/ ГлавнаяПресс-центрПубликацииВ.А. Горобченко и Ярославская школа юных журналистов. Начало

В.А. Горобченко и Ярославская школа юных журналистов. Начало

В завершение нынешнего 2023-го, объявленного годом педагога и наставника, следует отдать дань уважения человеку, который без формального педагогического образования стал подлинным учителем для многих молодых людей нашего города. Речь идет о Валерии Александровиче Горобченко, чье детище — небезызвестная Ярославская школа юных журналистов имени Н.А. Островского. Первое упоминание об этом во многих отношениях неординарном коллективе прозвучало со страниц респектабельной областной газеты «Северный рабочий» также под занавес — тогда еще 1982-го — года.

История Школы началась с создания при тогдашнем городском Дворце пионеров и школьников кружка юнкоров. В.А. Горобченко, выпускник факультета журналистики МГУ, имевший немалый опыт работы в периодических изданиях, сумел увлечь и объединить вокруг себя серьезных и мотивированных ребят, склонных к писательскому творчеству. Примечательны темы занятий первого 1982–1983 учебного года: «Как делается газета?», «Дом журналистов: как работает редакция?», «Газетные жанры. Хроника, заметка, репортаж, интервью», «Литературное редактирование», «Фотоиллюстрация. Основы фотодела», «Телерадиожурналистика». Теория тут же претворялась в практику: юнкоры заглядывали в типографию и в редакцию «Юности», встречались с журналистами «Северного рабочего», посещали Дом радио, писали репортажи к экскурсии «Ярославль — мой город», брали интервью у кружковцев Дворца пионеров, выполняли общие с фотокружком задания, готовили номера стенгазеты при Дворце1.

Слушатели Ярославской школы юных журналистов. 1986 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 46)

Слушатели Ярославской школы юных журналистов. 1986 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 46)

В период становления Школы (1982–1985 гг.) именно стенная печать явилась одним из главных направлений деятельности юных журналистов. В начале 1983 года они отправились рейдом по школам города, чтобы, выявив недостатки этого (популярного в ту эпоху) вида школьного творчества, придать ему качественно новый уровень. Многие юнкоры стали тогда редакторами стенных газет; под руководством В.А. Горобченко началось обучение студентов педагогического института основам газетного дела, учителей обучали по плану городского методического кабинета, привлекали также пионервожатых и школьников, отвечавших за стенную прессу. За два (1983–1985) учебных года курс овладения производством и выпуском стенных газет прошли свыше 200 учащихся и членов общешкольных редколлегий. Впоследствии о юнкоровской операции «Школьная стенгазета» рассказывалось в журналах «Комсомольская жизнь» и «Журналист»2.

Впрочем, перед своими воспитанниками — будущими журналистами — Валерий Александрович ставил совсем иные, куда более профессиональные задачи, изначально ориентируя их не на стенную печать, а на многотиражные районные и областные газеты. Так в ноябре 1982 года в «Северном рабочем» появилась первая заметка юнкоров за авторством Елены Карповой, а ровно два года спустя им удалось пробиться и в центральную прессу — в молодежном журнале «Комсомольская жизнь» вышла статья Елены Батуевой "Крылья крепнут на ветру»3.

В 1980-е срок обучения в Школе юнкоров составлял 2–3 года. В 1986–1987 учебном году две группы (более 30 человек) занимались на базе Дворца пионеров, и еще одна (более 20 слушателей) — в одной из городских школ. Уже в первые месяцы учебы ребята овладевали навыками общения, умением брать материал и излагать его на бумаге. Валерий Александрович шлифовал все новые формы и методы учебно-воспитательной работы, организуя при участии своих воспитанников занятия-встречи с интересными людьми (журналистами, студентами, учителями, выпускниками Школы), занятия-диспуты (на злободневные тогда темы перестройки и гласности, реформы школьного образования, культа личности), «круглые столы» (по проблемам школьной стенной печати, самоуправлению в школе, взаимоотношениям педагогов и учащихся), лекции и практические занятия (выпуск стенгазет, организация пресс-центров, планирование работы редколлегий). Как отмечал наставник, «круглые столы» были крайне трудной практической работой, требовавшей от будущих журналистов организаторских способностей, знания предмета разговора, умения выделить главное и акцентировать на нем внимание. А работа в пресс-центрах всесоюзных и всероссийских соревнований была, по сути, своеобразным экзаменом на зрелость4.

