/ Главная → Пресс-центр → Публикации → «Из всех искусств для нас наиважнейшим является кино». О развитии киносети в Ярославской области во второй половине 1940-х – 1980-е годы
В советские годы руководство страны придавало особое значение развитию киносети. Как говорил В.И. Ленин, «из всех искусств для нас наиважнейшим является кино». Кино, по мысли Л.И. Брежнева, было боевым помощником партии и важным фактором формирования мировоззрения советского человека. Его влияние особенно выросло в послевоенные годы, что стало возможным благодаря расширению киносети вслед за развитием науки и техники. Кино стало одной из важных форм воспитания трудящихся, оно заняло большое место в работе учреждений культуры профсоюзов. Ни одно мероприятие воспитательного характера, проводимое в клубах, не обходилось без показа кинофильмов. Кроме того, перед работниками культуры ставилась задача, в том числе и посредством кино, оказать влияние на успешное выполнение гражданами государственных планов и социалистических обязательств, принятых коллективами предприятий.
О значимости кино в жизни советского человека говорит тот факт, что в годы советской власти в каждом районе Ярославля был построен свой кинотеатр: «Гигант», «Луч», «Мир», «Чайка», «Дружба», «Парус», «Октябрь», «Аврора», «Победа», «Родина», «Волга». В них проходили кинопоказы и различные общественные мероприятия, встречи с актерами и режиссерами. И, конечно, благодаря своему богатому историческому прошлому, Ярославская область являлась любимой киноплощадкой для многих советских режиссеров. Здесь были сняты «Драма на Волге», «Чистое небо», «Свой парень», «Большая перемена», «Женщины», «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня» и многие другие, ставшие классикой советские киноленты.
Развитие киносети области в послевоенный период находилось в ведении Ярославского областного Совета профессиональных союзов, созданного в 1948 году, а также подчинявшихся ему отраслевых профсоюзов. В 1950 году в структуре облсовпрофа был создан отдел культурно-массовой работы, который стал основным контролирующим центром, отвечавшим за выполнение планов по кинообслуживанию населения области и по развитию киносети. В связи с разрастанием сети киноустановок в области в 1970 году в структуре облсовпрофа был создан специальный отдел — инспекция по кино (с 1972 г. — Совет по кино), просуществовавший до середины 1980-х годов.
Киносеть области в послевоенные годы развивалась достаточно быстро. Если в 1949 году она включала в себя всего 65 киноустановок, то в 1953 г. — 71 киноустановку, в 1957 г. — 80, а к середине 1960-х гг. — 101 киноустановку.1
К 1970 г. профсоюзная киносеть облсовпрофа состояла из 159 киноустановок (113 из которых территориально находились в Ярославской области, остальные — при профсоюзных организациях железнодорожников в ДК на станциях в Архангельской, Вологодской, Ивановской, Костромской областях и Коми АССР). В области имелось 4 отделения по прокату, которые снабжали кинофильмами все профсоюзные киноустановки. При областной конторе кинопроката функционировала репертуарная комиссия в составе управляющего областной конторой, начальника управления кинофикации и представителя облсовпрофа. Она заседала 2-3 раза в месяц и решала вопросы о выпуске кинофильмов на экраны кинотеатров и профсоюзных клубов области, после чего издавала распоряжение по прокату кинофильмов. Комиссия решала вопрос о выпуске и очередности показа новых фильмов в кинотеатрах и профсоюзных клубах, отнесенных по снабжению кинофильмами к 1-м и 2-м экранам. В Ярославле к первоэкранным относилось 7 кинотеатров и 2 профсоюзных клуба, ко вторым экранам — 2 кинотеатра и 2 профсоюзных клуба; в Рыбинске был один первоэкранный кинотеатр и один первоэкранный профсоюзный Дворец культуры. Туда новые фильмы попадали в первую очередь. После демонстрации фильмов в первоэкранных кинотеатрах отдел фильмопродвижения конторы кинопроката расписывал кинофильмы по другим киноустановкам. В соответствии с многолетней практикой фильмы сначала получали крупные клубы, дома и дворцы культуры. Профсоюзные киноустановки снабжались кинофильмами по кольцевому принципу не зависимо от ведомственной принадлежности.2
Рост числа киноустановок в 1950-е — начале 1960-х гг. происходил в основном за счет увеличения их количества на селе (если в начале 1950-х годов на селе их было всего 7, то в 1970-е гг. их количество возросло до 42).3
К 1971 году в Ярославской области имелось 38 сельских киноустановок профсоюзов, из них 22 установки располагались в клубах совхозов и 16 киноустановок в клубах промышленных предприятий, находящихся в сельской местности. Они снабжались кинофильмами из трех отделений кинопроката (Ярославского, Ростовского и Рыбинского). Фильмы доставлялись к ним транспортом конторы кинопроката или почтой. Как правило в течение 3-х месяцев после демонстрации новых фильмов в первоэкранных кинотеатрах их получали все совхозные профсоюзные киноустановки. В некоторых совхозах, находящихся в непосредственной близости от Ярославля (например, совхоз «Молот»), новые фильмы получали наравне с городским киноустановками, а иногда даже с первоэкранными кинотеатрами.4
