеже и Задонске«.22

Еще одна мастерская по производству изделий из финифта и обделке их в золотые и серебряные оправы принадлежала ростовской купчихе Матрене Федоровой Завьяловой. Расположена она была в собственном доме на Рождественской улице, состояла из «одного покоя», годовой оборот имела до 4500-5000 руб., кроме ручных, паровых машин в мастерской не применялось, работало от 7 до 10 мастеров.23

Имелась также финифтяная мастерская на Городской улице, в собственном доме купца 2 гильдии Сергея Ивановича Завьялова. Занимала 1-2 комнаты, в работе применялось от 4 до 6 штамповальных машин, работали 6 взрослых рабочих и 2 мальчика, годовой оборот имела 4000 руб., изготавливалось до 20 тыс. образков.24

Еще одно финифтяное заведение по производству и обделке финифтяных образов в медную оправу Гаврилы Михеева Рыбакова состояло из одного помещения, годовой оборот имело до 1500 руб., работало в нем 4 мастера.25

На Городской улице в доме Второва имелось финифтяное заведение из одного «покоя» ростовского мещанина Алексея Соловьева. Работало в нем до 3 мастеров, годовой оборот составлял до 150 руб.26

В журналах также значится лавка в Соборной ограде свободного художника Николая Сальникова, который писал на финифти, занимался торговлей финифтяными образами в серебряной оправе, годовой оборот имел до 500 руб.27

Кроме того, во второй половине XIX века славились такие мастера, как А.А.Усачев, Д.И.Свешников, Н.П.Ключарев (занимался письмом финифтяных образов с 1855 года; писал «преимущественно мелочь» и работал на хозяев; крупные образа писал только по заказу), К.Н.Шапошников, М.А.Додонов (занимался письмом образов на финифти; продукцию сбывал в разные монастыри и Санкт-Петербург). Имелось также финифтяное производство А.А.Титова.28

Свидетельство на производство мастерства по заказам изделий по финифту, выданное А.А.Усачеву

Свидетельство на производство мастерства по заказам изделий по финифту, выданное А.А.Усачеву 29

Свидетельство на производство мастерства по производству золотых и серебряных изделий по финифту, выданное Д.И. Свешникову

Свидетельство на производство мастерства по производству золотых и серебряных изделий по финифту, выданное Д.И. Свешникову 30

На рубеже XIX-XX веков для ростовской финифти наступило сложное время "в виду конкуренции фабрикантов из жести, подделываемых под финифть на фабриках Бонакера и Жако и стоящих очень дешево«.31

На начало XX века в журналах генеральной поверки торговли и промыслов в Ростове значатся 3 финифтяных мастерских: мастерская с 2 складами купеческой вдовы Анны Ивановны Завьяловой на Всехсвятской улице, мастерская крестьянина Ростовского уезда Шулецкой волости Спас-Песковской слободы Николая Яковлевича Рыбакова на Подозерской улице и мастерская крестьянина Ростовского уезда Квасоварной слободы Петра Ивановича Кузнецова на Петровской улице. В Соборной ограде имелась также иконная и книжная лавка купца 2-й гильдии К. А.Фуртова, мастера финифтяных икон.32

В 1912 году в Ростове открывается учебно-показательная финифтяная школа-мастерская. Заведующим мастерской был Федор Григорьевич Сергеев (с 1917 года — Николай Алексеевич Смирнов), мастером по финифти Александр Алексеевич Назаров, мастером беловальщиком сначала так же Назаров, а с июля 1913 года — Евраф Никадрович Левский.33

Учебно-показательная финифтяная школа. 1917 г. Занятия в классе живописи по финифти

Учебно-показательная финифтяная школа. 1917 г. Занятия в классе живописи по финифти.34

В 1917 году после окончания школы как одни из лучших учеников при мастерской были отставлены Лидия Ивановна Арефьева (живописец по эмали, участница Первой Всероссийской выставки декоративно-прикладного и народного искусства в Москве в 1923 году) и Николай Иванович Дубков (живописец по эмали, участник Всемирной выставки в Париже в 1939 году).35

Ларец. Работа Н.И. Дубкова. 1917 г.

