/ ГлавнаяПресс-центрПубликации«Как призывный набат…»: развитие сети всевобуча в годы великой отечественной войны

«Как призывный набат…»: развитие сети всевобуча в годы великой отечественной войны

Еще в самом начале Великой Отечественной войны перед нашим государством остро встала проблема подготовки боевых резервов для Красной Армии. Масштабные военные действия требовали возрождения прежней системы всеобщего военного обучения, существовавшей некогда в годы Гражданской войны.

В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» с 1–5 октября 1941 г. в Ярославской области началась подготовка контингентов Всевобуча. Контроль по выполнению постановления ГКО осуществляло Главное Управление всеобщего военного обучения, созданное при Наркомате обороны СССР, а также его органы на местах и отделы Все¬вобуча партийных, советских и общественных организаций.

ЦДНИ ГАЯО, Ф. 7302, Оп. 2, Д. 140, Л. 13

ЦДНИ ГАЯО, Ф. 7302, Оп. 2, Д. 140, Л. 13

Программа Всевобуча, рассчитанная на 110 учебных часов, распространялась на мужчин от 16 до 50 лет включительно и реализовывалась в семь сменяющих друг друга очередей. Так, первая очередь продолжалась с сентября 1941 г. по февраль 1942 г., вторая — с февраля по август 1942 г., третья — с августа 1942 г. по январь 1943 г., четвертая — с февраля по июнь 1943 г., пятая — с июня по декабрь 1943 г., шестая — с января по июнь 1944 г., седьмая — с июня 1945 г.1 На самом раннем этапе пришлось столкнуться с неимоверными организационными, кадровыми, материальными, методическими и прочими трудностями, которые ценой сверхъестественных усилий все же удавалось преодолевать, постепенно, от очереди к очереди накапливая необходимый опыт и совершенствуя систему подготовки.

В первую волну (сентябрь 1941 — февраль 1942 гг.) из привлеченных по области 25778 человек полный курс окончили лишь 4083 бойца2. Причин тому было немало: осенью рабочие убывали в рамках демонтажно-эвакуационных мероприятий, сопровождая свои предприятия в другие регионы, привлекались к сооружению оборонительных рубежей в Ярославской и Калининской областях, а сельское население зимой было занято на лесозаготовках и торфоразработках. Эти факторы, равно как и регулярная мобилизация в действующую армию, вербовка в военные училища приводили к текучести состава учащихся и вынужденной корректировке сроков Всевобуча.

Справка о числе призванных в Красную Армию во время Великой Отечественной войны по Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 1323, Л. 112

Справка о числе призванных в Красную Армию во время Великой Отечественной войны по Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 1323, Л. 112

Занятия проходили на базе военно-учебных пунктов (ВУПов), организованных при райвоенкоматах, красных уголках заводов и учреждений, а на селе — при сельсоветах, школах и избах-читальнях. Материальная обеспеченность их, естественно, разнилась: первые, будучи гораздо лучше оборудованными, действовали на постоянной основе, тогда как «непрофильные» центры при предприятиях и сельсоветах, не имея своих помещений, открывались лишь на период учебы. Характерно, что поначалу Всевобуч проходил без отрыва от производства, отчего снижались процент посещаемости и качество подготовки. Поэтому уже в третью очередь сельский контингент обучался либо непосредственно в местах трудовой деятельности, либо с отрывом от производства в промежутках между работами по 3–5 (или, как вариант, по 5–6) дней. Обучение пятой очереди проходило без отрыва от производства для рабочих военной и оборонной промышленности, а также для возрастных специалистов (всего — 1120 бойцов). Прочие (в том числе и работники городских предприятий, всего — 3375 человек) обучались с отрывом от производства. В частности, директора девяти заводов Ярославля и Костромы, учитывая сравнительно небольшое количество подлежащих Всевобучу (4495 человек, — речь о пятой очереди 1943 г.) настояли перед райвоенкоматами об обучении призывников с отрывом от работы3.