Совет по кино облсовпрофа принимал меры по развитию киносамодеятельности на селе. В середине 1970-х гг. в сельских учреждениях культуры работало 10 любительских киностудий, в которых занималось более 200 кинолюбителей. В марте 1975 г. был проведен областной смотр-конкурс любительских фильмов, куда от сельских киностудий поступило 6 кинофильмов, 2 из них были награждены дипломами и премиями облсовпрофа.5
В марте 1974 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР», выполняя которое пленум Ярославского облсовпрофа утвердил ряд мероприятий, обеспечивающих улучшение кинообслуживания трудящихся в сельской местности. Кинокартины стали активно использоваться в целях массово-воспитательной работы и пропаганды сельскохозяйственных знаний. Контора кинопроката совместно с руководителями киноустановок на селе ежемесячно стала комплектовать программу фильмов под рубрикой «тематический показ сельскохозяйственных фильмов». Фильмы использовались для демонстрации на курсах повышения квалификации во всех районах. Учеба и чтение лекций проводились главными специалистами своего хозяйства, после чего организовывался показ кино соответствующей тематики.
Кинопанорама в ДК РПОМ г. Рыбинска. 1977 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 1053. Л. 6,7.
Постепенно сотрудниками учреждений культуры и досуга были апробированы и освоены определенные формы работы, связанные с использованием и показом кинофильмов, как-то: народные университеты, кинолектории, тематические показы, киноклубы и кинофестивали.
Во всех домах культуры области были организованы и работали народные университеты, в которых имелись разные факультеты: технического прогресса, экономических знаний, «Здоровье», эстетического воспитания и даже факультет киноискусства. На всех факультетах в процессе обучения использовался показ фильмов на киноустановках.
Широкую популярность приобрели кинолектории по разнообразной тематике. Так, в 1973 году по области в профсоюзных культурных учреждениях работало 194 лектория. Например, в 1977 году во многих клубах прошел кинолекторий под названием «Мы и закон», посвященный разъяснению и массовой пропаганде основных положений Конституции СССР среди трудящихся. В канун 60-летия Октябрьской революции были проведены тематические показы и кинофестивали, кинолектории: «60 героических лет», «Этапы большого пути», «В буднях великих строек» и другие.6 Широко использовались фильмы в работе школ коммунистического труда, на многих предприятиях работали кинолектории «маршрутами пятилетки». В середине 1980-х гг. в рамках антиалкогольной программы стали проводиться антиалкогольные кинолектории: «Пьянство — социальное зло», «За трезвый образ жизни», «Трудовой коллектив — воспитатель» и тематические киновечера: «Человек хозяин своей судьбы», «За здоровый быт и содержательный отдых». К формированию кинорепертуара по антиалкогольной кинопропаганде привлекались лекторы, врачи, работники милиции, партийные и профсоюзные работники.7
Отдельные дома и дворцы культуры при проведении культурно-массовых мероприятий в течение месяца демонстрировали до 50 кинопрограмм. Большой популярностью среди зрителей пользовались тематические показы кинофильмов. Например, Дворец культуры Ярославского моторного завода регулярно проводил тематические показы кинофильмов к праздничным датам. К 30-летию Победы на всех киноустановках области прошел показ кинофильмов военных лет и фильмов о строительстве коммунизма.8 К 60-летию СССР были разработаны тематические показы («По Советскому Союзу»), циклы киновечеров («В созвездии союзных республик»). В ряде ДК для зрителей проводились киномаршруты по союзным республикам СССР.9
Большим успехом пользовались созданные при учреждениях культуры киноклубы: «Вокруг света», «Современник», «В мире прекрасного», на заседаниях которых организовывались просмотры и обсуждения кинофильмов. В клубах также проводились тематические кинофестивали, например: «Человек, который изменил мир», «Советская женщина — слава тебе», «Советской Армии — слава». В целях пропаганды киноискусства на вечерах отдыха ряд клубов проводил киновикторины, организовывал клубы кинопутешествий и другие мероприятия с использованием и широким показом как художественных, так и хроникально-документальных и научно-популярных кинофильмов.10
На 1 января 1981 года в области работало 26 любительских киностудий и кинокружков, в которых занималось 600 человек. Совет профсоюзов ежегодно проводил смотры любительских кинофильмов, посвященных различным памятным датам и событиям.11 В некоторых киноклубах работа строилась на основе тематических циклов. Например, абонемент 1978 г. в ДК РПОМ г. Рыбинска назывался «ДИПОЛИ». В основе цикла лежали пары фильмов, связанных одной темой, жанром или созданные на одной киностудии.12
Киновечер в ДК РПОМ г. Рыбинска. 1977 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 1053. Л. 6,7.