III Всероссийский конкурс профмастерства школьников. 1987 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 49)

III Всероссийский конкурс профмастерства школьников. 1987 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 49)

II Всесоюзные финальные соревнования по самбо. 1989 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 52)

II Всесоюзные финальные соревнования по самбо. 1989 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 52)

Юнкоры Валерия Александровича успешно справлялись со столь непростыми задачами, освещая из пресс-центров VIII Всероссийский слет юных рационализаторов и конструкторов (1983 г.), III Всероссийский конкурс профмастерства школьников (1987 г.), I и II Всесоюзные финальные соревнования по самбо (1988, 1989 гг.), соревнования по акробатике на Кубок Министерства народного образования РСФСР (1989 г.), зональные и финальные соревнования на призы клуба «Золотая шайба» (1989, 1990 гг.), I Всероссийскую географическую олимпиаду школьников (1992 г.)5. Это были значимые мероприятия общегосударственного масштаба, благодаря которым ярославская Школа юных журналистов обретала известность и авторитет, однако и сам наставник, и его воспитанники ощущали потребность выхода на особую тему, некое приоритетное направление деятельности, что открыло бы неисчерпаемые возможности для журналистского творчества. Судьбоносным здесь стала регулярная работа юнкоров в пресс-центре лагеря комсомольско-пионерского актива области «Корчагинец». В 1985 году они познакомились с П.А. Сопильняком, сотрудником московского музея Н.А. Островского, рассказавшим о малоизвестных событиях, связывавших писателя с Ярославским краем. Это были авиаперелет 1936 года Киев—Сочи—Киев и автопробег того же времени Ярославль—Баку—Ярославль6.

Так началась многолетняя поисково-исследовательская работа юнкоров по теме «Н.А. Островский и Ярославский край», увенчавшаяся рядом открытий с последующим выходом на иные смежные исследовательские направления. Поначалу, изучив старые областные газеты, побывав в музее шинного завода и запросив нужные сведения из мемориального сочинского музея Н.А. Островского, юнкоры восстановили подробности ярославского автопробега 1936 года на первых в мире шинах из искусственного каучука. Воспитанникам Валерия Александровича даже удалось познакомиться с одним из бывших участников автопробега, встречавшимся тогда в Сочи с Н.А. Островским. Отыскалась и одна из трех участниц упомянутого авиаперелета, впоследствии жившая в Ярославле и давшая ребятам интервью7.

Музей им. Н.А. Островского в Москве. В центре Р.П. Островская, жена писателя (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 45)

Музей им. Н.А. Островского в Москве. В центре Р.П. Островская, жена писателя (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 45)

Подверглись пересмотру устоявшиеся представления о литературном наследии писателя: юнкоры обнаружили ранее неизвестную книгу-биографию Н.А. Островского и самое первое издание одного из его романов. Познакомившись с женой писателя Р.П. Островской, ребята поддерживали с ней переписку. Их уже приглашали на научные студенческие конференции при историческом факультете ЯрГУ, где, еще будучи школьниками, они выступали с сообщениями о результатах своих изысканий. Так между Школой и факультетом установилось многолетнее сотрудничество, плодом которого, помимо прочего, стало издание в 1986 году (при участии областной Некрасовской библиотеки) библиографического справочника о Н.А. Островском. Сложились тесные контакты с мемориальными музеями писателя в Москве, Сочи и на его малой родине в Шепетовке (Украина). С 1986 года слушатели школы В.А. Горобченко стали проводить Корчагинские дни, в ходе которых они выступали перед школьниками города и студентами театрального вуза с рассказами о жизни Н.А. Островского, о его связях с Ярославским краем, о людях корчагинской воли и о корчагинском движении в нашей области. Итогом столь бурной поисково-популяризаторской деятельности юнкоров и признанием их заслуг стало присвоение Школе в ноябре 1988 года желанного имени Н.А. Островского8.

