/ Главная → Пресс-центр → Публикации → «ФИЛЬМУ ДАВАЙ!»: организация досуга граждан профсоюзными культурными учреждениями ярославской области в 50-е–60-е годы XX века
Одним из важных постановлений XX съезда КПСС (1956 г.), помимо осуждения культа личности «отца народов» И. В. Сталина, стало принятие государственных мер по повышению материального и культурного уровня жизни советских граждан1. Пять лет спустя на XXII съезде партии была принята Третья программа КПСС, посвященная плану строительства коммунизма. Среди задач по строительству коммунистического общества выделялись меры в сферах воспитания, образования, науки и культуры. Предполагалось увеличение сети библиотек, домов культуры, клубов и кинотеатров, широкое развитие народных университетов, театральных коллективов и других самодеятельных культурных организаций2. Эти решения нашли свое подтверждение в 1963 г. на XIII съезде профсоюзов СССР, последним отводилась важная роль в деле коммунистического строительства.
Здание клуба Гигант. 1934 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1809)
К пятидесятым—шестидесятым годам минувшего века в стране уже существовала развитая сеть профсоюзных клубов, домов и дворцов культуры. В частности, в Ярославской области по состоянию на 1963 г. насчитывалось 136 клубов, домов и дворцов культуры, 278 библиотек и 1501 красных уголков3. Руководствуясь решениями вышеупомянутых съездов, культурные учреждения области тесно связывали свою работу с жизнью и задачами профильных предприятий, многие из них стали оплотами партийных и профсоюзных организаций в деле культурного воспитания населения. В пятидесятые—шестидесятые годы шло активное обогащение новыми формами культурно-массовой и производственно-технической работы, заимствование опыта других регионов РСФСР и даже союзных республик. Так, еще на областном совещании работников профсоюзных домов, дворцов культуры, клубов, библиотек, красных уголков и профактива (1958 год) один из докладчиков, приводя в пример опыт Латвийской республики, где действуют жизненноориентированные курсы «Советы молодой матери», слушательницы которых приобретают практические знания по медицине, домоводству, науке и технике, сетовал на отсутствие аналогичных инициатив в местном культурном секторе4. Не прошло и десятилетия, как в отчетном докладе 1963 г. дома культуры комбината «Красный Перекоп» упоминается некий Клуб девушек, в программе мероприятий которого — показ мод осенне-зимнего сезона 1963–1964 годов, мастер-класс (выражаясь современным языком) «Учись красиво сервировать стол», диспуты «Каким должен быть настоящий друг» и "Как бы ты хотел прожить свою жизнь»5. Не меньшей популярностью пользовался у посетителей красноперекопского дома культуры Клуб интересных встреч, в числе мероприятий которого были встречи с мастерами спорта по акробатике и парашютному спорту (на двух таких встречах в 1963–1964 годах присутствовало по 500 и 800 человек соответственно), с ветераном-участником защиты Брестской крепости (350 человек), с командиром 1340 полка Ярославской 234-й коммунистической дивизии В. И. Малковым (250 человек). В дворце культуры завода полиграфических машин города Рыбинска проходили занятия школы здоровья и лектория для родителей6.
В тот период при домах культуры внедрялись и другие новые формы работы с населением. Действовали так называемые «народные университеты культуры» с «факультетами» музыки, изобразительного искусства, науки и техники, здоровья (дворец культуры завода п/я № 20 (Рыбинский машиностроительный)), литературы и музыки, изобразительного искусства (дворец культуры завода полиграфических машин города Рыбинска), музыки и литературы (дом культуры строителей треста № 14, город Ярославль) и др. «Университеты культуры» работали по традиционному школьному и вузовскому расписанию, к сотрудничеству привлекались профессиональные лекторы, артисты Ярославской, Московской и Ленинградской филармоний, научные сотрудники ленинградского Эрмитажа7. Ежегодно через обучение в таких «университетах» проходило до 1900 человек8.
Наряду с этим многие клубы и дворцы культуры осуществляли сугубо идеологическую работу, предлагая вечера на общественно-политические темы, выступления тружеников-передовиков предприятий, пропагандируя опыт новаторов и рационализаторов производства.