Ярославль часто становился площадкой для проведения различных кинофестивалей. Например, в 1964 году Ярославский областной совет по туризму совместно с телевизионным клубом туристов и киностудией «Чайка» провел 1-й кинофестиваль любительских кинофильмов «Человек шагает по планете», где для рассмотрения жюри было представлено 36 любительских кинофильмов. Лучшим был признан кинофильм туриста-кинолюбителя с моторного завода С. Морозова «С рюкзаком и песней по Крыму». Также было создано творческое объединение «Турист» при народной киностудии «Юность». Им была выполнена работа по созданию фильма «Наша Волга».
Программа заключительного просмотра фестиваля любительских кинофильмов «Человек шагает по планете». Декабрь 1965 года. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1580. Оп. 1. Д. 17. Л. 10.
25-26 ноября 1972 года Ярославский областной совет по туризму и экскурсиям провел первый областной кинофестиваль любительских фильмов и цветных диафильмов «Турист — 72», посвященный 50-летию образования СССР. Для участия в фестивале на конкурс поступило более 140 фильмов и программ цветных слайдов от любительских студий, киноклубов, кружков и фотолюбителей области. Диплом первой степени и денежную премию за лучшую программу кинолент и цветных диафильмов получил коллектив народной киностудии «Юность».
Также в Ярославской области организовывались кинофестивали национальных республик СССР. В июне 1976 года в рамках дней культуры Латвийской ССР был проведен кинофестиваль лучших фильмов, созданных на Рижской киностудии (всего ярославской публике было показано 23 фильма). Кинофестиваль вызвал большой интерес со стороны ярославцев. Его посетило более 3 тыс. жителей области. А в сентябре 1987 года в рамках дней культуры Киргизской СССР в кинотеатрах области прошел фестиваль работ мастеров студии «Киргизфильм». Были показаны фильмы, удостоенные многих десятков призов всесоюзных и международных конкурсов. Ярославцы смогли посмотреть «Лунную ведьму», «Волны умирают на берегу», «Первый», «Дела земные», «Волчью яму» и «Катастрофу не разрешаю». В рамках фестиваля в Ярославле также побывал один из ведущих мастеров самобытной национальной кинематографии и советского кино в целом — секретарь правления Союза кинематографистов СССР, режиссер Толомуш Океев. Он выступил перед ярославскими зрителями на премьере своей новой киноленты «Миражи любви».13
Большим событием в культурной жизни Ярославля стал V Всесоюзный смотр-конкурс художественных, документальных и научно-популярных фильмов о жизни и труде советского человека, проведенный во Дворце культуры и техники моторного завода в феврале 1981 года. На смотр-конкурс было представлено 5 художественных, 9 полнометражных документальных и научно-популярных и 27 короткометражных фильмов. В состав жюри конкурса входила народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФФСР Л.М. Гурченко. Первый день фестиваля завершился показом двухсерийной киноленты «Особо важное задание» (Мосфильм) с Л.М. Гурченко в главной роли. Вне конкурсного просмотра фильмов было организовано 4 встречи с народным артистом СССР Н. Крючковым, народной артисткой РСФСР Л. Гурченко. Эти встречи посетило 2800 человек. Всего фестиваль посетили свыше 13 тысяч зрителей.14 В рамках фестиваля в гостях у ярославцев побывали работники 19 киностудий страны, ведущие артисты театра и кино, которые встретились с трудовыми коллективами предприятий области. Всего в кинотеатрах Ярославля, Рыбинска и Ростова были организованы 42 встречи с творческими работниками киноискусства, которые посетило 24 820 человек.15
Торжественное открытие V Всесоюзного смотра-конкурса художественных, документальных и научно-популярных фильмов. 1981 год. ЦДНИ ГАО. Ф. 1615. Оп. 2. Д. 96. Л. 1.
