/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииИз истории Ростовской мужской гимназии имени А.Л. Кекина. Система наказаний в гимназии

Из истории Ростовской мужской гимназии имени А.Л. Кекина. Система наказаний в гимназии

«Наказание — очень трудная вещь;
от воспитателя оно требует
огромного такта и осторожности...»
(А. С. Макаренко)

Основной целью обучения в гимназиях в начале XX века являлось воспитание всесторонне развитой, образованной личности, готовой к служению обществу и Отечеству. Известно, что одно из условий успешного осуществления процесса воспитания и обучения — это соблюдение дисциплины, причем не только во время занятий, но и вне урочного времени. Кроме того, дисциплинированность помогает учащимся в дальнейшей социализации в обществе, адаптации в коллективе, реализации своих способностей.

Под дисциплиной мы понимаем соблюдение, исполнение со стороны учащихся определенных требований, правил учебного заведения, педагогов.

В разные времена существовали разные взгляды на методы воспитания дисциплины, а за ее нарушение применялись разные меры — гуманные и не очень (розги, линейки и др.).

04 мая 1874 года были утверждены «Правила для учеников гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» и «Правила о взысканиях», которые регламентировали поведение учащихся в стенах учебных заведений и вне их, форму одежды, виды наказаний, которые могли быть применимы к гимназистам.1

Именно этими правилами и руководствовался педагогический персонал Ростовской мужской гимназии имени А. Л. Кекина. Кроме того, были приняты «правила классного поведения», внутренний распорядок дня, проект мер и правил поддержания порядка в стенах учебного заведения и вне его для учеников гимназии.2

 

3

 

4

 

5

 

6

Педагоги гимназии А. Л. Кекина считали, что развитие дисциплины должно строиться на позитивных взаимоотношениях преподавателей и учащихся, что «наказание — лишь неизбежное зло», что одними «запретительно-карательными мерами» решить вопрос о поведении учащихся не представляется возможным, потому наказывать желательно как можно реже, при этом использовать положительные способы воздействия, чтобы предупредить нарушение учениками правил «доброго поведения» и своевременно устранить причины нарушений. 7

Допускались следующие виды наказаний: выговоры, удаление из класса, стояние в классе вместо сидения, оставление после уроков на небольшой промежуток времени, пока остальные ученики разойдутся по домам, сообщение родителям о проступке, лишение права участвовать в общей игре во время большой перемены. 8

Согласно «Правилам о взыскании» в гимназиях и прогимназиях могла быть применена еще одна, довольно жесткая, мера наказания — заключение в карцер на время от 1 часа до 1 суток (с содержанием исключительно на хлебе и воде) в зависимости от степени проступка ученика. В гимназии А. Л. Кекина такой метод наказания отсутствовал.9

Наказание за проступки, «заслуживающие возмездия», мог наложить каждый преподаватель или дежурный надзиратель и «по возможности не должен был передавать свои полномочия в этом вопросе». Точного регламента наказаний в Ростовской мужской гимназии не существовало.10

Для большей осведомленности классного наставника о поведении учеников были заведены специальные тетради для занесения преподавателями своих наблюдений и замечаний относительно воспитанников и тетрадь, где фиксировались все опоздания для дальнейшего снижения отметки за поведение в четверти.11

Кроме того, регистрация нарушений и наказаний велась в штрафном журнале — кондуите. Впервые кондуиты были введены в середине XIX века в Германии по предложению И. Ф. Гербарта. В Российской империи они применялись в гимназиях, духовных учебных заведениях и кадетских корпусах. 12 В мужской гимназии А. Л. Кекина на каждого гимназиста при поступлении в гимназию заводился кондуитный список.

Кондуитный список содержал следующие сведения об учащемся: в каком классе и в каком учебном заведении обучается, о времени и месте рождения, происхождении, вероисповедании, дате и основании приема в гимназию, где обучался ранее, в каком классе оставался по 2 года, из какого класса выбыл и какой документ при этом выдан, о причине выбытия, об отметке за поведение, с которой выбыл, а также о дате проступка, о сути проступка, виде взыскания, о числе пропущенных уроков, отметке за поведение.

 

13

 

14

В имеющихся на хранении в филиале ГКУ ЯО ГАЯО в городе Ростове кондуитных списках можно выделить следующие меры взысканий в гимназии: 15