В.А. Горобченко (крайний справа) и юнкор А. Алфеев (3-й слева) среди сотрудников мемориального музея Н.А. Островского в Сочи. 1987 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 52)

В.А. Горобченко (крайний справа) и юнкор А. Алфеев (3-й слева) среди сотрудников мемориального музея Н.А. Островского в Сочи. 1987 г. (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 52)

Постепенно внутри Школы сложились специфические группы по интересам: «театралы», «самбисты», «историки», «книголюбы». Шло время, вступали во взрослую жизнь все новые поколения юных журналистов. Одни из них отучились на факультете журналистики МГУ, другие оканчивали ярославские и иные вузы, кто-то получил научные степени. Многие выпускники Школы работают в федеральных и региональных СМИ. Впрочем, и те «бывшие», кто впоследствии стали преподавателями вузов, историками, филологами, политологами, юристами, почти все каким-либо образом связаны с журналистикой9.

Известно, что не бывает легких путей. Школа В.А. Горобченко в разные периоды своего существования встречалась со всякого рода трудностями и преградами. Часть их выражалась в банальном отсутствии материально-технической базы: пишущих машинок, фотоаппаратов, диктофонов, простейших учебных пособий, соответствующего помещения, располагавшего к общению, творчеству, передаче опыта. Администрация рассматривала Школу в качестве обычного кружка при Дворце, не была заинтересована в становлении ее как специализированного юнкоровского центра, о чем мечтал сам наставник. Со сменой руководства Дворца пионеров и школьников в 1988 году значительно улучшилась психологическая атмосфера, повысился уровень учебно-воспитательного процесса. Но пришли иные проблемы — с началом капитального ремонта здания юнкоры остались без крыши над головой, занимаясь где придется: то в обкоме комсомола, то в редакции газеты «Юность» (в конце концов, после долгих мытарств по инстанциям и вынужденных обращений в центральную печать Школе все же выделили новое помещение). По словам Валерия Александровича, в то время (1989–1991 годы) над его детищем нависла реальная угроза закрытия, а успехи достигались, как и прежде, в основном на творческом задоре руководителя и энтузиазме ребят и их родителей10.

Н.А. Островский и автопробег ярославских шинников 1936 года стали отправной точкой к разработке новой объемной темы — политических репрессий 1930-х — начала 1950-х годов в Ярославской области. Случилось это, в известной степени, непроизвольно, когда юнкоры захотели проследить судьбы участников автопробега, среди которых были и комсомольские вожаки, и рядовые члены партии. О дальнейшей участи этих людей ребята кое-что узнавали из газет тех лет. Немалую помощь оказал обком комсомола, который на основании юнкоровских данных делал запросы в официальные структуры. Вслед за тем начался поиск мест захоронений, оказавшийся весьма успешным. Юнкорам с их наставником удалось обнаружить место массового расстрела 1937 года близ деревни Селифонтово под Ярославлем, где среди жертв числились и организаторы автопробега. О Селифонтовской трагедии говорили тогда центральные газеты «Труд», «Советская культура», «Московские новости» и даже зарубежные СМИ — в частности, Германии и Финляндии. Благодаря настойчивости юных журналистов, комиссии при обкоме ВЛКСМ по реабилитации комсомольцев и некоторых других общественных организаций областными властями было принято решение о льготах бывшим узникам лагерей, помощи семьям репрессированных11.

Находки на месте массового расстрела 1937 г. близ Селифонтово (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 59)

Находки на месте массового расстрела 1937 г. близ Селифонтово (ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959, сд. оп. 19, д. 59)

В конце 1980-х — начале 1990-х годов юные журналисты разрабатывали близкие темы ярославского ГУЛАГа (пенитенциарные учреждения на территории области) и так называемого «детского ГУЛАГа» (судьбы детей репрессированных советских граждан), остарбайтеров (рабочих с Востока) и советских военнопленных в нацистской Германии, а также немецких военнопленных в СССР. В последнем случае были налажены культурные контакты с поисковыми организациями Германии и Польши. Лучшие публикации слушателей Школы вошли в девятитомную книгу памяти жертв политического террора в Ярославской области «Не предать забвению». В канун 45-летия Победы над фашистской Германией юнкоры начали поиск без вести пропавших на полях сражений воинов, изучали исторические документы, обследовали места захоронений ярославцев, воинов блокадного Ленинграда, военных госпиталей12. Впоследствии юные журналисты занимались историей молодежного и пионерского движения периода Великой Отечественной войны. Итогом этой поисковой деятельности стали книги «Фронтовое знамя Ярославской пионерии», «Юные ярославцы — фронту!», «Педагоги-фронтовики Дворца пионеров».