Ларец. Работа Н.И. Дубкова. 1917 г.36

Троица. 1917 г. Работа Л.И. Арефьевой

Троица. 1917 г. Работа Л.И. Арефьевой

Вид Ростовского кремля, 1915 г. Работа Л.И. Арефьевой

Вид Ростовского кремля, 1915 г. Работа Л.И. Арефьевой 37

В мастерской обучали рисованию и мастерству изготовления финифтяных изделий, а с 1916 года ученики уже исполняли пробные заказы.38 В 1913 году в школе обучались 10 студентов, к 1917 году — до 15 человек.39 Просуществовала она до 1931 года.40

Начиная с истоков зарождения финифтяного промысла до настоящего времени, изделия из финифти достаточно высоко ценились и часто преподносились в дар как знак особого уважения.

В конце 1780-х гг. для семьи А.И. Мусина-Пушкина ростовскими мастерами были выполнены две многочастные иконы: «Отечество по сторонам Рождество Христово, Богоматери, Предтечи и Николая Чудотворца» и " Отечества, Богоматери и Димитрия Ростовского«.41

Архиепископ Ростовский и Ярославский Арсений (в миру Василий Иванович Верещагин) часто при взаимных визитах дарил финифтяные иконки, образки, а также финифтяные пластинки без оправы. Поставляли «финифтяные штуки» дли митрополита ростовские мастера-финифтянщики: Зверинский, А. Всехсвятский, С.Исаев, В.Г.Юров, М.Москалев, Н.Дьячков.42

В память о посещении Митрополитом Московским и Коломенским Платоном города Ростова (куда он приезжал к гробницам Ростовских чудотворцев) архиепископ Арсений преподнес ему «вензеловую штуку ростовских чудотворцев». Изготовлена она была ростовским мастером Алексеем Всехсвятским. Имела серебряную оправу, на обороте выгравирована надпись "Platoni Avsenins«.43

В 1866 году «проникнутые благодарностью Всевышнему промыслу» по случаю счастливого избавления от смерти императора Александра II после покушения, совершенного на его жизнь, ремесленники города Ростова "устроили Образ Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая и Ростовских Чудотворцев... писанный на финифти на память императору и его потомкам«.44

 

45

Икона была препровождена Министру императорского Двора. Император «благосклонно принял» подарок и выразил ростовским мастерам свою благодарность.46

 

47

Не могли жители города Ростова остаться равнодушны и к такому значительному событию в истории Российского государства, как коронация императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, состоявшемуся 14 мая 1896 года (по старому стилю). В дар царственным особам ростовское мещанское общество преподнесло икону, выполненную из финифти.

 

48

22 мая 1913 года свершилось знаменательное и радостное событие для жителей Ростова Великого — город посетил император Николай II с семьей в честь трехсотлетия царствования Дома Романовых.

Комиссией по выработке предложений по встрече императора решено было по старинному русскому обычаю поднести Николаю II при встрече на вокзале хлеб-соль. Для чего изготовить блюдо с солонкой «из красного дерева резное, диаметром 14 вершков», «воспользовавшись для его украшения очень ценными и редкостными финифтяными изображениями, сделанными в свое время местными мастерами, каковые и поместить по краю блюда, и в середине его»: «в верху герб города, по сторонам Св. Ростовских, а в середине вид Кремля.» Внизу вырезать даты 1613-1913 гг. В середине блюда сверху сделать надпись «Их Императорским Величествам», внизу — «От граждан Ростова-Великого». Блюдо было изготовлено резчиком Михаилом Андреевичем Кищенко. 49

 

