/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииРыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе (к 90-летию со дня образования)

Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе (к 90-летию со дня образования)

В годы первой пятилетки в СССР, вступившем в период социалистической реконструкции народного хозяйства, руководство страной взяло курс на создание своего военно-воздушного флота, на быстрое развитие авиационной промышленности. Восстанавливались и строились новые авиационные заводы, налаживался выпуск различных летательных аппаратов, разработанных отечественными специалистами, организовывались опытные конструкторские бюро, активно шла научная работа. Однако темпы ускоренной советской индустриализации потребовали таких объёмов выпуска инженеров, которых сложившаяся система обеспечить не могла. В авиапромышленности и других отраслях увеличивался разрыв между спросом на специалистов и темпами их подготовки. Нехватка инженеров становилась основным тормозом развития отечественного самолётостроения.

30-е годы ХХ столетия — процесс развёртывания сети авиационных вузов и совершенствования их системы. География размещения вузов, готовивших специалистов, совпадала с местами расположения крупных советских самолётостроительных, авиамоторостроительных предприятий и профильных научных центров. Увеличилось финансирование высшего образования, улучшилось материальное положение студентов и профессорско-преподавательского состава. Был взят курс на усиление связи вузов с научными организациями и производством в целях закрепления полученных студентами теоретических знаний и обеспечения возможности их немедленного приложения на практике. Планировалось создание нескольких вузов нового типа с доведением срока обучения в них до 3-4 лет. Этим и другими решениями была провозглашена политика перевода технического образования на рельсы узкой специализации. Были созданы Московский, Харьковский авиационные институты, Северо-Кавказский аэромеханический институт, вскоре переименованный в Новочеркасский авиационный институт. С 1932 года ведёт свою историю Московский авиационный технологический институт. Тогда же были организованы Казанский и Рыбинский авиационные институты. В 1933 году возник Киевский авиационный институт, в 1940 году — Воронежский авиационный институт, в начале 1941 года — Ленинградский авиационный институт.

К началу Великой Отечественной войны подготовка инженеров в области авиастроения велась в семи вузах Наркомата авиационной промышленности. В некоторых из них насчитывалось более тысячи студентов. Подготовку специалистов для авиации вели также в ряде политехнических институтов и университетов Советского Союза.

С началом войны от авиатехнических вузов потребовалась мобилизация всех сил и средств, поскольку подготовка инженерных кадров для авиационной промышленности, конструкторских бюро и исследовательских организаций была необходимым условием достижения превосходства советской авиации над врагом в воздухе.

Уже на первом этапе коллективам авиатехнических вузов пришлось выполнять ряд несвойственных им ранее функций. В период наиболее интенсивного наступления фашистских захватчиков государственное руководство было вынуждено привлечь часть сотрудников и студентов для строительства оборонительных сооружений, сельскохозяйственных работ, лесозаготовок, охраны и эвакуации важных промышленных объектов. В свободное от занятий время студенты трудились на оборонных предприятиях. Многие учащиеся и сотрудники вузов, несмотря на отсрочку от призыва, вступали в ряды Красной Армии и народного ополчения.

Все профильные вузы, кроме Казанского авиационного института, пережили начавшийся с лета-осени 1941 года период эвакуации в восточные районы страны. Как правило, вузы размещались в местах дислокации крупных авиационных производств, как местных, так и эвакуированных. В труднейших условиях нехватки всего самого необходимого для жизни людей в кратчайшие сроки налаживался учебный процесс, научно-техническая работа вузовских коллективов.

11 июля 2022 года исполняется 90 лет со дня образования в Рыбинске авиационного института, который был основан на базе Новочеркасского авиационного института.

Новочеркасский авиационный институт (НАИ), созданный в 1930 году, имел три факультета: авиамоторостроения, самолётостроения и вооружения. Он располагал лабораторией по испытанию и монтажу двигателей, а также кабинетом авиадвигателей, где было собрано большое количество моторов различных иностранных марок. Но этого оказалось недостаточно для подготовки полноценных специалистов. Отрицательно сказывалась оторванность института от производственной базы. В 1932 году принимается решение о расформировании НАИ и создании на основе его факультетов трёх новых вузов в центрах авиационной промышленности. Так, приказом № 368 начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова моторостроительный факультет НАИ был переведён в г. Рыбинск и на его базе образован Рыбинский авиационный институт (РАИ), «подготавливающий инженеров по монтажу и сборке моторов, инженеров по конструированию моторов, инженеров-технологов по обработке резанием для моторостроения, инженеров-технологов по литейному делу для моторостроения. Контингент студентов РАИ на 1932 год определён в количестве 800 человек: из числа студентов НАИ — 250 человек, филиала НАИ — 150 человек и за счёт осеннего набора — 400 человек».

Базовым предприятием нового вуза стал завод им. Павлова. В отчёте института за 1932 год отмечалось: «Оборудование механического и ремонтного цехов завода станочным парком, далеко превосходящим прочие заводы как по количеству, так и по технической новизне и высоте качества, мощный инструментальный цех, литейный цех и первоклассный термический цех — основные опорные части для подготовки кадров».

Известие о создании института было встречено в Рыбинске с большим энтузиазмом: город получал первое в своей истории высшее учебное заведение. Развёртывание РАИ происходило быстро и успешно, благодаря всесторонней помощи, оказываемой ему организациями города, руководством завода им. Павлова. Институт получил лучший в городе учебный корпус — здание бывшего коммерческого училища с его просторными аудиториями и хорошо оборудованными кабинетами, позволяющими принять в будущем до 1500 студентов. Завод передал РАИ образцы моторов, уникальное оборудование для лабораторий, почти всю свою техническую библиотеку, чертежи на двигатели. На этой основе в институте были оборудованы моторная, мерительная и электротехническая лаборатории, физический и химический кабинеты. Также студенты получили возможность пользоваться лабораториями завода: металлографической, химической, механических испытаний материалов, где стали проводиться лабораторные занятия по сопромату, материаловедению и другим дисциплинам.