Программа заключительного концерта областного смотра художественной самодеятельности. 1955 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 1. Д. 157. Л. 17, 18)
Важная роль в процессе культурного и эстетического воспитания советского человека отводилась художественной самодеятельности трудовых коллективов. Традиционными стали регулярные смотры на нескольких уровнях: в первичных организациях на предприятиях и в колхозах, городские, районные, областные и всесоюзные. Конкурсы проводились в нескольких жанрах: хоровое и сольное пение, духовые и эстрадные оркестры, оркестры народных инструментов и баянистов, театральные и танцевальные коллективы. Репертуары участников самодеятельности включали работы разной степени сложности: тексты русских и зарубежных классиков, произведения классического балета и советских композиторов. В те годы наибольшую популярность снискали у ярославцев народный театр балета клуба «Гигант», ансамбли народных танцев дворца культуры завода п/я № 20 (Рыбинский моторостроительный) и дома культуры комбината «Красный Перекоп», хор русской народной песни дворца культуры завода п/я № 20 (Рыбинский моторостроительный) и академический хор Ярославского моторного завода, духовой оркестр клуба «Гигант» и народный театр Угличского часового завода «Чайка». Эти коллективы стали широко известны как в нашей области, так и за ее пределами.
Спектакль «Трибунал» Угличского народного театра (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1044)
В 1953 году коллектив художественной самодеятельности из Ярославля участвовал в IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте9.
Естественно, что за этим внешним успехом скрывались упорный труд рядовых участников и курирующих учреждений, а также ряд организационных проблем. Так, на качество художественной самодеятельности отрицательно влияла порой недостаточная подготовка руководителей сценических и танцевальных коллективов, их формальное и недобросовестное отношение к работе. В погоне за высокими заработками они трудились в нескольких местах, в результате чего эффективность их работы снижалась. Некоторые директора домов культуры открыто призывали увольнять подобных «рвачей» и «хапуг», лишать их самой возможности дальнейшего трудоустройства по данной специальности. Проблема кадров осложнялась еще и тем, что прежняя, хорошо зарекомендовавшая себя «старая гвардия» руководителей-общественников были уже людьми предпенсионного возраста. Замены им не предвиделось, поскольку молодых специалистов ни ВЦСПС, ни Министерство культуры не присылали...10
Коллектив ансамбля бального танца «Волга», лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1034)
В сентябре 1959 года вышло постановление ЦК КПСС о состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране, где, в частности, указывалось на неудовлетворительность материально-технической базы и подбора кадров. Отныне работа профсоюзных библиотек Ярославской области была направлена на реализацию данного постановления. Была увеличена библиотечная сеть региона, усилена агитация и пропаганда книги среди населения. О недостаточном распространении книги в области (и в РСФСР в целом), сравнительно с теми же прибалтийскими республиками, местные профсоюзные руководители предупреждали еще в 1950-е годы. По их данным, на тот период в Эстонии каждый человек приобретал книг на 30 рублей, в Латвии — на 23 рубля, в России же — на 11 рублей, а в Ярославской области — лишь на 9 рублей11. Но с течением времени ситуация все же менялась к лучшему, и в 1963 году по области насчитывалось (как было указано выше) 278 стационарных библиотек и 1307 библиотек-передвижек с общим фондом 3122527 книг12, что позволяло удовлетворять большинство читательских запросов. Профсоюзные библиотеки региона посещали 273406 читателей13. В Ярославле в 1967 году было построено новое здание областной библиотеки, тогда же она и получила имя нашего поэта-земляка Н. А. Некрасова. Организовывались библиотеки при колхозах и совхозах, выделялись денежные средства для обновления книжных фондов на селе.