В роли инструкторов Всевобуча выступали представители среднего командного и политического состава, младшего началь¬ствующего состава запаса с отсрочками от мобилизации, и даже лица рядового состава старших возрастов. Например, в Сусанинском райвоенкомате (на тот период — территория Ивановской области) на 1 апреля 1942 г. среди 25 человек комсостава насчитывалось 20 рядовых. В начальный период войны как общее явление отмечалась крайне низкая подготовка комсостава запаса. Это были, в основном, командиры старших возрастов, демобилизованные из армии за 15–20 лет до того, не участвовавшие в сборах на протяжении последнего десятилетия. Такой контингент, будучи не в состоянии обеспечить высокого качества обучения, требовал серьезной переподготовки. Для них был организован целый ряд учебных мероприятий: плановые командирские занятия (по два дня в месяц) с проработкой тем 110-часовой программы Всевобуча, семинары, трех- и пятидневные учебно-методические сборы, инструктажи на местах и др. В связи с мобилизацией наблюдалась высокая — почти ежемесячная — текучесть командного состава Всевобуча. В уже упомянутом Сусанинском районе с декабря 1941 г. по февраль 1942 г. начальники учебных пунктов менялись дважды или трижды4.

ЦДНИ ГАЯО, Ф. 7302, Оп. 2, Д. 140, Л. 18

ЦДНИ ГАЯО, Ф. 7302, Оп. 2, Д. 140, Л. 18

В начале войны большую трудность для инструкторов райвоенкоматов представляло само планирование учебного процесса, низкое качество учебных планов и расписания занятий пагубно отражалось на подготовке бойцов. На командирских занятиях с инструкторами последние приобретали необходимые знания и опыт. Другой серьезной проблемой стала низкая материальная обеспеченность учебных пунктов, составлявшая по сравнению с табельными нормами лишь 30–35%. Имелся острый недостаток учебных станковых и ручных пулеметов, 50-мм и 37-мм минометов, ручных гранат Ф-1. Совершенно отсутствовали ручные противотанковые и винтовочные гранаты, бинокли. Приходилось часто перебрасывать оружие из пункта на пункт, из района в район, что усложняло учебный процесс. Бывало, что райвоенкоматы не желали делиться оружием с другими районами. Также в первые месяцы Всевобуча не хватало профильной литературы. Помощь пришла со стороны Ярославского областного издательства, перепечатавшего необходимые руководства и уставы, однако потребность в специальной литературе для подготовки снайперов, автоматчиков, истребителей танков и минометчиков еще долго не удавалось восполнить. Так или иначе, в тогдашних чрезвычайных условиях итоги подготовки бойцов Всевобуча первой очереди были признаны удовлетворительными; наиболее твердо оказались усвоенными материальная часть оружия (винтовка, граната и др.), а также тактическая, химическая и саперная подготовка, оставляли желать лучшего огневая и строевая подготовка5.

Постепенно система Всевобуча совершенствовалась, налаживались внешние связи, росло методическое мастерство инструкторского корпуса и качество военной подготовки бойцов. Начиная с третьей очереди отсутствовавший младший комсостав стал формироваться из окончивших 110-часовую программу бойцов-отличников, после прохождения с ними дополнительного углубленного курса в подразделениях младших командиров. Работа во Всевобуче давала необходимые умения и самому командно-начальствующему составу. Многие из этих людей, мобилизованные затем в армию и имея уже опыт работы во Всевобуче, оказывались в итоге гораздо лучше подготовленными, чем прочие командиры запаса6.

