/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииРыбинский семейно-педагогический кружок (к году педагога и наставника)

Рыбинский семейно-педагогический кружок (к году педагога и наставника)

В конце XIX в. — начале ХХ в. в российском обществе сформировался устойчивый интерес к культуре и образованию, к организации детского досуга, изучению психологии и педагогики. Появились различные общественные просветительские учреждения, такие, как комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования и другие объединения. Организацией подобных учреждений занимались прогрессивные педагоги, которые понимали, насколько важно с пользой занять детей во внешкольное время, создать им комфортные условия для досуга.

В 1904 г. в Рыбинске по инициативе местной интеллигенции — учителей, врачей, служащих различных учреждений возникла мысль создать семейно-педагогический кружок. 14 мая 1904 года на Учредительном собрании Рыбинского семейно-педагогического кружка выступил преподаватель Рыбинского восьмиклассного коммерческого училища А.А. Великопольский. В своем докладе он рассказал о ходе и результатах изучения деятельности Керченского педагогического кружка, Московского педагогического общества, Харьковского общества грамотности, педагогического отделения Рижского литературного кружка и других «самых солидных из подобных общественных организаций».

Изучив несколько уставов и отчётов, рыбинцы решили, что наиболее близкими для них оказались документы Орловского кружка, Нижегородского и Симбирского объединений. Эти кружки «помимо целей распространения педагогических знаний и содействия всем интересующимся вопросами воспитания и обучения, выдвигали на первый план более тесное сближение педагогов с лицами других профессий, что способствует сближению семьи и школы». Таким образом, выбор пал на «учреждении в Рыбинске именно семейно-педагогического кружка, как удовлетворяющего не только нашим общим желаниям, но и запросам со стороны местного общества». "На совместных заседаниях педагогического комитета Рыбинского коммерческого училища с родителями его воспитанников собравшиеся проявили внимание к научно-педагогическим вопросам и учебно-воспитательному делу»1, а также принимали активное участие в обсуждении организационных моментов, касавшихся будущей деятельности объединения.

И только спустя несколько лет, 30 мая 1908 года устав Рыбинского семейно-педагогического кружка был утвержден и внесен в реестр обществ и союзов. Устав состоял из 24 параграфов. Своей основной целью кружок считал «разработку и проведение в жизнь правильных идей о воспитании и образовании подрастающих поколений всех возрастов» путем «устройства для них лекций, экскурсий, яслей, детских садов, летних колоний, площадок для игр и гимнастических залов». Члены кружка подразделялись на три категории: 1) действительные, вступающие в кружок в качестве учредителя; 2) сотрудники, обеспечивающие учреждения кружка своим личным трудом; 3) почетные члены, избираемые общим собранием за особые значительные услуги2.

Занятия кружка начались 21 сентября 1908 года. На общем собрании было избрано правление — совет, куда вошли наиболее видные деятели народного образования и общественности города. На заседании председателем был выбран коллежский асессор В.Е.Благославов, товарищем председателя — П.А.Белогорский, казначеем — Н.Д.Грек, секретарём — Д.А.Таскин3. На втором заседании кружка, состоявшемся 3 октября 1908 года, постановили образовать комиссии по организации концертов и вечеров, а также устроить собрание членов кружка для обсуждения лекции на тему: "Женские типы в произведениях И. С. Тургенева»4.

Рыбинский семейно-педагогический кружок ставил перед собой такие задачи, как:

  • оказание помощи в воспитании и образовании детей вне рамок школьного образования,
  • организация детей, не имеющих возможности посещать школу,
  • помощь семьям в организации досуга детей,
  • консультации по отношениям между детьми и родителями.

Функции кружка заключались в проведении общественно-просветительской, образовательной, организаторской, а также научно-исследовательской работы. Кружок работал в таких направлениях, как организация библиотечного дела, детского дела (детский клуб, детские вечера, гимнастика, ремесленная школа, устройство комнаты для подготовки к урокам по вечерам для учеников низших учебных заведений и самоучек под руководством педагогов-членов кружка)5. Волновали кружковцев и вопросы об устройстве естественно-научных чтений для учащихся.

На заседании общего собрания семейно-педагогического кружка 1 декабря 1909 года был поставлен вопрос об устройстве клуба для детей членов кружка. По этому вопросу выступила К.К.Салтовская с предложением предоставить на первое время помещение ее школы6.