Фотопортрет Л.М. Гурченко с автографом. Фото Б. Саранцева. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 1374. Оп. 1. Д. 29. Л. 19.
В 1970-е гг. в пропаганде научно-технических знаний стали активно использовать документальное кино. 24 апреля 1968 г. и 28 ноября 1969 г. было принято два постановления Секретариата ВЦСПС «Об улучшении использования кино в пропаганде научно-технических знаний среди рабочих и служащих». В соответствии с ними 28 февраля 1973 было принято постановление президиума Ярославского облсовпрофа «О серьезных недостатках в работе профсоюзных организаций и учреждений культуры по использованию кино в пропаганде научно-технических знаний среди рабочих и служащих». Согласно данному постановлению президиум облсовпрофа утвердил план мероприятий Совета по кино по организации показа технических фильмов. В течение 1973 года предприятиям области дополнительно были выделены 32 комплекта узкопленочной аппаратуры для показа технических фильмов. В Красных уголках были организованы кинопоказы по графику в определенные для каждого цеха дни и часы. Репертуар фильмов составлялся исходя из ранее поданных заявок от различных служб завода. Фильмы использовались из фонда кинопрокатов, а также фондов Ярославского ЦНТИ и по специальному заказу. Демонстрацию фильмов на территории каждого предприятия осуществляли кинодемонстраторы-общественники. Для этой цели Советом по кино облсовпрофа было подготовлено 42 человека. С мая 1974 года при облсовпрофе заработали 2-х недельные курсы по подготовке кинодемонстраторов узкопленочного кино для промышленных предприятий. Всего на 1 января 1974 года на предприятиях области было кинофицировано 175 красных уголков из 255 возможных.16
Большая работа по показу фильмов проводилась по линии ЦНТИ. При Ярославском ЦНТИ был создан Совет по научно-технической пропаганде. Председатель Совета по кино являлся членом технического Совета. За 1973 год на предприятия области было организовано 300 выездов с фильмами ЦНТИ, в 1974 г. — 133. Всего за 1973 г. было обслужено 230 предприятий, за 1974 г. — еще 60. В 1973 г. был издан каталог на все фильмы по основным видам промышленности. Приказом областной конторы кинопроката от 20 мая 1974 г. были определены дни для просмотра технических и научно-популярных фильмов для специалистов предприятий и членов технического совета. Ежемесячно на предприятия области давалась информация о поступивших в кинопрокат фильмах. На некоторых предприятиях подобные кинопоказы давали практический эффект. Например, завод № 50 после просмотра оперативной киноинформации и ознакомления с технической документацией применил новые технологии в производстве и получил экономический эффект в размере 4,3 тыс. руб., а Ярославский радиозавод — 21, 1 тыс. руб.17
Однако, не смотря на достигнутые успехи в области кинопроката в 1960-70-е гг., оставалось также много нерешенных вопросов, как-то: низкий уровень подготовки работников, плохая реклама кинофильмов, простои киноустановок. Так сотрудники ДК, даже окончившие высшие учебные заведения, готовящие клубных работников, имели очень мало знаний по вопросам организации работы киноустановок. Клубные работники, выпускаемые культпросвет учреждениями, не имели представления о формах работы с кино, по организации зрителей и путях выполнения финансового плана. Работники Советов по кино занимались в основном контролем за деятельностью киноустановок, техническим их состоянием и выполнением финансовых планов, а не методическими разработками киновечеров, кинофестивалей и других массовых мероприятий с использованием кино.18
Как показывали проверки на местах, на многих киноустановках была плохо поставлена организаторская работа, слабо велась работа по пропаганде и рекламе фильмов и широкому привлечению зрителей, особенно на селе.