50

Наследнику цесаревичу князю Алексею Николаевичу была поднесена икона Ростовских Чудотворцев, сделанная из финифти. На ней помещены изображения всех Святителей Ростовских посередине, а по сторонам отдельно Св. Николая и Св. Алексия Митрополита Московского. Сверху и снизу — виды Ростовских монастырей, Кремля, внизу — надпись на финифти церковно-славянскими буквами: «Его императорскому величеству наследнику цесаревичу и великому князю Алексею Николаевичу от граждан города Ростова Великого, 1613-1913 гг.». Для того, чтобы изготовить блюдо к сроку, работали по праздникам и даже по ночам. Икону писал иконописец Евдокимов, киот для иконы делал И.А.Солярский, оправку иконы в серебро и футляр для нее — М.В.Быков.51

С 1917 года начинается новый период в истории не только нашего государства, но и в истории финифти. "Словно птица Феникс умирало и возрождалось искусство финифти".52 И сейчас оно «продолжает жить на Ростовской земле в изделиях фабрики «Ростовская финифть». Произведения мастеров (старых и современных) можно увидеть в Государственных музеях и частных коллекциях в России и за ее пределами. Это древнее искусство «преображаясь под влиянием времени и требованиями моды» сохраняет «в себе главное — душу мастера и тепло его рук». 53