По окончании рождественских каникул, 9 января 1910 года детский клуб был открыт7. Осенью этого же года директор мужской гимназии согласился бесплатно предоставить для детского клуба и собраний детской комиссии помещение в здании гимназии.

В отчете детской комиссии за 1910-1911 годы говорилось, что «за время с 12 ноября 1910 года по 25 февраля 1911 года было устроено 10 собраний детей в детском клубе, 5 вечеров для учащихся городских школ и 1 платный детский вечер на Масленницу». Первые два вечера были посвящены А.С.Пушкину. «На сцене был поставлен декорированный портрет Пушкина и Е.И.Воскресенский прочел его биографию в доступном детям изложении, затем самими учащимися очень недурно читаны произведения Пушкина. Очень удачно сошла сцена в Чудовом монастыре. Затем хор из детей под управлением о. диакона Добротина пропел несколько песен, затем детям был предложен чай с булками. Всего детей было 345 человек. На двух рождественских вечерах решено было поставить пьесу «Сиротка», постановку взял на себя учитель соборной школы г. Израилев, пением руководил о. диакон Добротин, г. Стоцкая взяла на себя постановку живой картины «Мороз и Весна» с декламацией. Детей было 330 человек. 16 января был последний детский вечер, посвященный памяти Жуковского. Г.Неокесарийская прочла его биографию, а дети декламировали.

Деятельность детской комиссии по организации детского клуба неоднократно обсуждалась на собрании комиссии. Был составлен список лиц, желающих бесплатно взять на себя роль руководителей работами в клубе. Сюда записались: руководить выжиганием Н.И.Боде, переплетными и картонажными работами К.К.Салтовская и Н.А.Шведова, рукоделием Н.С.Стоцкая, работами детей младшего возраста, а именно вырезанием и наклеиванием, вышиванием и легкими картонажными работами — Л.Д.Абкина, А.П.Сапожникова и Н.В.Розова, пением и играми — Н.И.Боде, Н.С.Стоцкая, П.В.Стоцкий. Хозяйственную часть взяли на себя В.П.Розанова и В.А.Синдеева. Для столярных работ был приглашен столяр за плату"8. Таким образом, на занятиях детского клуба "дети знакомятся между собою, объединяются, развиваются физически, привыкают к труду одновременно с развитием художественного вкуса"9.

В течение нескольких лет члены объединения ставили спектакли с участием детей, а также совместно с Рыбинским музыкально-литературным драматическим кружком; организовали мастерскую ручного труда, в которой дети мастерили поделки; проводили детские научно-литературные вечера; читали лекции по искусству, практической педагогике и общественным вопросам; устраивали экскурсии, праздники и ёлки.

Длительное время члены Рыбинского семейно-педагогического кружка обсуждали идею об организации в городе публичной библиотеки и собственной — учительской и ученической.

В ноябре 1909 г. на очередном заседании по инициативе члена совета кружка А.А.Золотарёва избрали библиотечную комиссию, которая должна была сотрудничать с городским управлением по вопросу о пожертвовании книг из русского отдела Михалковской библиотеки10.

В отчете за 1910-1911гг. председатель библиотечной комиссии кружка А.Т.Абкин пишет: "город, приняв в дар Михалковскую библиотеку, не торопится с превращением ее в публичную. В заседании 16 декабря 1910 года городская дума определила: "вопрос об устройстве в г.Рыбинске городской публичной библиотеки оставить открытым до освобождения помещения, занимаемого ныне Рыбинской биржей, где и предполагалось устройство публичной библиотеки, а предложение семейно-педагогического кружка о немедленном избрании библиотечной комиссии отклонить"11.

На заседании совета Рыбинского семейно-педагогического кружка 14 декабря 1911 года было заслушано предложение от Рыбинского ремесленного попечительства в память Императора Александра II о передаче в распоряжение кружка бесплатной библиотеки попечительства12. 8 февраля собрание выбрало библиотечную комиссию для приема и разборки поступавших книг, а также заслушало доклад приват-доцента Санкт-Петербургского университета Н.С.Державина о преподавании русского языка и литературы в средней школе13.