Издания школы юных журналистов В.А. Горобченко

Издания школы юных журналистов В.А. Горобченко

Немного статистики. С момента основания коллектива и по вторую половину 1990-х годов через Ярославскую школу юных журналистов прошло более 200 старшеклассников, 95% ее выпускников становятся студентами факультетов журналистики, истории, филологии, политологии, социологии. Многие работают в редакциях газет, на радио и телевидении. Приведем некоторые имена бывших юнкоров первых поколений. По состоянию на 1997 г. Сергей Апальков был редактором газеты «Караван-Рос», Алексей Алфеев, Сергей Шубкин, Елена Батуева — ее сотрудниками. Федор Ганенко возглавлял Городской телеканал, Александр Ябелов был корреспондентом телекомпании «Центр-ТВ». В «Золотом кольце» работал Александр Набоков, в «Юности» — Светлана Боева. В столичных изданиях трудились Александр Белоновский, Анастасия Пушкарь, Елена Вранцева, Елена Сеничева. Наталья Полякова и Ирина Образцова работали в Институте гуманитарных коммуникаций, Татьяна Коровина была главным хранителем Музея истории Ярославля13.

В этой статье мы рассказали о начальном периоде в истории Школы, которая функционировала еще долгие годы. В последующие десятилетия Валерий Александрович дал путевку в профессиональную жизнь еще многим ребятам, а его юнкоры реализовали целый ряд общественно значимых проектов. Так, в канун 1000-летнего юбилея Ярославля юные журналисты разрабатывали исторический маршрут «Ярославль-Киев-Париж». В преддверии 65-летнего юбилея Великой Отечественной войны они (в сотрудничестве с исследователем русского фольклора П.Ф. Лебедевым) занимались подготовкой сборника военных песен. В 2011 году в рамках акции «Добродетель памяти» юнкоры способствовали увековечению имен ярославцев, участвовавших в Первой мировой войне (в частности, авиатора Л.Г. Ефимова). Еще один проект Школы — оказание шефской помощи ярославской поэтессе С. Лисовской (в том числе, в издании ее стихов). Направления общественной деятельности юнкоров были весьма разнообразными. Ведь такова и сама жизнь, в гуще которой, по мнению Валерия Александровича, всегда должен быть настоящий журналист14.

Статью подготовил ведущий архивист ЦДНИ ГАЯО Следников А.Г.

  1. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 67. Л. 3–4.
  2. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 80. Л. 7, 9; Д. 81, Л. 4, 5.
  3. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 61. Л. 16, 17, 20, 21.
  4. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 80. Л. 4–6; Д. 81. Л. 11; Д. 95. Л. 5; Д. 100. Л. 1, 2; Д. 103. Л. 2.
  5. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 61. Л. 3–4; Д. 100. Л. 15–17; Д. 103. Л. 5, 5об.
  6. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 60. Л. 1; Д. 61, Л. 4; Д. 95, Л. 6.
  7. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 61. Л. 5, 7.
  8. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 80. Л. 22; Д. 81. Л. 1, 2, 4–6; Д. 100. Л. 3, 8; Д. 103. Л. 3.
  9. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 60. Л. 1. Д. 95. Л. 5; Д. 103. Л. 3, 4.
  10. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 81. Л. 8; Д. 95. Л. 4; Д. 100. Л. 5; Д. 103. Л. 1; Д. 105. Л. 5; Д. 107. Л. 6–8, 21, 60, 73, 80; Д. 110. Л. 1.
  11. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 61. Л. 9–11; Д. 105. Л. 4.
  12. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7959. Оп. 1. Д. 30; Д. 61. Л. 11, 13, 14; Д. 105, Л. 4; Д. 107. Л. 31, 32; Д. 146. Л. 1.
  13. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1959. Оп. 1. Д. 60. Л. 1; Оп. 4. Д. 18. Л. 2.
  14. Ср. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1959. Оп. 3. Д. 39. Л. 3.

/ 29 ноября 2023 г.