ЦДНИ ГАЯО, Ф. 7302, Оп. 2, Д. 140, Л. 15

ЦДНИ ГАЯО, Ф. 7302, Оп. 2, Д. 140, Л. 15

Весьма действенной становилась помощь партийных и советских организаций. Например, в Солигаличском районе руководящие органы распорядились обеспечить 100% явку на занятия обучаемых, выделили помещения для занятий, а также средства для их оборудования и содержания. В Некрасовском районе все учебные планы, подбор командного состава и порядок обучения были утверждены на бюро райкома. Руководство Петровского района обязало председателей сельсоветов персонально отвечать за 100% посещаемость занятий и еженедельно отчитываться о ходе Всевобуча7. Отметим, что посещаемость курсов за все военные годы колебалась в среднем между 70–92% на городских учебных пунктах и от 85 до 100% на сельских. Причины неявки бывали различными: от чрезмерной загруженности на производстве (так, «в горячую пору» в ноябре 1942 г. на учебном пункте Рыбинского минометного завода явка снизилась до 26%, а в сентябре того же года при центре комбината им. Ленина в Костроме достигала 50%), командировок, всевозможных хозяйственных работ до болезней и отсутствия теплой обуви и одежды8. Естественно, не обходилось без самовольных неявок. Меры к снижению непосещаемости варьировались: людей вызывали в военкомат, устраивали совещания руководителей учреждений и предприятий, вели разъяснительную работу среди учащихся, а к закоренелым прогульщикам применяли методы дисциплинарного воздействия, — вплоть до отдачи под суд. Среди наиболее распространенных видов нарушений дисциплины (по убывающей): разговор в строю и смех на занятиях, опоздания, пререкание с командиром, самовольный уход, сон во время занятий, драки и хулиганство, курение в строю, появление в нетрезвом виде. Данные эксцессы касались мужского контингента, в основной своей массе — допризывной молодежи. Иной была дисциплинарная картина в женских комсомольских подразделениях, где готовили шоферов, санинструкторов, поваров, радисток, телефонисток, машинисток: дисциплина в этой среде была лучше, чем у мужчин, как замечания в основном имели место смех и разговоры в строю, невнимательность, опоздания9.

Справка об отправке девушек в Военно-Морской Флот. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 203

Справка об отправке девушек в Военно-Морской Флот. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 203

Политико-воспитательная работа в начале войны еще не была налажена, политруками учебных пунктов назначали лиц из ответственных работников политсостава либо председателей сельсоветов и колхозов. Будучи чрезмерно загруженными по основной работе, они не справлялись с новой задачей и — в лучшем случае — ограничивались нерегулярной политинформацией, редкими докладами. Впоследствии для этой цели специально выделялись заместители начальников учебных пунктов по политчасти, имевшие опыт и прошедшие обучение. Основными формами политико-воспитательной работы стали регулярные политинформации по оперативным сводкам Совинформбюро, беседы на политические и военно-исторические темы, чтение газет и фронтовых материалов, выпуск боевых листков и стенгазет, просмотр учебных фильмов, встречи с участниками и героями Великой Отечественной10.

С 1942 г. командно-инструкторские кадры Всевобуча до 70% начали формироваться из бывших участников войны, находившихся в запасе по ранениям. Это давало ожидаемый эффект. Так, начальником одного из военно-учебных пунктов Некоузского района был назначен герой Советского Союза старший лейтенант А.Г. Малышев, добившийся отличных результатов в организации учебного процесса. В других ВУПах успехи были куда менее впечатляющими. Вот краткая характеристика четырех инструкторов пятой очереди 1943 г.: «благодаря своей безграмотности, нежеланию работать над собой и крайней недисциплинированности никакой работы во Всевобуче не ведут и на протяжении длительного периода являются балластом». Противоречивой фигурой предстает согласно документам военком Кировского района Ярославля батальонный комиссар Н.С. Татаров. С одной стороны, он лично руководит Всевобучем и всегда в курсе всей работы ВУПов, а его подопечные отличаются хорошей политической подготовкой и отлично овладевают военными знаниями по программе. С другой стороны, он вопреки приказу Наркомата обороны отправляет обучающихся в действующую армию. На замечания, что это есть прямое нарушение приказа, следовал ответ: «Не учите; знаем, что делаем». Впрочем, аналогичные факты случались также в Сталинском, Кагановичском и в других районах Ярославля11.

Почетная грамота сотруднику Всевобуча. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 126

Почетная грамота сотруднику Всевобуча. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 126

22 августа 1943 г. в Ярославле впервые прошел общегородской смотр бойцов Всевобуча. 800 человек от шести райвоенкоматов города были собраны на одной из площадей, где в присутствии представителей разных организаций и руководителей предприятий проверялось качество их строевой подготовки. Затем на общем собрании бойцов, командиров и общественности были подведены итоги. Подобные смотры проходили затем во всех районах области, а само это мероприятие повысило ответственность командно-инструкторского состава за качество подготовки бойцов, активизировало последних и привлекло внимание общественности ко Всевобучу12.