7 декабря 1912 года Ярославский вице-губернатор утвердил в должности ответственного заведующего по бесплатной библиотеке-читальне председателя совета Рыбинского семейно-педагогического кружка коллежского асессора Василия Ефимовича Благославова14.

20 декабря 1912 года председатель библиотечной комиссии А. К. Неокесарийская доложила о завершении работы по разделению книг по отделам. Самыми крупными по объёму книг оказались духовно-нравственный отдел, детский, русской и иностранной беллетристики15.

23 апреля 1913 года Рыбинским семейно-педагогическим кружком была открыта бесплатная библиотека-читальня. Открывая библиотеку, кружок имел в виду, главным образом, малосостоятельных читателей, а также учащихся низших школ города, потому что Рыбинск с его преобладающим рабочим населением не имеет ни одной общедоступной библиотеки. Спустя год среднее число посещений в день составляло — 62, максимальное — 210 человек. В течение отчётного года библиотека работала 307 дней, на 58 нерабочих дней выпадали праздники и ремонт помещения16.

15 ноября 1909 года состоялось первое заседание лекционной комиссии. В нее вошли 17 человек, в том числе И.И.Зеленцов, А.А.Золотарев, М.Б.Гуревич, А.Т.Абакин, Е.И.Воскресенский, А.А.Боде и др. На декабрь для закрытого литературного вечера был назначен доклад И.И.Зеленцова "О Гоголе»17. Устраивались публичных лекций на различные темы. Особенно оживленные прения между членами кружка вызвал доклад Н.С.Державина «О преподавании русского языка». Так же были устроены елки для бедных детей приходских школ18.

На повестке общего собрания 21 января 1915 года обсуждался вопрос о «возможном расширении деятельности семейно-педагогического кружка в соответствии с его прямыми задачами и назревающими новыми потребностями, вызванными историческими событиями. Члены собрания, работающие в организованном биржевым комитетом приюте-яслях, указали, что продолжение подобной деятельности и после окончания войны отвечало бы задачам кружка». Собрание поручило совету кружка выйти к попечительскому совету при биржевом комитете с предложением о безвозмездном предоставлении труда своих членов и возможной передаче в ведение семейно-педагогического кружка приюта-яслей для детей. Так же на этом собрании совету кружка было поручено созвать "объединенное совещание представителей культурно-просветительских обществ города Рыбинска, земства, городского управления и биржи для обсуждения вопроса об открытии в Рыбинске народного дома»19.

Но в связи с военными действиями и обострением политической обстановки работа организации была приостановлена, хотя библиотека некоторое время продолжала функционировать. Члены семейно-педагогического кружка встретились на организационном собрании 1 марта 1917 года. Участники высказались за необходимость возрождения работы объединения, но ввиду особой остроты политических событий, решили ограничиться выборами должностных лиц20.

16 мая 1917 года было выбрано новое правление, состоявшее из единогласно избранного председателя В.Е.Благославова, заместителя председателя Н.В.Розовой, казначея О.В.Стратилатова и секретаря М.А.Медимнова. На заседании совета было решено провести «11 июня в здании Биржи лотерею-аллегри для усиления средств бесплатной народной библиотеки-читальни с отчислением 10% чистого дохода на военные нужды». Однако "сама лотерея состоялась в Карякинском саду только 16 июля 1917 г., чистый доход составил 1 161 руб. 75 коп."21.

Последнее заседание совета кружка состоялось 22 августа 1918 г. «На повестке дня стоял вопрос о дальнейшем существовании библиотеки-читальни семейно-педагогического кружка. Библиотеку решили поддержать в пределах кассовой наличности (в сумме около 300 руб.)22.

За многолетнюю жизнь сообщества состав участников практически не менялся, количество членов семейно-педагогического кружка со временем только возрастало с 53 человек в 1908 году до 1006 человек в 1911 году. Рыбинский кружок объединял тех, кто интересовался просветительской деятельностью и был готов работать в этом направлении.