Например, Ростовское отделение кинопроката обслуживало три района: Ростовский, Борисоглебский и Переславский. На 1965 г. оно имело 224 киноустановки (111 широкопленочных и 113 — на узкой пленке) и более 1000 научно-популярных, хронико-документальных и учебных кинофильмов. Предвыпускная реклама кинофильмов была организована слабо. В городе имелся только один рекламный щит, на который вывешивалась одна афиша. Получаемые новые кинофильмы из Ярославля в тот же день показывались в кинотеатре «Юбилейный» без предварительного просмотра работниками кинопроката. Резерва кинофильмов в конторе не было. Упор делался на показ художественных кинолент. Многие документальные и научно-популярные фильмы находились без движения на базе кинопроката. 19
В результате плохой пропаганды и рекламы в целом по области лучшие фильмы года на киноустановках просматривало всего около 20 процентов населения. Также на селе слабо была поставлена работа по связям со школами, не внедрялось абонементное кинообслуживание, было много простоев из-за ремонта клубных помещений и не укомплектованности штата киномехаников. Так в 1977 году 110 киноустановок из 151 не выполнили план. В сводке ВЦСПС по выполнению плана по кинопоказам и сборам средств Ярославская область заняла последнее 72 место.20
14 января 1977 г. было принято постановление Секретариата ВЦСПС «О мерах по улучшению кинообслуживания трудящихся в профсоюзных клубах». На основании данного постановления Ярославским областным Советом профсоюзов был подготовлен ряд организационных мероприятий, направленных на улучшение работы профсоюзной киносети, а именно: усиление контроля над деятельностью профсоюзных организаций и учреждений культуры по кинообслуживанию трудящихся, развитие социалистического соревнования среди киноустановок по широкому использованию кино, повышение уровня организаторской работы вокруг кино, подготовка кадров киномехаников и другие.21 В результате проделанной работы профсоюзная сеть в 1978 г. досрочно выполнила установленный план по сбору средств к 15 декабря, а в 1980 г. к 15 ноября. Была улучшена реклама и пропаганда кинофильмов. В начале 1980-х гг. Дома культуры стали регулярно распространять по своим микрорайонам печатные рекламы с репертуаром на следующий месяц, а на предприятиях и на стенах ДК стали вывешивать художественно-оформленную рекламу. В местных газетах стали печатать информацию о фильмах, которые идут в кинопрокате.22 Новой формой работы стал выпуск радиогазет перед киносеансами и устных журналов «В мире кино», проходивших на агитплощадках и знакомивших население с работой киностудий страны. Таким образом удалось значительно улучшить работу киносети области и добиться ежегодного выполнения планов по кинопоказам.
Программа киновечеров Клуба любителей кино при клубе «Гигант». 1981-1982 гг. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 1356. Л. 90, 90 об.
В 1980 году во многих клубах области был открыт филиал Центрального Московского кинолектория, который пользовался большой популярностью у зрителей, всегда проходил при полных залах. На данном кинолектории проходили творческие встречи с режиссерами, операторами, артистами и другими деятелями кино. Так, например, в рамках данного кинолектория во Дворце культуры и техники РПОМ г. Рыбинска, зрители смогли встретиться с директором Госфильмофонда СССР М.А. Страчковым, с режиссером киностудии «Союзмультфильм» В.М. Котеночкиным, с кандидатом искусствоведения, членом Союза кинематографистов СССР К.Э. Разлоговым и многими другими.23
Т.С. Шарова — член союза журналистов в ДК «Нефтяник» с беседой «Кино и книга». 18.06.1989 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1555.
Большое внимание сотрудники ДК уделяли занятиям с детской аудиторией. При многих клубах и домах культуры в 1960-е годы были созданы пионерские кинотеатры, работа которых была направлена на организацию пропаганды кино, на установление тесной связи между ДК и школами с целью углубления и дополнения школьной программы. В подобных кинотеатрах кинодемонстрантами часто работали сами дети старшего возраста. Например, при клубе кофе-цикорной фабрики г. Ростова функционировал детский пионерский кинотеатр «Восход», при котором был создан кружок «Юный киномеханик». В 1974 году 10 учащимся данного кружка были выданы права кинодемонстрантов.24
Совет детского киноклуба «Романтик» школы поселка Карачиха Ярославской области. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп. 1. Д. 1267.