Преподавательский коллектив института пришлось создавать заново путём приглашения специалистов из других городов, привлечения учителей старших классов общеобразовательных школ Рыбинска и инженеров завода им. Павлова. Значительную прослойку в нём составляли старые инженеры — выпускники дореволюционных университетов и институтов. Литейное дело преподавал профессор А. М. Брезгунов, окончивший в 1896 году Петербургский горный институт и работавший долгое время на металлургических заводах юга России. Перед переходом в РАИ он занимал пост декана Донецкого политехнического института. Кафедру электротехники возглавлял профессор А. Я. Персидский, за плечами которого были Киевский университет и преподавание в Варшавском политехническом институте. К числу преподавателей «старой школы» принадлежали доцент А. В. Сивай, И. А. Базилевич, Д. Н. Аносов, В. К. Покровский, А. В. Лучинский. Вместе с ними в институт пришли молодые учёные — выпускники советских вузов. К концу первого учебного года в числе преподавателей РАИ было 3 профессора и 13 доцентов.

В институте были развёрнуты два факультета: моторный, готовивший инженеров-механиков по конструированию, исследованию, сборке и испытаниям авиадвигателей, и технологический с подготовкой по специальности инженер-технолог по холодной обработке металлов резанием. При РАИ было создано вечернее отделение, осуществлявшее подготовку инженеров-технологов без отрыва от производства.

Коллектив института жил полнокровной, насыщенной жизнью. Будущие инженеры пробовали себя в техническом творчестве: возникли осоавиахимовские кружки — аэросанный, глиссерный, планерный. В университете культуры при институте читался обширный курс лекций по истории науки и литературе. В РАИ процветали художественная самодеятельность и спорт. Широкую известность в городе получили оркестр народных инструментов и хор под руководством А. А. Грибушина. На заводах и фабриках Рыбинска, в колхозах Рыбинского района выступала студенческая агитбригада, институтский драматический кружок. Спортивной работой руководил чемпион страны по классической борьбе В. Бацкевич. Свыше 300 студентов занимались в 9 спортивных секциях. Институт имел свою футбольную и хоккейную команды. В аэроклубе завода им. Павлова будущие творцы самолётов сами учились летать и овладевали парашютом. Все институтские события освещались в многотиражной газете РАИ «За качество учёбы».

С 1933 года РАИ осуществлял шефство над тремя недавно созданными колхозами Рыбинского района. Студенты помогали в ремонте сельскохозяйственных машин и уборке урожая, выступали на селе с лекциями и докладами, организовывали концерты художественной самодеятельности. В период продовольственных трудностей 1933-1934 гг. и связанных с ними перебоев в снабжении городов хлебом, студенты разгружали зерно на мельницах Рыбинска и обеспечивали его быструю переработку. В марте 1933 года партийная и комсомольская организации института выступили инициаторами сбора в Рыбинске средств на самолёт «Максим Горький», который строила вся страна.

17 марта 1934 года на заседании президиума ЦИК СССР было принято решение присвоить Рыбинскому авиационному институту имя С. Орджоникидзе.

1934 год вошёл в историю РАИ как год первого выпуска молодых специалистов. Первые семь дипломов инженеров-технологов получили А. С. Ануфриев, Н. М. Бондарев, Д. А. Дершов, И. Я. Сердюков, А. В. Семенков, Т. М. Мамоненко и И. М. Тарасов.

В 1935-1936 гг. институт выпустил 147 специалистов. За все довоенные годы авиационная промышленность получила 568 инженеров с дипломами Рыбинского авиационного института. Значительную часть из них составляли работники завода им. Павлова, окончившие вечернее отделение.

Дальнейшее развитие института задержала Великая Отечественная война. «Всё для фронта, всё для победы» — по этому принципу строилась работа вуза с первых дней войны. Студенты стали к станкам завода им. Павлова. Они учились теперь в две смены: те, кто работал в день, вечером садились за книги, и наоборот. Многие ушли на фронт. Из студентов и преподавателей РАИ был создан истребительный отряд, принимавший участие в боевых операциях с 1942 года.

Учебные занятия в институте шли регулярно, но всё чаще их прерывали сигналы воздушной тревоги: город подвергался налётам немецкой авиации. В декабре 1942 года по приказу Наркома авиационной промышленности А. Шухарина Рыбинский авиационный институт был эвакуирован в г. Уфу.

В 1955 году в Рыбинске был вновь открыт авиационный институт.

Е. И. Ваганова

Источники

РбФ ГАЯО. Ф. Р-524. Оп. 1. Д. 7. Л. 1.

РбФ ГАЯО. Ф. Р-524. Оп. 1. Д. 4. Л. 1,132,137,183,224-225.

РбФ ГАЯО. Ф. Р-524. Оп. 1. Д. 14. Л. 22,29,74-79.

РбФ ГАЯО. Ф. Р-524. Оп. 1. Д. 11. Л. 1-8.

РбФ ГАЯО. Ф. Р-524. Оп. 1. Д. 71. Л. 3.

РбФ ГАЯО. Ф. Р-524. Оп. 1. Д. 141. Л. 12-13,77.

РбФ ГАЯО. Ф. Р-524. Оп. 1. Д. 158. Л. 19-20.

                         

/ 05 июля 2022 г.