Проступок и вообще все достопримечательное, касающееся ученика Взыскания и другие меры
Ударил Колдомасова Оставлен на час после уроков
Опоздал на 20 мин. Выговор дежурного воспитателя
Не явился на первый урок отвечал повеленным тоном, что был разорван костюм и на мои слова — об этом он должен был позаботиться раньше — дерзко ответил: а если я сегодня разорвал? Доложено совету
Проспал 1-й урок Выговор инспектора
Явился в класс после прихода преподавателя Выговор
На уроке физики старался изобразить из себя шута Был удален с урока
Безобразно вел себя на улице Строгий выговор
Подрался перед молитвой с учен. 8 к. Чернявским Выговор классного наставника и инспектора
Разбил нос в кровь Жукову Ник. на улице, при возвращении из гимназии домой Был немедленно возвращен из дому и оставлен в гимназии на 1 час, получил выговор от инспектора
Удален с урока физики за болтовню и шум Сидит в классе в праздник от 11-12 ч.
Дурно вел себя на уроке латин. языка, за что был удален из класса Выговор инспектора
Опоздал на урок закона Б. Оставлен на 2 ч. в воскресенье
На уроке немец. языка занимался решением математ. задач. Оставлен в гимназии на ½ часа
После большой перемены опоздал на урок на полчаса Лишен права отлучки домой в большую перемену на неделю
Явился на урок спустя 10 минут после прихода преподавателя Не был допущен в класс
Не хотел сразу подчиняться приказанию инспектора Сбавлен балл по поведению
Шумел во время урока пения Оставлен на 15 мин. после уроков
Во время проверки ученических билетов с целью обмануть проверявшего передал тайком свой билет Успенскому (не имевшему билета) Выговор директора обоим

В конце каждого месяца на заседании педагогического совета обсуждались успехи в обучении и поведение каждого ученика в гимназии и вне ее. В случае выявления фактов «неуспешности» и дурного поведения эти сведения заносили в дневники учеников и уведомляли родителей или опекунов гимназистов. 16 Причем, педагогическим советом было решено извещать родителей не только о неблагополучных учениках, но и об успешных, ограничиваясь при этом выражением «удовлетворительно».17

Согласно журнала заседаний педагогического совета в Ростовской гимназии использовали такой вид наказания учащихся за проступки, как «отсылка домой во время уроков наиболее шаловливых и мешающих заниматься учеников», но применять данную меру решено было по возможности реже и только с предварительного согласия совета. 18 Один из гимназистов получил строгий выговор без занесения в штрафной журнал за бросание горохом на уроке французского языка (причем, ввиду обычно «доброго поведения» наказание применено более мягкое).19 Ученик V класса пытался отравиться уксусной эссенцией по причине тяжелых домашних обстоятельств, однако ни в чем «предрассудительном» ранее замечен не был, поэтому решено было ограничиться только нравственным воздействием законоучителя.20

 

21

Еще одним методом наказания служило снижение балла за поведение в четверти. Поведение оценивалось по пятибалльной системе. «Неполный» балл («5-», «4», «4-», «3», ниже баллы не встречались) могли получить за нарушение дисциплины во время перемен и уроков, вне гимназии, за сквернословие, грубый тон, «излишнюю подвижность» в классе и на переменах, драки, ссоры с товарищами, непослушание, самовольный уход из гимназии, обман, пропуск занятий по неуважительной причине, за курение табака, опоздания, за подделку сведений об успехах, за угрозы товарищам, составление или показ неприличного рисунка, пререкание с преподавателем, за «подчистку» отметок, поделку подписи родственника, присвоение чужих денег, бросание бумаги на уроках и переменах, уход от наказания, невнимательность, отсутствие старания на занятиях, нарушение формы одежды, устройство лотереи в перья или деньги, позднее пребывание на вокзале, ярмарке и даже за игру в шашки на уроках. 22

 

23

 

24

Имели место и такие проступки учащихся: два гимназиста во время студенческого концерта вошли без билетов, один из них пробрался в пустой класс, пролил чернила и вытер их тужуркой служителя (отметки за поведение снижены до «4» и «5-» баллов); учащийся замечен перед зданием гимназии в«пьяном виде (поставлен балл «3» за поведение и на три воскресенья оставлен по 3 часа).25

Поведению гимназистов могла быть дана не только балловая оценка, но и словесная характеристика: «недостаточно хорошее», «плохое», «очень плохое».26

 

27

Еще одним видом наказания в мужской гимназии имени А. Л. Кекина было временное отстранение от занятий. Такая мера имела место за ослушание преподавателя во время урока (учащийся отстранен на 5 дней); за распространение клеветы о преподавателе; за систематические пропуски уроков, «безучастное отношение к классной работе»; за драки; за непристойное поведение («наневежничал в чернильницу» — отстранен на 1 месяц). Двое учащихся IV класса, отличавшиеся плохими отметками, дурным поведением и нежеланием учиться были исключены из гимназии до конца учебного года с правом возвращения в новом учебному году в тот же IV класс. 28

 

29

 

30

 

31

 

32

Имела место и более жесткая мера — исключение из гимназии. Поводом к исключению могло послужить «полное игнорирование занятиями и распорядками гимназической жизни» или неявка после каникул; организация кражи группой учеников (организатор исключен, остальные временно отстранены от занятий); «неуважительные манкировки» (пропуски уроков) и пренебрежительное отношение к занятиям. Учащийся II класса был исключен из гимназии за очень слабые успехи и «очень плохое», «невозможное» поведение в стенах гимназии, граничащее с болезненным (на уроке рисования во время молитвы помочился в классе).33