В целом методы работы с детской аудиторией во многом были заимствованы от работы со взрослыми. Для детей также проводились тематические кинопоказы, кинофестивали, были созданы киноклубы для маленьких зрителей. Ряд ДК имел связь со школами и организовывал показ фильмов в соответствии со школьной программой особенно в дни каникул. Некоторые клубы и дома культуры устанавливали связи с близлежащими детскими садами и группами продленного дня, показывая им кино на постоянно основе. Часто кинопоказы совмещали с книжными выставками, беседами, конкурсами и викторинами. Для школьников всех возрастов просмотр фильма являлся самым доступным видом отдыха. На протяжении 1950-80-х гг. отмечался постоянный рост детской аудитории, что свидетельствовало об успехе работы с детьми. Так, если в 1949 году детские киносеансы в год посещало 596 211 зрителей, то в 1970-80-е гг. — более 1 млн.25
Абонемент литературных обзоров «Все работы хороши» (о людях разных профессий) для 7-8-х классов. ДК моторостоения. Г. Рыбинск. 1976/77 учебный год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 1053. Л. 13, 13 об.
Перед демонстрацией художественных фильмов организовывались выступления участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, работников искусства и культуры города. Например, Дом культуры комбината «Красный Перекоп» к юбилею комсомола провел кинофестиваль художественных фильмов, где демонстрировались картины: «Павел Корчагин», «А зори здесь тихие», «Молодые», "Родная кровь«.26 В Доме культуры Переславского химзавода для самых маленьких работал киноклуб «Малышок» по теме «Люби свой край». Там демонстрировали фильмы, киножурналы о природе края, проводили тематические киновечера для старших школьников.27
В начале 1980-х гг. во многих клубах в дни школьных каникул проводились кинофестивали, например, «В мире сказок», "Герои любимых книг — на экране«.28
Программа фильмов для детей Рыбинского ДК «Радуга». 1982 г. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 1456. Л. 59.
В рамках принятых основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981-85 гг. перед работниками кино была поставлена задача широкого использования кино в воспитательной и учебной работе. В соответствии с данной программой работники ДК постоянно улучшали кинообслуживание детей и подростков. В 1980-е гг. репертуарные планы кинотеатров стали составляться с учетом заявок от ребят. В середине 1980-х была введена новая форма работы с маленьким зрителем — родительские конференции и вечера-диспуты по различным кинофильмам для учащихся близлежащих школ.29 В дни проведения Всемирных фестивалей молодежи и студентов проводились фестивали молодежного кино. Для участников художественной самодеятельности устраивали тематические кинопоказы «Об искусстве танца», «Цирк зажигает огни», «Праздник балета» и другие.30
В 1970-80-е гг. была популярна такая форма работы со школьниками, как кинолекторий. Здесь не просто читались лекции с демонстрацией фильмов, но проводились встречи с журналистами, писателями, артистами, режиссерами Мосфильма и Ленфильма. Они пользовались большой популярностью среди старшеклассников и учащихся ГПТУ. Так в рамках кинолекториев прошли встречи ярославских школьников с Л. Коневским, М. Бобровым, В. Талызиной и Л. Касаткиной.31
Большим успехом пользовались молодежные киновечера отдыха. В их программу как правило включались песни, танцы, выступления участников художественной самодеятельности и просмотр фильмов различной тематики.32
Программа детского кинолектория революционной и боевой славы в ДК моторостроения г. Рыбинска на 1976-1977 гг. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 1053. Л. 12, 12 об.
Таким образом, к моменту распада СССР киносеть Ярославской области состояла из 158 киноустановок (95 — в городах и 63 — на селе) и охватывала регулярными кинопоказами почти все слои населения. Так в 1988 году киносеансы по области посетили 3 763,3 тыс. взрослых и 1 214, 3 тыс. детей.33 Развитие киносети являлось важной составляющей работы профсоюзных организаций. Были наработаны и отработаны множественные и разнообразные формы взаимодействия со зрителем. Посредством кино граждан СССР развлекали, воспитывали, обучали, кино использовали даже как вспомогательную силу для достижения экономического роста. Кинозалы являлись центрами сосредоточения общественной жизни каждого района, а кино было одним из самых доступных развлечений для жителей всех возрастов.
Статью подготовила зав. отделом информационного обеспечения и публикации документов ЦДНИ ГАЯО Шанина О.Н.
/ 29 ноября 2023 г.