Согласно постановлению СНК СССР от 24 октября 1942 г. «О начальной и допризывной военной подготовке учащихся 5−10-х классов неполных средних, средних школ и техникумов», с 1943 г. на органы системы Всевобуча легла ответственность за организацию и руководство военной подготовкой учащихся средних и неполных средних школ, средних специальных учебных за¬ведений. В 1943–1944 гг. органы Всевобуча занимались материальным оснащением школ, появлялись спортплощадки и тиры, оборудовались военные кабинеты и уголки, штурмовые полосы. В целях закрепления военных знаний 2330 учащихся восьмых и девятых классов школ, а также первых двух курсов техникумов, проходили в летнее время пятнадцатидневные учебные сборы в буйских лагерях "Векса"13. Девушки обучались специальностям санинструкторов, радисток, телефонисток, телеграфисток, юноши овладевали азами строевой, огневой, химической и тактической подготовки. Обучение для тех и других было раздельным. Оценка за военную подготовку входила в аттестат тем же порядком, что и по обычным предметам.

Всего за годы Великой Отечественной войны по Ярославской области в системе Всевобуча было подготовлено стрелков и специалистов (снайперов, автоматчиков, станковых и ручных пулеметчиков, минометчиков, истребителей танков — из числа комсомольцев и молодежи): 32801 и 3420 соответственно (первая очередь), 19114 и 5135 (вторая очередь), 35083 и 4589 (третья очередь), 10854 и 12890 (четвертая очередь), 2887 и 9200 (пятая очередь), 20847 и 6491 (шестая очередь), 20847 и 6491 (седьмая очередь). Воспитанники ярославского Всевобуча А.Д. Щеблаков (Даниловский район) и Н.А. Жихарев (Ярославль) удостоены звания Героя Советского Союза. Около 1000 человек награждены орденами и медалями, в частности: старший сержант А. Кокин (три ордена), капитан И.М. Болтырев (орден Ленина), младший лейтенант К.И. Соколов (орден Отечественной войны II степени), бывший воспитанник всевобуча Ю. Соколов (ордена Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени)14.

Справка о числе военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне по Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 1323, Л. 122—122об. Справка о числе военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне по Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 1323, Л. 122—122об.

Справка о числе военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне по Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 1323, Л. 122—122об.

В процессе подготовки бойцов Всевобуча порой случались ошибки, просчеты и перегибы, а контролирующие органы не всегда были на высоте, однако сама система всеобщего военного обучения позволила во многом удовлетворить потребности фронта в боевых резервах и внесла свой вклад в дело общей Победы.

Статью подготовил ведущий архивист ЦДНИ ГАЯО Следников А.Г.

  1. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 59–60; Д. 985, Л. 14; Д. 976, Л. 57; Д. 1628, Л. 1, 174об.
  2. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 59–60.
  3. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 985, Л. 17; Д. 976, Л. 58об. — 59.
  4. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 62–63.
  5. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 66–68.
  6. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 985, Л. 22; Д. 302, Л. 68.
  7. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 985, Л. 15.
  8. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 64; 976, Л. 59об. — 60; Д. 985, Л. 17об. — 18; Д. 1323, Л. 15об. — 16; Д. 1628, Л. 3об. — 4.
  9. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 55; Ф. 594, Оп. 33, Д. 614, Л. 79.
  10. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 302, Л. 64–65; Д. 976, Л. 60об.; Д. 985, Л. 19об.; Д. 1628, Л. 6.
  11. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 985, Л. 15об., 16об., 17; Д. 976, Л.57об., 60об.; Ф. 594, Оп. 33, Д. 614, Л. 29, 30.
  12. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 976, Л. 59.
  13. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 1318, Л. 83.
  14. Ср. ЦДНИ ГАЯО, Ф. 272, Оп. 224, Д. 1628, Л. 174, 174об.

/ 02 мая 2023 г.