  1. РсФ ГАЯО. Ф. Р-1130. Оп. 1. Д. 38. Л. 60.
  2. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 8. Ед. хр. № К-209. Коллекция открыток. Ростовская финифть. Л. 11.
  3. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-925. Подробный отчет о Ростовской выставке 1880 года. Очерк живописи по финифти в Ростове. Ярославль. Типография Губернской Земской Управы. 1880 г. — С. 89.
  4. https://vk.com/finift_nhp; https://www.finift-nhp.ru/.
  5. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-925. Подробный отчет о Ростовской выставке 1880 года. Очерк живописи по финифти в Ростове. Ярославль. Типография Губернской Земской Управы. 1880 г. — С. 91.
  6. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2089. И.М.Суслов. Ростовская эмаль. Ярославское книжное издательство. 1959 г. — С. 11.
  7. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-1177. Константин Фуртов. Финифтяное производство. Пособие для мастеров. Печатня А.С. Снегиревой. Москва. 1911. — С. 5.
  8. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2670. В.Ф. Пак. Ростовская финифть XX века. Москва. Галарт. 2006. — С. 8.
  9. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № 1693. В. Кривоносов. Огненное письмо. Ростовская финифть. Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль. 1977 г.
  10. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 64. Л. 1, 1 об.; Д. 156. Л. 1 об.
  11. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 30. Л. 1.
  12. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № К-209.Коллекция открыток. Ростовская финифть. Л.10.
  13. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 64. Л. 1, 1 об.; Д. 156. Л. 1 об.
  14. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-1177. Константин Фуртов. Финифтяное производство. Пособие для мастеров. Печатня А.С. Снегиревой. Москва. 1911. — С. 6.
  15. РсФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 2241. Лл. 4, 7; НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-1177. Константин Фуртов. Финифтяное производство. Пособие для мастеров. Печатня А.С. Снегиревой. Москва. 1911. — С. 6; Оп. 2. Ед. хр. № 2670. В.Ф. Пак. Ростовская финифть XX века. Москва. Галарт. 2006. — С. 9.
  16. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-927. А. Титов. Финифтяники в городе Ростове Ярославской губернии. Типография И.Н. Скороходова. 1901 г. — С. 1.
  17. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-1177. Константин Фуртов. Финифтяное производство. Пособие для мастеров. Печатня А.С. Снегиревой. Москва. 1911. — С. 6; Ф. 196. Оп. 1. Д. 10190. Л. 5, 5 об.
  18. РсФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 4762. Лл. 1-2 об.
  19. РсФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 4762. Лл. 23 об., 24.
  20. РсФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 4762. Лл. 81, 82, 84, 84 об., 95; Ф. 4. Оп. 1. Д. 310. Л. 1.
  21. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 310. Лл. 1-2 об.; Д. 513. Л. 71, 71 об.; Д. 528. Лл. 77, 77 об., 79, 79 об., 81, 81 об.
  22. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 204. Лл. 56 об., 57; Д. 216. Лл. 18 об., 19, 40 об., 41; Д. 266. Лл. 41 об., 42; Д.469. Лл.129, 131 об., 132; Д. 486. Лл.104, 105 об., 106; НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-925. Подробный отчет о Ростовской выставке 1880 года. Очерк живописи по финифти в Ростове. Ярославль. Типография Губернской Земской Управы. 1880 г. — С. 59, 60.
  23. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 102. Л. 10, 10 об.; Д. 216. Лл. 52 об., 53; Д. 238. Лл. 7, 96 об., 97.
  24. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 469. Лл. 129, 129 об., 130; Д. 486. Лл. 104, 110 об., 111.
  25. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 204. Лл. 50 об., 51; Д. 238. Лл. 7, 97 об., 98.
  26. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 216. Лл. 53 об., 54; Д. 238. Лл. 97 об., 98.
  27. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 216. Лл. 17 об., 18; Д. 238. Лл. 76 об., 77.
  28. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 513. Лл. 102, 109; Д. 528. Л. 73; НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-925. Подробный отчет о Ростовской выставке 1880 года. Очерк живописи по финифти в Ростове. Ярославль. Типография Губернской Земской Управы. 1880 г. — С. 7, 12, 13, 59-61.
  29. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 513. Л. 109.
  30. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 513. Л. 102.
  31. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-927. А. Титов. Финифтяники в городе Ростове Ярославской губернии. Типография И.Н. Скороходова. 1901 г. — С. 3.
  32. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 685. Лл. 24 об., 25, 166 об., 180 об., 183 об.; Д.904. Лл. 9 об., 10, 64 об., 91 об., 97 об.; НСБ. Оп. 1. Ед. хр. № А-1177. Константин Фуртов. Финифтяное производство. Пособие для мастеров. Печатня А.С. Снегиревой. Москва. 1911. — С. 6.
  33. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1054. Л. 1 об., 51 об.; Д. 1272. Л. 1; НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2670. В.Ф. Пак. Ростовская финифть XX века. Москва. Галарт. 2006. — С. 9.
  34. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2670. В.Ф. Пак. Ростовская финифть XX века. Москва. Галарт. 2006. — С. 10.
  35. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1272. Л. 98; НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2670. В.Ф. Пак. Ростовская финифть XX века. Москва. Галарт. 2006. — С. 29, 30, 36.
  36. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2670. В.Ф. Пак. Ростовская финифть XX века. Москва. Галарт. 2006. — С. 132.
  37. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2670. В.Ф. Пак. Ростовская финифть XX века. Москва. Галарт. 2006. — С. 123.
  38. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2670. В.Ф. Пак. Ростовская финифть XX века. Москва. Галарт. 2006. — С. 10.
  39. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1054. Л. 3 об.; Д. 1272. Л. 2
  40. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2670. В.Ф. Пак. Ростовская финифть XX века. Москва. Галарт. 2006. — С. 11.
  41. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2689. М.М. Федорова. Ростовская финифть в дневниках преосвященного Арсения (Верещагина). С. 442, 443.
  42. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2689. М.М. Федорова. Ростовская финифть в дневниках преосвященного Арсения (Верещагина). С. 438, 440, 442.
  43. РсФ ГАЯО. НСБ. Оп. 2. Ед. хр. № 2689. М.М. Федорова. Ростовская финифть в дневниках преосвященного Арсения (Верещагина). С. 438.
  44. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 478. Лл. 3, 8, 12.
  45. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 478. Л. 9.
  46. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 478. Лл. 13, 14.
  47. РсФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 478. Л. 14.
  48. РсФ ГАЯО. Фотодокументы. Оп. 1. Ед. хр. № 35.
  49. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 986. Лл. 17, 22.
  50. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 986. Л. 22.
  51. РсФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 986. Лл. 24, 69, 109.
  52. РсФ ГАЯО. Ф. Р-1130. Оп. 1. Д. 38. Л. 51.
  53. https://www.finift-nhp.ru/fabrika-segodnya

/ 09 декабря 2020 г.