Сотрудница Ярославской областной библиотеки Н. А. Акилова у строящегося нового здания «Некрасовки» (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 449. Сд. оп. 9. Д. 28)
Пропаганда и агитация книги среди населения области носила как индивидуальный, так и массовый характер, изыскивались новые нетрадиционные их формы. Передовиками здесь стали библиотеки завода п/я № 20 (Рыбинский моторостроительный), Ярославского завода синтетического каучука, Ярославского прибороремонтного завода, комбината «Красный Перекоп», шинного и моторного заводов, фабрики «Североход», Гаврилов-Ямского комбината «Заря социализма» и других предприятий области. Проводились литературные вечера о М. Горьком и В. В. Маяковском («Красный Перекоп»), лекции о творчестве классиков — Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. И. Куприна (моторный завод города Ярославля), а также о роли родителей в воспитании детей (кордная фабрика), встречи с писателями Ярославской области (Угличский часовой завод "Чайка»)14.
Регулярно организовывались методические семинары библиотекарей, позволявшие существенно улучшать их деятельность. Ощутимую поддержку профсоюзным библиотекам оказывал общественный актив из 3500 читателей, помогавший вовлекать рабочих и служащих в число посетителей библиотек, доводить книги до читателей. Особой активностью в этом деле отличались читатели библиотек при комбинатах «Красный Перекоп», Угличском часовом заводе «Чайка» и Переславской фабрике кинопленки15 (преобразованной в 1964 году в Переславский химический завод).
Улучшалась работа библиотек со школьниками. Так, в зимние и мартовские каникулы сотрудники библиотеки комбината «Красный Перекоп» организовывали детские утренники с викторинами и загадками «Сказка у нас в гостях», «Знаете ли вы своих писателей?». В библиотеке Угличского часового завода дети привлекались к беседам о культуре чтения «Выбери книгу сам», «Рассказы о природе и ее законах», «Что читать по ботанике», «Занимательная математика», «Спорт детям». Большой популярностью у детей пользовались вечера КВН, проводившиеся библиотекой моторного завода и детской технической станцией16. В 1965 году экспертной комиссией горисполкома библиотеки завода п/я № 136 (радиозавод), шинного завода и комбината «Красный Перекоп» были признаны лучшими в Ярославле по работе с детьми17.
С какими же проблемами сталкивались в то время библиотеки области? Одной из них было все еще неудовлетворительное состояние материально-технической базы, особенно на селе: отсутствие читальных залов, малопригодные и тесные помещения, нехватка инвентаря. Часть профсоюзных библиотек находилась в отрыве от профиля своих предприятий, не всегда удовлетворяя производственные запросы читателей18. Но соответствующая работа велась, и страна в целом неуклонно выдвигалась в число одной из самых читающих.
Все более массовым становился кинематограф, в клубах, домах и дворцах культуры участились кинофестивали, кинолектории и тематические трансляции19. В 1964–1965 годах профсоюзные культурные учреждения области получили 11 широкоэкранных киноустановок. В репертуаре художественных кинофильмов было, в основном, советское кино, а также фильмы из стран «народной демократии». Например, из 199 кинофильмов, запланированных к показу на киноустановках Ростовского района в июле 1965 года, 150 были советскими, 30 — из стран «народной демократии» и 19 — из капиталистических государств20. При некоторых клубах (ЯрГРЭС) действовали группы друзей кино по пропаганде новых кинофильмов21. Эти меры способствовали тому, что план по кинообслуживанию граждан, принятый ВЦСПС в частности на 1964 год, оказался выполненным по зрителям на 103,3 процентов (через кинозалы прошло свыше 11,2 млн. человек), а по валовому сбору средств — на 101,2 процента22. Как и в целом по стране, наибольшую любовь ярославского зрителя в те годы завоевали фильмы «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице», «Судьба человека», «Девчата», «Карнавальная ночь» и пр.23 Внешними проявлениями этого всенародного признания стали некоторые крылатые фразы той поры.
Так или иначе, но в 1950-е годы наметился, а в 1960-е уже произошел исторический поворот от жестко идеализированной повседневной жизни прежних десятилетий к удовлетворению личностных потребностей советского человека в разных сферах духовной деятельности.
Статью подготовил ведущий архивист ЦДНИ ГАЯО Следников А. Г.
/ 24 декабря 2021 г.