Один из воспитанников I класса гимназии «во время гулянья на бульваре... позволил себе грубое обращение с ученицей III кл. женской гимназии... которую он даже бил». Педагогическим советом решено было предложить родителям учащегося забрать сына из гимназии, в случае их несогласия уволить его на основании п.17 § II «Правил о взысканиях» ("удаление из гимназии... с правом поступления в другие учебные заведения в том же городе").34

Гимназист VII класса также исключен из гимназии за то, что "в пьяном виде был в балагане и своим поведением вызвал вмешательство полиции».35

По просьбе родительского комитета наказание в виде исключения из учебного заведения, по мере возможности, применялось после предварительного уведомления родителей и комитета и попытки исправления повода к исключению. 36

Еще одним видом наказания был отказ в освобождении от платы за обучение по причине плохого поведения или «небрежного отношения к посещению уроков», «неудовлетворительности... успехов».37

Не все примененные к учащимся наказания регистрировались в штрафном журнале — кондуите. Педагогическим советом решено было заносить в журнал только наиболее «важные случаи», остальные же обсуждать устно, тем самым давая возможность воспитанникам скорректировать свое поведение. 38

Такое решение педагогического совета имело немаловажное значение для дальнейшего обучения детей в других учебных заведениях. Как ведомости об успехах, так и кондуитные списки обязательно учитывались и передавались при приеме, переводе и поступлении в другие учебные заведения. 39

Имели место случаи, когда по причине записей о плохом поведении в кондуитном списке и слабых успехов учащемуся было отказано в переводе из Рыбинской гимназии в Ростовскую.40

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие проступков и отклонений от правил поведения в ученическом коллективе — явление нередкое в любое время. Конечно, педагог обязан отреагировать на нарушение, и он реагирует — применяет наказание. Однако наказание — это довольно противоречивый метод воспитания. Наказание, несмотря ни на что, все же должно быть гуманным, а «наказывая ученика, преподаватель должен руководствоваться не мертвою табелью наказаний, а педагогическим тактом», — именно так считали педагоги гимназии имени А. Л. Кекина.41

Ведущий архивист РсФ ГАЯО О. Н. Косарева.

  1. https://viewer. rusneb. ru/ru/000199_000009_003545698?page=24&rotate=0&theme=black
  2. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 15, 68, 74 об., 75.
  3. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 15.
  4. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 15 об.
  5. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 74 об.
  6. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 75.
  7. РсФ ГАЯО. Ф.50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 13 об., 72.
  8. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 14.
  9. https://viewer. rusneb. ru/ru/000199_000009_003545698?page=23&rotate=0&theme=black
  10. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 13 об., 14.
  11. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 104. Лл. 64, 72 об.
  12. https://ru. wikipedia. org/wiki/Кондуит
  13. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 342. Л. 19.
  14. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп.1. Д. 342. Л. 19 об.
  15. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 342. Лл. 7 об., 8 об., 12 об., 14 об., 15 об., 16 об., 17 об., 18 об., 20 об., 23 об., 24 об., 25 об., 26, 27 об.
  16. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 10 об., 18-19, 32 об.; Д. 37. Л. 16, 16 об.; Д. 104. Лл. 80 об.-82.
  17. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 15 об.
  18. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 170 об., 171.
  19. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 104. Л. 177 об.
  20. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Л. 68
  21. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Л. 59
  22. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 89-90, 129 об., 131, 185 об., 186, 187 об., 188, 200; Д. 104. Лл. 14, 16, 16 об., 74 об., 75, 106 об., 109; Д. 168. Лл. 14, 71 об., 72, 113.
  23. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Л. 83.
  24. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Л. 83 об.
  25. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Лл. 67, 67 об. 68.
  26. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Лл. 162 об., 163; Д. 308. Лл. 29, 29 об., 30.
  27. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 308. Л. 29
  28. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 104. Лл. 8 об., 117-118, 178; Д. 168. Лл. 67 об., 68; Д. 308. Лл. 32, 39, 164.
  29. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Л. 170.
  30. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Л. 170 об.
  31. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 308. Л. 23.
  32. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 308. Л. 23 об.
  33. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Лл. 20 об., 21; Д. 168. Л. 170, 170 об.; Д. 308. Л. 46.
  34. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 183 об., 184.
  35. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 168. Лл. 23, 23 об.
  36. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 308. Л. 49 об.
  37. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 135 об.; Д. 308. Л. 115 об.
  38. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 13 об., 14.
  39. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 88, 166; Д. 104. Лл. 63, 151 об.; Д. 328. Лл. 106, 125, 125 об., 126.
  40. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Л. 111, 111 об.; Д. 104. Л. 51 об.
  41. РсФ ГАЯО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 5. Лл. 13 об., 14.

/ 22 марта 2021 г.