У истоков образования кружка стояли Воскресенский Евгений Иванович, действительный статский советник, директор Рыбинской гимназии (1908-1911 гг.), историк литературы, литературный критик; Судьбинина Александра Александровна, учительница заведующая 3 женского начального училища23, о. Валентин Иванович Стратилатов, священник, законоучитель 1-ой Рыбинской женской гимназии24 и многие другие очень опытные и любящие свое дело педагоги-новаторы. Бессменным председателем совета кружка являлся Василий Ефимович Благославов, инспектор страхового общества в Рыбинске, член Рыбинского отделения Ярославского естественно-исторического общества, Иван Иванович Зеленцов, учитель русской словесности Мариинской женской и Рыбинской мужской гимназий, преподаватель литературы и педагогики, выдающийся педагог-новатор, подвижник. Член лекционной комиссии, один из организаторов кружка, «за отлично-усердную работу» был награжден орденом Св.Станислава 3 степени, орденом Св. Анны25. Неизменными членами семейно-педагогического кружка были Александра Константиновна Неокесарийская, учительница заведующая Рыбинским 1 женским 2-х классным приходским училищем, дочь статского советника, награждена светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых, серебряной медалью с надписью «за усердие» на Александровской ленте26; Голубев Константин Васильевич, коллежский асессор, преподаватель коммерческих наук Рыбинского восьмиклассного коммерческого училища, награжден светло-розовой медалью, утвержденной в память 300-летия царствования Дома Романовых, в 1916 году утвержден в чине надворного советника27; Курбатов Антон Николаевич, дворянин, преподаватель рисования, чистописания и гимнастики Рыбинского восьмиклассного коммерческого училища, награжден орденом Св.Станислава 3 степени, а также светло-розовой медалью, утвержденной в память 300-летия царствования Дома Романовых, в 1907 г. утвержден в чине надворного советника28.

Рыбинский семейно-педагогический кружок проводил серьезную общественно-просветительскую работу и являлся центром внешкольного семейного образования. Разделение деятельности по системе разных комиссий (лекционной, детской, библиотечной) способствовало более тщательной организации дел объединения. Кружок привлекал значительное количество педагогов-наставников, а разнообразие направлений внешкольной работы вовлекало в нее большой слой населения.

Статья подготовлена заведующей отделом ИО и ПД Власова Татьяна Владимировна по документам РбФ ГАЯО

  1. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 1. Л. 5,6, 7.
  2. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 2. Л. 9—10об.
  3. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.
  4. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 3. Л. 2об., 6.
  5. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 3. Л.13об.
  6. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 3. Л.19,19об.
  7. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 3. Л.15об.
  8. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д.10. Л.1-5.
  9. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 3. Л.19об.
  10. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 3. Л.18об.
  11. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д.10. Л.7.
  12. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 16. Л. 16.
  13. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 16. Л. 28.
  14. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 16. Л. 34.
  15. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 20. Л. 2.
  16. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 24. Л. 1об.-2об
  17. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 3. Л. 27, 27об.
  18. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 19. Л. 1, 1об.
  19. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 25. Л. 3об, 4.
  20. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 28. Л. 5.
  21. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 28. Л. 2.
  22. РбФ ГАЯО. Ф. 402. Оп. 1. Д. 28. Л. 4.
  23. РбФ ГАЯО. Ф. 15. Оп. 1. Д. 323. Л. 21-22.
  24. РбФ ГАЯО. Ф. 72. Оп. 2. Д. 32. Л. 2об.
  25. РбФ ГАЯО. Ф. 72. Оп. 2. Д. 56.
  26. РбФ ГАЯО. Ф. 15. Оп. 1. Д. 323. Л. 44-45.
  27. РбФ ГАЯО. Ф. 75. Оп. 3. Д. 85.
  28. РбФ ГАЯО. Ф. 75. Оп. 3. Д. 97.

РбФ ГАЯО. Ф.15. Оп.1. Д.323. Л.44об-45

РбФ ГАЯО. Ф.15. Оп.1. Д.323. Л.44об-45

РбФ ГАЯО. Ф.75. Оп.3. Д.97. Л.60об-61

РбФ ГАЯО. Ф.75. Оп.3. Д.97. Л.60об-61

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.2. Л.9

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.2. Л.9

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.2. Л.10об

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.2. Л.10об

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.10. Л.7

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.10. Л.7

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.16. Л.34

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.16. Л.34

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.28. Л.5

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.28. Л.5

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.24. Л.1об-2

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.24. Л.1об-2

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.28. Л.4

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1. Д.28. Л.4

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1.Д.24. Л.1

РбФ ГАЯО. Ф.402. Оп.1.Д.24. Л.1

/ 23 июня 2023 г.